Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 13. Научное и ненаучное познание.






Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, (см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82) можно сформулировать следующим образом:

1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;

2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;

3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;

4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания — эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности.

Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения — следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно‑ следственными связями, и задача науки — установить эти связи.

2. Принцип истинности научного знания.

Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.

3. Принцип относительности научного знания.

Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности — так называемый интервал адекватности.

Основными методами, используемыми в процессе — эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.

Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечисленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Выделяются следующие виды эксперимента:

1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизвестных науке явлений или свойств предметов;

2) проверочный (контрольный) эксперимент, в ходе которого осуществляется проверка каких-либо теоретических предположений или гипотез;

3) физический, химический, биологический, социальный эксперименты и др.

Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания — теоретическим и эмпирическим.

Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.

Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).

На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.

Однако при отсутствии возможности или потребности в научном познании его функцию может взять на себя ненаучное познание.

Самым ранним видом ненаучного познания являлся миф. Основной задачей мифа являлось непротиворечивое объяснение структуры мира, места человека в нем, ответ на ряд вопросов, интересующих человека. Наряду с сюжетной линией миф предлагал принятую в данном обществе систему правил и ценностей. Таким образом, мифы для человека первобытного общества и древнего мира на определенной стадии развития человека заменяли научное познание, давая готовые ответы на возникающие вопросы.

Еще одной разновидностью ненаучного знания являются такие понятия как опыт и здравый смысл. И первое, и второе часто не являются результатом осмысленной научной деятельности, а представляют собой сумму практики, выраженной в ненаучном знании.

В ходе стремительного развития научного знания в XIX – начале XXI века так же активно развивается область знаний, получившая обобщенное название паранаука. Эта область ненаучного знания обычно возникает в тех случаях, когда развитие научного знания подняло некоторые вопросы, на которые наука на протяжении некоторого времени не может дать ответ. В таком случае функцию ответа на эти вопросы берет не себя паранаука. Зачастую паранаука дает формальное объяснение происходящим процессам, или не дает его вовсе, списывая происходящее на некоторую чудодейственность.

Паранаука может либо дать научное объяснение существующему феномену и тогда она становится новым видом научного знания, либо не дать такого объяснения до того момента, как научное знание самостоятельно найдет непротиворечивое объяснение.

Паранаука часто имеет претензию на универсальность, т.е. знание, образованное ею предлагается как средство решения обширного ряда проблем и исключительность, т.е. концепцию, изменяющую всеобщее представление о проблеме.

Таким образом, паранаука иногда приводит к развитию научного знания иными способами, но чаще является по форме заблуждением, которое, несомненно, стимулирует научные процессы, но приводит к ошибкам значимой части общества.

Информация к сведению:

1. Это надо запомнить: эмпирический и теоретический уровни научного познания, метод наблюдения, метод эмпирического описания, метод эксперимента, метод гипотезы, метод научной теории, Р. Декарт.

2. Можно прочитать:

- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел III, пункт 3.

- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. 10 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава II, параграф 10, 11.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.