Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. История как наука






Автономная некоммерческая образовательная организация

Высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

(АНОО ВПО ВЭПИ)

Экономический факультет

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

дисциплины «Отечественная история»

для подготовки студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

 

 

Воронеж


 

Тема 1. История как наука

Цели и задачи: выявить сущность, формы и функции исторического знания. Определить методологию, методы и источники изучения истории. Рассмотреть отечественную историографию. Определить место России в рамках всемирной истории.

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

Задача истории состоит в том, чтобы из совокупности исторических событий выбрать те, которые имеют значение и составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория, методы обработки и анализа ис­точников. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источ­ников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоре­тического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять — десять лет назад.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­гре­чес­ко­му термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установ­ле­ние». Вообще, история как наука берет свое начало еще с V в. до н.э., когда знаменитый Геродот написал свою книгу, которая так и называлась — «История». В настоящее время мы используем сло­во «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прош­­лом, описания развития человеческого общества, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Это является сущностью исторического знания.

История Отечества — это научная и учебная дисцип­лина, в рамках которой изучается многогранный процесс становления и развития нашего Отечества с древней­ших времен и до наших дней, формирования его многона­ционального народа и формирования основных государ­ственных и общественных институтов.

Предмет истории определяется неодно­значно. Предметом истории может быть социальная, политическая, эконо­ми­чес­кая, демографическая история, история города, деревни, семьи, част­ной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и ми­ро­воззрением историка.

Научные категории. Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих ис­сле­до­­ва­ниях научные категории: историческое движение (историче­ское время, историческое прост­ран­ство), исторический факт, теорию изучения (методологиче­скую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историче­ское пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отре­зок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материаль­ных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия ис­торического времени история не су­щест­вует. События, следующие одно за дру­гим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во вре­менном ряду.

Под историческим пространством понимают совокупность при­род­но-географических, эко­номических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воз­дей­ствием природно-географических факторов формируются быт на­ро­дов, занятия, психология; складываются особенности социально-полити­чес­кой и культур­ной жизни. Понятие «историческое про­странство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. На­пример, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт — это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов, их множество. Факт — войны Ивана Грозного, факт — единичное событие из личной жизни одного человека. Конкретно-исторические факты мы получаем из истори­чес­ких источ­ников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для по­лучения исторической картины требуется факты выстроить в логическую цепочку и объяснить их.

Формы исторического знания. История как наука не является единственной формой научного знания. Первоначально формой исторического знания выступал миф, объяснявший те или иные исторические события. Затем следовала такая форма исторического знания как религия, представлявшая историческое развитие как линейное, последовательное движение человечества к Страшному Суду. Следующим этапом стало научное знание. Такая форма исторического знания формируется не сразу. Начальным этапом становится обыденное, повседневное знание человека о своем прошлом и о каких-то общих для всего народа исторических фактах. Затем, в ходе школьного образования, каждый человек поднимает свой уровень исторического знания за счет ознакомления со многими историческими фактами и умением их выстраивать в определенную взаимосвязь. Наука является высшей формой исторического знания.

Функции исторического знания обозначают сферы воздействия исторической науки на жизнедеятельность общества. Таких функций можно выделить несколько:

1. Повествовательная функция: сообщает, повествует о тех или иных событиях, фактах, явлениях.

2. Информационная функция: информирует общество о прошлом, настоящем.

3. Познавательная функция: увеличивает объем знаний человека, общества.

4. Воспитательная функция: формирует историческую память, гражданскую позицию, историческое (само)сознание, национальное достоинство.

5. Мировоззренческая функция: формирует систему взглядов, идей, представлений о своем прошлом и прошлом всего человечества.

6. Прогностическая функция: на основе имеющегося опыта предугадывает будущие события или логику их развития.

7. Критическая функция: позволяет осмыслить опыт прошлого с той целью, чтобы избавиться от устаревших форм социального общежития.

8. Эвристическая функция: позволяет вырабатывать оптимальные решения на основе изучения опыта.

 

2. Методы и источники изучения истории.

Современная историческая наука опирается на целый комплекс методов научного анализа. Такой комплексный подход позволяет добиться максимальной объективности, избежать домыслов и псевдонаучности. Можно выделить следующие группы методов:

1. Общесоцилогические методы: системный, функиональный, сравнительный, психологический, историко-типологический, критический, генетический, бихевиористический (поведенческий) ценностный и др.

2. Общелогические методы: анализ и синтез, логический эксперимент, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, абстрагирование, математический, кибернетический и др.

3. Методы эмпирических исследований, т.е. получение первичной информации об исторических событиях (явлениях): получение статистических данных, опрос, лабораторные эксперименты, анализ документов, анкетирование, моделирование исторических ситуаций и др.

Изучение прошлого человечества можно предста­вить или реконструировать лишь с помощью различ­ного рода исторических источников — другими слова­ми, всего того, что непосредственно связано с деятель­ностью человека и дошло до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев, веро­ваний, особенностей языка и его структуры и т. д.

Все исторические источники можно разделить на 6 групп:

1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источни ки (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.).

2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.). Эти памятники помогают воссоздать образ жизни людей прошлого.

3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов.

4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д.

5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д.

6. Кинофотодокументы (в т.ч. цифровые) — самая молодая группа источников, но в то же время — самая информативная. Эта группа ежедневно пополняется новыми данными.

Изучение в совокупности всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса. Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теорети­ческие концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо зна­ние конкретных фактов, с другой — историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества.

 

3. Методология и теория исторической науки.

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом исто­рии. Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты.

В религиозно-исторической теории предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом — Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратко­вре­менности существования материального — тела человека и Вечности души.

В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.). С точки зрения христианст­ва, смысл истории заключается в последовательном движении человека к Богу, в ходе которого формируется свободная человеческая личность, преодо­левающая свою зависимость от природы и приходящая к познанию конечной истины, дарованной человеку в Откровении. Конечным итогом существования человека является обретение им Спасения. Все исторические события объясняются вмешательством божественной силы.

Материалистическое (формационное) направление, представленная в первую очередь в трудах марксисткой школы, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества, общественных отноше­ний, связан­ных с формами собствен­но­сти. История представляется как закономерность смены общественно-экономи­ческих форма­ций (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая), на стыках которых происходят революционные изменения. Вершиной развития общества яв­ляется коммунисти­ческая формация. В основе смены формаций лежит противоречие между уровнем развития произ­водительных сил и уровнем развития производственных отношений. Дви­жу­щей силой развития общества является классовая борь­ба между иму­щими, владеющими частной собственностью (эксплуататорами), и неимущими (эксплуа­тиру­емы­ми), закономерно приводя­щая в конечном итоге к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества.

Либеральное (модернизационное) направление, изучая прогресс–эволюцию человечества, отдает приоритет в нем развитию личности, обеспечению его индивидуальных свобод. Личность служит отправной точ­кой для либерального изучения истории. Либералы считают, что в истории всегда есть альтернатива развития. А сам выбор, вектор прогресса, зависит от сильной личности — героя, харизматического лидера.

Технологическое (модернизационное) направление, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе. Человечество «обречено» на техни­ческое развитие, проходя путь от выделения «из животного мира» до ос­во­ения пространств космоса. Фундаментальные открытия определяют прогресс человечества и не зависят от идеологической окраски того или иного политического режима. Технологическое направление делит историю человечества на периоды: традиционный (аграрный), индустриальный, постинду­стриаль­ный (информационный).

В локально-исторической теории предметом изучения яв­ляю­тся локальные цивили­зации. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, станов­ления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация. Наиболее яркими представителями этого подходы были Н.Я. Данилевский («Россия и Европа»), О. Шпенглер («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»), П.А. Сорокин («Социокультурная динамика»).

Отечественная историография прошла в своем становлении и развитии довольно сложный путь, определенный различными факторами (господствующая форма мышления, форма политического управления, степень социального заказ и т.д.). В разное время историки по-разному объясняли причины и зако­номерности развития истории нашей страны.

Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провиде­нию и божественной воле. Это соответствовало общечеловеческим представлениям того времени об истории вообще.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического про­цесса стали искать объективные факторы. Это вполне соответствовало общекультурным тенденциям того времени. Так, М. В. Ломоносов (1711—1765) и В. Н. Татищев (1686—1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение оп­ределяют ход исторического процесса.

Н.М. Карамзин (1766—1826) — стоял на позициях прославления самодержавия. Главная мысль историка заключается в том, что мудрое самодержавие, в лице его основного представителя — дворянства, — является единственно верной формой управления Россией. Карамзин — создатель 12-томного труда «История государства Российского».

Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820—1870) («История России с древнейших времен») видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, при­рода племени и ход внешних событий, как считал историк, объек­тивно определяли ход русской истории.

Значительный вклад в отечественную историографию внес Н.И. Костомаров (1817—1885). В своих сочинениях он опирался на идею народной истории.

Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841—1911) («Курс Русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необ­ходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850—1933) («Лекции по русской ис­тории»).

В советский период историки особенно успешно изучали соци­ально-экономическую проблематику, движения народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источни­ки.

Значительным историком-марксистом был М.Н. Покровский (1868—1932) («Русская история с древнейших времен до смутного времени»), опиравшийся в своих трудах на концепцию «торгового капитализма» как особой формации в русской истории. В основе исторического анализа по Покровскому лежит марксистская концепция общественно-экономических формаций. Он был одним из первых историков, рассматривавших историю России материалистически, с точки зрения их чередования.

Интересной и неоднозначной воспринимается научная теория Л.Н. Гумилева (1912—1992). Ученый предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических и культурных источников. Ввел в научный обиход теорию пассионарного этногенеза, которая описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с другими этносами и ландшафтом. Выдвинул гипотезу о симбиозе существования русских и монголов в средние века. Считал древних (до 16 в.) и современных русских разными этносами. В свое время его теория была подвергнута серьезной и жесткой критике со стороны В.Я. Лурье, Б.А. Рыбакова и др. Сейчас его теория (наиболее ярко представлена в таких сочинениях, как «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси к России», «Этногенез и биосфера Земли») вызывает живой интерес у исследователей.

Современная историография является плодом тех исторических событий, которые обозначили крушение советской империи. Сегодня отечественная историография предлагает фундаментальные труды по различным проблемам отечественной истории. Наиболее значительный вклад вносят такие ученые как О.В. Волобуев, В.Б. Кобрин, Н.И. Павленко, А.Н. Сахаров, В.В. Шелохаев и др. В своих трудах они отмечают несомненную включенность России в мировой исторический процесс, с учетом особенностей русского пути развития, русского менталитета.

4. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

История России неразрывно связана с историческим развитием других стран всех континентов. Уже с самого начала становления российской государственности, Россия вошла в мировую историю как один из главных и ключевых игроков. Так, например, боевые походы Святослава Игоревича на Царьград (Константинополь) существенно повлияли на характер внешней политики Византийской Империи и даже в какой-то степени предопределили ее (империи) дальнейшее существование. Или Вторая Мировая война, в которой именно Советский Союз сыграл решающую роль в победе над фашизмом, а дальше — в становлении биполярного мира.

История России часто буквально связана с историей других стран (например, посредством династических браков — Иван Грозный обоснованно говорил о своем родстве с английской королевской семьей).

Стоить помнить, что всемирная история — это сложнейший непрерывный процесс существования человечества. Россия играет в этом процессе одну из главнейших ролей. Именно России обязаны многие страны своим существованием (например, Балканского региона). Без России современный мир выглядел бы совершенно иначе, а может, и вообще прекратил бы свое существование (именно Россия со своим ядреным потенциалом сдерживает агрессию другой сверхдержавы — США).

Россия глубоко интегрирована в мировую историю по ряду показателей — культуре, экономике, политике. Культура России всегда была открыта другим культурам, и с равным успехом как впитывала в себя достижения других наций, так и делилась своими достижениями. В области экономики Россия всегда была одним из мировых лидеров, предоставляя всему миру свои схемы экономического существования, продукты производства, рынки сбыта и сырье. В области политики Россия всегда заставляла обращать на себя внимание, правда, надо признать, в этой области к России в большинстве случаев был нездоровый интерес, в результате которого нашему государству постоянно приходилось отражать агрессию, в первую очередь, Западного мира.

Вместе с тем стоит отметить и уникальный характер развития России. Эта уникальность обусловлена несколькими факторами:

1. Своеобразие природных условий и ландшафта. В условиях жесткой конкуренции по добычи средств к существованию русский этнос сплачивался, укреплялся. Тяжелые климатические условия (большая разница температур) формировали сильную, волевую нацию. Вместе с тем потрясающие природные богатства (лес, пушнина, рыба, зверь, дичь, растения и т.д.) сформировали у русских такую черту как щедрость, широта, которая зачастую развивается в беспечность, непродуманное отношение к природе, к себе, к другим.

2. Православие. Россия находится на стыке нескольких миров — католического, исламистского, иудейского, буддистского и т.д. Эти миры объединяют множество стран (например, католический — почти всю Европу, исламистский — почти весь Ближний Восток и т.д.). Надо отметить, что именно православие оказало огромное влияние на формирование именно сугубо русского мироощущения, менталитета.

3. Геополитическое окружение и экономический фактор. Россия находится на пересечение многих торговых путей. Издавна экономический фактор определял степень успешности существования нации. Именно экономика служит движителем государства. Однако борьба за рынки сбыта, сырья, торговые пути всегда приводила к ожесточенным столкновениями между конкурентами. Россия постоянно подвергалась внешней агрессии. Именно постоянное сопротивление внешнему врагу формировало у русского народа чувство сплоченности, единства, патриотизма, самое понятие «Родина».

Таким образом, изучение истории России позволит не только лучше узнать свои корни, но и ориентироваться в мировой истории, соотносить события, устанавливать связи между ними и делать из этого определенные выводы. Нашей истории нельзя стыдиться, ее надо знать и уважать. Надо уметь признавать свои ошибки и чувствовать ответственность перед потомками. Но надо и гордиться своей историей и помнить, что мы одновременно являемся ее частью и ее творцами.

 

Контрольные вопросы:

1. Что изучает история Отчества?

2. Определите сущность и формы исторического знания.

3. Какие основные методы изучения вы можете назвать истории?

4. Какие вы знаете источники исторического знания?

5. Какие теории исторического изучения вам известны?

6. Перечислите имена наиболее значительных историографов России и их основные идеи.

7. Какое место, по вашему мнению, занимает Россия в современной мировой истории?

8. Для чего, по-вашему, необходимо изучение Отечественной истории?

Тема 2. Киевская Русь (IX— середина XII вв.)

Цели и задачи: определить этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Рассмотреть этапы становления древнерусской государственности.

 

1. Этнокультурные и социально-политические процессы становления и эволюции русской государственности в IX - начале XII в.

Традиционно историю Древнерусского государства делят на три периода.

I период (IX — середина Х в.): формирование государства, правле­ние первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина Х — первая половина XI в.): эпоха рас­цвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Влади­мира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI — начало XII в.): время террито­риально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, хрис­тианского и мусульманского, языческого и иудейского; территория Древнерусского государства отличалась ландшафтным разнообразием и климатической разницей.

Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание сла­вянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. В княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—964) были при­соединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян. Становление государства продолжалось при Святославе (964—972). При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объеди­нились в составе Киевской Руси. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского регио­на, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Киевскую Русь большинство историков рассматривают как ранне-феодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных зе­мель. Киевский князь выполнял функции законодателя, военного пред­водителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. На эпохе Владимира дру­жинная форма государственности заканчивается. Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну.

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смерда­ми. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находи­лись челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорив­шихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называе­мое людьми (отсюда сбор дани — «полюдье»). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, ко­торая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую («детьцкие», отроки, милостники). Свободное население состояло преимущественно из жите­лей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значи­тельную часть общественного богатства. Свободные общинники имели собственную военную организацию. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось «тысяча»).

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и обществен­ные институты, восходящие к древности, но строившиеся на террито­риальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал по­средником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы.

 

2. Первые Рюриковичи.

В 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде по просьбе членов северной федерации союзов племенных княжений (чтобы прекратить борьбу за власть). Согласно «Повести», Рюрик сел в Новгороде, его братья Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. В реальности Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришёл в землю славян со своим домом («сине-хус») и верной дружиной («тру-воринг»).

Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в 11 в., была использована при редактировании «Повести временных лет» в начале 12 в. для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стали считать варяга Рюрика. Это породило в 18 в. т.н. «норманнскую» теорию (ученые Байер, Миллер), которую подверг жесткой критике М.В. Ломоносов.

После смерти в 879 г. Рюрика, не оставившего после себя на­следника, власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяж­ских отрядов Олег (879—912). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. В результате походабыли захвачены такие города как Смоленск и Любеч, в которых Олег посадил на княжение верных себе людей. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана заманили Аскольда и Дира к себе на ладьи и убили их. Так Киев становится центром объединенного государства. По справедливому замечанию В.О. Ключевского, «кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли. Все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева».

В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками.

После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912—945), при котором произошло первое народное возмущение, описанное в летопи­си, — восстание древлян в 945 г., которые убили Игоря при его попытке повторно собрать «полюдье» (дань) В годы своего правления Игорь подчинил восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. В 941 г. он предпринял неудачный поход на Царьград. Однако в 944 г. он совершает повторный поход на Царьград, в результате которого был заключен взаимовыгодный договор между двумя государствами. Договор 944 г. обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами.

После смерти Игоря его жена Ольга (945—964), жестоко отомстив древлянам, вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. В княжение Ольги к Киеву были присоединены земли уличей и окончательно — древлян. В Ольга 957 г. приняла крещение в Царьграде от патриарха Полиевкта.

Святослав (964—972) — сын Ольги и Игоря — был талантливым полководцем деятелем (Карамзин сравнивал его с Александром Македонским). Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. В ходе своих многочисленных походов Святослав начал присо­единение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, по­корил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат и разрушил главные хазарские города Саркел и его столицу Итиль (964—965 гг.), успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмута­раканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов, разбил ясов и косогов.

В ходе борьбы то с Болгарией, то с Византией, Святославу постоянно приходилось возвращаться в Киев для отражения печенежских набегов и окончательного сокрушения Хазарского каганата (968—969 гг.). К тому времени Византия совместно с Восточной Болгарией создали антирусский союз. Святослав, поначалу потерпев поражение (970 г.), потом провел ряд блестящих военных операций, разорив Фракию и захватив Филипполис. Однако в 971 г. намного превосходящая численностью армия византийцев нанесла поражение Святославу и заставила его заключить мирный договор и оставить город Доростол после трехмесячной осады. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть. По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и был убит.

3. Владимир I (980—1015). Принятие христианства и его значение.

После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, получил Новгород (причем новгородцы сами просили себе Владимира). В начавшейся через пять лет между братья­ми междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объ­единились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоедине­ны вятичи, земли по обе стороны Карпат. Про­исходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княже­ские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочис­ленных печенежских племен. Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей по pp. Десна, Осётр, Трубеж, Сулё, Стугнё. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты юга Руси Владимир сумел привлечь племена из её северной части. Владимир направлял общерусскую борьбу с печенегами, в которой были заинтересованы все слои и классы Древнерусского государства. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира. В народном эпосе он получил имя Владимира Красное Солнышко.

В 988 г. Владимир I государственной религией Руси объявил христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. Первоначально Владимир хотел сделать государственной религией народные языческие верования В 980 г. в Киеве был создан пантеон богов во главе с Перуном. Неудачная попытка в качестве объединяющего духовно-идеологического начала создать политеистическую религию заставила Владимира обратиться к христианству.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротив­ление населения, почитавшего своих языческих богов (например, истинно славянского бога Велеса (Волоса) — бога скота, т.е. богатства). Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейше­го развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. Послушание, терпение становятся одними из главных добродетелей. Таким образом, новая религия отвечала требованиям раннефеодального государства, стремящегося закрепить за собой право на владение землей и людьми на духовном, а не только юридическом уровне. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость от себя. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература (древнейшим памятником письменной культуры считается «Остромирово Евангелие» (1056—57)).

Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров налога, со­ставлявшего на первых порах десятую часть дохода населения).

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического разви­тия. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

 

4. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.

Двенадцать сыновей Владимира I от несколь­ких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового ве­ликого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых еще в 1071 году. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу великому киевскому князю Владимиру ежегодного урока в две тысячи гривен. Владимир I Святославич скончался в следующем году, готовясь к войне с Ярославом. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком. В 1018 году Болеслав I, приглашённый своим зятем Святополком Окаянным, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил Киев и, вместо того, чтобы передать его Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущенные неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи.

Весной 1019 года это войско во главе с Ярославом осуществляет новый поход на Святополка. В этом году Ярослав получает титул Великого князя Киевского после победы над братом Святополком в битве на реке Альте, но предпочитает находится до 1036 года в Новгороде.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупней­шие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Все­волода Владимир, — Мономах.

При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 Ярослав основал монастыри Святого Георгия: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «твоpити пpаздник» святого Геоpгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост.

«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных пра­вил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важ­нейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Зако­ны Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали поль­зоваться такими же правами, как и киевские.

В основе «Русской правды» лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию составляют Правда Ярослава («Древнейшая Правда», по преданию написанная им самим) и Правда Ярославичей. «Русская правда» отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя.

«Русская правда» стремилась упразднить институт кровной мести и ограничивала круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). «Русская правда» защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В «Русской правде» детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В «Русской правде» входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в «Русской правде» предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий, клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Нормы «Русской правды», действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сы­новьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к стар­шему в роду, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «оче­редного» или «лествичного» (от слова «лестница»). Киевский пре­стол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюрико­вичей князь. Однако после смерти Ярослава Мудрого Русь погружается в период междуусобиц, что особенно было опасно для сохроанения государственной самостоятельности в условиях агрессии со стороны половцев.

Владимир II Всеволодович Мономах (1113—1125) с 1093 г. вёл войну с вступившими в союз половцами и Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Мономах настойчиво высказывал на княжеском съезде — Любечский съезд 1097 г. После Долобского съезда 1103 г. Владимир Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103 г., 1107 г., 1111 г.). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.

После смерти в 1113 г. киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник устав Владимира Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов.

Владимир Мономах улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство. Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усилива­лись, чему способствовало затишье в борьбе с половцами. При Мо­номахе укрепился международный авторитет Руси. С его именем связывали и появление на Руси короны русских царей — шапки Мономаха. При Владимире Мономахе монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была составлена начальная русская летопись «Повесть временных лет» (1113 г.). Это очень значительный факт в нашей истории, так как он свидетельствует об окончании формирования государства, поскольку в Киевской Руси появляется официальный историк и официальная историография. Другими словами, государство стало на ту ступень своего развития, когда способно осознавать себя включенным в мировой исторический процесс.

Владимир Мономах вошел в нашу исто­рию как крупный политический деятель, полководец и писатель («Поучение Владимира Мономаха»).

Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Владимир Мономах и его ближайшие родственники управляли 3/4 территории Древнерусского государства; княжеские междоусобицы временно прекратились. Стабильность в государстве держалась на авторитете Мономаха, наличии общего врага (половцев) и концентрации всей полноты власти в руках великого князя.

Сыну Владимира Мономаха Мстиславу Великому (1125—1132) удавалось еще некоторое время удерживать единство русских земель. Он продолжал проводить жесткую политику киевских князей, направленную на сохранение государственного единства. Так, он разбил половцев, совершил успешные походы на литву и чудь. В 1130 году он разбил и выслал полоцких князей в Византию, присоединив земли Полоцкого княжества к Киеву. Также он продолжал линию отца в отношении укрепления международного авторитета Киевской Руси — его дочери выходили замуж за норвежских и венгерского королей. После смерти Мстислава Великого Киевская Русь распалась на пятнадцать княжеств-государств. Наступил период, получивший в истории название периода раздробленности или удельного периода.

Таким образом, Русь, с конца IX в. по 30-е гг. XII в. прошла все этапы формирования государственности от союза приднепровских славянских племен до развитого феодального государства, значительно расширив и укрепив свою территорию, создав развитую инфраструктуру, получив международное признание, обретя государственную религию, юридическое право и единое культурное пространство.

 

Контрольные вопросы:

1. В каком году впервые упоминается Новгород? Что он из себя представляет?

2. Какова основная деятельность первых Рюриковичей?

3. Как можно охарактеризовать Древнерусское государство?

4. В чем важность принятия христианства на Руси и как оно проходило?

5. Что Вы знаете о культуре Древней Руси?

6. Кто создал «Русскую правду» и в чем ее значение?

7. Как Вы думаете, почему Киевская Русь распалась?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.