Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура автоматизированной системы управления производством ТО и ремонта АТС






Множество функций, осуществляемых различными подразделениями комплексного АТП (УТТ), можно разбить на две группы:

производственно-технические функции и функции управления (табл. 10.1).

Осуществление любой производственно-технической функции требует управления, т.е. сбора информации, обработки информации и ее анализа, принятия решений по результатам этого анализа и т.д.

Таким образом, весь комплекс задач, решаемых в процессе управления, можно представить множеством клеток этой таблицы. В силу большой сложности, взаимосвязанности и большого количества управленческих задач единовременная автоматизация всех управленческих операций представляет собой практически неразрешимую задачу.

С другой стороны, опять-таки в силу взаимосвязанности задач, бессмысленно разрабатывать автоматизированную систему отдельно для каждой клеточки этой таблицы: практика показывает, что автоматизация какой-то одной изолированной управленческой операции, как правило, не дает существенного эффекта. Поэтому при разработке и внедрении АСУП идут на компромисс: выделяют и последовательно автоматизируют отдельные группы тесно связанных между собой управленческих операций (подсистем АСУП).

 

Подсистемой АСУП называется совокупность технических средств и процедур, предназначенных для автоматизации группы тесно связанных между собой управленческих операций.

Обычно в одну подсистему объединяют задачи, находящиеся в одной строке или одном столбце указанной таблицы. Как правило, структура АСУП соответствует структуре предприятия. Например, если на предприятии внедряется подсистема ТО и ремонта, то и в структуре предприятия имеется подразделение, отвечающее за ТО и ремонт.

 

 

Иногда при внедрении АСУП оказывается целесообразным перераспределить функции между подразделениями предприятия.

Вопрос о целесообразности разработки и внедрения той или иной подсистемы должен решаться с учетом конкретных особенностей производственно-экономического объекта. При этом основными критериями являются предполагаемая выгода от внедрения автоматизации и затраты на автоматизацию.

На выбор структуры АСУП каждого конкретного предприятия, помимо специфических особенностей этого предприятия, влияет также структура АСУП соответствующей отрасли народного хозяйства. Дело в том, что АСУП предприятия должна быть согласована с АСУП вышестоящих организаций (управления, объединения, министерства). В противном случае будут возникать значительные трудности при обмене информацией между АСУП разных уровней, и это может существенно уменьшить эффективность автоматизации. Структура АСУП отрасли может быть представлена в виде табл.10.2, называемой «поле АСУП».

Знание принципов, структуры построения АСУП и ее возмож­ностей является необходимым, но вовсе не достаточным условием для того, чтобы можно было непосредственно приступить к ее внедрению. Опыт практической работы АСУП в конце прошлого века на многих предприятиях показал, что для успешного внедрения АСУП на конкретном предприятии необходима специальная подготовка производственного персонала. Кроме того, и само внедрение должно происходить поэтапно, причем сами этапы и очередность внедрения каждого этапа определяется спецификой производства.

Первым этапом проведения работ по совершенствованию подсистемы " Управление ТО и ремонтом" должно являться внедрение четкой системы организации и управления производством технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

Аналогично, работам по созданию других подсистем должно предшествовать совершенствование производственной и организационной структуры, а также методов управления, т.к. действующие структуры и методы, как правило, неадекватны требованиям АСУП.

Для дальнейшего развития системы и ее внедрения на всех этапах необходимо создать рабочую группу (отдел, лабораторию), в состав которой, кроме работников автотранспортных предприятий, объединений или региональных управлений (в зависимости от того на каком уровне совершенствуется система управления), должны быть включены «операционисты», психологи, экономисты и другие специалисты. Последние могут быть работниками проектных, отраслевых и учебных институтов, а также других организаций (например, ВЦ, специализированных организаций по проектированию нестандартных средств регистрации, отображения и передачи информации, оргтехники и т.д.). Эти специалисты могут привлекаться по мере надобности на определенное время для исследования отдельных задач при решении проблемы в целом.

Очень важно, чтобы основной состав этих подразделений был по возможности постоянным и пополнялся лишь при переходе отдельных сотрудников непосредственно на производство, на те объекты и в те подразделения, для которых они проводили работы по созданию АСУП. Такие переходы должны всячески поощряться.

При совершенствовании системы управления и создании АСУП группой разработчиков и управленческим персоналом предприятий реализуются следующие основные задачи:

· определение (и корректировка) целей и критериев управления;

· поиск путей достижения поставленных целей;

· отбор вырабатываемых системой решений и их юридическое обеспечение;

· введение в систему первичной информации.

Реализация этих задач должна пройти через ряд этапов:

· получение информации об АСУП на аналогичных предприятиях;

· организацию и проведение обследования объекта управления.

Для получения информации о разрабатываемых, разработанных и внедренных АСУП на аналогичных предприятиях необходимо выяснить, существуют ли планы разработок или разработки АСУП соответствующей отрасли. В случае, когда такие разработки существуют, необходимо выяснить, какие материалы могут быть полезны для разработки АСУП данного АТП (УТТ). Но при этом всегда нужно помнить, что фактически нет двух одинаковых предприятий, поэтому при создании АСУП обязательно учитывается специфика конкретного предприятия.

Организация и проведение обследования объекта управления проводится с помощью специально разработанных методик обследования. Целями обследования является получение информации, на основе которой руководство может принять решение о целесообразных формах внедрения АСУП, выбор конкретной схемы АСУП и, наконец, предварительный подсчет экономической эффективности и сроков окупаемости АСУП.

Обычно обследование проводится в три этапа.

Предварительное обследование включает предварительные переговоры, утверждение состава группы, программы обследования и т.п. Очень важно, чтобы все обследование проходило под непосредственным контролем либо директора предприятия, либо одного из его заместителей. В этом случае достаточно быстро разрешаются конфликты (как правило, возникающие потому, что кто-то не хочет или не может дать необходимую информацию).

В основном обследовании участвуют три группы работников, причем каждая из групп имеет свои задачи.

Первая группа состоит из специалистов по контрольно-измерительным приборам и автоматике (КИПиА), силовому электрооборудованию, техническим системам управления и решает задачи выбора технических средств сбора и переработки информации.

Вторая группа состоит из инженеров-технологов, специалистов по организации производства, экономистов, проектировщиков, бухгалтеров, математиков и решает задачи сбора данных для проектирования организационно-экономической части АСУП.

Третья группа состоит из экономистов, статистов, бухгалтеров, решает задачи сбора данных для обоснования экономической эффективности АСУП.

Текущее обследование проводится для уточнения возникших вопросов в процессе рабочего проектирования АСУП.

В процессе обследований должны быть получены данные о следующих характеристиках предприятия:

· общая характеристика объекта (объем продукции, численность работающих и т.д.);

· характеристика производственного процесса;

· характеристика организационной структуры предприятия;

· характеристика существующей системы управления;

· перечень и характеристика учетно-плановых номенклатур;

· характеристика процедур сбора и обработки первичной информации.

После того, как обследование проведено, его результаты докладываются руководству, которое принимает решение о целесообразности внедрения АСУП на предприятии. Если принято положительное решение, то принимается также решение о структуре АСУП (функциональные подсистемы, технические средства, кадры, сроки этапов внедрения и т.д.).

Принятие этих решений в основном определяет будущее АСУП, поэтому здесь следует обратить внимание на целый ряд обстоятельств.

Во-первых, само решение о целесообразности внедрения АСУП на предприятии (объединении) не является столь очевидным, как это иногда кажется. Действительно, проведение обследования, разработка и проектирование АСУП, приобретение соответствующей техники требует, как правило, значительных средств. В условиях работы крупного предприятия (объединения) с современной технологией эти средства окупаются очень быстро, и получаемый выигрыш очевиден. В условиях же относительно небольшого предприятия внедрение АСУП может оказаться нецелесообразным, т.е. суммарные затраты не покроются выгодами от внедрения АСУП. Это происходит из-за того, что, с одной стороны, сами затраты относительно велики, а с другой стороны, на небольшом предприятии руководство, как правило, успевает перерабатывать даже ту избыточную информацию, которая к нему поступает, и поэтому АСУП не будет давать существенного выигрыша.

Вот почему те предприятия, которые начинали внедрение АСУП под воздействием " моды", а не в результате серьезного экономического обоснования, часто оказывались в убытке. В этом случае необходимо создавать АСУП объединения (группы кооперированных предприятий), в которое входят данные предприятия.

Во-вторых, очень важно правильно выбрать конкретную структуру АСУП. Если для одного предприятия целесообразно создание ВЦ, то на другом достаточно ограничиться унификацией документов, рационализацией документопотоков, совершенствованием оргструктуры и методов управления. В этом случае крупные или средние ЭВМ устанавливаются в объединении, а на самих предприятиях используются автоматизированные рабочие места либо терминалы, а также средства приема-передачи данных в ВЦ объединения.

В-третьих, одно время АСУП и ЭВМ были синонимами, поэтому внедрение АСУП предприятие начинало с покупки ЭВМ. В итоге нередко получалось, что купленная ЭВМ не один год лежала нераспакованная, пока ее не перепродавали или списывали. Именно поэтому перед разработкой рабочего проекта АСУП необходимо утвердить подробную структуру АСУП, технические средства, желательно с указанием типа, модели, марки и т.д.

В-четвертых, внедрение любой структуры АСУП начинается с рационализации документопотоков. Поскольку основной информацией для систем планирования и управления является документальная информация (путевые листы, ремонтные листы, технологические карты, карточки складского учета и т.д.), то эффективность АСУП во многом зависит от надежности, скорости первичной обработки и унификации документов.

Одновременно с унификацией документов производится и рационализация документопотоков. Часто оказывается, что на предприятии циркулирует много документов, дублирующих друг друга, да еще и в большом количестве копий. Более того, на одном и том же документе часто требуется большое число виз и согласующих подписей, совершенно бесполезных для дела. Особенно это относится к документации по материально-техническому снабжению и бухгалтерскому учету. При проведении рационализации документопотоков удается значительно сократить как число документов, так и время их прохождения.

После того, как упорядочены документы, можно переходить к построению информационной системы обработки данных.

Для того, чтобы осуществлять оперативное управление, необходимы регулярные сведения о реальном ходе производства, которые являются базой для принятия соответствующих решений. Отсюда следует, что структура информационной системы в основном будет определяться схемой системы оперативного планирования и управления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.