Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Матрицы.






5.1. Найти обратную матрицу.

Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.

Пусть задана невырожденная квадратная матрица , и необходимо найти обратную ей матрицу . Общий алгоритм вычислений обратной матрицы определяется соответствием:

= = · ,

где – алгебраическое дополнение к элементу матрицы .

Вычисление обратной матрицы может проводиться двумя способами, каждый из которых по-разному проявляется в применении к конкретной матрице .

Способ- 1. Используя выражение (4), выполняют действия:

1) Вычисляем определитель заданной матрицы: d = | |.

2) Если d =0, то поиск матрицы прекращается.

3) Если d ≠ 0, то матрица для заданной матрицы существует. Поиск матрицы продолжается.

4) Вычисляем матрицу , затем обратную матрицу = .

Способ- 2. Используется связка двух матриц . К этой связке применяют элементарные преобразования с целью получить запись этой связки в виде: .

В качестве элементарных преобразований в этом случае принимаем такие преобразования:

▫ умножение строки связки матриц на число;

▫ прибавление к некоторой строке связки матриц другой строки, умноженной на число.

Примеры (и образец оформления):

Пример1: Найти обратную матрицу для матрицы: .

Решение:

Способ- 1. Используя выражение = , выполним действия:

1) Вычисляем определитель заданной матрицы: d = (1) = = (2) =1· –1.

Выполнены операции: (1): [R2]–[R3]; [R1]–[R2]. (2): применяем разложение по столбцу-1 и завершаем вычисление.

2) Так как d ≠ 0, то матрица для заданной матрицы существует. Поиск матрицы продолжается.

3) Вычисляем матрицу = , где = – алгебраическое дополнение к элементу матрицы .

При построении матрицы для вычисления алгебраического дополнения , соответствующего элементу , будем выделять соответствующий минор при помощи полосок картона, закрывая элемент горизонтальной и вертикальной полосками. Это позволит видеть любой выделяемый минор и легко записывать для дальнейшего использования! Указанные действия рекомендуется выполнять на черновике!

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
    = –1;       = 38;       =–27,  
                             
  -2 -3                 -3                 -2            
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = –1; = = 38; = = –27;

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
        = 1;           = –41;           = 29,  
                 
  -2 -3                 -3                 -2            
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = 1; = = –41; = = 29;

* Выделим миноры: к элементу ; к элементу ; к элементу :

                                                           
        = –1;           = 34;           = –24;  
                             
                                         
                                                           

и вычислим алгебраические дополнения , , выделенных миноров:

= = –1; = = 34; = = –24;

4). Учитывая результаты вычислений, можем записать: = · .

Способ- 2. Записываем связку двух матриц : = . Далее одновременным преобразованием строк этой матрицы, добиваемся преобразования ее левой половины в единичную матрицу . Правая половина матрицы будет иметь вид .

1). Выполним операции: (1): [R2] –[R3]; [R1] –[R2]: имеем = .

2). Выполним операции: (2): [R2] –[R1]; [R3] –[R1] ·5. (3): [R2]+[R3]·2. Имеем:

= (2) = (3) = .

3). Выполним операции: (4): [R2]+[R3]. (5): [R3]·(–1), где R – строка. Имеем:

= (4) = (5).

4). Получена обратная матрица: в правой половине связки матриц.

Замечание: часто сравнивают применение Способа-1 и Способа-2 по трудоёмкости вычисления матрицы , после чего отдают предпочтение одному из них; сравнивают также по степени защищённости указанных способов от вычислительных ошибок; на самом деле оба способа играют важную роль в обучении предмету!

Ответ: = .

Варианты индивидуальных заданий:

Вар. Задание: Вар. Задание: Вар. Задание:
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
16. 17. 18.
19. 20. 21.
22. 23. 24.
25. 26. 27.
28. 29. 30.

5.2. Найти ранг матрицы: а) методом окаймляющих миноров; б) приведением к ступенчатому виду.

Общие сведения и расчётные формулы: по представленному заданию.

Максимальное число линейно независимых столбцов (строк) матрицы (то есть число столбцов (строк), входящих в любую подсистему линейно независимых столбцов (строк)), называется рангом этой матрицы; обозначение – . Мы применяем два способа вычисления ранга матрицы.

Способ- 1. Метод окаймляющих миноров.

Получено правило вычисления ранга матрицы:

– при вычислении ранга матрицы переходят от миноров меньших порядков, к минорам больших порядков;

– если уже найден минор -го порядка не равный нулю, то следует переходить к окаймлению его минором ( +1)-го порядка;

– если все окаймляющие миноры ( +1)-го порядка равны нулю, то ранг матрицы равен числу .

Способ- 2. Приведение к ступенчатому (диагональному) виду применением элементарных преобразований (не меняют ранга!):

– транспозиция двух строк или столбцов;

– умножение строки (столбца) на число, не равное нулю;

– прибавление к строке (столбцу) другой строки (столбца), умноженной на некоторое число;

– после получения диагональной формы матрицы число единиц на главной диагонали определяет ранг матрицы.

Замечания: 1) правило приведения матрицы к диагональному виду применяют обычно в тех случаях, когда требуется только определить ранг матрицы: следить за всеми перестановками строк и столбцов неудобно;

2) если столбцы не переставлять (за одними строками следить не так сложно!), а единицы на главной диагонали получать способом уравнивания коэффициентов, то метод вполне удобен для выделения в системе векторов-строк максимальной линейно независимой подсистемы векторов.

Замечание: при выполнении задания каждый применяет оба из указанных способов.

Примеры (и образец оформления):

Пример1: Найти ранг матрицы: методом окаймляющих миноров.

Решение:

1). Так как в матрице есть элементы не равные нулю, то ранг матрицы . Окаймление любого из них приводит к минору 2-го порядка.

2). Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в правом верхнем углу:

      -5    
      -7    
      -8    
          -5
      -1   -6
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= =(–5) –(–7) +(–8) = m 1· (24)h 1· (8) + g 1· (–8) = (–5)·(24)–(–7)·(8)+(–8)·(–8)=0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , числа: (7), (–14), (–7) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (24)h 2· (8) + g 2· (–8) = 3·(24)–6·(8)+3·(–8)=0;

= = m 3· (24)h 3· (8) + g 3· (–8) = 4·(24)–8·(8)+4·(–8)=0;

= =(–5) –(–7) + = m 1· (–24)h 1· (–16) + g 1· (–8) =(–5)·(–24)–(–7)·(–16)+1·(–8)=0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , числа: (–24), (–16), (–8) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–24)h 2· (–16) + g 2· (–8) =3·(–24)–6·(–16)+3·(–8)=0.

= = m 3· (–24)h 3· (–16) + g 3· (–8) =4·(–24)–8·(–16)+4·(–8)=0.

= =(–5) –(–7) +(–1) = m 1· (–32)h 1· (–24) + g 1· (–8) =

=(–5)·(–32)–(–7)·(–24)+(–1)·(–8)=0;

Замечание: параметры: m 1, h 1, g 1 изменяются при переходе к минорам , числа: (–28), (–24), (–8) не изменяются. Это позволяет применить единый шаблон вычислений!

= = m 2· (–32)h 2· (–24) + g 2· (–8) = 3·(–32)–6·(–24)+6·(–8)=0.

= = m 3· (–32)h 3· (–24) + g 3· (–8) = 4·(–32)–8·(–24)+8·(–8)=0.

4). Так как все окаймляющие миноры 3-го порядка равны нулю, то .

Ответ: = 2.

Пример2: Найти ранг матрицы: = элементарными преобразованиями.

Решение:

1). Применим элементарные преобразования к заданной матрице:

= (1) = (2) =(3).

Операции: (1): [C5]+[C2]–[C4]; [C4]+[C1]+[C2]; [C3]–[C1]+[C2]. (2): [C1]–[C2]·3. 3): делим [R5] на 13 и при помощи числа 1 обнуляем элементы [C2]; делим [R4] на 67 и при помощи числа 1 обнуляем элементы [C1].

2). Видим (!): ранг матрицы равен 2.

Ответ: = 2.

Пример3: Найти ранг матрицы: двумя способами: методом окаймляющих миноров и применяя элементарные преобразования.

Решение:

Способ- 1. Метод окаймляющих миноров.

1). Так как в матрице есть элементы не равные нулю, то ранг матрицы . Окаймление любого из них приводит к минору 2-го порядка.

2). Не равных нулю миноров 2-го порядка несколько. Это значит, что . Выделим для окаймления минор (не равен нулю), расположенный в правом верхнем углу:

    -3     -2
           
    -3 -1    
    -3   -1 -5
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= =3· –3· +(–1)· = m 1· (4)h 1· (8) + g 1· (12) =3·(4)–3·(8)+(–1)·(12) 0;

Это значит, что и необходимо вычислить окаймляющие миноры 4-го порядка:

    -3     -2
           
    -3 -1    
    -3   -1 -5
           

3). Окаймляющие миноры будем обозначать: , где – указывает номер отмеченной для окаймления строки, – указывает номер отмеченного для окаймления столбца. Тогда можем записать:

= =(–3)· –9· +(–3)· –(–3)· ,

или: = m 1· (12)h 1· (32) + g 1· (6)q 1· (–24) = (–3)·(12)–9·(32)+ (–3)·(6) –(–3)·(–24) 0.

4). Так как минор 4-го порядка не равен нулю, то .

Ответ: .

Способ- 2. Приведение к ступенчатому (диагональному) виду применением элементарных преобразований (не меняют ранга!):

1). Применим элементарные преобразования к заданной матрице:

= (1) = (2) =(3).

Операции: (1): [R1]+[R2]–[R3]; [R4] –[R3]; [R3]–[R2] –[R1]. (2): [R3]–[R2]·2; [R2]–[R3]·3; разделим [R2] на 22 и поменяем местами [R2] и [R3]. 3): [R4]–[R3]·4.

2). Видим (!): ранг матрицы равен 4.

Ответ: .

Варианты индивидуальных заданий:

Вар. Задание: Вар. Задание:
1. 16.
2. 17.
3. 18.
4. 19.
5. 20.
6. 21.
7. 22.
8. 23.
9. 24.
10. 25.
11. 26.
12. 27.
13. 28.
14. 29.
15. 30.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.