Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реконструкция московского Кремля в конце XV- начале XVI вв.






В конце XV в. развернулись гран­диозные по размаху работы по перестройке Московского Кремля:

● Начаты они были с возведения в 1475-1479 гг. Аристо­телем Фиораванти нового Успенского собора. По его возведении центр Москвы изменился: круп­номасштабный в сравнении со старыми церквями собор преобладал в панораме города.

● в 1485 г. начались работы по перестройке кремлевских стен. Пер­вой была заложена Чешкова, или Тайницкая башня прямо напротив Успен­ского собора. Затем была возведена южная стена, фланкированная круглы­ми Свибловой и Беклемишевской баш­нями, отстоявшими на равных расстоя­ниях от того же собора.(стена в ос­новном совпала с линией укреплений бе­локаменного кремля Дмитрия Донско­го). Далее приступили к возведению стен и башен с восточной стороны Кремля, там, где к нему примыкал Великий посад. С этой стороны территория Кремля была не­сколько расширена (в районе Собакиной и Никольской башен), однако главные Фроловские, позже Спасские, ворота остались на прежнем месте. Закончи­лось строительство нового Кремля в 1492-1495 гг. возведением северо-западной стены вдоль русла Неглинной.

● Московский Кремль стал мощной крепостью, имевшей треугольный план. Со всех трех сторон Кремль был окружен водой. От проездных башен Кремля через Алевизов ров и Неглинную были переки­нуты мосты, причем самый большой ка­менный мост перед Троицкими ворота­ми получил дополнительное укрепление в виде Кутафьей башни. Была расчищена от за­стройки широкая (в 110 саженей) полоса вокруг всего Кремля-эспланада, благодаря которой Кремль сильно выделился в городе и приобрел большую компози­ционную завершенность. Расчистка про­странства вокруг Кремля послужила на­чалом формирования будущей Красной площади-главной торговой площади московского посада.

● На противополож­ном берегу Москвы-реки, напротив Кремля, в 1495 г. был разбит государев сад.

● В планировке Кремля заметную роль стали играть элементы регулярности, проявлявшиеся в:

- прямоли­нейности отдельных отрезков стен,

- систематичности расстановки башен.

С каждой из своих трех сторон Кремль имел первоначально по трое ворот, а всего по семь башен, включая угловые. ((В целом Московский Кремль ассоции­ровался в то время с образом Констан­тинополя (который также имел треу­гольную схему плана) и явился как бы его идеализированной, уменьшенной бо­лее чем в 50 раз моделью.))

● в конце XV-начале XVI вв. под руководством Марка Фрязина, Пьетро Антонио Соляри, Алевиза проводились работы по возведению нового великокняжеско­го дворца и связанного с ним целого ря­да каменных палат. П-образный в плане подклет был объединяющим на­чалом в композиции дворца, в центре внутреннего двора которого стояла церковь Спаса на Бору, оставшаяся от великокняжеского монастыря. С запада, со стороны въезда, двор был ограничен каменной стеной с Золотыми (позже Гер­бовыми) воротами. С юга дворцовый комплекс в целом был огражден стеной, прошедшей по бровке от Боровицких во­рот (заложена в 1499 г.).

Большая (поз­же названная Грановитой) палата сре­ди прочих в большей степени выделялась постановкой на Соборной пло­щади со стороны главного подхода к великокняжеской резиденции. Именно к ее южной стене примкнуло парадное «Красное крыльцо».

● В те же 80-е годы XV в псковскими ма­стерами возводился Благовещенский со­бор, примыкавший к подклету дворца. Этот храм был сооружен на основе ста­рого, относившегося к началу XV в.

● Меньшего размера, нежели Благовещенский собор, бы­ла возведена церковь Ризоположения у западного входа в Успенский собор те­ми же псковскими мастерами.

● Перестройка Архангельского собора и церкви Ивана Лествичника велась одновре­менно с 1505 по 1508 г. Первый перестраивался венецианским ма­стером Алевизом Новым. Он получил крупные габаритные размеры, близкие Успенскому собору и Грановитой палате.Во второй половине XVI в, Архан­гельский собор также был окружен арочной галереей, что еще в большей степени способствовало единству всего ансам­бля.

Церковь Ивана Лествичника имела необычную форму и символичную башне­образную постройки, которая выражала идею централизации Русского государства. В XVI в. на этой церкви-звоннице помещались колокола, свозившиеся в Москву из при­соединенных городов.

Первоначальная церковь Ивана Ле­ствичника была ниже существующей по­стройки, но также трехъярусной.Размещена она была в центре Московского Кремля почти на равных расстояниях от Фроловских и Троицких, а также Боровицких и Никольских во­рот. На нее были ориентированы и ос­новные кремлевские улицы, шедшие от Фроловских и Никольских ворот, ко­торые в те же годы подверглись некото­рому выравниванию и расширению.

● В конце XV- начале XVI вв. была произведена перестройка и многих дру­гих кремлевских церквей, которые образовали иерархическую систему во главе с Успенским собором. Вторым по значению был Архангель­ский, третьим-Благовещенский, а так­же соборы Спаса на Бору и Чуда Михаила Архангела, на четвертом месте были церкви Рождества на Сенях, Иоан­на Предтечи и, наконец, на пятом-цер­ковь Ризоположения. Постепенное нара­щивание величин храмов дополнялось разномасштабностью подобных по формам церковных глав, которые в совокупности создавали совершенный силуэт всего ансамбля.

● В центральном ансам­бле Кремля появились элементы рацио­нализма, что сказалось в архитектонике и членениях главных сооружений, в при­вязке их карнизов друг к другу, а также в самой его пространственной организа­ции. Вместо простран­ственных зон вокруг самостоятельных архитектурных объемов здесь возникла единая Соборная площадь. Простран­ство Соборной площади в направлении север-юг было уравновешено близкими по величине и архитектурному масшта­бу объемами Успенского и Архангель­ского соборов, а в направлении за­пад - восток аналогичную роль сыграли контрастные, но столь же крупномас­штабные объемы Грановитой палаты и Ивановского столпа с пристроенной к нему в 30-е годы XVI в. архит. Петроком Малым церковью-звонницей Вос­кресения. После того как была осущест­влена эта пристройка к «столпу» Ивана Лествичника, Соборная площадь при­обрела относительно замкнутый харак­тер. Однако в целом композиция ансамбля Московского Кремля базировалась на традиционных принципах иерархии и подобия.

Московский Кремль в начале XVI в. План

1-Успенский собор, к югу от него Соборная площадь;

2-великокняжеский дворец;

3- Чудов монастырь;

4 - Вознесенский монастырь; ворота:

а-Тайницкие;

б - Константино-Еленинские;

в-Фроловские; г-Никольские;

д-Троицкие;

е-Боровицкие; угловые башни;

ж-Свиблова;

з - Беклемишевская;

и-Собакина

 

 

Соборная площадь XVI в. План

1 - Успенский собор;

2 - Грановитая палата с Красным крыльцом у ее южной стены;

3- Средняя Золотая палата;

4- Благовещенский собор;

5- церковь Ризоположения;

6- Архангельский собор;

7-церковь Иоанна Лествичника;

8-церковь- звонница Воскресения (Рождества)

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.