Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наши жаждущие души






Писание — это множество отдельных нитей, кото­рые из беспорядочных красок образуют один краси­вый гобелен. Такие нити, как «священство», «жерт­ва» и «трон Давида», формируют интересное и полез­ное изучение. На мой взгляд, существует одна нить, которая заслуживает гораздо большего внимания, чем ей на самом деле уделяется. И нить эта — концепция «жажды». Авторы книг Библии снова и снова выска­зывают идею о том, что люди жаждут. Рассмотрим лишь некоторые из многих отрывков, главной темой которых является жажда души.

«Κ έ ι κ лань желает к потокам воды,

так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Псалом 41: 2)


124


Как понимать людей


Люди являются личностями


125


 


Слово желает предполагает глубокое стремление к чему-то такому, чего хочет человеческая душа, что можно сравнить по силе с жаждой животных к воде в период продолжительной засухи. Ясная мысль состо­ит в том, что люди стремятся к Жизни, богато насы­щенной, которая далеко не ограничивается одним только выживанием.

«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра,

идите, покупайте и ешьте......вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.

...послушайте, и жива будет душа ваша...» (Исайя 55: 1-3) В коротком восклицании ^Жаждущие! * чувствует­ся печаль, огорчение от того, что люди не идут к ко­лодцу. Обратите внимание, что призыв прийти к ко­лодцу обусловлен знанием призывающего, что люди жаждут. Следует помнить также, что жажда никогда не может доставить радости. Мы наслаждаемся имен­но тогда, когда пьем (и предвкушаем этот процесс). Поэтому необходимо говорить о том, к чему мы стре­мимся, но это еще не всегда усиливает наше желание быть ближе к Господу. Когда голодный мальчик улав­ливает аромат свежеиспеченного яблочного пирога, у него пропадает интерес к игре во дворе, и он направ­ляется к дому.

Обратите внимание также на то, что в последнем отрывке пророк Исайя призывает людей избегать всего, что не приносит им удовлетворения, что не несет людям настоящей радости. На первый взгляд может показаться, что это противоречит десяткам призывов Библии ставить интересы других выше своих собственных интересов. Писание действительно говорит, что все мы стремимся получить удовлетворе­ние, но при этом нигде нет даже намека на упрек до поводу этих наших желаний. Мы должны сказать ясно: нет ничего плохого в том, что в глубине души мы хотим радоваться. Стремление к счастью не делает нас эгоистами. И отвергать себя еще не значит, что нам должно быть все равно, счастливы мы или нет, или что мы каким-то образом должны благородно под­няться над своими собственными интересами.


Эгоизм, высокое самомнение и самооправдание имеют свои корни, но это связано не с ожиданиями нашей души, а, скорее, с высокомерным решением действовать независимо от Бога. В Книге пророка Иеремии (2: 13) мы видим, что пророк обличает людей не за их жажду, а за их надменность, которая отрази­лась в том, что они рыли себе колодцы.

«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанна 6: 35).

Вовсе не обличая нас за голод и жажду как за про­явления эгоизма, Господь смотрит на эти качества, как на вескую причину, чтобы прийти к Нему. Как мы видим в Иоанна 7: 37-38, Он призывает нас оста­вить все другие пути, которые сулят радость, и обра­титься к Нему, чтобы получить все то, чего жаждут наши сердца. Все ложные пути к радости, нужно от­метить, имеют одну общую черту: они представляют такие стратегии жизни, которые мы в той или иной мере можем контролировать. Они не требуют от нас стать абсолютно независимыми. Божье учение после­довательно: полная зависимость — путь к удовлетво­рению.

Позвольте мне обобщить некоторые мысли. В каж­дом падшем носителе Божьего образа есть «пустая сердцевина», которая ощущается как глубоко личная жажда, стремление к тому, чего мы сами, своими си­лами удовлетворить в себе не можем. Поэтому нам надо спросить себя, чего именно мы жаждем.

Жажда чего?

Если не нашедшие удовлетворения люди ищут об­легчения от жажды и если Христос хочет освободить нас, чтобы мы жили для Него, удовлетворив эту жажду, то естественно задать вопрос, чего именно мы так сильно хотим. Однако Писание, судя по всему, об этом не говорит. Павел не пишет поместной церкви ничего из того, что прояснило бы смысл того, что имел в виду Господь, когда призывал жаждущих людей прийти к Нему. Нигде нет определения жажды. И что нам теперь делать?


126


Как понимать людей


Люди являются личностями


127


 


Ответ зависит от нашего подхода к Писанию. Если мы ограничиваемся только теми вопросами, на кото­рые можно найти прямой ответ в Библии, нам следует забыть о жажде и перейти к другим темам. Если же мы рассматриваем Писание как неадекватное средство для ответа на некоторые правомерные вопросы, тогда нам надо вообще закрыть Библию и продолжать даль­ше ломать голову по поводу природы нашей жажды. В таком случае мы будем полагаться на (1) данные, которые мы можем собрать в результате внешнего на­блюдения, и на (2) наш ясный ум в сочетании с твор­ческим мышлением и интуицией, которые помогают нам понять то, что мы наблюдаем. Результатом всего этого будет разумный, но в то нее время совершенно неопределенный набор заключений по поводу такого странного, но вполне реального явления, которое мы называем жаждой.

Но есть и другой путь. Если мы посмотрим на Биб­лию как на исчерпывающую структуру размышления обо всех важных вопросах, касающихся людей, то нам придется долго и упорно думать о природе нашей жажды, познавая, что подразумевается под тем, что мы читаем в Библии, оставаясь при этом в тех грани­цах, которые предоставляет нам Писание.

В соответствии с таким подходом (о котором мы уже говорили в главах четвертой и пятой) позвольте мне кратко изложить ответ Библии на вопрос «чего мы жаждем?». Сначала я хочу обобщить мои мысли, чтобы показать, куда я иду, а затем поговорить о моем аргументе более подробно.

Поскольку Бог по самой Своей природе — сущест­во, стремящееся к взаимоотношениям (в Божестве су­ществуют три личности, которые способны взаимодей­ствовать), человек* созданный по образу Божьему, также существо, стремящееся к взаимоотношениям. Мы созданы для взаимоотношений с Богом и с други­ми людьми. Отсюда следует, что по сути своей мы стремимся к тому, для чего мы созданы. Мы стремим­ся к взаимоотношениям.

Конечно, Бог — не просто существо, стремящееся к взаимоотношениям. Он еще и целеустремленное су­щество, безошибочно идущее к намеченной конечной


цели. История имеет направление. Она представляет из себя движение к тому концу, который приготовил Бог. И хотя грех исказил первоначальный замысел всего того, что должно действовать в этом мире, Бог стремится все восстановить в том порядке, который был задуман Им первоначально. Мы созданы для того, чтобы быть частью Божьего замысла, а во Христе мы обрели возможность вернуться к Богу, чтобы участво­вать в возрождении этого мира. Мы были созданы спо­собными идти в определенном направлении, чтобы вместе с Богом исполнять Его замысел. Мы не какие-то бесчувственные частицы хаотической системы, ко­торая заставляет нас плыть по течению. Поэтому по сути своей, я полагаю, мы жаждем быть частицей веч­ного плана, чтобы иметь возможность менять наш мир. Мы стремимся к импульсу.

Взаимоотношения и импульс — вот естественная жажда человеческой души. Христиане стремятся слу­шаться Бога, потому что послушайие является непре­менным условием для крепких взаимоотношений. Мы стремимся служить другим людям. Мы чувствуем до­броту и смысл, когда совершаем служение. Служение удовлетворяет наше стремление к имцульсу.

Взаимоотношения и импульс являются стремлени­ями, которые запечатлены в наших сердцах, что под­водит нас к вопросу о зависимости. Бог, являясь неза­висимым, достаточен в Самом Себе и для взаимоотно­шений, и для импульса. Однако мы, люди, нуждаемся в источнике, который мы не можем ни генерировать, ни контролировать, чтобы обретать взаимоотношения любви и те ценности, которые необходимы для осмыс­ленной цели.

Когда Адам согрешил, само понимание зависимо­сти претерпело ужасные изменения. До грехопадения Адам жил в совершенных отношениях с Богом, на Ко­торого он всецело полагался. Если бы какой-нибудь ангел остановился возле сада в вечернее время и спро­сил: «Адам, ты стремишься к взаимоотношениям и импульсу?», то, я думаю, что Адам растерялся бы и ответил: «Я не понимаю, о чем ты говоришь. У меня есть Бог. Чего мне еще желать?».


128


Как понимать людей


Люди являются личностями


129


 


Но именно в тот момент, когда Бог отвернулся от Адама вследствие его греха, все то, что было в Адаме и позволяло ему радоваться Богу, внезапно исчезло. Сердцевина оказалась пустой. В глубине своей души Адам стремился к той полноте, которую он поте­рял, — но от того, что его разум оказался замутнен­ным, он искал эту полноту везде, только не в Боге.

До грехопадения Адам был совершенно зависимым и в то же время полным существом — и поэтому удовлет­воренным. После грехопадения он осознал факт своей зависимости, почувствовав свою неполноту без Бога. Он был пуст. Поэтому стремление к взаимоотношению и импульсу само по себе и не является грехом, но его не­возможно было бы почувствовать, если бы грех не нару­шил взаимоотношения с Богом. Все потомки Адама бо­рются с мрачным напоминанием о нашей зависимости, сердцевиной, которая пуста из-за того, что мы отделены от Бога. Падший человек жаждет.

Мы жаждем тепла истинной любви и настоящего смысла в нашей жизни. И чем больше мы ощущаем реальность наших стремлений, тем больше мы пони­маем нашу зависимость, осознаем, насколько мы да­леки от Бога, от радости близкого общения с Богом.

А теперь давайте более подробно рассмотрим при­роду наших стремлений.

Наше стремление к взаимоотношениям

Начнем с того, что Бог триедин: три личности, один Бог. Это, разумеется, таинство, но этому ясно учит Библия: в самой природе Бога существует взаи­моотношение. Бог — это личностное существо, кото­рое существует вечно во взаимоотношении среди лич­ностей: у Него есть Свое собственное сообщество.

Когда Бог захотел создать существо, отличное от ангелов, Он решил наделить Свое новое творение спо­собностью отвечать на Его любовь, вступая в отноше­ния как с Ним, так и с другими существами. Бог со­творил человека для общения с Ним и с другими людьми. Человек по природе своей — существо, стре­мящееся к взаимоотношениям. Подобно тому, как ре­бенок кричит, когда просит молока, которое поддер­живает его физическую жизнь, люди в отчаянии ищут


таких взаимоотношений, которые делают личность здоровой.

Остановимся на минутку. Вполне возможно, и, к сожалению, так часто и происходит, что человек чув­ствует проблему и не осознает своих стремлений даже во время разговоров о них. Куда проще говорить о наших стремлениях, чем переживать их на самом деле. Но пользы от этого никакой. Сама природа наших стремлений требует, чтобы мы их чувствовали и правильно понимали. Никакое академическое опре­деление не может передать ту страсть, с которой мы стремимся к заботе о ближнем. Я призываю читателя открыться для восприятия непосредственных ощуще­ний глубины и силы этого желания.

Вспомните о тех днях, когда дорогие вам люди оби­жали вас. Подумайте, какую обиду вы испытывали в такие минуты. Спросите себя, что бы вы хотели услы­шать от этих людей или какие их действия вы хотели бы увидеть. Как бы вы почувствовали себя, если бы ваш отец нежно сказал вам: «Я люблю тебя», а не отвернулся от вас? Или что бы вы почувствовали, если бы ваша мать одобрила ваши действия, а не раскрити­ковала их? Лучший способ осознать свои стремления состоит в том, чтобы вспомнить самые сильные разо­чарования, которые вам довелось испытать в отноше­ниях с дорогими вам людьми, а затем подумать, что можно было бы сделать в этих обстоятельствах для того, чтобы вы почувствовали радость.

Попробую облечь это сокровенное стремление к взаимоотношениям в простое определение: каждый из нас страстно желает, чтобы кто-то увидел нас та­кими, какие мы есть во всей своей красе, и тем не менее принял нас. Поскольку никакой другой человек не может видеть нас полностью, навязчивые сомнения застилают даже самые прекрасные отношения: «а что они подумают обо мне, если узнают, что...?».

Мысль о том, что кто-то по-прежнему может отно­ситься к нам с самыми теплыми чувствами, несмотря на все наши недостатки, кажется непоследователь­ной — и все же мы стремимся к этому. Мы стремимся поддерживать отношения с тем, у кого достаточно сил быть постоянным, с тем, чья любовь не испорчена ни-

5 Л. Крабб


130


Как понимать людей


Люди являются личностями


131


 


какими корыстными интересами, с тем, кто искренне желает нас.

Будучи носителями Божьего образа, мы стремимся! к взаимоотношениям. Как падшие носители Божьего 1 образа мы в поисках взаимоотношений отворачиваем-! ся от Бога. И неудивительно, что Бог называет нае безумцами! Испытывая жажду, проходить мимо фон­тана, из которого бьет чистая, холодная вода, и идти к сломанному фонтану, в котором едва течет грязная вода, — это безумие.

Всякий раз, когда мы будем отворачиваться от Бога и стремиться удовлетворить при этом свои самые глубокие стремления к взаимоотношениям, нас неиз­бежно будет ждать разочарование. Вне всякого сомне­ния! Никакие даже самые лучшие родители в мире и никакой даже самый любящий супруг не могут дать мне то, чего я жажду: чистой и неослабевающей любви.

Когда мы зависим от других, мы неизбежно требу­ем, чтобы они отвечали нам так, как мы этого хотим. Ц Когда же они этого не делают, мы чувствуем обиду и злость. Мы начинаем маневрировать в наших отноше­ниях, чтобы обезопасить себя от дополнительных обид, продолжая добиваться от других того, чего нам хочется. Это приводит к отчужденности и холодным отношениям, что является неизбежным продуктом манипулирования во взаимоотношениях. И люди, ко­торые созданы для того, чтобы знать радость взаимо­отношений, чувствуют только боль отчуждения и оди­ночества. Как грустно!

Стремление к импульсу

Я помню, как мне довелось быть на похоронах од­ного профессора, которого я глубоко уважал. На своих занятиях по философии он призывал меня отказаться от тех убеждений, которые лишь перешли ко мне по наследству, а потом определить, каким убеждениям я могу следовать. Он обладал ясным умом и с внимани­ем относился к моим попыткам объяснить Евангелие. Насколько я знаю, до самой своей смерти он был не­верующим.


На похоронах один наш знакомый священнослужи­тель (которого самого с большими оговорками можно было назвать христианином) отметил, что огромное количество студентов и выпускников, присутствую­щих на похоронах, — это красноречивое свидетельст­во благодарности и уважения по отношению к умер­шему профессору. Служитель напомнил о том импуль­се, который мы получили от этого человека, и привел слова, которые тронули меня до глубины души. Он сравнил жизнь профессора с линией следов, оставлен­ных им в нашей жизни. Мы пришли на эти похороны, для того чтобы запомнить эти следы, пока прилив гря­дущих дней не залил песок и не смыл эти следы на­всегда.

Когда я слушал эти слова, во мне все стонало. Я помню, как молился про себя о том, чтобы тот служи­тель, который будет на моих похоронах, сделал еще лучше, чтобы он мог истинно подтвердить, насколько плодотворно прошла моя жизнь. Я жажду смысла, импульса, значимости.

Мы все стремимся к чему-то схожему. Может быть, лучше всего это назвать соответствием. Мы хотим знать, что способны делать работу, которую необходи­мо сделать. Мы хотим оставить в этом мире след, ко­торый реально и надолго останется в памяти людей.

Это желание импульса мы испытываем по-разному. Осматривая только что покрашенный автомобиль или только что постриженный газон, мы испытываем оп­ределенную степень удовлетворения: «Я сделал это. Поскольку я потратил энергию, что-то стало лучше. Я привнес перемены». Но с этим импульсом связана проблема ограниченности.

Мысль о том, что только что вымытая посуда скоро ' снова станет грязной, в значительной степени лишает того, кто мыл эту посуду, удовольствия от своего труда. Кратковременный импульс не придает нам осо­бенной радости. Мы хотим такого импульса, который оставляет важный и продолжительный след в жизни. Начиная от тривиального (хорошо постриженный газон) и кончая более важными результатами (дело­вой успех или гармония в семье), импульсы дают нам


132


Как понимать людей


Люди являются личностями


133


 


разные степени удовлетворения, но они никогда не дают нам удовлетворения достаточного.

Позвольте мне определить такую жажду как жела­ние соответствовать серьезной задаче, желание знать, что мы можем не оставаться в стороне от нашего мира и делать то, что несет людям добро и представляет большую ценность.

Мы — жаждущие люди. Мы стремимся к взаимо­отношениям и импульсу, обладаем теми желаниями, которые может удовлетворить только Бог. Эта концеп­ция обобщена в схеме 7.1. Если придерживаться идеи о том, что пустое пространство стремится к тому, чтобы быть наполненным, то представим себе глубо­кие ожидания нашей сокровенной сущности в виде круга. Пусть этот круг относится к нашей способности (жажде) к взаимоотношениям и импульсу. «Пустая сердцевина» человеческой личности есть неудовлетво­ренная жажда человека.

Поскольку мы являемся зависимыми существами, наши способности и стремления ощущаются как воз­можность осуществления, которая ведет нас к источ­никам, находящимся вне нас самих. Я не самодоста­точен. Я не могу сам себя обеспечить взаимоотноше­ниями и импульсом.

Поскольку мы падшие существа, наши способности стали отчаянными стремлениями, подгоняемыми чув­ством страха от того, что мы никогда так и не найдем того удовлетворения, которого желаем. Если бы не было грехопадения, мы бы не знали ничего другого,


кроме ненарушенных взаимоотношений с Богом. Мы бы испытывали не пустоту, а полноту, не постоянную боль, а радость, не одиночество, а совершенные взаи­моотношения.

Но грехопадение и, как результат, пустота внутри нас заставляют нас искать полноты. Мы не можем из­бежать этих стремлений. Если же мы делаем вид, что их в нас нет, значит, сами того не ведая, попадаем в полную от них зависимость.

Каждый из нас в той или иной степени идет по до­роге, которая не имеет с Богом ничего общего. Без поддержки Святого Духа никто из нас никогда не будет искать Бога. В отрывке Иеремия 2: 13 мы чита­ем, как пророк упрекает Божий народ за то, что тот стремится к разбитым сосудам, чтобы удовлетворить жажду, к тем сосудам, которые они сами для себя сде­лали, но которые не могут держать воду. Ничего из того, что находится под властью человека, никогда не могло принести глубокого удовлетворения. И все равно мы по-прежнему стремимся властвовать над нашей собственной жизнью. И это говорит лишь о нашем безумии.

Но это наше безумие сразу не бросается в глаза. Даже дырявые сосуды могут какое-то время держать воду. В удовольствиях греха можно получить времен­ное удовлетворение. Произведя впечатление на друга своим умом или на собрании в церкви своей зре­лостью, мы можем испытать некую гордость. Общение с женщиной, которая способна облегчить страдания, приносит куда более приятные чувства, чем общение со сварливой женой. Наши «личные круги» могут в некоторой степени быть наполненными, если опреде­ленные обстоятельства оказывают своевременное воз­действие.

И снова нам поможет понять концепцию полноты простая схема (схема 7.2). Пунктирная окружность определяет тот уровень, на котором люди сознательно наслаждаются чувствами взаимоотношений и импуль­са. Основа такого наслаждения может быть правомер­ной (жить в согласии с божественными мотивациями) или неправомерной (пить из рукотворных сосудов, пока оттуда не вытекла вода).


134


Как понимать людей


Люди являются личностями


135


 


Сатана — мастер подлога. Он дает нам неограни­ченное количество возможностей для неправомерного, но очень убедительного удовлетворения. Пользуясь нашим отчаянным желанием, он ослепляет нас, чтобы мы надолго оставались опустошенными и следовали за ним.

Нет более мучительной боли, чем пустой личный круг — мы чувствуем себя опустошенными, никчем­ными, нелюбимыми, никому не нужными. И мы чув­ствуем потребность избавиться от такой боли. Сатана нежно взаимодействует с нашими требованиями, предлагая те средства, от которых мы тут же чувству­ем облегчение. И когда он ловит нас этим на крючок, мы сразу же ощущаем на себе силу порабощения греха.

И жизнь затем становится неким усилием обрести любовь и найти средства для импульса. Ощущение моей собственной полноты затмевает мысль о любя­щем Боге и о других людях, а также о том, какова цель Бога в моей жизни.

Необходимо помнить, что христианская радость всегда приходит в результате следования Христу. Она не возникает на пустом месте. Она никогда не прихо­дит к тем людям, которые требуют удовлетворения на своих собственных условиях. Бог призывает нас испы­тать полноту, но исключительно на Его условиях. Тот, кто пытается «заполнить свой личный круг», потра­тит в этих усилиях всю свою жизнь. Тот, кто потратит всю свою жизнь, любой ценой познавая Христа, по-


лучит в награду те взаимоотношения и импульс, кото­рых жаждет его душа.

Обратите внимание, что размер внутреннего круга определен не самим фактом взаимоотношений и им­пульса, а тем, как человек ощущает удовлетворение. Если бы нам надо было начертить внутренний круг, отражающий, что происходит на самом деле, то каж­дый христианин нарисовал бы полный круг лично­сти — мы все любимы и все значимы. Всем нехристи­анам достался бы пустой круг — никто из них не на­ходится во взаимоотношениях с Богом, и никто не участвует в осуществлении Его плана.

Я определяю размер внутреннего круга субъектив­ных восприятий по одной простой причине: христиане могут чувствовать себя ненужными и никчемными даже тогда, когда они принадлежат Богу, или могут чувствовать свою значимость и нужность на неправо­мерной основе. Подобным образом нехристиане могут чувствовать свою ненужность и никчемность (иногда, понимая свое истинное положение) или же могут ощу­щать значимость и необходимость по неправомерным причинам, которые совершенно не требуют Бога.

В приведенной далее схеме 7.3. даны разные вари­анты.

Случай 1: Христианин может расти в своем пони­мании Христа и с готовностью следовать той дорогой, по которой его направил Христос. В самой сущности этого христианина независимо от того, радостные или болезненные обстоятельства встают у него на пути, всегда будет жить осознание Божьей любви и предна­значения.

Случай 2: Христианин может ошибочно стремиться к тем целям, которые, (как он считает, дадут ему ощу­щение полноты жизни (т.е. уважение, признание, почет). Если он их достигает, то чувствует удовлетво­рение от осознания своей ценности и значимости на интеллектуальном уровне, но не от общения с Хрис­том". ~

Случай 3: Христианин во 2-м случае может не до­стичь своих целей. В этом случае, несмотря на то что он любим Богом и ценен в Его глазах, он не чувствует ни того, ни другого.


136


Как понимать людей


Люди являются личностями


137


 



Случай 4: Все нехристиане идут к удовлетворению неправомерным путем. В случае успеха они в какой-то степени и на какое-то время чувствуют себя хорошо.

Случай 5: Нехристианин, который не смог достичь тех целей, которые, по его мнению, должны были принести ему счастье, чувствует пустоту, и это не на­ставляет его на верный путь.

Случай 6: Нехристианин, который понимает, что его пустота является неизбежным результатом пресле­дования какой-либо цели без общения с Богом, испы­тывает правомерную пустоту, поскольку начинает по­нимать, что пустота будет всегда, если Бог не даст ему вечную жизнь.

Необходимо помнить, что размер внутреннего круга внутри личного круга практически ничего не


говорит о духовном состоянии личности. Люди могут испытывать правомерные или неправомерные пустоту или полноту. Личный круг описывает два качества:

1. У всех нас есть способность (и стремление) испыты­
вать взаимоотношения и импульс — это внешний
круг, нарисованный сплошной линией.

2. Мы все ощущаем, когда испытываем удовлетворе­
ние, а когда нет. Это чувство (или его отсутствие)
может строиться как на правомерной, так и непра­
вомерной основе — внутренний круг, нарисован­
ный прерывистой линией.

Чтобы завершить личный круг, необходима еще одна концепция. Люди испытывают глубокие стрем­ления, которые может удовлетворить только Христос, а также менее глубокие, но все же вполне реальные стремления, которые Бог непосредственно удовлетво­рить не может.

Начертите вокруг персонального круга еще два концентрических круга (схема 7.4). Пусть самый большой круг изображает непостоянные стремления, а средний — критические стремления. Внутренний круг — персональный, те самые важнейшие стремле­ния к взаимоотношениям и импульсу, на которые полностью ответить может только Бог.

Непостоянные стремления — это желания удобст­ва, комфорта и того, что мы предпочитаем. Мы пред­почитаем, чтобы в выходные дни не было дождя, чтобы наш автомобиль не сломался в самый неподхо­дящий момент, чтобы паводок не затопил подвал. Это могут быть правомерные желания, которые мы осо-



Как понимать людей


Люди являются личностями


1S9


 


знаем через молитву и о которых помним, принимая меры предосторожности. Но когда наше счастье зави­сит от удовлетворения наших непостоянных стремле­ний, мы не можем удовлетворить более глубокие же­лания души.

Критические стремления подразумевают право­мерные надежды на глубокие человеческие взаимоот­ношения и на видимые результаты в нашем мире. Мы хотим видеть, как неспасенные родственники прихо­дят ко Христу, больные родственники вновь выздо­равливают, непослушные дети становятся послушны­ми, безответный(ая) супруг(а) не жалеет себя ради счастья любимого человека, усилия служителя возна­граждаются благословением. Эти стремления для нас важны, и это правильно. Если они остаются неудов­летворенными, это влечет серьезные последствия: мы чувствуем обиду, сердимся. Но и здесь, если наша ра­дость покоится только на удовлетворении этих вполне реальных стремлений, мы не познаем жизнь с Богом. Важнейшие стремления — глубокая жажда нашей сокровенной сущности. Ошибочно думать, что то, что удовлетворяет наши непостоянные или критические стремления, всегда может удовлетворить сокровенные стремления нашего сердца. Наполнить нашу сокро­венную сущность радостью может только Христос. Осознание этих стремлений не может утолить боль не­удовлетворенных желаний; но оно приводит нас ко Христу, и мы становимся от Него зависимыми, не­смотря ни на какие Обстоятельства.

Из тех концепций, о которых мы говорили в этой главе, можно вывести несколько заключений.

1. Бог побуждает людей вступать во взаимоотноше­
ния с Ним на основе их стремлений. Поэтому
важно знать, в чем состоят наши стремления, и
глубоко их прочувствовать. Тот человек, который
ни разу не задумывался о своих стремлениях, не
сможет найти источник своего удовлетворения.

2. Человек в своем чистом сознании призван стре­
миться к Богу как к источнику удовлетворения. Но
у человека нет чистого сознания, никто не ищет


Бога. И то, что он не стремится к Богу, говорит о безумии человечества.

3. Все то, к чему мы обращаемся в поисках удовлет­
ворения, становится нашим богом. Наше стремле­
ние наполнить «пустую сердцевину» становится
нашим тираном, и мы бездумно скитаемся в поис­
ках всего того, что, по нашему разумению} даст нам
ту полноту, которой мы желаем.

4. Удовлетворение, которое люди находят в ложных
богах, неизбежно приводит к разрыву во взаимоот­
ношениях. Мы начинаем требовать, а не жертво­
вать, думать в первую очередь о себе, а не о других
(Иакова 4: 1-3).

·- / ' f






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.