Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрактные цены.






.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.
Введение..............................................................................................................................5 Раздел I. Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация..................................................................................................7 1. Принципы, классификации и виды внешнеторговых операций...........7 2. Классификация внешнеторговых сделок по видам товаров и услуг:..9 2.1. Торговля промышленной продукцией...........................................................9 2.2. Торговля сырьевыми ресурсами....................................................................10 2.3. Особенности рынка услуг..................................................................................12 3. Классификация внешнеторговых сделок по степени готовности товара...............................................................................................................................................15 3.1. Торговля готовой продукцией.........................................................................15 3.2. Торговля продукцией в разобранном виде..................................................16 3.3. Торговля комплектным оборудованием.......................................................17 4. Методы внешней торговли........................................................................................18 4.1. Классификация методов внешней торговли...............................................18 4.2. Комиссионные и агентские операции.........................................................20 4.3. Биржевая, аукционная торговля и международные торги.......................-   Раздел II. Коммерческие контракты в международной торговле.............23 1. Виды и содержание внешнеторгового контракта......................................23 2. Определение сторон и предмет договора..................................................24 3. Условия поставки товара..................................................................................26 4. Контрактные цены..............................................................................................30 5. Условия платежей..............................................................................................33 6. Другие условия контракта...............................................................................38   Раздел III. Сделки аренды и подряда во внешнеэкономической деятельности..............................................................................................................................43 1. Аренда. Понятие и виды.................................................................................43 2. Договор аренды и его содержание...............................................................46 3. Арендная плата (арендная ставка).................................................................48 4. Лизинг, аренда, кредит покупателю и финансовый кредит.................50 5. Подрядные сделки в международной торговле.......................................53   Раздел IV. Управление внешнеэкономической деятельностью...................56 1. Этапы развития системы управления внешнеэкономической деятельностью в России..........................................................................................................56 2. Управление внешнеэкономической деятельностью региона и предприятия...............................................................................................................................58 3. Организация внешнеэкономических операций на предприятии......61 4. Организационные формы внешнеторговых операций.........................67 5. Производственная кооперация и промышленное сотрудничество..69 6. Организация таможенного регулирования в России……………………………72 Библиографический список (рекомендуемая литература) ………………………….79     ВВЕДЕНИЕ Участие России в международном разделении и расширении внешнеэкономических связей (ВЭС) всегда было важным фактором ее экономического развития. Еще со времен Петра I, когда началось широкое освоение европейского рынка, предметом особого внимания государства был российский экспорт. Основными статьями экспорта были тогда сырье и продукты сельскохозяйственного производства. На рубеже 19 -20 веков динамичный экспорт активно способствовал становлению крупной отечественной индустрии. За период с 1890 по 1913 годы Россия заняла седьмую строчку в мировой иерархии экспортеров, опередив Италию, Австро-Венгрию и сравнявшись с Голландией. В структуре экспорта тогда появились нефть, марганцевая и другие руды, металлы. В советское время экспорт стал частью экономической политики, средством аккумулирования валютных ресурсов для нужд народного хозяйства. Но место СССР в мировой торговле было незначительным. Это объяснялось политической ситуацией, в результате которой Россия не имела полноценного и равноправного промышленно-развитым странам участия в мировом рынке. В 70-е годы доля СССР в мировой торговле составляла немногим более 3 %. Большую часть в экспорте составляли топливно-энергетические и сырьевые ресурсы, золото и оружие. С 1985 года эта доля стала уменьшаться и в 1990 году не превысила 2 %. Развал бывшего СССР и СЭВ, ухудшение ресурсной производственной базы в основных экспортирующих отраслях, снижение конкурентоспособности продукции, низкие мировые цены на отечественные экспортные товары привели к ухудшению позиций России на мировом рынке. К 1992-93гг. доля России в мировой торговли составляла менее 1%. Затем объем внешней торговли стал увеличиваться, благодаря активным экономическим преобразованиям в государстве. Современному российскому государству необходима внешнеторговая стратегия, определяющая перспективы участия страны в международном разделении труда. МВЭС России при участии Всероссийского НИИ конъюнктуры подготовило Федеральную программу развития экспорта. Программа формирует новую, трехэтажную модель включения России в международное разделение труда. На первом этапе (1996-1997гг.) предусматриваются организационно - правовые и экономические формы поддержки внешнеэкономической деятельности. На втором этапе (1998-2000 гг.) - поддержание высокого уровня объема экспорта на основе наилучшего использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры, расширения ассортимента экспортной продукции. На третьем этапе (с 2001 г. по наст. вр.) предполагается диверсификация российского экспорта, в том числе за счет наукоемкой продукции (аэрокосмическая отрасль, атомная энергетика, машиностроение для энергетики, биотехнологическая, электронная отрасль). Основная направленность этой программы состоит в стимулировании экспорта, совершенствовании географической структуры, использовании прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества. Развитие внешней торговли невозможно без активного участия государства, формирующего благоприятные экономически финансовые, организационные условия внешнеэкономической деятельности. Необходимо эффективное налоговое регулирование ВЭД, информационно-консультационная и дипломатическая поддержка. Программа предусматривает основные направления такой деятельности с учетом потребностей и возможностей России, опыта внешней торговли, требований многосторонних соглашений в рамках ГАТТ / ВТО других международных конвенций по внешнеэкономическим отношениям. Программой предусматриваются различные виды финансовой поддержки экспортеров, в том числе: предоставление государственных гарантий под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экспортоориентированных производств и организаций; страхование экспортных кредитов для защиты экспортеров от коммерческих и политических рисков, на основе создаваемого Российского экспортно-импортного страхового общества; кредитование экспортноориентированных проектов и экспорта продукции высокой степени обработки. Для повышения эффективности внешней торговли создается национальная сеть информационно-консультационных служб, Российский центр информационно-консультационного содействия ВЭД. Совершенствуется рекламная, выставочно-ярморочная, маркетинговая деятельность по освоению внешних рынков. Определяются наиболее результативные меры стимулирования экспорта. Организуется система сертификации экспортируемой продукции. Совершенствуется механизм взаимного согласования интересов и обсуждения перспектив с участием органов власти и экспортеров. Последовательная деятельность государства по укреплению объединений экспортеров позволит в перспективе значительно расширить объемы экспорта. В программе предусмотрено поэтапное формирование и реализация, более эффективной модели участия России в международном разделении труда. Ведутся переговоры о вступлении России в ВТО (Всемирная Торговая Организация) и предполагается, что в ближайшем будущем она станет полноправным членом этой организации.     Глава 1. Внешнеэкономические операции и сделки: виды, классификация, организация. §1. Принципы, классификации и виды внешнеторговых операций. Внешнеэкономические или внешнеторговые операции можно охарактеризовать как комплекс методов и форм по обмену товарами и услугами между контрагентами из разных стран. Правило, по которому совершается такой обмен, основаны на исторически сложившихся принципах международного разделения труда. Современные формы и методы внешнеторговых операций являются частью международных экономических отношений. В международной практике различают следующие критерии классификации внешнеторговых операций: · По направлениям торговли. · По видам товаров и услуг. · По степени готовности товара. · По методам торговли товарами и услугами. · По формам организации торговли.   1.1. В международной практике различают следующие виды внешнеэкономических (forieng economic operation), или внешнеторговых операций по направлениям торговли. - импортная (import) - приобретение товара у иностранного продавца с заводом в страну покупателя; или ввоз товара (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на таможенную территорию государства без обязательств обратного вывоза. При прохождении товаров через границу предъявляются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на ввоз товара в страну, документы об уплате таможенной пошлины и об уплате сборов за таможенное управление. При ввозе в Россию товаров, происходящих из стран – членов СНГ, уплачивается только сбор за таможенное оформление. - экспортная (export) - продажа товара иностранному покупателю с вывозом из страны продавца; или вывоз товара (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) с таможенной территории государства без обязательства об обратном ввозе. В соответствии с условиями Таможенного кодекса РФ экспорт товаров принадлежит к числу важнейших таможенных режимов и означает выпуск товаров за пределы национальной территории без их последующего ввоза. При пересечении границы таможенной зоны к экспортному товару прилагаются сопроводительные документы, в том числе: лицензия на вывоз товара, документы о внесении соответствующих платежей, грузовая таможенная декларация. В соответствии Закона РФ «Об иностранных инвестициях» предприятие может освобождаться от уплаты пошлин и получения лицензий при экспорте продукции, если в его уставном фонде содержится не менее 30 % иностранного капитала. Согласно Закону РФ «О таможенном тарифе» к некоторым товарам и услугам применяются налоговые льготы и особые таможенные пошлины. - реэкспортная (reexport) - приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну импортера с целью последующей перепродажи его, без переработки, иностранному покупателю; К реэкспортному товару применим режим «таможенный склад», который подразумевает хранение реэкспортного товара под таможенным контролем без взимания установленных платежей и без применения мер не тарифного регулирования. В особых случаях применяется режим «свободная таможенная зона», что означает ввоз иностранных товаров без уплаты пошлин и нетарифных мер регулирования, а также возможностей его доработки в установленных пределах. Обязательным условием этих режимов является отсутствие коммерческой деятельности, связанной с извлечением прибыли. - реимпортная (reimport) - приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергшегося там переработке товара. К реимпортным относят следующие операции: возврат забракованных покупателем товаров, возврат товаров не проданных на аукционе или не реализованных через консигнационные склады. Внешнеэкономические или внешнеторговые операции (forieng trade transaction) - это договоры (контракты, соглашения) по обмену товарами в комплексе с операциями, обеспечивающими выполнение основной сделки (операции). К основным сделкам в международной торговле относятся сделки купли-продажи, подряда, аренды, найма. К обеспечивающим, или дополнительным относятся агентские соглашения (аренду agreement) с посредниками, соглашения с рекламными агенствами и организациями, исследующими коньюктуру рынка, таможенные и другие операции. Обеспечивающие операции осуществляются или непосредственно продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами), или другими фирмами и организациями на основании отдельных соглашений и договоров за соответствующее вознаграждение. На одну основную операцию совершается, как правило, до 10 вспомогательных. Каждая сделка оформляется соответствующим контрактом, или договором, или соглашением. Некоторые внешнеторговые сделки заключаются сначала в устной форме, например, во время аукционных торгов или на биржевой сессии, но впоследствии также оформляются в письменном виде. Лица, фирмы и организации, от имени которых заключаются договоры, являются контрагентами (contracting party), или деловыми партнерами. Контрагенты несут материальную ответственность за выполнение обязательств по заключенным договорам. Финансирование сделок может осуществляться как контрагентами, так и другими лицами, фирмами и организациями, за счет которых они выступают на рынке.   1.2. По видам товаров и услуг различают: · продукция промышленного назначения (машино-техническая продукция); · сырьевые товары; · продовольственные и потребительские товары; · научно-техническая продукция; · услуги: консалтинговые, инжиниринговые, финансовые, туристические, и т.д.   §2. Классификация внешнеторговых сделок по видам товаров и услуг.   а) Торговля промышленной продукцией. Значение этого вида: доля промышленных товаров в общей структуре внешней торговли страны определяет ее научно-технический потенциал, уровень промышленного развития и место государства в международном разделении труда. Объем инвестиций в машиностроительный комплекс определяет характер и темпы структурной перестройки экономики государства, влияет на экологическую безопасность новых технологий. В современных условиях увеличивается роль маркетинга в формировании спроса на новые, экологически безопасные виды техники и технологий. Высокие темпы научно-технического прогресса ведут к обострению конкуренции на рынке производителей промышленной продукции. Это способствует развитию сопутствующих и посреднических услуг, производственной и сбытовой кооперации. б) Торговля сырьевыми ресурсами. Эффективное использование природных богатств, рациональная торговля сырьевыми товарами является важнейшим условием жизни и прогресса общества. Сырье или сырым материалом становятся исследованные, разведанные и добытые природные богатства. Сырые материалы, образующие материальную основу продукта, являются основным материалом. На практике под сырьем понимаются продукты добывающей промышленности и сельского хозяйства, а под основными материалами - продукцию обрабатывающей промышленности. Более широкое определение «сырья» - это комплекс, объединяющий материалы, непосредственно добываемые из окружающей среды (нефть, руды, лес и т.д.) и материалы, подвергшиеся обработке с целью использования их в качестве сырья для производства готовой продукции. По статистике ООН к сырью относятся: продовольственные ресурсы, продовольственные культуры, продукты животноводства и рыболовства, сырье для пищевой промышленности, кожевенное сырье, каучук, лесопродукты, включая бумагу, текстильные волокна, руды и другие минералы, включая минеральные удобрения, топливные товары и цветные металлы. Сырьевые ресурсы классифицируются: 1. Топливно-энергетические товары (нефть природный газ каменный уголь). 2. Химические товары 2.а) нефтехимикаты (этилен пропилен пластмассы другие виды). 2.б) медикаменты. 2.в) продукты неорганической химии (красители эфирные масла). 3. Продовольственные товары (молочные продукты, мясо рыба морепродукты, зерновые и продукты их переработки, семена масличных культур, растительные масла, жиры, кофе, какао, чай, фрукты, овощи, сахар, и т.д.).   Сырье потребляемое промышленностью классифицируется: 1) Сельскохохяйственное возобновляемое (продовольственные ресурсы, продовольственные культуры, продукты животноводства и рыболовства, сырье для пищевой промышленности и т.д.) 2) Промышленное (ограниченное в природе и не возобновляемое): 2.а) минерального происхождения (руды, уголь, нефть, нерудные ископаемые и др.) 2.б) сырье полученное искусственным путем (синтетический каучук, искусственные волокна, пластмассы и др.).   По формам международной торговли сырьевые товары классифицируются: 1) Биржевые, т.е. сделки заключаются на товарных биржах (зерновые, сахар, хлопок и др.). 2) Внебиржевые, т.е. продажа по контрактам (нефть, газ, уголь, руды черных и цветных металлов, лесные, целлюлозно-бумажные и др.). 3) Товары продажа которых осуществляется по международным товарным соглашениям (каучук, пшеница, какао бобы, оливковое масло, сахар и др.).   Внешнеэкономическая деятельность фирм в сырьевом бизнесе жестко регламентированагосударственным регулированием экспортно-импортных операций по сырьевым товаром. В то же время государственная политика в области экспорта - импорта сырья регулируется международными соглашениями, конъюнктурой мировых рынков, зависит от развития НТП и влияния транснациональных корпораций (ТНК), политики «торговых барьеров» и протекционизма на сырьевых рынках. Влияет также на формирование конъюнктуры рынков промышленного сырья и топлива политика ассоциаций-экспортеров сырьевых товаров, создаваемых на межправительственной основе. В настоящее время более 20 таких ассоциаций осуществляет коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами по топливно-сырьевым товаром. Организация стран - экспортеров нефти, созданная в 1960 году (ОПЕК) добилась роста доходов за счет повышения экспортных цен и укрепления позиций национального капитала в нефтедобыче. Примером межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров является конференция ООН по торговле и развитию. Под ее эгидой разрабатывается международные товарные стабилизационные соглашения МТС, заключаемые между экспортерами и импортерами сырья. МТС предусматривает поддержание согласованной цены на сырьевой товар на основе становления системы экспортных квот и создания «буферных» запасов (БЗ), стабилизационных факторов (СФ). Механизм БЗ: при цене ниже нижнего предела с рынка скупается в БЗ излишки товара, при цене слишком высокой из БЗ товар продается. Для усиленного функционирования НТС учрежден общий фонд для сырьевых запасов (ОФСЗ), который оказывает помощь развивающимся странам в форме безвозмездного финансирования и льготных кредитов для развития экспорта. Контракты по купле-продаже сырья обычно имеют долгосрочный характер, обеспечивающий стабильность и гарантированное снабжение производства исходной продукцией. По законодательству в развивающихся странах в контрактах предусматриваются обязательства импортеров предусматривать расчеты встречными поставками товаров традиционного экспорта. Россия является членом всех международных товарных организаций, включая ОФСЗ и на моровом рынке выступает как крупнейшая сырьевая держава. В недрах России находится 15-30% мировых запасов нефти и 40-45% природного газа и угля, до 30 % железной и фосфорной руды мира, до 70 % апатитовой руды, до 40 % калийный солей, значительная часть запасов цветных и драгоценных металлов. На территории России находится 25 % всех лесных богатств мира. В мировом производстве на долю России приходится: по природному газу - 30%, нефти - 15%, углю 8%, стали - 12%, минеральным удобрениям - 11%, электроэнергии - 9%, цементу - 7%, лесоматериалам - 165, шерстяным тканям - 14%, картофелю - 12%, сахарной свекле - 10%, зерну - 6%.   в) Торговля продовольственными товарами. Особенности торговли продовольствием: 1) научно технический прогресс способствует увеличению экспорта продовольствия из промышленно развитых стран. (Например, в Россию увеличился экспорт продовольствия из США, Европы и др.) 2) торговля осуществляется, как правило, через посредников, имеющих складские помещения, через внутрифирменной торговли, через филиалы «материнской» компании   В России за годы реформы (с 1992 по 1998гг) резко возросла доля продовольствия в доле импорта. Это объясняется несколькими причинами, в т.ч. разрушением сельскохозяйственного производства в период экономической реформы, увеличением доли расходов на питание в общей структуре расходов населения, и либерализации внешней торговли.   г) Научно-техническая продукция и услуги: 1) Услуги производятся и потребляются одновременно и не подлежат хранению в отличии от других товаров. Сторонами в сделке являются заказчики (покупатель-импортер) и подрядчики (продавец-импортер). 2) Торговля услугами может сопутствовать торговле товарами, дополняя ее. Качество услуг способствует эффективности сделки купли продажи основного товара. Например, продажа продукции, в разобранном виде требует инжиниринговых услуг по разработке проекта на строительство сборочного цеха, услуг транспортных организаций, рекламных агентств и т.п. 3) Международная торговля услугами взаимодействует с движением капитала и перемещение рабочей силы, которые предполагает использование банковских, информационных и транспортных услуг. 4) Сфера услуг может находится в полной или частичной собственности государства и поэтому более надежно защищена государством от иностранной конкуренции. 5) Не все виды услуг пригодны для вовлечения в международный хозяйственный оборот (например, коммунальные, бытовые), в тоже время учитывается роль услуг, связанных с обслуживанием трудовой деятельности (банковские, страховые, услуги торговли, посреднические и т.д.) На современном мировом рынке активно действуют компании, специализирующиеся на производстве услуг и промышленные фирмы, предлагающие широкие пакеты услуг. Это ведет к уменьшению различия между компаниями сферы услуг и сферы материального производства, слиянию ряда ранее обособленных услуг (например, банковских, страховых, биржевых и посреднических) в единый комплекс (например, финансовых услуг). Россия имеет потенциальные возможности расширения экспорта транспортных услуг (транзит, морские перевозки), туризма и инженерно-консультационных и строительных услуг, лицензий и «ноу-хау», услуг в области здравоохранения, образования, культуры и т.д.   Состав международного рынка инжиниринговых услуг: 1) Проектно-консультационные услуги: · Представление интересов заказчика; · Технико-экономическое обоснование проектов по строительству новых и реконструкции действующих объектов; · Контроль за исполнением и приемка готовых объектов; · Консультирование заказчика; · Подготовка технических условий ля международных торгов. 2) Подрядная деятельность: · Разработка проектов для заказчика и размещение заказов у подрядчиков и субподрядчиков; · Заключение договора подряда с исполнителями на строительство объектов, договоров на поставку комплектующих изделий и сопутствующих материалов. 3) Управленческая деятельность: · Услуги по организации производственных структур и административному управлению на основе передового мирового опыта; · Организация планирования и производства товара на основе маркетинговых исследований; · Организация учета и статистики на основе прогрессивных программ; · Оптимизация структур управления.   Формы передачи технологий: 1) Межфирменные соглашения о передаче технологий; 2) Внутренний обмен; 3) Межфирменные поставки машин, оборудования и другой продукции с передачей технологии.   Передача технологий осуществляется на: 1) Некоммерческой основе: · Информационные массивы спецлитературы; · Компьютерные банки данных, патенты, справочники и т.д.; · Конференции, симпозиумы, семинары, выставки. · Обучение, стажировки, обмен результатами исследований, производственно- технологическими достижениями и т.д.; 2) На коммерческой основе: 2.а) По лицензионным договорам; 2.б) Безлицензионные формы: · путем продажи оборудования и материалов, или передача их в аренду; · инжиниринговые услуги; · учреждение совместных фирм 2.в) Кооперационные соглашения: · подрядное кооперирование; · совместное производство; · комбинированные формы.   Коммерческие формы передачи технологий осуществляются как: 1) Сопутствующие: «под ключ», «под готовые руки», «на рынок». 2) Самостоятельные (лицензионные и кооперационные соглашения, безлицензионные формы передачи технологий)   Лицензионные соглашения классифицируются: 1) По виду объектов - изобретение, «ноу-хау», товарные знаки, промышленные образцы. 2) По объему прав - -на простые, исключительные и полные. 3) По способам охраны объектов - на патентные, беспатентные и смешанные. 4) По степени автономности - на самостоятельные и независимые.     §3. Классификация внешнеторговых сделок по степени готовности товара. Различают сделки: с готовой продукцией, с продукцией в разобранном виде, и комплектном оборудовании.   3.1. Торговля готовой продукцией (т.е. продукцией готовой к употреблению без дополнительной обработки) может осуществляться напрямую и через посредников: В этих случаях между экспортером и импортерам заключаются договора купли-продажи, а при участии посредника - и договор продавца с посредником. Важным моментом в торговле продукцией является возможность организации предпродажного сервиса - комплекса работ по расконсервации изделий после транспортировки на склад посредника. Цель этой услуги - подготовить товар к продаже, придать ему наилучший вид. Затраты поставщиков и их агентов по этим операциям относятся к издержкам обращения и покрываются за счет стоимости, созданной в процессе производства. Сокращение сроков поставок товара уменьшает его запасы на складах и способствует уменьшению капиталовложений в складские сооружения. Предпродажная доработка товара - другая форма производственного процесса в сфере обращения - производится также с целью повышения конкурентоспособности товара, улучшение его экологических характеристик и других индивидуальных требований заказчиков. Техническое обслуживание машин и оборудования также осуществляется в сфере обращения, на складах и является операцией, обеспечивающей выполнение основной (купли-продажи). Склады посредников, где производятся обеспечивающие операции, называются консигнационными, а посредники - консигнаторами.   3.2. Торговля продукцией в разобранном виде - осуществляется: а) Если товаром является крупные и громоздкие сооружения, оборудование, строительные конструкции, мебель, башенные краны и т.д., когда технически невозможно или экономически нецелесообразно транспортировать продукцию в готовом виде; б) При существующих в ряде стран запретов или ограничений на ввоз продукции, аналогичной выпускаемой национальными производителями. Эти ограничения вводятся для защиты отечественных отраслей от конкуренции иностранных поставщиков. В этом случае на ввоз продукции в разобранном виде устанавливаются пониженные таможенные пошлины. Такая форма торговли выгодна и поставщикам, и потребителям. Для страны - импортера организация сборки продукции содействует развитию национальной промышленности и повышению уровня занятости населения. Конкуренция иностранных поставщиков, хоть и ослабленная количественным ограничением, стимулирует национальных производителей, что ведет к ускорению научно-технического прогресса в стране импортера. Поставщикам эта форма торговли удешевляет продукцию за счет снижения ввозных пошлин и дешевой рабочей силы в стране импортере, используемой при сборке сооружений, конструкций и т.д.. Поставки продукции осуществляются по контрактам купли-продажи и на условиях консигнации. Эта форма торговли способствует созданию совместных предприятий и других видов совместной деятельности, например, соглашений о прогрессивной сборке. Такие соглашения предусматривают организацию сборочного производства готовой продукции из импортируемых узлов и деталей. При этом иностранный партнер принимает обязательство содействовать импортеру в организации собственного производства отдельных частей продукции, с тем чтобы в течение установленного срока полностью перейти к самостоятельному выпуску готовой продукции. Иностранный партнер может продать лицензию на саму продукцию и «ноу- хау» (know - how) на производство узлов и деталей, поставлять техническое оборудование либо рекомендовать импортеру других иностранных поставщиков оборудования. Импортер без потери времени может начать выпуск готовой продукции, постепенно отказываясь от закупок узлов и деталей за счет налаживания собственного производства. Главными условиями соглашений могут быть: а) передача лицензий на готовую продукцию и «ноу- хау» по производству узлов и деталей; б) выполнение проектов предприятия и организация производства4 в) поставка узлов и деталей для сборки конечной продукции; г) поставка основного и вспомогательного оборудования для производства готовой продукции или рекомендация поставщиков оборудования для самостоятельной закупки его импортером. Соглашения о прогрессивной сборки содержат условия платежей, сроки выполнения и другие сроки исполнения способствующие поддержанию уровня конкурентоспособности продукции. В России импорт разрозненного оборудования может осуществляться по таможенным режимам: «Таможенный склад», «свободный склад», «переработка на таможенной территории». Учреждать «таможенный склад» могут физические и юридические лица, получившие от таможенных органов Лицензию. В ней указывается срок переработки и количество готового продукта, которого будет вывезено после переработки. Товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны, можно перерабатывать, совершать с ними коммерческие сделки, кроме розничной торговли, беспошлинно.   3.3. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным считается оборудование промышленного предприятия, представляющее единый законченный технологический комплекс. Торговля комплектным оборудованием получило развитие с 50 - х годов, как последствие растущего спроса в развивающихся странах, получивших политическую независимость и возможность технико-экономического развития. Отсутствие высокоразвитого машиностроения и квалифицированных кадров в развивающихся странах привело к необходимости приобретать некоторые технологические комплексы и услуги по их проектированию, сооружению и эксплуатации. Росту объемов мировой торговли комплектным оборудованием способствовало также развитие производств на базе принципиально новых технологий, широкого внедрения энергосберегающих технологических процессов и устройств по охране окружающей среды. Наметилась тенденция удорожания технологического оборудования за счет повышения единичных мощностей установок, повышения их производительности. Росту объемов мировой торговли оборудованием способствует НТП, сокращающий сроки его морального страрения. К началу 90 - х годов мировая торговля комплектным оборудованием составляло 15 - 20 % общего объема торговли машинами и оборудованием. Основу этого вида торговли составляют кооперационные связи. Поставщики и заказчики совместно разрабатывают технические требования к комплектному оборудованию, увязывают его с инфраструктурой сбыта и промышленной зоной. Контракты на поставки комплектного оборудования и предоставления дополнительных услуг имеют подрядный характер, поскольку поставщики выполняют работы в соответствии с индивидуальными требованиями заказчиков. В объем дополнительных услуг могут входить командировки специалистов для руководства монтажом, наладкой и пуском в эксплуатацию, содействие в организации технического обслуживания, обучения специалистов и другие. Торговля комплектным оборудованием может иметь следующие разновидности: а) сооружение объектов на условиях «под ключ»; б) контракты с субподрядными фирмами. Под сооружением объектов на условиях «под ключ» понимается комплекс подрядных работ. От экономического обоснования сооружения объекта, до сдачи его заказчику в состоянии полной готовности. Разновидностью условий «под ключ» являются условия «продукция в руки», главное отличие которых состоит в оказании поставщиками помощи в управлении технологическими процессами производства. Под действием НТП понятие «под ключ» трансформировалось и означает в последнее время обязательство поставщика самостоятельно и под свою ответственность разработать, поставить, смонтировать и передать заказчику технологический комплекс или установку в состоянии, полностью готовом к эксплуатации.   §4. Методы внешней торговли.   Различают прямой (direct selling) и косвенный (indirect selling) методы торговли. Прямой – основан на использовании нулевого канала распределения товара, когда между контрагентами устанавливаются непосредственные связи без посредников. Метод прямых продаж используется экспортером для установления жесткого контроля над функцией международного маркетинга и получения высокой прибыли. Этот метод применяется в торговле промышленными товарами, при осуществлении производственной кооперации между предприятиями для совместного производства товаров, при продаже и покупке крупных партий сырья на основе долгосрочных контрактов, при использовании в торговле собственной сбытовой сети. Косвенный метод предполагает использование посредников в международной торговле. Это повышает оперативность внешнеторговых операций, ускоряет торговый оборот. Посредники имеют более тесные связи с контрагентами, оперативную информацию об изменениях рыночной конъюнктуры. Это способствует повышению эффективности торговых операций, конкурентоспособности продукции. Посреднические функции выполняют индивидуальные или коллективные предприниматели, физические или юридические лица, действующие в качестве профессиональных посредников, пользующихся статусом коммерсантов. Их различные наименования - торговые дома, экспортные или импортные комиссионные фирмы, агентские, дилерские, брокерские фирмы и т.д. - обусловлены основным видом проводимых ими операций. Отношения посредников с другими субъектами торгового оборота регулируются нормами торгового и гражданского права. В зависимости от содержания прав и обязанностей сторон различают следующие виды посредников: простые посредники (сводники), поверенные, комиссионеры, консигнаторы, торговые агенты, дилеры, дистрибьюторы (сбытовые посредники). Простые посредники (middlemen) (брокеры) - это лица или организации, которые подыскивают заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами не участвуют в сделках ни своим именем, ни капиталом. По законодательству некоторых стран (например, Англии) таких посредников называют брокерами (broker). С брокерами могут заключаться соглашения, расширяющие их обязательства. Так, они могут кредитовать торговые операции и гарантировать платежеспособность покупателей. За свои услуги простые посредники могут получать вознаграждение от любого заказчика, но в основном от экспортера. Между заказчиком и посредником заключается договор (соглашение) об услугах и размерах их вознаграждения. Посредники могут оказывать услуги по исследованию рынка (маркетинговые посредники), разрабатывать и осуществлять рекламу, снабжать заказчика оперативной информацией о предстоящих аукционах, торгах, создавать благоприятное мнение в общественных кругах о заказчике, содействовать проведению деловых переговоров и заключению контрактов и т.д. Такие посредники не вкладывают больших средств в свою деятельность, а их вознаграждение является оценкой их компетентности и активности на рынке. Поверенные- это посредники, которым доверители (продавцы или покупатели) поручают от своего имени и за свой счет совершить сделку. Доверитель (principal) заключают с поверенным (agent) договор поручения (contract of agency), в котором подробно излагаются полномочия поверенного в части коммерческих и технических условий сделки, определяются размеры вознаграждения посредника. Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им расходы и выплачивают вознаграждение. Торговые агенты. В странах континентальной Европы к торговым агентам обычно относят фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) получают право содействовать заключению сделок или заключать их от имени экспортеров и импортеров, - то есть это посредники, отношения с которыми строятся на основе договоров поручения и простого посредничества. В Великобритании и США к агентам относят посредников, действующих для экспортеров или импортеров (принципалов) и от их имени. В коммерческих отношениях такая терминология получила наибольшее распространение. С 1990 года в странах ЕС на основании общей директивы 1986 года вводятся законы о независимых торговых агентах. Агенты не покупают продукцию у производителей или экспортеров и не перепродают ее. Они уполномочены принципалами продавать продукцию в качестве их представителей. При этом принципалы оставляют за собой право определять условия реализации товаров покупателями и, прежде всего, устанавливать уровень цен. Агентские соглашения. Агентское соглашение, с одной стороны, всегда должно давать достаточно широкие полномочия агентам, чтобы создать условия для их эффективной работы на рынках, с другой - должно содержать предельные полномочия, так как агенты действуют за счте принципалов. Предельные полномочия главным образом касаются цен, условий и платежей, сроков поставок, гарантий и ответственности. Кроме полномочий агентские соглашения обычно содержат достаточно широкий диапазон взаимных прав и обязанностей. В обязанности агентов могут быть также включены исследование рынков сбыта, реклама, содержание складов товаров, организация предпродажного сервиса и технического обслуживания. В соглашениях, как правило, предусматриваются обязанности агентов страховать находящиеся на складах товары и определяется перечень видов товаров, с которыми работают агенты, территорию, условия совместной с принципалами работы на рынке, обязательства агентов по объемам сбыта. Между принципалами и агентами отношения трудового найма не устанавливаются, поэтому вознаграждение, выплачиваемое принципалом агенту, не является его заработной платой, а возмещает агенту, как финансово независимому лицу, расходы, связанные с выполнением возложенных на него обязательств. Размером вознаграждения оценивается активность агента на рынке и обеспечивается получение им запланированной прибыли на вложенный капитал. Комиссионер (commissioner) - это посредник, с которым комитент (продавец или покупатель - principal) заключает договор комиссии (contract of commission). В том случае посреднику поручается подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет комитента. В договорах комиссии определяется полномочия комиссионеров по техническим и коммерческим условиям сделки, в том числе: -минимальные цены реализации при экспорте и максимальные цены при импорте товара; -минимальные сроки поставок партий товара; -предельные технические и качественные характеристики товара; -взаимная ответственность комитента и комиссионера; -размеры и порядок выплаты комиссионных вознаграждений. Комиссионер за свой счет создает сбытовую сеть, доставляет товар к покупателю, покупатель расплачивается с продавцом за товар, а продавец компенсирует комиссионеру все затраты по доставке товара и выплачивает ему вознаграждение. Консигнатор (consignment)– это посредник, который имеет консигнационные склады. Продажа товаров на условиях консигнации является формой договора комиссией. По условиям консигнации экспортер (консигнант) поставляет товары на склад посредника (консигнатора) для реализации товара на рынке в течении определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере реализации товара. Условия работы консигнанта на рынке: -полная, безвозвратная консигнация; -частично возвратная консигнация; -возвратная консигнация. При полной консигнации консигнатор обязан выкупить весь непроданный товар у экспортера. При частично возвратной консигнации консигнатор имеет право возвратить экспортеру оговоренную часть непроданного товара. При возвратной консигнации посредник имеет право вернуть весь непроданный товар. Эти условия фиксируются в договоре, заключаемым между консигнантом и консигнатором. Дистрибьюторы (distributer) или сбытовые посредники – это независимые посредники, которые покупают товар у экспортера с целью перепродажи этого товара. Дистрибьюторы становятся собственниками товара с момента его покупки у продавца (экспортера). Между дистрибьютором и экспортером заключается договор дистрибьюции, в котором оговариваются условия работы посредника на рынке. Такие условия могут быть: -исключительное право продажи; -неисключительное право продажи; -преимущественное право продажи. Исключительное или монопольное право продажи дает возможность дистрибьютору продавать товар на оговоренной территории в течении оговоренного времени самостоятельно или через других посредников. При этом положение дистрибьютора на рынке становится стабильным, он по сути становится монополистом, что стимулирует его к вложению капитала в развитие сбытовой сети. Если при этих условиях экспортер станет сам продавать аналогичный товар или предоставит такую возможность другому продавцу, то дистрибьютор в праве потребовать от экспортера выплаты вознаграждения за товар, который он мог бы продать сам или потребовать заплатить штраф и компенсировать убытки, которые он может понести за нарушение его монопольного права. Неисключительное право продажи дистрибьютора дает возможность экспортеру продавать аналогичный товар на оговоренной территории в течении оговоренного времени с разрешения дистрибьютора и на его условиях. Преимущественное право продажи или «право первой руки» обязывает экспортера сначала предложить товар посреднику и только после отказа последнего может сам продавать товар или передать его другому посреднику для продажи товара на оговоренной территории в течении оговоренного времени. В договорах, заключаемых между продавцом и дистрибьютором, должны быть указаны: причины, по которым посредник может отказаться от сбыта товара; взаимные обязанности сторон; место, время и условия работы посредника на рынке. Посредники, комиссионеры и сбытовики создают или используют три вида сбытовых сетей: 1.собственную сбытовую сеть, которая состоит из сбытовых отделов головного посредника (как правило, импортера) и его отделений, обычно расположенных в торговых центрах региона страны; 2.независимую сбытовую сеть, состоящую из дочерних компаний с участием капиталов основных посредников и независимых сбытовых фирм, которые занимаются оптовой и розничной торговлей; 3. смешенные сети, состоящие из собственных сбытовых отделов и независимых сбытовых фирм. В современной международной торговле смешенные сети получили наибольшее распространение.   Глава 2. Коммерческие контракты в международной торговле. §1. Виды и содержание внешнеторгового контракта. В зависимости от вида сделок контракты могут быть: купли-продажи, аренды, подряда, займа и т.д. Экспортные контракты могут заключаться в устной и письменной формах. Письменные формы договоров купли-продажи могут быть: - в форме письма, телефакса или телекса, к примеру, предложение и письменное принятие этого предложения продавцом, как подтверждение заказа; - в форме контракта, т.е. документа, в котором перечислены все условия купли-продажи (у крупных фирм, как правило, имеются, свои бланки, на которых на одной странице перечислены все общие условия, а на другой - свободное место, куда можно вставлять конкретные условия каждой сделки). Обычно контракт оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается у продавца, два направляются покупателю, из которых один им подписывается и возвращается продавцу; - в форме специальных международных типовых контрактов, принятых по таким сырьевым товарам, как зерно, масло и т.д. В этих контрактах в соответствии с традициями международной торговли продавцы и покупатели всегда используют одни и те же условия. Договор купли-продажи в юридическом смысле является обоюдным волеизъявителем. В коммерческом смысле он - важнейший инструмент ограничения риска экспортера и импортера. Его оговорками партнеры (стороны) пытаются исключить, перенести или разделить все возможные риски, связанные с выполнением договора. Большинством действующих в странах Западной Европы правопорядков предусматривается свободная форма договора купли-продажи, иначе говоря, можно заключать любой договор или контракт, в том числе даже в устном виде. И все же в любом случае целесообразно заключать экспортный или импортный договор в письменной форме, и лучше делать его скорее детализированным, чем обобщенным. Это не означает, однако, что для любого контракта необходимо готовить отдельный документ. По западным правовым нормам совершенно достаточно обмена телексами или талафаксами. Это в равной мере считается формой подписания контракта. Текст контракта начинается, как правило, с его названия, регистрационного номера, указания места и времени заключения контракта, определения сторон и предмета договора. Содержание контракта (contract), или договора купли-продажи состоит из двух частей. Первая часть контракта имеет непосредственное отношение к обязательствам экспортера. В ней приводятся согласованные позиции по: - качеству, количеству и цене товара, - условиях поставок, - времени и месте поставок товара. Во второй части контракта излагаются обязательства импортера по: - условия принятия товара, - условия платежа. В конце текста контракта приводятся условия страхования, сведения о применяемом сторонами праве и арбитраже. Разделы контракта обычно составлены в определенной логической последовательности, например: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумма контракта, сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка и маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции; страхование; обстоятельства непреодолимой силы, арбитраж. Если предметом договора являются сложные машины и оборудование, то в технические условия, условия испытаний, приемки, требования к технической документации, условия командировки специалистов для осуществления монтажа и т.д. Эти разделы могут включаться в текст контракта или прилагаться к контракту. §2.Определение сторон и предмет договора. В преамбуле контракта приводится определение сторон – это полное юридическое наименование контрагентов с указанием, какая сторона является покупателем, а какая продавцом. Предмет договора определяет вид сделки, базисные условия поставки, наименование товара и его количество. Например: «Продавец продал, а Покупатель купил на условиях ФОБ Калининградский порт, башенные краны типа А. в количестве.7 шт..» При указании количества товара следует учитывать имеющиеся различия в метрической и других системах мер и весов. Качество товара подтверждается соответствующими документами - сертификатами - со ссылкой на международные, национальные и отраслевые стандарта. Методы определения качества товара: - осмотр (проверка) товара клиентом перед подписанием контракта; - точное описание товара (это касается оборудования или продукции, производимой по заказу); - подтверждение клиентом образца; - ссылки на промышленные стандарты (ГОСТ, DIN, OENORM и т.п.). Качество товара фиксируется после подписания контракта. Для определения качества товара существуют следующие правовые возможности: 1. покупка с условием осмотра, когда весь товар осматривается перед заключением контракта; 2. покупка оптом. В этом случае речь идет о купле-продаже конкретной партии товара без определения качества и без перечисления отдельных частей (остатки на складе и т.п.; продавец не дает никакой гарантии по качеству и количеству); 3. покупка на пробу по образцу: качество проданного товара определяется по образцу (как правило, берется 2 - 3 образца; продавец и покупатель оставляют у себя по одному образцу для доказательства); 4. покупка на базе определенного качества. При этом установленное различие между согласованным и поставленным качеством компенсируется скидкой с цены или надбавкой к цене. Продавец может поставлять товар лучшего или худшего качества, поскольку он, в известной степени, зависит от субпоставщиков. Что касается компенсации за отклонение от качества, то, как правило, обе стороны договариваются, что разница в качестве компенсируется только тогда, когда она превышает установленные пределы; 5. сделка с последующим уточнением характеристик товара. Это в принципе типовой контракт, который определяет базис цены и количество (цена фиксируется лишь при заключении конкретного заказа, в котором устанавливается и количество товара); 6. опцион, подобная сделка заключается практически только при условии, что одна из сторон подтверждает ее в течение определенного срока. Опцион может быть в пользу покупателя, если покупатель имеет право подтвердить опцион до определенного числа. Взаимный опцион, когда продавец также обладает правом предложить товар или отказаться от этого. Если точные потребности покупателя при заключении сделки еще не известны, то опцион, как правило, существует только в пользу покупателя. Это используется как раз в тех случаях, когда покупатель перепродает товар. При этом последний заключает со своим поставщиком твердый, т.е. безотзывный опцион в свою пользу, и лишь когда покупатель подтвердил ему куплю, он также подтверждает опцион своему продавцу. Чтобы ограничить риск для перепродавца, нужно сделать идентичными условия опциона и продажи. Подобные сделки называются «Back to back deals» («Спина к спине») и широко практикуются во всех тех сферах, в которых торговыми фирмами на мировом рынке закупаются и перепродаются сырьевые товары (химикаты, удобрения, энергоносители, руда и т.п.), иными словами, в транзитной торговле. §3.Условия поставки товара. Чтобы ограничить риски при заключении контракта, очень важно определить: · кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю; · кто несет риск в ходе осуществления этих функций; · кто несет риск от гибели или порчи товара. Распределение этих рисков между продавцом и покупателем производится на основе международных торговых обычаев, которые стали называться базисными условиями поставок, установленных Международной торговой палатой (МТП). С целью исключения противоречий в толковании контрагентами базисных условий контрактов купли-продажи товаров Международная торговая палата (МТТ) выступила в 1953 - 1980 и 1990 годах сборники толкований международных коммерческих терминов - «Икотермc». Эти сборники определяют основные права и обязанности сторон при различных базисных условиях. Обозначаются базисные условия начальными буквами слов, определяющих положение груза по отношению к транспортному средству. С учетом этого положения определяются обязанности продавца и покупателя; в том числе: кто и за чей счет обеспечивает погрузку товаров на транспортное средство, фрахтование транспортного средства, транспортировку товаров по территориям стран продавца, покупателя, транзитных стран, морем и воздухом, где и когда переходит с продавца на покупателя риск случайного повреждения или утраты товара. Базисные условия определяют обязанности продавца в части упаковки и маркировки товаров, обязанности сторон по страхованию грузов и оформлению коммерческой документации, а также другие обязанности по выполнению контракта. После обозначения базисных условий в контрактах указывается название пункта, к которому эти условия относятся. Такими пунктами могут быть аэродромы, морские и речные порты, железнодорожные станции, склады продавцов или покупателей, грузополучателей, бирж и аукционов, пограничные пункты, заводы-изготовители и потребители продукции, стройплощадки объектов. По методике систематизации и оформления международных коммерческих терминов (инкотерминов, или базисных условий), предложенной Международной торговой платой (МТП) термины распределены на 4 группы. Официальные сокращения международных коммерческих терминов утверждения Международной торговой палатой и экономической комиссией ООН для Европы приведены в таблице 1. Перечень официальных сокращений международных коммерческих терминов Таблица 1.
№№ п/п Международные коммерческие термины Транспорт водн., авто, ж/д, воздун., комбинир.
  1 группа отправления  
  EXW - EX Works - Франко-предприятие + + + + +
  2 группа - основной фрахт не оплачен  
  FCA - Free Carrier - Франко-перевозчик + + + + +
  FAS - Free Alongside Ship - свободен у борта судна + - - - -
  FOB - Free On Boad - Свободен на борту + - - - -
  3 группа - основной фрахт оплачен  
  CFR - Cost & Freight - Стоимость и фрахт + - - - -
  CIF - Cost, Insuarauce & Freight + - - - -
  CPT - Carriage Paid To - Фрахт оплачен до + + + + +
  СIP - Carriage & Insurauce Paid To - фрахт и страхование оплачено до + + + + +
  4 группа - прибытие  
  DAF - Delirered At Froutier - Поставка франко-границе + + + + +
  DES - De lirered Ex Ship - Поставка франко-судна + - - - -
  DEQ - De lirered Quay - Поставка франко-причал + - - - -
  DDU - De lirered Duty Unpaid - Поставка без уплаты пошлин + + + + +
  DDP - Delirered Duty Paid - Поствка с уплатой пошлин + + + + +

«+» - возможно применение термина «-» - невозможно применение термина

Права и обязанности сторон при соответствующих базисных условиях подробно описаны в «Инкотермс» и специальной литературе.

Базисные условия систематизированы таким образом, что каждое последующее увеличивает затраты и риски экспортера и уменьшает затраты и риски импортера по доставке товара от производителя до конечного покупателя.

 

Условия «Инкотермс» становятся составной частью контракта только при наличии обоюдного решения сторон, т.е. если при определении взаимных обязанностей они прямо или косвенно ссылаются на данные условия (например, указывают в тексте, что при толковании настоящего контракта имеют силу условия «Инкотермс» в действующей редакции»). Следует учитывать при торговле с такими странами, как Австрия, Германия, Франция, что условия «Инкотермс» считают для них международными торговыми обычаями и используются даже тогда, когда это контрактами специально не оговорено.

Если в контракте предусмотрены специальные оговорки, противоречащие условиям «Инкотермс», то их действие имеет преобладающее значение. Другими словами, условия «Инкотермс», если на них в контракте сделана ссылка, являются базисными условиями контракта до тех пор, пока в контракт не включены другие, противоречащие им условия.

Таким образом, стороны свободны в своем праве устанавливать в контракте условия по желанию и взаимоувязывать их с потребностями конкретной сделки. Следует иметь в виду, что простой ссылки на «Инкотермс» недостаточно для определения полноты правовых отношений между сторонами контракта.

Другие обстоятельства - нарушение контракта и его последствия, а также вопрос собственности на товар - не регулируется условиями «Инкотермс».

Контракт может толковаться по ним, поскольку:

- они являются частью торговой практики (торгового обычая);

- упоминаются в порядке ссылки в стандартных условиях продавца или покупателя;

- косвенная ссылка на них содержится в контракте;

- они являются составной частью торгового законодательства.

Следует иметь ввиду два условия. Во-первых, перед тем как заключить контракт, необходимо договориться с клиентом о включении «Инкотермс» в контракт, а также выяснить, в какой мере данные условия признаны законодательством страны-партнера. Во-вторых, по достижении договоренности о включении условий «Инкотермс» в текст контракта нужно определить, какое из этих условий выбрать.

При заключении контракта каждая сторона стремится к ограничению собственных обязанностей и рисков и перенесению их на другую сторону. В распределении обязанностей и риска обе стороны, как правило, руководствуются двумя критериями:

- положение на рынке;

- контроль за транспортом и страхованием.

Положение на рынке. Если на рынке существует множество конкурентов, продавец обычно вынужден предлагать условия, которые выгодны покупателю, иначе говоря, он, наверняка, обязан предложить свой товар на тех же самых условиях, что и конкуренты в стране покупателя. Скорее всего в этом случает продавец вынужден будет предложить товар «франко склад покупателя» или на условиях СИФ, включая стоимость страхования м фрахт. По крайней мере, он будет вынужден организовать перевозку товара и заплатить за нее по условиям КАФ, СИФ, «франко граница» или «включая стоимость доставки на завод покупателя». Нельзя, конечно, упускать из виду, что все дополнительные расходы со стороны продавца отражаются в цене.

Контроль за транспортом и страхованием. Крупный экспортер, регулярно поставляющий большое количество товаров, как правило, в состоянии получить от экспедиторов и страховых обществ более выгодные ставки, чем фирма, редко пользующаяся этими услугами. В таком случае целесообразнее организовать перевозку в стране экспортера, поскольку проведение работ на месте контролировать легче. Здесь продавец может предложить условия КАФ (включая стоимость и фрахт) или СИФ (включая стоимость, страхование и фрахт).

Продавцы и покупатели не всегда готовы принимать на себя риск гибели или порчи товара, при перевозках или риск повышения стоимости перевозки товара в другой стране.

При нормальных условиях торговли в европейских странах, а также в странах Северной Америки, где забастовки и политические волнения бывают редко, риск политического характера (забастовки в портах или внешнеторговые запреты) минимален. В этих случаях экспортер скорее готов принимать на себя риск перевозки товара, а также акцептовать такие условия, при которых его обязанности распространяются до прибытия товара к месту назначения: «поставка на склад покупателя», «франко граница» или «франко пристань покупателя». Продавец, который считает, что такие риски для него неприемлемы, или если он не может учитывать возникающие дополнительные расходы в расчетах, наверное, предпочтет, чтобы риск внутренней перевозки (перевозки в стране покупателя) принял на себя покупатель. Эти обстоятельства соответствуют условиям ФОБ («франко борт судна»), КАФ, СИФ.

Прямо или косвенно на решения сторон продавать на условиях ФОБ могут влиять правительства. Это происходит по ряду причин. Торговые условия являются важным инструментом получения дополнительных заказов для национальных судоходных компаний и страховых обществ. Таким путем можно экономить иностранную валюту. Экспортер, который продает на условиях КАФ, вынужден включать в свои расчеты соответствующие расходы, за счет чего он получает от своего клиента более высокую цену, т.е. сумму иностранной валюты. А покупатель, взявший расходы на себя, заплатит за этот товар в иностранной валюте меньше, так как за перевозку и страхование может заплатить в «домашней» валюте. Именно так многие, и прежде всего развивающиеся, страны субсидируют деятельность своих страховых и судоходных компаний.

Необходимо также иметь в виду, что условия «включая поставку в страну покупателя», распространяющиеся на обязанности продавца, увеличивают не только его расходы, но и риски. Риск гибели или порчи товара можно застраховать. К числу наиболее опасных рисков относятся возможное увеличение различных собственных расходов и форс-мажор (забастовки, эмбарго, рост пошлин и т.п.).

Влияние такого рода ситуаций важно ограничивать путем помещения в контракт оговорки о форс-мажоре, но при этом не следует упускать из виду, что стопроцентной гарантии от этого не существует. К тому же даже само толкование понятия «форс-мажор» в различных странах мира неодинаково.

 

Контрактные цены.

Цена и общая сумма контракта. Цена товара - это количество денежных единиц определенной валютной системы, которую должен заплатить покупатель продавцу в той же или другой валюте за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.

Цены международных контрактов выражают в денежных единицах определенной валютной системы стоимость товаров. По согласованию сторон цены фиксируются в контракте в валюте одной из сторон контрагентов или в валюте третьей страны. Для платежа, то есть для взаимных расчетов между продавцом и покупателем, может быть выбрана другая валюта, не та, в которой зафиксированы цены.

В международной торговле практикуется несколько способов установления фиксации цен:

· твердые цены;

· цены с последующей фиксацией;

· скользящие цены.

Твердые цены - те, которые согласовываются при заключении контракта и не изменяются в ходе его выполнения.

Цены с последующей фиксацией - устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных партнерами источников.

Скользящие цены - могут применяться в контрактах с длительными сроками поставок (более одного года) в течение которых могут изменяться экономические условия производства товара.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.