Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8: Правовое обеспечение ликвидации организаций






 

Понятие ликвидации. Основания ликвидации. Добровольная и принудительная. Общий порядок ликвидации. Принятие решения о ликвидации. План ликвидации и смета ликвидации. Объявление о ликвидации и уведомление государственных органов, работников и кредиторов о ликвидации.

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

Отмена решения о ликвидации. Прекращение ликвидации и возобновление деятельности организации.

 

Литература

 

1. Андреева, Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник / Л.В. Андреева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2012. – 328 с.

2. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. − М.: Изд-во «Юрайт». − 2010. − 875 с.

3. Попондопуло, В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: учеб­ник / В.Ф. По­пон­допуло. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011. – 800 с.

4. Порошкина Ю.О. Корпоративное право: учебное пособие. – М.: МГИУ, 2011. – 298 с.

5. Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: Монография / Акад. Генеральной прокуратуры РФ. – М.: Статут, 2011. – 351 с.

6. Чашин, А.Н. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: практическое руководство / А.Н. Чашин. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 128 с.

 

 

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

- собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

- экономического суда в случае:

· непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием экономическим судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

· осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

· экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

· уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

· нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

· в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

При обнаружении оснований для ликвидации юридического лица органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, регистрирующие органы и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в экономический суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено законодательными актами;

- регистрирующего органа в случае:

· неосуществления предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, за исключением случаев, указанных в законодательстве;

· внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

· непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в двухмесячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

· осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Документальное подтверждение факта смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, является основанием для внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого индивидуального предпринимателя.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Осуществление операций по счетам юридического лица или индивидуального предпринимателя, совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), не допускаются.

В решении о назначении ликвидатора (ликвидационной комиссии) устанавливаются порядок и сроки ликвидации (максимальный срок ликвидации законодательством не определен, минимальный - 2 месяца). На практике срок составляет 6 месяцев.

Если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо уполномоченным уставом органом, включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такая организация не может быть ликвидирована до завершения плановой проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 58 Гражданского кодекса Республики Беларусь собственник имущества (учредители, участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в регистрирующий орган, который вносит в ЕГР сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации. Требование о незамедлительности предполагает направление информации не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.

В регистрирующий орган согласно п. 7 Положения о ликвидации путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) представляются:

· заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;

· решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);

· легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

На основании указанных документов регистрирующий орган:

· не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, для внесения в ЕГР;

· не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения, Белгосстраху, территориальным архивам уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

При ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 N 1301 утверждено Положение о порядке внесения Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию " Белгосстрах" капитализированных повременных платежей при ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Страховщик в двухнедельный срок с даты получения соответствующего уведомления страхователя о ликвидации (банкротстве с ликвидацией) или прекращении деятельности производит расчет капитализируемых повременных платежей.

Страховщик в установленном законодательством порядке направляет требование ликвидационной комиссии, ликвидатору, антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) о внесении капитализируемых повременных платежей.

При этом прилагаются также документы, в которых содержатся:

- перечень лиц, имеющих право на получение страховых выплат;

- подробный расчет по каждому получателю страховых выплат и виду обеспечения по страхованию;

- общая сумма капитализируемых повременных платежей.

Внесение капитализированных повременных платежей осуществляется ликвидационной комиссией, ликвидатором, антикризисным управляющим в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) путем их перечисления на счет страховщика по месту регистрации страхователя.

По решению страховщика внесенные капитализированные повременные платежи направляются в целях предоставления обеспечения по страхованию и формирования страховых резервов для осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

· оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:

· печати и штампы либо заявление индивидуального предпринимателя об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

· оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;

· уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции.

При наличии основания, предусмотренного в законодательстве, коммерческие организации ликвидируются (деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается) регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии. Решение о начале такой процедуры ликвидации принимается регистрирующим органом при обнаружении указанного основания либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

Юридическое лицо считается ликвидированным, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении их из этого регистра.

Решения регистрирующих органов о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, иные действия (бездействие) регистрирующих органов, связанные с ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования, могут быть обжалованы в экономический суд.

С момента принятия решения о прекращении деятельности субъекта хозяйствования (ликвидации, реорганизации) запрещены все действия, не связанные с ликвидацией (реорганизацией). Контрагентам необходимо направить уведомления о прекращении деятельности и предпринять меры по исполнению имеющихся обязательств.

 

 

Тема 9: Правовое обеспечение экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве)

Субъекты экономической несостоятельности (банкротства)

Производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)

Процедуры, предотвращающие ликвидацию имущества должника

Ликвидация имущества должника и прекращение правосубъектности банкрота

 

Литература

 

1. Карелина, С.А. Механизм правового регулирования отношений несосто­ятель­нос­ти / С.А. Карелина. – М.: Волтерс Клувер, 2008, – 568 с.

2. Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. 2-е изд., стер. – М.: Статут, 2012. – 336 с.

3. Попондопуло, В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособ. – М.: Юристъ, 2011. – 361 с.

4. Попондопуло, В.Ф. Банкротство: правовое регулирование: научно – практическое по­со­бие / В.Ф. По­пондопуло. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.

5. Смольский, А. Третий Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»: важнейшие особенности и нововведения / А. Смольский // Вестник ВХС Респ. Беларусь. – 2012. - № 9. – С. 67 – 75.

6. Телюкина, М.В. Основы конкурсного права / М.В. Телюкина. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 287 с.

 

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон " Об экономической несостоятельности (банкротстве)") банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – решение об открытии ликвидационного производства). Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (далее – решение о санации).

При неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, бюджетом иначе, как через восстановление его платежеспособности, этот субъект (должник) признается несостоятельным (практическая неплатежеспособность).

Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе, как через применение определенной судом ликвидационной процедуры, признается банкротством (абсолютная неплатежеспособность).

Из определений банкротства можно вывести следующие его признаки:

неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

обязательные платежи – налоги, сборы (пошлины) и иные платежи в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, включая суммы бюджетных займов, бюджетных ссуд, административные взыскания в виде штрафов, а также штрафы, налагаемые в соответствии с уголовным законодательством.

Расчет коэффициентов платежеспособности и анализ финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования производятся на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования.

Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования.

Коэффициенты, используемые в качестве показателей для оценки платежеспособности, и их нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности, установлены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. N 1672 (ред. от 20.04.2013) " Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования".

В целях обеспечения единого методического подхода к оценке платежеспособности субъектов хозяйствования, используются следующие коэффициенты платежеспособности:

коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости;

коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 N 1907 утверждено Положение о порядке передачи в процедуре конкурсного производства в коммунальную собственность объектов в случае принятия государственным органом решения о невозможности определения принимающей организации (невозможности принятия объектов). Государственный орган, принявший решение о невозможности определения принимающей организации (невозможности принятия объектов), не позднее двух рабочих дней со дня принятия указанного решения направляет его копию антикризисному управляющему (в двух экземплярах). Антикризисный управляющий не позднее пяти рабочих дней со дня получения копии решения обязан направить уведомление об объектах с приложением копии данного решения в облисполком (Минский горисполком), на территории которого находятся объекты. Облисполком (Минский горисполком) в течение тридцати дней со дня получения уведомления антикризисного управляющего обязан принять решение об определении принимающей организации и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия письменно проинформировать антикризисного управляющего и государственный орган.

Решение о передаче объектов в коммунальную собственность принимается в порядке, предусмотренном законодательными актами о распоряжении государственным имуществом, в том числе государственным жилищным фондом, а если в отношении объектов такой порядок законодательными актами не предусмотрен, - государственным органом. Государственный орган направляет копию указанного решения антикризисному управляющему и в облисполком (Минский горисполком). Передача объектов осуществляется антикризисным управляющим на основании решения облисполкома (Минского горисполкома) об определении принимающей организации, решения о передаче объектов в коммунальную собственность и передаточного акта по их фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение тридцати дней со дня принятия решения о передаче объектов в коммунальную собственность.

В процедурах экономической несостоятельности (банкротства) оценка имущества должника действительна в течение 12 месяцев с даты, на которую она проводится.

Отношения, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством), регулируются и другими актами законодательства. Например, Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) устанавливает ответственность за ложное банкротство (ст. 238), сокрытие банкротства (ст. 239), преднамеренное банкротство (ст. 240), препятствование возмещению убытков кредитору (ст. 241 ).

Действие законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) распространяется на юридические лица, являющиеся коммерческой организацией, за исключением казенных предприятий, на юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда (ст. 61 ГК), а также на индивидуальных предпринимателей (ст. 24 ГК). При этом следует учитывать, что введены некоторые ограничения в отношении определенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется.

Не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и (или) обязанных совершить сделки, исполнение обязательств по которым обеспечено имуществом Республики Беларусь либо ее административно-территориальной единицы, в том числе обеспеченных гарантией Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь, а также иностранных и международных оборонных заказов, контрактов и внешнеэкономических сделок в иной форме, имеющих международный характер, выполнение которых должна обеспечить Республика Беларусь в соответствии с ее международными обязательствами.

Согласно ст. 24 ГК индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан экономически несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.

С момента вступления в силу решения суда утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

При осуществлении процедуры признания экономически несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя его кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, также вправе предъявить свои требования. Требования указанных кредиторов, не заявленные ими в таком порядке, сохраняют силу после завершения процедуры банкротства индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание.

После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом.

Сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

В отношении ряда субъектов Закон " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" устанавливает особые процедуры банкротства, а именно в отношении:

- градообразующих и приравненных к ним организаций (гл.12 разд. 5);

- сельскохозяйственных организаций (гл. 13 разд. 5);

- банков (гл. 14 разд. 5);

- страховых организаций (гл. 15 разд. 5);

- профессиональных участников рынка ценных бумаг (гл. 16 разд. 5);

- организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств физических лиц (гл. 17 разд. 5);

- индивидуальных предпринимателей (гл. 18 разд. 5);

- ликвидируемых должников - юридических лиц (гл. 19 разд. 6);

- отсутствующих должников (гл. 20 разд. 6).

В производстве по делу о банкротстве от имени должника выступает управляющий. Временный (антикризисный) управляющий – индивидуальный предприниматель, юридическое или физическое лицо (гражданин Республики Беларусь либо иностранный гражданин, лицо без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь), назначаемые экономическим судом для осуществления своих полномочий в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) (временный управляющий – в защитном периоде, антикризисный управляющий – в конкурсном производстве). Основными задачами управляющего являются:

восстановление платежеспособности должника;

обеспечение максимально возможной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива (коллектива работников организации), а также кредиторов и иных лиц;

урегулирование взаимоотношений должника и кредиторов;

максимально возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;

содействие производству по делу о банкротстве.

При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются:

осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;

продажа имущества должника;

соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Управляющим может быть физическое лицо, имеющее высшее образование, преимущественно экономическое или юридическое, необходимый опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности и не имеющее судимости.

Управляющим может быть также юридическое лицо. К руководителю управляющего - юридического лица как к лицу, обладающему персональной ответственностью, применяются требования, установленные к управляющему - физическому лицу.

Временный управляющий (антикризисный управляющий) назначается определением экономического суда и выполняет свои обязанности в соответствии с контрактом.

В деле о банкротстве участвуют конкурсные кредиторы - кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений. Должник обязан направить копию заявления о банкротстве кредиторам (ст. 31 Закона о банкротстве). Кредитор вправе направить в суд отзыв (возражения) против указанных в нем обстоятельств, заявить отвод управляющему и предложить свою кандидатуру управляющего.

В течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства кредитор заявляет требования к должнику посредством почты или непосредственно в суд. Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после получения и вносит записи в реестр требований кредиторов. Конкурсный кредитор на собрании кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным сумме его требований к должнику, включенных в реестр требований кредиторов.

При наличии не менее десяти конкурсных кредиторов на первом собрании кредиторов принимается решение об образовании комитета кредиторов, определяется его количественный состав. Согласно ст. 59 Закона о банкротстве в состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве не более семи человек. Если количество конкурсных кредиторов менее десяти, решением первого собрания кредиторов может быть установлено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов.

Членами комитета кредиторов могут быть только физические лица.

Выборы членов комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием, при котором решение принимается по суммарному числу голосов, определяемому в зависимости от размера требований конкурсного кредитора.

Члены комитета кредиторов могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов.

Если в комитете кредиторов более трех членов, председатель комитета кредиторов избирается в обязательном порядке.

Кредитор контролирует деятельность управляющего по выявлению имущества должника и дебиторской задолженности, оспаривает сделки должника, заявляет сделки о привлечении к субсидиарной ответственности по его обязательствам, обеспечивает сохранность имущества и участвует в его реализации, контролирует расходы и заключение крупных сделок, соблюдение очередности погашения требований кредиторов и т.д.

Кредитор вправе оспаривать сделки, заключенные управляющим с нарушением его прав, получать ежемесячные отчеты, ходатайствовать перед судом об освобождении управляющего от исполнения обязанностей; требовать в судебном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями управляющего (ст. 82 Закона о банкротстве).

В соответствии со ст. 18 и 22 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)", ст. 47, 51, 265 ХПК рассмотрение дел о банкротстве осуществляется экономическими судами по месту нахождения должника независимо от того, кто является заявителем (резидент или нерезидент Республики Беларусь).

Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер.

Дополнительным основанием для подачи заявления должника о своей экономической несостоятельности (банкротстве) является наличие коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами более 0, 85.

Должник обязан в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления должника или получения соответствующего извещения, оповестить свой трудовой коллектив (коллектив работников организации) о подаче в экономический суд заявления должника или об извещении его экономическим судом о подаче заявления о банкротстве этого должника другими лицами.

Неподача должником заявления должника влечет субсидиарную ответственность виновных в этом лиц, полномочных принимать или принимающих решение о подаче заявления должника по платежным обязательствам и (или) обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, возникшим по истечении данного срока.

В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников), собственника его имущества или иных лиц, в том числе руководителя должника, имеющих право давать обязательные для должника указания либо имеющих возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на таких лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам последнего.

Основные условия для подачи заявления кредитора определены в ст. 12 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)":

наличие у кредитора достоверных, документально подтвержденных сведений о неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер;

применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение трех месяцев, либо выявление в процессе принудительного исполнения факта отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;

наличие задолженности перед кредитором, подавшим заявление кредитора, в размере 100 базовых величин и более, а в случае, если должник является градообразующей или приравненной к ней организацией, государственной организацией, организацией с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим государственные и международные заказы, - в размере 2500 базовых величин и более.

Отсутствие одного из указанных оснований влечет возвращение заявления кредитора. При этом за кредитором сохраняется право повторного обращения в экономический суд с заявлением об экономической несостоятельности (банкротстве) при возникновении соответствующих оснований.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры: защитный период, мировое соглашение, конкурсное производство, иные процедуры в соответствии с законодательством (ст. 13 Закона).

При банкротстве индивидуального предпринимателя защитный период вводится в случае необходимости завершения досудебного оздоровления, если оно не завершено до возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Конкурсное производство включает завершениеподготовки дела к судебному разбирательству, санацию и ликвидационное производство.

Производство по делу о банкротстве возбуждается экономическим судом на основании заявления о банкротстве должника. Вопрос о принятии заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) решается экономическим судом не позднее 30 дней со дня поступления в этот суд такого заявления. Экономический суд возвращает заявление о банкротстве должника и приложенные к нему документы, если они не соответствуют требованиям Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

С момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника в целях завершения досудебного оздоровления, а также проверки наличия оснований для открытия конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника экономическим судом устанавливается защитный период, продолжительность которого не может превышать трех месяцев. По ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, экономический суд вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

При введении защитного периода в определении экономического суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего, а также указывается дата рассмотрения экономическим судом заявления для решения вопроса о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов.

Если при принятии заявления о банкротстве должника невозможно определить кандидатуру временного управляющего, экономический суд выносит определение о назначении временного управляющего не позднее трех дней со дня принятия указанного заявления.

По окончании защитного периода экономический суд рассматривает заявление (заявления) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, отчет временного управляющего о своей деятельности и анализ финансового состояния и платежеспособности должника, а также отчет об окончании реализации плана завершения досудебного оздоровления в защитном периоде.

По результатам рассмотрения заявления (заявлений) об экономической несостоятельности (банкротстве) должника экономический суд при наличии оснований, установленных ст. 84 Закона, выносит определение об открытии в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству (далее – определение об открытии конкурсного производства), освобождает временного управляющего от исполнения обязанностей, если был введен защитный период, и назначает антикризисного управляющего либо прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника.

Экономический суд открывает конкурсное производство, если:

неплатежеспособность должника имеет устойчивый характер;

должник не в состоянии исполнить платежные обязательства и (или) произвести выплаты по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, в установленный срок ввиду неплатежеспособности, приобретающей устойчивый характер;

имеются иные обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности должника, в том числе предусмотренные Законом в качестве оснований для признания индивидуального предпринимателя банкротом, о наличии недостаточности имущества должника, находящегося в процедуре ликвидации, для удовлетворения требований кредиторов, а также об отсутствии должника – индивидуального предпринимателя либо руководителя должника, фактически прекратившего свою деятельность.

Согласно ст. 1 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" конкурсное производство - процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения – в процедуре ликвидационного производства должника.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве экономический суд принимает (выносит) один из следующих актов:

решение о банкротстве с санацией должника;

решение о банкротстве с ликвидацией должника;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Экономический суд прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в случае:

восстановления платежеспособности должника в процедуре санации;

утверждения мирового соглашения;

отсутствия заявленных требований кредиторов к должнику либо удовлетворения всех требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Решение о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождением его от долгов (далее - решение об открытии ликвидационного производства) принимается экономическим судом, если в соответствии с Законом " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" установлена неплатежеспособность должника, имеющая или приобретающая устойчивый характер, при отсутствии оснований для проведения санации.

В решении экономического суда об открытии ликвидационного производства в отношении должника - индивидуального предпринимателя указывается о признании утратившим силу решения о регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

Решения экономического суда о санации и об открытии ликвидационного производства подлежат немедленному исполнению.

ХПК и Законом о банкротстве обжалование определения о принятии заявления о банкротстве, возбуждении производства по делу и введении защитного периода не предусмотрено.

Определение экономического о суда об открытии конкурсного производства (прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве)) может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

В сообщении об открытии конкурсного производства указываются: срок предъявления требований кредиторов; время и место проведения первого общего собрания кредиторов (если это установлено в определении об открытии конкурсного производства); иные сведения, имеющие значение для проведения конкурсного производства.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Эти требования направляются управляющему по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства, а также в экономический суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов направляются управляющему вместе с документами, позволяющими установить размер указанных требований.

Управляющий рассматривает предъявленные требования кредиторов не позднее семи дней после их получения, по итогам их рассмотрения вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий семи дней со дня получения требований.

Возражения по результатам рассмотрения управляющим требования кредитора (далее – заявление о требовании) направляются управляющему и в экономический суд, рассматривающий дело об экономической несостоятельности (банкротстве), в письменной форме в срок, не превышающий семи дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования этого кредитора.

После открытия конкурсного производства управляющий составляет список имущества и долгов должника с указанием стоимости имущества, размеров и видов долгов. Управляющий в кратчайший срок, но не позднее десяти дней до даты проведения первого собрания кредиторов представляет список имущества и долгов должника в экономический суд.

Управляющий представляет отчет об имуществе должника в экономический суд, собрание (комитет) кредиторов и для ознакомления кредиторам в кратчайший срок, но не позднее пятнадцати дней после даты проведения первого собрания кредиторов.

Со дня вынесения экономическим судом определения об открытии конкурсного производства:

лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор (контракт) с руководителем организации – должника, должно прекратить с ним трудовой договор (контракт) в соответствии с законодательством о труде;

управление делами должника возлагается на управляющего, к нему также переходит право управления имуществом должника;

органы управления должника – юридического лица, должник – индивидуальный предприниматель в срок, установленный хозяйственным судом, но не превышающий десяти дней, обязаны обеспечить передачу управляющему бухгалтерской и иной документации, печатей и штампов, материальных и иных ценностей;

срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также уплаты ранее отсроченных, рассроченных обязательных платежей должника, платежей должника, по которым предоставлен налоговый кредит, считается наступившим;

приостанавливается начисление процентов, неустойки, пеней по всем видам задолженности должника, за исключением задолженности, возникшей после открытия конкурсного производства;

аресты на имущество должника, ранее наложенные в качестве меры обеспечения административного процесса или исполнения приговора, снимаются;

вводится приостановление удовлетворения требований кредиторов по платежным обязательствам должника до завершения ликвидационного производства или вынесения определения о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, за исключением случаев, когда Законом допускается удовлетворение требований кредиторов;

все требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Управляющий в письменной форме уведомляет всех кредиторов о дате и месте проведения собрания кредиторов и предоставляет им возможность для ознакомления с планом санации должника и (или) планом ликвидации должника – юридического лица либо планом прекращения деятельности должника – индивидуального предпринимателя не менее чем за десять дней до даты проведения указанного собрания.

Управляющий может начать санацию сразу после открытия конкурсного производства.

Экономический суд на основании решения собрания кредиторов, принимает решение о санации или об открытии ликвидационного производства либо утверждает мировое соглашение.

Об утверждении плана санации должника хозяйственным судом выносится решение, которое может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

К процедурам, предотвращающим ликвидацию имущества должника, относятся санация и мировое соглашение.

Согласно ст. 1 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" санация - процедура конкурсного производства, применяемая в целях обеспечения стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности, восстановления платежеспособности должника (лат. sanatio – лечение, оздоровление).

Санация вводится экономическим судом на основании решения собрания кредиторов либо по собственной инициативе в случаях, установленных частью третьей ст. 122, ст. 124 и частью третьей ст. 170 Закона.

Санация вводится на срок, не превышающий восемнадцати месяцев со дня вынесения решения о ее проведении.

По ходатайству собрания кредиторов и (или) управляющего срок санации может быть сокращен или продлен экономическим судом, но не более чем на двенадцать месяцев, если иное не установлено Законом.

До принятия решения о санации либо о продлении срока санации по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) градообразующих и приравненных к ним организаций, государственных организаций экономический суд вправе рассмотреть вопрос о необходимости и целесообразности проведения экспертизы финансового состояния и платежеспособности должника.

Для восстановления платежеспособности должника могут приниматься следующие меры:

ликвидация дебиторской задолженности;

исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия либо учредителями (участниками) должника или иными третьими лицами;

предоставление должнику финансовой помощи в порядке, установленном законодательством;

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

продажа части имущества должника;

уступка требования должника;

предоставление отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов;

продажа предприятия должника как имущественного комплекса;

размещение в установленном порядке дополнительного выпуска акций должника;

иные меры.

При санации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, запрещаются:

переход права собственности на предприятие как имущественный комплекс или его значимую часть, принадлежащие должнику, за исключением перехода их в собственность Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;

перепрофилирование или закрытие производства, связанного с выполнением соответствующего заказа.

После принятия хозяйственным судом решения о санации управляющий вправе в соответствии с планом санации должника приступить к продаже имущества должника, в том числе его дебиторской задолженности, на торгах.

Торги по продаже имущества должника, в том числе его дебиторской задолженности, могут проводиться в электронной форме.

Продажа имущества должника в процедуре санации не допускается без проведения торгов.

Продажа имущества должника проводится последовательно в отношении:

имущества, не участвующего непосредственно в процессе производства товаров (работ, услуг);

иного имущества должника.

Торги проводятся в форме аукциона, а в случаях, установленных частью второй ст. 165 и частью четвертой ст. 169 Закона, – в форме конкурса.

Торги являются открытыми, за исключением случаев продажи ограниченно оборотоспособного имущества должника, которое может быть продано только на закрытых торгах, проводимых в соответствии с законодательными актами.

Управляющий обязан по требованию экономического суда представлять в экономический суд все сведения, касающиеся процедуры санации должника.

Управляющий обязан представить конкурсным кредиторам отчет управляющего по итогам санации не позднее пятнадцати дней до истечения ее срока.

Одновременно с представлением отчета по итогам санации управляющий вносит на собрание кредиторов предложение о:

прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

заключении мирового соглашения;

продлении установленного срока санации;

прекращении санации и заявлении в экономический суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения.

Собрание кредиторов, созываемое не позднее десяти дней по истечении установленного срока санации или не позднее одного месяца после возникновения оснований для ее досрочного прекращения, рассматривает отчет управляющего по итогам санации.

Управляющий не позднее пятнадцати дней до истечения установленного срока санации обязан направить всем кредиторам уведомление о проведении собрания кредиторов.

В уведомлении о проведении собрания кредиторов указываются дата, время и место проведения собрания кредиторов, а также порядок ознакомления с отчетом управляющего по итогам санации.

По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации собрание кредиторов вправе принять решение о:

прекращении санации в связи с восстановлением платежеспособности должника;

заключении мирового соглашения;

заявлении в экономический суд ходатайства о продлении установленного срока санации;

заявлении в экономический суд ходатайства об открытии ликвидационного производства.

По результатам рассмотрения отчета управляющего по итогам санации и жалоб кредиторов экономический суд выносит определение об (о):

утверждении отчета управляющего по итогам санации;

отказе в утверждении отчета управляющего по итогам санации;

продлении срока санации;

утверждении мирового соглашения.

Определение, вынесенное экономическим судом, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

Экономический суд при установлении невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения вправе принять решение об открытии ликвидационного производства при наличии ходатайства собрания кредиторов об открытии ликвидационного производства, а также в случаях отказа экономического суда в утверждении отчета управляющего по итогам санации либо непредставления указанного отчета в течение одного месяца по окончании установленного срока санации.

Согласно ст. 1 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)" мировое соглашение в производстве по делу о банкротстве - мировое соглашение в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) – процедура экономической несостоятельности (банкротства) в виде соглашения между должником, конкурсными кредиторами, а также третьими лицами об уплате долгов, в котором предусматриваются освобождение должника от долгов, или уменьшение сумм долгов, или рассрочка (отсрочка) их уплаты, а также срок уплаты долгов и тому подобное, применяемое на любой стадии конкурсного производства в целях прекращения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и утверждаемое хозяйственным судом, рассматривающим дело об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее – мировое соглашение).

Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения экономическим судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов, поскольку принятие решения о заключении мирового соглашения отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Решение о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего количества конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (в том числе, включенных в реестр во внеочередном порядке) на момент заключения мирового соглашения. Если среди таких кредиторов имеются кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, решение о заключении мирового соглашения считается принятым, если за него проголосовали указанные кредиторы.

Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц, принимающих на себя права и обязанности, установленные мировым соглашением.

Мировое соглашение подлежит утверждению экономическим судом.

При утверждении мирового соглашения экономический суд выносит определение об утверждении мирового соглашения и прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Определение о прекращении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и утверждении мирового соглашения может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ХПК.

Недействительность мирового соглашения является основанием для возобновления производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). При этом экономический суд выносит определение о возобновлении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).

Невыполнение должником условий мирового соглашения по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) является основанием для предъявления кредиторами требований к должнику в объеме, предусмотренном мировым соглашением, но не влечет его расторжения. Свои требования кредиторы вправе предъявить к должнику по правилам искового производства.

В случае возобновления производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется с учетом условий, установленных мировым соглашением.

Отношения по ликвидации должника регулируются главой 9 Закона " Об экономической несостоятельности (банкротстве)". Не применяется ликвидационное производство, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы.

Ликвидационное производство открывается после принятия экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства в отношении должника, а также в иных случаях, предусмотренных Законом " Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

Решение экономического суда об открытии ликвидационного производства подлежит немедленному исполнению.

Срок ликвидационного производства не может превышать одного года. Экономический суд вправе продлить срок ликвидационного производства на шесть месяцев, если иное не предусмотрено Законом " Об экономической несостоятельности (банкротстве)".

После открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством не установлен иной порядок продажи имущества должника.

Порядок и срок продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Управляющий вправе выставить на торги требования должника, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок их продажи (уступки) либо иное не предусмотрено законодательными актами или не вытекает из существа требований.

Вне очереди подлежат возмещению судебные расходы и расходы на опубликование сведений, предусмотренных Законом, а также производятся расчеты по обязательствам должника, возникшим после открытия конкурсного производства, в том числе по:

требованиям физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью;

выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам), а также по выплате вознаграждений по авторским договорам;

уплате налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения.

Одновременно с выплатой заработной платы производится уплата обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения.

Требования кредиторов, возникшие до момента открытия конкурсного производства, удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, по обязательным страховым взносам, взносам на профессиональное пенсионное страхование, иным платежам в Фонд социальной защиты, а также по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам (за исключением отнесенных ко второй и пятой очереди);

в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Если должником после возбуждения экономическим судом производства по делу о банкротстве не в полном объеме уплачены обязательные платежи, то суммы, не выплаченные до открытия конкурсного производства, включаются в сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди.

Определение экономического суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

С момента внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей полномочия управляющего прекращаются, ликвидационное производство считается завершенным, должник - юридическое лицо - ликвидированным, должник - индивидуальный предприниматель - свободным от долгов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.