Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научный метод в естествознании






Любое научное открытие обычно проходит путь от научной гипотезы – через эксперимент – к построению более совершенной теории. В этом процессе используются такие формы мышле­ния, как суждение, умозаключение, тезисы, аргументы, а также различные способы доказательства. В своей совокупности эти элементы науки образуют научный метод, играющий большую роль в познании окружающего мира. Содержательно научный метод включает в себя формально-логический аппарат доказательств, экспериментальное подтверждение выводов, основанных на наблюдениях и измерениях исследуемого объекта.

Познавательная деятельность людей формировалась задолго до возникновения культуры и ее составной части – науки. Стремление к получению знаний, которое сегодня называется когнитивным элементом культуры, было органически вплетено во все вненаучные способы познавательной деятельности. Там же, наряду с научным, сосуществовали и другие способы познания: религиозный, художественный, обыденный и др. Однако научный метод отличался своими качественными особенностями. Прежде всего, он предполагает достаточно строгое определение объектов исследования и направленность на поиск объяснения, раскрытие внутренних механизмов, законов и закономерностей исследуемых объектов и процессов. При этом научное исследование стремится раскрыть свойства исследуемого явления как существующего объективно, т. е. независимо от воли и сознания познающего субъекта.

Отмеченные особенности научного метода познания находят свое концентрированное выражение в феномене научной рациональности, в критериях научности, в его уровнях, приемах и формах. В самом общем виде рациональность понимается как постоянная апелляция к разуму, как разумность в мышлении и Действиях. Традиционно в истории культуры рационализм противопоставлялся сенсуализму («все знания – из чувств») и эмпи ризму («все знания – из опыта»). Поэтому рациональность всегда понималась как постоянная апелляция к доводам, эталонам разума, как максимальное исключение страстей, эмоций, личных мнений, пристрастий в процессе получения знаний и их оценки. Поскольку научное мышление совершается и развивается в понятиях, подчиняется правилам и нормам логики, первостепенное значение для научной рациональности имеет как строгая теоретическая доказательность, аргументация, так и доказательность опытно-экспериментальная.

Указанные особенности научного метода обусловливают то важнейшее обстоятельство, что научное познание должно давать не только описание, но и объяснение исследуемых объектов и процессов, а на этой основе делать прогнозы и предлагать рекомендации. Описание как атрибут научного метода фиксирует данные наблюдений и экспериментов с помощью определенных способов обозначения и подготавливает переход научного исследования на теоретический уровень, где осуществляется объяснение исследуемого объекта, раскрываются его сущностные основы. Объяснить – значит найти теоретическую модель объекта, установить все его связи, отношения, взаимодействия, которые в совокупности определяют его качественное своеобразие и свойства.

Научный метод проявляется в наличии двух уровней исследования: эмпирического и теоретического, наличии различных конкретных методов и приемов исследования на каждом из указанных уровней и в наличии различных форм исследования. На эмпирическом уровне осуществляется сбор информации об объектах, явлениях, процессах, которые необходимо объяснить. Теоретический уровень предполагает обобщение эмпирического материала, открытие законов как устойчивых, повторяющихся, объективных элементов и связей исследуемых объектов и процессов.

Кроме того, постижение природной и культурной реальности посредством научного метода происходит не через простое отображение фактов, оно предполагает раскрытие того, что стоит за фактами, т. е. смысла. Смысл природных и культурных явлений, в зависимости от их особенностей, раскрывается в различных формах. При изучении природных процессов и явлений научный метод применяется преимущественно в форме объяснения, а гуманитарных проблем и вопросов в основном – в форме понимания.

Объяснение – это универсальная гносеологическая процедура выявления рациональной сущности изучаемого объекта или явления, подведение его, как частного случая, под какой-либо общий закон природы. Понимание – это также универсальная гносеологическая процедура постижения смысла культурных явлений или событий, в которой соединены как рациональные, так и иррациональные элементы. Это происходит потому, что главным объектом гуманитарной культуры и гуманитарного познания является человек, которому свойственны переживания и интуитивное постижение действительности. В отличие от объяснения, понимание стремится сохранить уникальное в изучаемом объекте, постичь его как целостность. Рассматривая объяснение и понимание как две формы проявления научного метода, следует отметить, что они обе используются и в науках о природе, и в науках о духе, однако их доли в естествознании и гуманитарном познании различны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.