Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественно-научная и гуманитарная культуры






ГЛАВА 1

НАУКА КАК ЧАСТЬ КУАЬТУРЫ

Естественно-научная и гуманитарная культуры

Человеческая жизнедеятельность протекает одновременно в двух взаимосвязанных аспектах: естественно-природном и культурном. Изначально человек представляет собой живое существо, продукт природы, но, чтобы существовать в ней удобно и безопасно, человек создает внутри природы искусственный мир культуры, «вторую природу». Таким образом, человек существует в природе, взаимодействует с ней как живой организм, но при этом он удваивает внешний мир, вырабатывая знания о нем, создавая образы, модели, оценки, предметы обихода и т. д. Именно такая вещно-познавательная деятельность человека и составляет культурный аспект человеческого бытия.

Культура находит свое воплощение в предметных результатах деятельности, способах и методах существования человека, в различных нормах поведения и разнообразных знаниях об окружающем мире. Вся совокупность практических проявлений культуры подразделяется на две основные группы: материальные и духовные ценности. Материальные ценности образуют материальную культуру, а мир духовных ценностей, включающий в себя науку, искусство, религию, формирует мир духовной культуры.

Духовная культура охватывает духовную жизнь общества, его социальный опыт и результаты, которые предстают перед нами в виде идей, представлений, научных теорий, художественных образов, моральных и правовых норм, политических и религиозных воззрений и многих других элементов духовного мира человека. В этом контексте неотъемлемой составной частью культуры выступает наука, определяющая многие важные стороны жизни общества и человека.

В то же время культура, будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, которая служит ее материальной основой. Она неразрывно связана с природой и существует внутри ее, но, имея при­родную основу, культура в то же время сохраняет свое социальное содержание. Такого рода двойственность культуры привела к формированию двух типов культуры: естественно-научного и гуманитарного. На начальной стадии человеческой истории обе эти разновидности культуры существовали как единое целое, по­скольку познание человека было направлено как на познание природы, так и на познание самого себя. Однако постепенно каждая из них вырабатывала свои принципы и подходы, становясь все более самостоятельной. Разделению этих культур способство­вали и их разные цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира.

Разделение естественно-научной и гуманитарной культур началось с разделения наук в эпоху античности, когда возникли астрономия, математика, география, с одной стороны, и театр, живопись, музыка, архитектура и скульптура – с другой. В эпоху Возрождения искусство стало важнейшей частью жизни общества, и поэтому гуманистическая культура развивалась особенно интенсивно. В то же время естественно-научная культура развивалась сравнительно слабо, осваивая в основном наследие естественных наук античности. Эпоха Нового времени, напротив, характеризуется исключительно бурным развитием естествознания. Этому способствовал зарождающийся капиталистический способ производства и новые производственные отношения. Успехи естественных наук в то время были настолько велики, что в обществе возникло представление об их всесильности. Необходимость все более глубокого познания окружающего мира и выдаю­щиеся успехи естествознания в этом процессе привели к диффе­ренциации и самих естественных наук, т. е. к появлению физики, химии, геологии, биологии и космологии.

Впервые идея о различии естественно-научного и гуманитарного знания была выдвинута в конце XIX в. немецким философом В. Дильтеем и философами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Предложенные ими термины «науки о природе» и «науки о духе» достаточно быстро стали общепринятыми, а сама идея прочно утвердилась в философии. Наконец, в 60 – 70-е годы XX в. английский историк и писатель Ч. Сноу сформулировал идею альтернативы двух культур: естественно-научной и гуманитарной. Он заявил, что в современной постиндустриальной цивилизации существуют две культуры, которые находятся в постоянном конфликте друг с другом, и взаимопонимание между представителями этих культур невозможно.

Обстоятельное и глубокое изучение вопроса о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур позволяет сделать вывод, что действительно между ними существуют немалые различия. Здесь обнаруживаются две крайние точки зрения. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с его точными методами исследования должно стать образцом, которому следует подражать гуманитарным наукам. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а основным методом построения любого научного знания – Дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного знания и потому является утопическим и малопродуктивным.

К концу XX в. сложились три основные позиции по вопросу о соотношении гуманитарного знания и естествознания. Во-первых, науки о природе и науки о духе различаются по предмету и методу, при этом признается научный характер обеих сфер знания. Во-вторых, гуманитарное знание представляет собой неразвитое знание, имеющее собственный предмет, но использующее в своих исследованиях методы естествознания. В-третьих, гуманитарное знание не является научным, поскольку в гуманитар­ных науках содержатся выводы и заключения, которые не могут быть проверены опытом, т. е. подвергнуты процедуре верификации. Науки о духе находятся за пределами научности вместе с религией и непозитивной философией. Такой позиции придерживаются представители неопозитивизма.

Ориентируясь на деятельностную, созидательную сущность культуры, можно утверждать, что принципиальной особенностью естественно-научной культуры является то, что она «открывает» естественный мир, природу, которая представляет собой самодостаточную систему, функционирующую по своим собственным законам, причинно-следственным связям и взаимодействиям. Естественно-научная культура поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. Она стремится как можно точнее прочитать бесконечную «книгу природы», овладеть ее силами, познавать ее как объективную реальность, существующую независимо от человека.

В то же время история человеческой культуры также свидетельствует, что любая духовная деятельность людей протекает не только в форме естественно-научного познания, но и в форме философии, религии, искусства, социальных и гуманитарных наук. Все эти виды деятельности и составляют содержание гуманитарной культуры. Основным предметом гуманитарной культуры яв­ляется, таким образом, внутренний мир человека, его личностные качества, человеческие взаимоотношения и т. д. Иными словами, важнейшая ее особенность заключается в том, что главной проблемой для человека оказывается его собственное бытие, смысл, нормы и назначение этого бытия.

Все сказанное выше дает основание утверждать, что между естественно-научным и гуманитарным знанием существуют немалые различия. Эти различия вызваны не только разными целями, предметами и объектами данных направлений познавательной деятельности, но и обусловлены двумя основными способами процесса мышления, имеющими физиологическую природу. Сегодня достоверно известно, что мозг человека функционально асимметричен: правая его половина производит образный интуитивный тип мышления, а левая – логический тип. Преобладание того или иного типа мышления определяет склонность человека либо к рациональному, либо к художественному типу восприятия мира.

Рациональное знание служит основой естественно-научной культуры, поскольку ориентировано на разделение, сравнение, измерение и распределение по категориям знаний и информации об окружающем мире. Оно наиболее приспособлено для формализации, накопления и трансляции постоянно увеличивающегося количества знаний. В совокупности различных фактов, событий и проявлениях окружающего мира оно раскрывает общее, устойчивое, необходимое и закономерное, придает им системный характер путем логического осмысления. В силу перечисленных особенностей для естественно-научного знания свойственно стремление к истине, выработка специального языка для максимально точного и однозначного выражения полученного знания.

Интуитивное мышление, напротив, выступает основой для гуманитарного знания, поскольку оно отличается индивидуальным характером и поэтому не может быть подвержено строгой классификации или формализации. Оно основывается на внутренних переживаниях человека и не имеет строгих объективных критериев истинности. Однако оно обладает огромной познавательной силой, так как ассоциативно и метафорично по своему характеру. Используя метод аналогии, оно способно выходить за рамки логических конструкций и рождать новые явления мате­риальной и духовной культуры.

Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, они разделены весьма фундаментально, но данное разделение не исключает их исходной взаимозависимости, которая не носит характера несовместимых противоположностей, а выступает скорее как взаимодополняемость. Острота и актуальность проблемы взаимодействия двух культур состоят в том, что они оказались слишком дистанцированными друг от друга. Одна из них исследует природу «саму по себе», а другая – человека, общество «самих по себе». При этом взаимо­действие человека и природы каждая из них рассматривает либо только в познавательном, либо только в «покорительном» плане, в то время как обращение к бытию человека требует углубления единства не только естественно-научной и гуманитарной культур, но и единства всей человеческой культуры в целом. Однако решение этой проблемы упирается в парадокс: в самом деле законы природы у всех людей и везде одинаковы, однако различны и до враждебности несовместимы мировоззрения, нормы и идеалы отношения к себе, к другим людям и окружающему миру.

Констатация факта существования определенных различий между естественно-научной и гуманитарной культурами не отменяет единства между ними, которое может быть достигнуто только при их прямом взаимодействии Сегодня очевидно, что как в естественно-научном, так и в гуманитарном знании усиливаются интеграционные процессы за счет прямых связей между естественными и гуманитарными науками и за счет общих методов исследования. В этом процессе обогащается техническое оснащение гуманитарных исследований. Тем самым устанавливаются связи гуманитарных наук с естественными науками, которые также заинтересованы в этом. Так, например, результаты логических и лингвистических исследований используются в разработке информационных средств естествознания. Все большее значение также приобретают совместные разработки естественников и гуманитариев в сфере этических и правовых проблем науки.

В последние годы под влиянием достижений технического прогресса и таких новых общенаучных методов исследований, как системный подход, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своих дисциплинах не только технических и информационных средств есте­ствознания и точных наук, но и эффективных научных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания. Например, экспериментальный метод исследования из естественных наук проникает в гуманитарные науки (социо­логию, психологию).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.