Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенные режимы, порядок применения

1. Тарифное регулирование ввоза и вывоза товаров

2. Нетарифное регулирование ввоза и вывоза товаров

 

Тарифное регулирование. Ввоз и вывоз товаров может регулироваться с помощью экономических и административных мер. К числу экономических мер относится установление государством ставок ввозных и вывозных пошлин (тарифов), а также налогов и сборов. Основные налоги, установленные в России на импортируемые товары, - налог на добавленную стоимость (НДС) и акциз. Кроме уплаты налогов предусмотрено взимание определенных сборов, например за таможенное оформление, хранение товара и др. Налоги и сборы устанавливаются, как правило, на длительный период, и их величина практически не зависит от вида товара. Тариф устанавливают дифференцированно на каждый вид товара и периодически пересматривают.

Таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию России или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

В мировой практике в зависимости от направленности перемещения товаров таможенные пошлины подразделяют на импортные (ввозные), экспортные (вывозные) и транзитные.

Импортные (ввозные) пошлины составляют основную часть таможенных пошлин практически во всех странах мира, в том числе и в России. Их устанавливают на ввозимые в Россию товары. Они предназначены для решения следующих задач:

• защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции России в мировую экономику;

• оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиций требований платежного и торгового балансов страны;

• рационализации структуры ввозимых на территорию России товаров;

• создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

• пополнения доходной части федерального бюджета РФ.

Экспортные (вывозные) пошлины устанавливают на товары, произведенные на территории России и вывозимые за ее пределы. При использовании экспортных пошлин в основном преследуются следующие цели:

• ограничение вывоза за пределы страны товаров, необходимых для поддержки национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны;

• сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;

• пополнение доходной части бюджета страны.

В большинстве стран мира, особенно в экономически развитых, экспортные пошлины применяются значительно реже, чем импортные. Со второй половины 1996 г. в России были отменены экспортные пошлины, но позднее возникла необходимость снова ввести вывозные пошлины на отдельные товары (например, металлический лом, некоторые виды топлива и др.).

Транзитные пошлины взимают с товаров, провозимых через территорию страны в другие страны (транзитом). Они могут устанавливаться для регулирования (сдерживания) потоков определенных групп товаров через территорию страны, пополнения государственной казны.

В настоящее время транзитные пошлины в России полностью отсутствуют. Ставки таможенных пошлин устанавливает Правительство РФ. Как правило, они дифференцированны в зависимости от кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и страны происхождения товара.

Базовые (предельные) ставки таможенных пошлин применяют при ввозе товаров, происходящих из государств, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования.

Для товаров, которые происходят из стран, относящихся к развивающимся, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин. В настоящее время они определены в размере 75 % величины базовых ставок.

К товарам, имеющим происхождение из наименее развитых стран, а также стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин (таможенными пошлинами такие товары не облагаются).

Если в Россию завозятся товары, имеющие происхождение из стран, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования, либо неизвестна страна происхождения товара, то в этом случае применяются максимальные ставки таможенных пошлин (базовые ставки, увеличенные в 2 раза).

Перечень стран, относящихся к той или иной группе в зависимости от режима торговли с Россией, определяет государство.

В таможенной практике для расчета таможенных пошлин используются международные принципы и правила определения страны происхождения товаров.

Ставки таможенных пошлин не дифференцируются в зависимости от статуса лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность, видов и объемов сделок и других факторов.

В зависимости от способа исчисления ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

• адвалорные (от лат. ad valorem - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров;

• специфические - устанавливаются в виде конкретной (твердой) денежной суммы за единицу (массы, объема, штук и др.) товара. Как правило, в российской практике специфические ставки устанавливаются в евро;

• смешанные (комбинированные), когда для расчета размера таможенной пошлины используются и адвалорные, и специфические ставки.

По отдельным группам товаров, объемы производства и реализации которых подвержены резким колебаниям в течение года, могут устанавливаться сезонные пошлины. Их применение позволяет государству более эффективно регулировать импорт и экспорт таких товаров в определенное время года.

При исчислении таможенной пошлины, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, применяются различные методы. Методы исчисления зависят от того, по каким видам ставок облагается товар таможенными пошлинами.

Если товар облагается по адвалорным ставкам, то основой для исчисления величины таможенной пошлины является таможенная стоимость товара. В этом случае величина таможенной пошлины определяется по следующей формуле:

где П - величина таможенной пошлины, исчисленная по адвалорной ставке; ТС - таможенная стоимость товара; С - адвалорная ставка таможенной пошлины (в процентах к таможенной стоимости товара).

Если товар облагается по специфическим ставкам, то основой для исчисления таможенной пошлины является количество товара (масса, объем, штуки и т.д.). Величина таможенной пошлины в этом случае исчисляется по следующей формуле:

где П - величина таможенной пошлины, исчисленной по специфической ставке; К - количество товара (в тоннах, литрах, кубометрах, штуках и т.д.); С - ставка таможенной пошлины специфическая (в евро за единицу товара); Ке - официальный курс евро к рублю, установленный Центральным банком России на день оформления (подачи таможенной декларации); Кв.к- официальный курс валюты контракта к рублю, установленный ЦБ России на день оформления (подачи таможенной декларации).

Величина таможенной пошлины по товарам, облагаемым таможенной пошлиной по смешанным (комбинированным) ставкам, вычисляется следующим образом. Сначала рассчитывают величину таможенной пошлины по адвалорной ставке, затем по специфической, причем последовательность расчета не имеет принципиального значения. После выполнения расчетов сопоставляются результаты исчисления таможенной пошлины, полученные двумя методами. Наибольшая из этих двух величин и принимается в качестве таможенной пошлины, подлежащей уплате.

Таким образом, таможенный тариф выполняет не только фискальную функцию (сбора средств для пополнения бюджета), но и регулирования. Регулирующая функция ввозной пошлины на товар может выражаться в стимулировании, выравнивании и защите. В первом случае величина пошлины будет стимулировать ввоз товара, во втором - действовать нейтрально, выравнивая конкурентоспособность товара с таковой на внутреннем рынке, в третьем случае - приводить к превышению цены импортного товара по сравнению с товарами на внутреннем рынке, препятствуя, таким образом, их ввозу.

Например, допустим, что цена какого-либо товара на отечественном рынке составляет 120 единиц, а на внешнем - 100. При установлении ставки ввозной пошлины в размере 10 % цена импортного товара возрастет до ПО единиц, но при этом останется ниже цены товара на внутреннем рынке, чем и будет стимулироваться ввоз данного товара. При увеличении ставки ввозной пошлины ее стимулирующее действие будет снижаться и при величине пошлины 20 % станет равным нулю, так как цены отечественного и импортного товара сравняются. В этом случае стоимостная составляющая конкурентоспособности исчезает и при условии равного качества отечественных и импортируемых товаров их конкурентоспособность выравнивается. При дальнейшем повышении ставки ввозной пошлины, например, до 30 % цена импортного товара станет равной 130 единицам и конкурентоспособность его будет снижаться по сравнению с отечественным товаром. Это снижение и будет выполнять защитную (иногда называемую протекционистской) функцию по отношению к отечественному товару.

Аналогично сказанному можно регулировать и экспорт товаров путем изменения вывозных пошлин, но, как правило, в большинстве стран, в том числе и в России, этот путь используют в значительно меньшей степени. Это объясняется политикой мирового сообщества, выражаемой, в частности, через Всемирную торговую организацию (ВТО), членом которой Россия пока не является, но стремится стать. Провозглашая принципы свободной торговли, ВТО призывает своих членов снижать ввозные пошлины и отменять вывозные. Следует отметить при этом, что такая политика более выгодна развитым странам, развивающиеся же страны вынуждены сохранять высокие ввозные пошлины для защиты собственных товаропроизводителей.

Гибкое изменение пошлин позволяет, таким образом, регулировать ввоз и вывоз товаров в соответствии с экономическими интересами страны.

Кроме тарифного регулирования существуют еще и другие (нетарифные) меры, которые применяют для защиты собственного рынка и регулирования товарных потоков.

Хотя ВТО официально ставит задачу максимального упразднения мер нетарифного регулирования и перехода к регулированию внешней торговли исключительно тарифными методами, практически все страны мира, включая членов ВТО, с момента начала ее деятельности используют различные формы нетарифного регулирования внешней торговли. Некоторые нетарифные меры неустранимы, так как представляют собой проекцию мер внутренней экономической политики на торгово-экономические отношения с другими странами. Наконец, есть и узаконенные международной торговой системой меры нетарифного регулирования, а именно защитные, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или снизить ущерб, наносимый национальной экономике ростом импорта иностранных товаров, а также меры, направленные на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Нетарифные ограничения (НТО) импортных операций. Это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Таких ограничений внешнеэкономической деятельности насчитывается несколько сотен, при этом одни находят очень широкое применение, другие используются значительно реже. Все эти меры можно разделить на экономические и административные. К основным экономическим мерам нетарифных ограничений относятся: особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, валютное регулирование. Административные меры нетарифных ограничений более многообразны: эмбарго, лицензирование и квотирование, " добровольные" ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др. Первые действуют через механизм рынка, удорожая соответственно импортные и экспортные товары, а вторые помимо рыночных отношений ограничивают доступ импортных и поставку отечественных товаров за границу.

При использовании экономических мер НТО последнее слово на рынке остается за потребителем: он сохраняет свободу выбора и решает, приобрести ли более дорогой импортный или более дешевый аналогичный национальный товар.

При применении административных мер (запретов или ограничений на ввоз и вывоз) государство фактически определяет товарную структуру внутреннего рынка, ограждая его как от импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров на внутреннем рынке. Покупатель в этом случае лишается права на свободный выбор товара.

Диапазон воздействия на внешнюю торговлю экономических и административных мер НТО чрезвычайно широк. В каждой группе есть так называемые крайние меры, фактически блокирующие осуществление нежелательных экспортно-импортных операций с зарубежными странами (например, установление как антидемпинговых пошлин, так и эмбарго), или, наоборот, направленные на усиление контроля за этими операциями (взимание статистических пошлин или предоставление лицензий без ограничений), почти не влияющие на объем торговли. Однако подавляющее большинство мер занимают промежуточное положение, т.е. удерживают торговые операции в необходимом объеме, частично ограничивают операции с рядом товаров или стран, вступают в силу лишь при определенных условиях или в определенные периоды.

Наиболее часто используются меры количественного контроля, которые заключаются прежде всего в квотировании и лицензировании импортных и экспортных операций. Количественные ограничения - квотирование (по физическому объему или стоимости), а также лицензирование (требование получения специальных разрешений при поставках определенных товаров, а иногда и в определенные страны или из них) - являются традиционными нетарифными мерами регулирования импорта и экспорта. Их цель состоит в том, чтобы ограничить импорт или экспорт любого конкретного товара либо во все источники (или из всех), либо в конкретные страны (или из них). Эти меры часто связаны между собой, поскольку лицензирование используется как механизм распределения квоты путем выдачи лицензий индивидуальным импортерам до ее исчерпания.

С помощью мер количественного контроля на государственном уровне решается широкий круг задач общеэкономического, внешнеторгового и даже политического характера: защита потребителя и производителя аналогичных конкурирующих товаров внутри страны, поддержание стабильности на внутреннем рынке, экономия валютных ресурсов, получение уступок на условиях взаимности от других стран, ограничение поставок и закупок вооружения и военных материалов. К числу мер количественного контроля относятся неавтоматическое лицензирование, квоты, запрет на импорт определенных товаров, соглашения об ограничении экспорта и некоторые другие.

Основные виды лицензий, применяемые в современной мировой практике, - генеральная и индивидуальная.

Генеральная лицензия - постоянно действующее разрешение любому лицу или фирме на право импорта определенных товаров из перечисленных в ней государств без ограничения объема и стоимости. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях страны, содержащих сведения о контроле над внешней торговлей.

Индивидуальная лицензия выдается как разовое разрешение на одну торговую операцию с конкретным видом товара (иногда двумя-тремя видами, но по одной и той же товарной группе). В ней указываются также сведения о ее получателе, количестве, стоимости и стране происхождения товара. Она является именной, не может передаваться другому импортеру и имеет ограниченный срок действия (как правило, до одного года). Разовая лицензия выдается на закупку товаров, включенных в список импортного контроля, или товаров, происходящих из стран, торговля с которыми контролируется.

Квоты - это количественные ограничения, устанавливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу товара с помощью индивидуальных, тарифных, сезонных, глобальных и других процентных ограничений. Индивидуальные квоты предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту товаров по странам-поставщикам. Тарифные квоты разрешают импорт в определенном объеме при более благоприятном режиме таможенного обложения, а для импорта сверх этого объема устанавливается менее благоприятный режим, доходящий до фактического запрета импортных поставок. Сезонные квоты устанавливаются на определенное время года - в период пика производства внутри страны (преимущественно для сельскохозяйственных продуктов).

Соглашения об ограничении экспорта представляют собой результат компромисса, когда экспортер соглашается ограничить свой экспорт " добровольно", чтобы избежать принудительных мер со стороны импортера. Такие соглашения могут заключаться как между государствами, так и на отраслевом уровне. Действуют двусторонние и многосторонние соглашения этого типа (например, Многостороннее соглашение по текстилю, заключенное в 1973 г.).

К настоящему времени заключено свыше 100 соглашений о " добровольном" ограничении экспорта и об установлении минимальных импортных цен, которые затрагивают торговлю продукцией текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, молочными продуктами, бытовой электроникой, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д. Технические меры основаны на контроле качества, безопасности или характеристик товара, включая применяемые административные условия, терминологию, символы, проверку и методы проверки, требования к упаковке, маркировке и этикеткам. В эту группу нетарифных ограничений входят, как правило, следующие их виды: техническое регулирование, предотгрузочная инспекция, специальные таможенные формальности. Рассмотрим одно из наиболее широко применяющихся ограничений - техническое регулирование. Речь идет о нормах, прямо или косвенно устанавливающих технические требования к продукту. К ним относятся санитарное регулирование - защита жизни и здоровья людей и животных; фитосанитарная защита растений; меры по защите окружающей среды и дикой природы; меры по защите безопасности людей; меры по обеспечению национальной безопасности; меры по предотвращению обмана.

К техническим мерам относятся: технические условия, которым должна соответствовать продукция; требования к маркировке, к информации, которую она должна содержать (страна происхождения, масса, специальные обозначения для опасных веществ и т.д.); требования к информации для потребителя, которую должна содержать этикетка; требования к упаковке (материал, способ упаковки); требования контроля, инспекции (в таможенных лабораториях) и карантина (в отношении живых животных и растений), требования к информации о продукте (перечень компонентов, советы по использованию и хранению).

В большинстве стран действуют специфические санитарно-вете-ринарные нормы, прежде всего в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, предметов парфюмерии и т.д., устанавливающие ограничения на использование в производстве перечисленных товаров красителей, различных добавок или, например, употребление гормонов при выращивании скота.

Различия в национальных и фирменных стандартах, а также системах измерения при производстве и оценке их параметров целенаправленно используются государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции и обеспечения интересов национальных производителей. Данная мера затрагивает около 1/3 товаров мировой торговли.

 

Литература:

1. Гамидуллаев С.Н., Петрова И.Н., Багрикова С.В., Захаренко Т.А. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: Учебник. В 4-х томах. – Санкт-Петербург. РИО СПб им. В.Б. Бобкова филиал РТА, 2009.

2. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А., Криштафович В.И. Таможенная экспертиза товаров. – М.: Академия, 2003.

3. Соложенцев В.А. Нестеров В.А. Экспертиза в таможенном деле. – Новосибирск: Наука, 2008.

4. Жиряева Е.В. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (продовольственные товары): Учеб. пособие/ Жиряева Е.В., Хайланд Т.Д. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006.

5. Использование экспертизы при осуществлении таможенного контроля: Учебное пособие / Андреева Е.И., Нестеров А.В. – М.: РИО РТА, 2006.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационная безопасность и защита информации на предприятии: комплексный подход | Задание №2. «Синтез структуры по заданной безотказности при ограничении массы конструкции.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.