Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование и обучение персонала. Значение, этапы обучения






1. Основные тезисы, иллюстрирующие важность непрерывного образования:

· внедрение новой техники, технологии, производство совре­менных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гаран­тирована базовым образованием;

· мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем кон­куренции между странами. Страны, имеющие современную сис­тему инженерного и программы непрерывного образования, ли­дируют в условиях этой конкуренции. Они тем самым имеют воз­можность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повы­шением производительности инженерного труда;

· изменения во всех областях жизни — главный элемент совре­менности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и ин­форматике требуют непрерывного обучения персонала;

· более эффективным и экономичным для фирмы является по­вышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Модели и методы обучения рабочих кадров. Исследователи выде­ляют две основные современные модели подготовки рабочих кадров:

- обучение без отрыва от работы. Теоретический курс в профессионально-технической школе и практическая подготовка на пред­приятии;

- обучение с отрывом от работы в специализированных профес­сионально-технических учебных заведениях и центрах подготовки кадров.

Обучение взрослых людей — насущная необходимость. Про­мышленность, знания и технологии развиваются настолько бы­стро, что в течение каждых пяти лет количество информации удваивается. Сейчас невозможно в процессе трудовой жизни (30 — 40 лет) пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заве­дении.

Уже в 50-х гг. XX в. специалисты японского центра по повыше­нию производительности труда отмечали, что промышленность — это прежде всего людские ресурсы, и главная проблема заключа­ется в том, как обеспечить промышленность квалифицированны­ми кадрами для освоения производственных мощностей, связан­ных с новой техникой, технологией. Позже, в 70-х гг. XX в. в раз­витых странах была разработана концепция непрерывного обра­зования, которая за последнее время стала одним из самых эф­фективных инструментов, позволяющих решать проблемы соот­ветствия быстро растущего технического потенциала и персонала. В настоящее время происходит смена поколений людей, заня­тых в производственной сфере и сфере бизнеса. Нарушенная сис­тема подготовки работников народного хозяйства, постоянно ме­няющийся и развивающийся рынок труда, предъявляющий но­вые требования к его участникам, а также в некоторой степени демографический спад привели к нехватке компетентности пер­сонала для многих компаний. Отсюда необходимость удержать, обучить имеющиеся кадры, что для организации означает подго­товку сотрудников, связывающих свою профессиональную дея­тельность с целями и задачами самой организации, а это ведет к росту производительности труда и снижению текучести кадров. Сами же сотрудники заинтересованы в работе в таких организа­циях, которые дают возможность повысить свои профессиональ­ные знания, самореализоваться, заниматься интересной работой. Кроме того, в ближайшем будущем к управлению придет совсем новое поколение, которое часто называют поколением X (это те, кому сейчас 25 — 35 лет). К. Рейнес в книге «Впереди поколение X: практическая книга для менеджеров» характеризует его так: «...са­мостоятельные, со скептическим складом ума, опытные финан­систы, им присуще сбалансированное отношение к распределе­нию времени на работу и личную жизнь, не торопятся жить, не торопятся связывать себя обязательствами с работодателями, не признают безусловных авторитетов, не пугаются разнообразия, технически очень хорошо подкованы».

П. Саппал также говорит про них, что они «...сами отлично заводятся, если их стимулировать интеллектуальными и интерес­ными заданиями. Они будут работать всю ночь, чтобы закончить такую работу. Но дайте им что-нибудь скучное, и вы увидите, как они уходят» [24].

Р. Гутман советует сделать так, чтобы они были все время со­средоточены на работе, и чтобы она стала центральной ареной их личного развития и роста. Для этого предлагаются 4 способа:

  1. сделать тренинги постоянным и необходимым событием в орга­низации. Заполнить рабочее пространство возможностями для обу­чения и предоставить молодежи право выбора;
  2. научить их управлять собой, планировать свое время;
  3. перейти от ежегодного или полугодового анализа к быстрой оценке действий;
  4. ежедневно хвалить людей за достигнутые результаты.

Таким образом, само время требует от человека непрерывного образования, а развитие персонала является условием успешного, функционирования любой организации.

П. М.Сенге считает, что истинное обучение ведет прямо в центр человеческого существования, что обучаясь, мы воспро­изводим, заново творим себя. Обучаясь, мы получаем способность делать нечто такое, что никогда не умели. Обучаясь, мы заново воспринимаем мир и нашу связь с ним. Обучаясь, мы расширяем нашу способность творить, быть частью плодородного мира.

В этом и заключается основной смысл обучающейся организации — она постоянно расширяет свою способность создавать собственное будущее, повышая свой творческий потенциал.

Обучающаяся организация — это место, где люди постоянно открывают, что именно они создают реальность, в которой живут и действуют. Здесь же они учатся тому, как изменить эту реаль­ность.

П.М.Сенге выделил следующие характеристики самообучаю­щейся организации:

- системное мышление;

- мастерство и совершенствование личности;

- общее видение будущего, к которому стремится организация;

- групповое обучение.

Способность учиться быстрее своих конкурентов является един­ственным надежным источником превосходства над ними.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

· внедрение новой техники, технологии, производство совре­менных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гаран­тирована базовым образованием;

· мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем кон­куренции между странами. Страны, имеющие современную сис­тему инженерного труда и программы непрерывного образова­ния, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышени­ем производительности инженерного труда;

  • изменения во всех областях жизни - главный элемент современности.

Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала; для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.