Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация работы по предупреждению, раскрытию и расследованию терроризма

Говоря о деятельности по предупреждению терроризма, следует отметить, что в соответствии с п. 9 Положения о Министерстве внутренних дел России, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039, МВД России участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, обеспечению безопасности Российской Федерации. Основной объем работы по предупреждению преступлений, связанных с проявлением терроризма, осуществляет милиция, которая проводит целый комплекс мер и мероприятий на разных уровнях, с помощью различных средств и методов.

Одним из направлений этой борьбы является предупреждение террористических актов. Среди служб органов внутренних дел важная роль в предупреждении преступлений, связанных терроризмом, отводится криминальной милиции, которая, используя присущие ей формы и методы оперативно-розыскной деятельности, имеет возможность получить важную информацию для разработки и принятия скоординированных с другими подразделениями профилактических мер воздействия.

В частности, сотрудники уголовного розыска во взаимодействии с работниками подразделений по борьбе с организованной преступностью, осуществляют сбор, анализ и учет оперативной и иной информации о преступных группировках и лицах, склонных к совершению террористических актов, а также объектах с наибольшей степенью вероятности их уничтожения общеопасным способом.

Общеизвестно, что при подготовке к террористическому акту преступники приобретают оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства и иные предметы, необходимые для совершения террористического акта; ведут наблюдение за охраной объекта покушения, чтобы выбрать момент, наиболее удобный для совершения преступления. В этой связи крайне важно, чтобы на этой стадии приготовления к террористическому акту был принят комплекс необходимых оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий для задержания и привлечения виновных к уголовной ответственности.

Кроме того, большое значение в предупреждении данных преступлений играют превентивные меры по исключению возможности совершения терроризма, используя для этого комплекс оперативных и технических мероприятий на объектах воздушного транспорта. И, в первую очередь, путем организации надлежащей системы досмотра пассажиров. В этой связи немалый вклад в предотвращение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с террористическими актами, также вносят органы внутренних дел на транспорте.

Практика убедительно подтверждает правильность принимаемых МВД России управленческих решений по задействованию значительных сил и средств на наиболее приоритетных направлениях оперативно-служебной деятельности, каковой является борьба с терроризмом. Полагаем, что при правильной организации работы сотрудников при проведении указанной широкомасштабной операции возможно оказать реальное противодействие терроризму.

Важное значение в борьбе с терроризмом имеет ее информационное обеспечение. В этой связи представляется необходимым решить вопрос о предоставлении возможности доступа оперативного состава органов внутренних дел к базе данных о лицах, представляющих оперативный интерес по делам о терроризме, которая имеется в ФСБ.

По нашему мнению, в настоящее время созрели объективные предпосылки для принятия законодательного решения о создании межведомственного единого банка данных о членах организованных преступных группировок, в том числе созданных по этническому признаку; лицах, склонных с созданию организованных преступных сообществ, совершению террористических актов (в частности, имеющих навыки в изготовлении взрывных устройств, а также доступ к ним, в том числе склонных к совершению преступлений с применением взрывных устройств). Эти данные целесообразно использовать для осуществления совместных оперативно-профилактических и розыскных мероприятий по пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению рассматриваемых правонарушений.

Определенные шаги в этом направлении (хотя и на межведомственном уровне) уже имеются. Так, МВД России, ФСБ, ФПС России подготовили и направили на места совместное Указание от 19 февраля 2000 г. № 1/7349/6/5/-574 об организации обмена информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических организаций, преступных групп и сообществ.

Данным Указанием в субъектах РФ в рамках работы образованных при них межведомственных оперативных штабов по координации мер по борьбе с терроризмом предусмотрено организовать обмен информацией по вопросам комплексной отработки юридических и физических лиц, подозреваемых в причастности к деятельности террористических и экстремистских организаций, преступных групп и сообществ, действующих на территории Российской Федерации. На основе анализа имеющейся информации запланировать и провести совместные конкретные мероприятия по нейтрализации данных преступных формирований.

Следует отметить, что в условиях Северо-Кавказского региона, в котором отмечается высокая миграция населения, сконцентрированы тысячи беженцев, на его территорию активно просачиваются наемники-террористы из числа иностранцев, большое значение для раскрытия и расследования преступлений, совершаемых этой категорией граждан, имеют дактилоскопические учеты.

В то же время нельзя не отметить существующий пробел в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»1, в соответствии с которым указанные выше лица не подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, поскольку в п. «и» ст. 9 названного Закона говорится об ино-

'ГЗРФ 1998. №41. Ст. 3R0&.

странных гражданах и лицах без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.

Поэтому предлагается внести в ст. 9 указанного выше Федерального закона дополнение об обязательной государственной дактилоскопической регистрации граждан при массовой их миграции, иностранных граждан и беженцев, находящихся на территории Российской Федерации в условиях угрозы безопасности и при чрезвычайных ситуациях.

В развитие указанного выше предложения; мы не исключаем возможность создания в Северо-Кавказском регионе (в порядке эксперимента) универсальной локальной системы информации о населении, которая должна формироваться из базы данных налоговых, таможенных органов, муниципальных, пограничной, паспортно-визовой, миграционной служб, органов социального обеспечения, служб страховых компаний, органов здравоохранения, военкоматов, аэропортов и т.п..

Данная система в первую очередь должна выполнять в качестве главной функции обеспечение социального контроля за обстановкой, а вместе с тем розыска без вести пропавших граждан. Разумеется, такая система может быть успешно использована правоохранительными органами в раскрытии и расследовании преступлений. Аналогичные системы созданы и функционируют в ряде зарубежных стран, причем уже на межгосударственном уровне'.

При раскрытии и расследовании терроризма возрастает роль и значение криминалистических учетов2.

В частности, оперативно-справочные учеты содержат информацию об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и другом вооружении, которая используется в целях обеспечения его розыска, установления принадлежности выявленного вооружения и содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.

В ГИЦ МВД России учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных АИПС «Оружие». Учету подлежит оружие, имеющее индивидуальный номер, присвоенный организацией-изготовителем или при регистрации его в подразделениях разрешительной системы, утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружение: боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей; гранатометы; огнеметы; ствольные и реактивные артиллерийские системы; газовое оружие; боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер; приспособления специальные (например, НРС-2 — нож разведчика стреляющий и др.). По этому учету проводятся проверки практически по каждому третьему уголовному делу, из них в каждом четвертом случае — с положительным результатом.

Помимо проверки изъятого оружия по номерам (по учетам региональных ИЦ и ГИЦ МВД России (по АИПС «Оружие»), следователь с учетом обстоятельств дела может направлять запросы в Национальное центральное бюро Интерпола в России (по оружию, боеприпасам, взрывным устройствам и взрывчатым веществам иностранного производства); в Главное ракетно-артиллерийское управление Министерства обороны РФ (по боевому ручному стрелковому огнестрельному оружию, гранатам, минам и инженерным боеприпасам), в подразделения 8-го Главного управления МВД России — по отечественному боевому стрелковому, охотничьему и газовому оружию, а также оружию, собранному из заводских деталей, не прошедших окончательных технологических операций (в случаях, когда есть основания полагать, что хищения совершены с заводов-изготовителей, а также для установления каналов поступления оружия в незаконный оборот); в региональные подразделения лицензионно-разрешительной работы ОВД— по огнестрельному гражданскому и охотничьему, а также газовому оружию для установления владельцев оружия и наличия лицензий и в Государственное учреждение «Экспертно-криминалистический центр МВД России» — о применении взрывных устройств, аналогичных изъятым или обнаруженным.

Взаимодействие следователя с оперативными службами. Опыт борьбы с преступностью свидетельствует, что далеко не каждое преступление можно раскрыть, проводя только следственные действия, без взаимодействия сотрудников органов предварительного следствия и оперативных служб. Особенно актуальна проблема такого взаимодействия при расследовании уголовных дел о терроризме с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств, поскольку пре-

1 Криминалистика / Пол ред. проф. А.Ф. Волынского. — М., 1999. — С. 57-62.

г Их ведение в МВД России регламентируется «Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», которым устанавливается порядок формирования и функционирования централизованных учетов МВД России. Оно утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г.

ступники, опасаясь разоблачения, принимают соответствующие меры по противодействию расследованию.

Как свидетельствует практика, по делам рассматриваемой категории наиболее эффективной является такая организационная форма взаимодействия следователей с оперативными подразделениями, как следственно-оперативная группа (СОГ), деятельность которой регламентируется Инструкцией по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 1996 г. №334.

Из существующих 4 видов СОГ — дежурной (формируется при дежурной части и обеспечивает немедленное реагирование на сообщение о преступлениях, производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по «горячим следам»), целевой (создается для раскрытия и расследования конкретного преступления), специализированной (создается для раскрытия и расследования определенной категории преступлений) и совместной (бригада, в которую по согласованию могут включать сотрудников органов прокуратуры, ФСБ) по делам о терроризме наиболее эффективным является третий вид, т.е. специализированные следственно-оперативные группы. Особенно часто такие СОГ создаются в регионах, где рассматриваемые преступления являются наиболее распространенными.

В состав данных СОГ включаются следователи, оперативные работники уголовного розыска, специализирующиеся на раскрытии и расследовании преступлений, связанных с терроризмом, участковые уполномоченные милиции, соответствующие специалисты и иные сотрудники.

В рамках взаимодействия важное значение имеет использование следователем оперативной информации, добытой оперативным сотрудником при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление причастных к терроризму лиц. Важно, чтобы сотрудник, получивший эту информацию, относящуюся к расследуемому преступлению или иным фактам преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проходящих по делу, своевременно знакомил с нею следователя.

Безусловно, следователь не должен ждать, пока ему предоставят такую информацию. Для обеспечения результативности работы при реализации материалов оперативно-розыскной деятельности ему следует проявлять инициативу в их изучении с соблюдением требований нормативных правовых актов.

Для того чтобы тактически грамотно реализовать эти материалы о готовящихся или совершенных террористических актах, а также лицах, их совершивших, следователь при получении такой информации совместно с оперативным сотрудником должен:

а) до возбуждения уголовного дела:

- тщательно ее проанализировать, оценить и решить вопрос о формах и способах ее проверки;

- по результатам анализа определить перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий, проведение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- обсудить перечень вопросов, подлежащих выяснению с использованием оперативно-розыскных методов и средств;

б) после возбуждения уголовного дела:

- составить согласованный план первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

- обсудить результаты выполнения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, разработать дополнительный план названных действий и мероприятий;

- осуществлять обмен текущей информацией о результатах проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Расследование рассматриваемых нами преступлений, тесно связано с оперативно-розыскной деятельностью. Формы взаимодействия следователя и оперативных служб могут быть как процессуальными, так и организационными, причем они так тесно связаны между собой, что иногда выступают в обеих ипостасях. Кратко и достаточно условно их можно распределить следующим образом:

- процессуальные формы — это поручения и указания следователя органам дознания б производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; оказание следователям содействия в расследовании преступлений; уведомление следователя о результатах оперативно-розыскных мер;

- организационные формы — это создание и деятельность следственно-оперативных групп; согласованное планирование; взаимная информация.

Следует отметить, что с учетом складывающейся оперативной обстановки с терроризмом в главных следственных управлениях, следственных управлениях (отделах) при МВД России, ГУВД,

УВД субъектов РФ, а также в следственных аппаратах крупных городов могут создаваться специализированные следственные подразделения по расследованию преступлений данной категории, а также введена соответствующая специализация следователей и оперативных сотрудников.

Следует отметить, что многие сотрудники органов внутренних дел, привлекаемые к работе «по горячим следам» для раскрытия террористических актов, порой не знают, с чего начать, чем им конкретно заниматься при проведении неотложных следственно-оперативных мероприятий, не владеют тактикой и методикой их производства. Отсюда и конечный результат.

В этой связи полагаем целесообразным организовать более тесное сотрудничество между сотрудниками органов внутренних дел, ФСБ и прокуратуры, ввести в практику такую прогрессивную форму организации работы, как проведение в регионах совместных занятий со следователями, оперативными работниками названных правоохранительных органов по тактике и методике проведения неотложных следственно-оперативных мероприятий по раскрытию и расследованию террористических актов, связанных с применением взрывных устройств, и профилактике данных преступлений.

По нашему мнению, такие мероприятия будут способствовать повышению профессионализма сотрудников, осуществляющих деятельность по предупреждению, раскрытию и расследованию рассматриваемого вида преступлений. Во-первых, установится более тесный и деловой контакт между сотрудниками названных ведомств; во-вторых, после соответствующей подготовки в необходимых случаях их можно будет включать в состав совместных бригад и СОГ; в-третьих, накопленный опыт они могут использовать в своей повседневной работе по иным делам, в том числе связанным с незаконным оборотом оружия и взрывных устройств.

Кроме того, целесообразно организовать регулярные (например, один раз в год) совместные тренировки (учебные игры) по отработке действий каждого привлеченного к работе на первоначальном этапе раскрытия преступления сотрудника.

Нельзя не упомянуть о проблемах, которые возникают в связи с введением в действие нового УПК РФ с 1 июля 2002 г. Дело в том, что ранее в соответствии с УПК РСФСР I960 г. терроризм (ст. 205 УК РФ) был отнесен к исключительной подследственности следователей органов ФСБ России. Однако в соответствии с УПК РФ расследование данных преступлений также должны осуществлять и следователи органов внутренних дел, которые не имеют достаточного опыта самостоятельного проведения в полном объеме предварительного следствия по дедам данной категории, и следователи прокуратуры.

При этом возникает резонный вопрос: по каким критериям будет определяться орган, следователь которого должен выехать на осмотр конкретного места преступления, возбудить и расследовать уголовное дело о терроризме. Складывается такая ситуация, когда между сотрудниками ФСБ и МВД России могут возникнуть споры по поводу принятия к своему производству конкретного дела данной категории, поскольку диспозиция ст. 205 УК РФ содержит единую цель совершения такого преступления (нарушение общественной безопасности, устрашения населения и др.), которая расширительному толкованию не подлежит и не может служить основанием для определения подследственности. К тому же непосредственно после совершения взрыва или поджога нередко невозможно установить мотив совершения террористического акта.

В этой связи представляется целесообразным МВД, ФСБ и Генпрокуратуре России разработать и утвердить совместную инструкцию о порядке взаимодействии при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с терроризмом, в которой предусмотреть критерии для определения подследственности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формула 2 — определяет модуль вектора dB | Требования предъявляемые к системам вентиляции




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.