Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реализация программы по обеспечению психологической комфортности и безопасности в школе.






В соответствии с программой и планом деятельности сотрудники психологической службы школы-гимназии № 1542 решают следующие задачи:

  • диагностика и мониторинг общего развития детей;
  • коррекция поведения и развитие личностной сферы;
  • социальная и психологическая поддержка;
  • профилактика различных видов зависимости (программа позитивной профилактики);
  • воспитание толерантного сознания;
  • психологическое просвещение;
  • помощь при профессиональном самоопределении;
  • анализ способов саморегуляции.

При этом формы работы могут быть различны: мы проводим консультирование, развивающие занятия, осуществляем профилактическую и просветительскую деятельность, мониторинг, тренинговую работу, принимаем участие в психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах.

Поясним подробнее, как осуществляется оценка психологической комфортности и безопасности учащихся.

В 2001 учебном году нами была разработана индивидуальная психологическая карта (ИПК) учащегося. На ее основе психолог осуществляет общий контроль за тем, как происходит психическое развития детей. При этом, мы опираемся на представление о нормативном содержании и периодизации данного процесса. Для заполнения карты проводится достаточно объемная диагностическая работа. Психологами исследуется развитие познавательных процессов у подростка, а также с помощью психодиагностических методик и мониторинга изучаются особенности личностной сферы. Диагностика познавательных процессов помогает нам выявить группы детей, с которыми необходимы индивидуальные развивающие занятия. На этих занятиях подростки знакомятся с приемами запоминания цифрового и буквенного материала, выполняют задания и упражнения, помогающие концентрировать внимание и увеличивающие его объем. Такая работа помогает ученикам увереннее чувствовать себя на уроках, что, в свою очередь, снижает уровень школьной тревожности.

Вторая часть ИПК содержит информацию об индивидуальных особенностях личности учащихся: уровне развития самооценки, типах темперамента, силе/слабости нервной системы, акцентуациях характера (с 14 лет), интересах и склонностях ученика, в том числе интересе к различным видам деятельности, эмоциональном отношении к учению, статусе каждого ученика в классном коллективе. В индивидуальном порядке, учитывая принцип конфиденциальности, детям сообщаются результаты диагностики. В основном такие беседы носят консультационный характер. Психологи обращают особое внимание на подростков с низким уровнем самооценки, с высоким уровнем тревожности, с высокой эмоциональной нестабильностью и приглашают их на индивидуальные беседы, занятия или рекомендуют посещать тренинговую группу. Методика беседы включает установление контакта, отвлеченный анализ трудных ситуаций и их причин, выявление особенностей поведения консультируемого в похожих ситуациях, анализ способов саморегуляции. По каждой параллели проводятся психолого-педагогические консилиумы, где педагоги знакомятся с психологической характеристикой класса. На основе психодиагностических исследований для учителей разрабатываются рекомендации по работе с учащимися, выявляются причины отклонений в поведении и обучении детей, разрабатываются программы воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося поведения, решаются сложные или конфликтные ситуации. Особое внимание уделяется параллелям 5-х классов, 8-х и 9-х. Такая работа помогает психологам и педагогам лучше узнать учащихся, найти грамотные решения при возникающих проблемах, а сами дети получают полезную информацию о своих индивидуальных особенностях. Сотрудничество педагогов и психологов способствует созданию психологической комфортности в школе.

Работа психологов в школе строится по следующей программе:

5-е классы – тренинговые занятия в течение года по теме «Первый раз в пятый класс!». Цель занятий – помочь пятиклассникам в адаптации к среднему звену школы.

6- е классы – тренинговые занятия по теме «Навыки конструктивного общения» (программа позитивной профилактики всех видов химической зависимости).

7-е классы – цикл занятий по теме «Жизнь в гармонии с собой и другими» Эти занятия имеют целью воспитание толерантного сознания у подростков.

В 8-х и 9-х классах проводятся тренинговые занятия по теме «Гнев – это нормально». В них ставится целью обучение навыкам саморегуляции.

Начиная с 9-х классов проводится работа по профориентационной программе.

В 10-х классах продолжается профориентационная работа. Она включает:

- проведение деловой игры «Перспектива», в ходе которой ее участники учатся спорить, отстаивать свою точку зрения и принимать чужую;

- работу спецкурса «Мир профессий»;

- индивидуальные профконсультации.

В 11-х классах в течение всего учебного года проводится психологический практикум по «Основам психологии» для поступающих в педагогические учебные заведения. В конце учебного года проводятся занятия с психологом, цель которых – снятие эмоционального напряжения перед экзаменами.

Кроме этого, в 9-10 классах проводится серия занятий по теме «Здоровый образ жизни». Занятия построены по программе курса «Программа сопровождения подростков», разработанной в психологическом центре «Юго-Запад».

Основная цель психологической службы нашей гимназии – содействие психическому и личностному развитию школьников, забота о психологической безопасности, что обеспечило бы им в будущем готовность к взрослой, самостоятельной жизни.

Психологическая безопасность, комфортность образовательной среды отражается в характеристиках личностно-эмоциональной защищенности ее субъектов, которая проявляется в показателях психического здоровья. Безопасность ОС зависит от способности педагогов, психологов обеспечить отсутствие психологического давления и насилия. Если работа в данном направлении построена грамотно, то это приводит к снижению нервно-психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, способствует повышению психического здоровья.

Благожелательная психологическая атмосфера на уроке возникает в том случае, если ученик не испытывает на уроке чувство страха и не боится быть униженным. Человек, свободный от психологического давления со стороны, способен активно использовать свой потенциал. Если дети верят, что могут учиться, знают, что способны строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой личный вклад в жизнь класса, то для них нет необходимости в отклоняющемся поведении. Сотрудничество педагогов, психологов и самих учеников, взаимодействие диалогического уровня – залог психологической комфортности в школе.

20. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Принцип гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения отражает объективную закономерность данного процесса. Не может быть обучения вне воспитания и развития. Даже если командир не ставит специальной цели оказывать воспитывающее воздействие на военнослужащих, он это делает через содержание учебного материала, применяемые методы организации познавательной деятельности, благодаря своим личностным качествам, отношению к сообщаемым знаниям. Такое воздействие значительно усиливается, если командир ставит соответствующую задачу, стремится эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства. Всякое обучение можно назвать развивающим, но организованное соответствующим образом способствует наиболее успешному развитию личности.

Таким образом, этот принцип направлен именно на разностороннее развитие личности и индивидуальности военнослужащего, на формирование не только знаний и умений, но и определенных нравственных и интеллектуальных качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения. Он органично связан со всеми предыдущими принципами и выражается в следующих дидактических требованиях:

тщательно продумывать, готовясь к проведению занятий, конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые требуется решать;

подбирать фактический материал и методы обучения, позволяющие глубоко осмысливать знания, развивать и активизировать мышление и творческие способности, формировать мировоззренческую и духовно-нравственную культуру военнослужащих;

добиваться, чтобы за понятиями, определениями, законами, символами обучаемые понимали явления природы и общества, реальное содержание объективного мира, видели за явлениями – сущность, за внешними признаками – внутреннее состояние материального и духовного мира;

тесно связывать теорию с практикой;

уважительно относиться к личности военнослужащего и одновременно проявлять разумную требовательность к нему. Требовательность, не основанная на уважении, вызывает недовольство и агрессивность; доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины, к неорганизованности;

проявлять гуманность, не унижать обучаемых, тактично поправлять ошибки, стимулировать на преодоление трудностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.