Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статическая и динамическая прочность деталей авиационных ГТД






 

Статическая (квазистатическая) прочность подразумевает действие соответствующих нагрузок. Статическая прочность оценивается в условиях действия максимальных статических нагрузок. Однако, эти нагрузки изменяются в связи с изменением режима работы двигателя или полета воздушного судна. Характер изменения, как правило, – циклический с периодом, составляющим от единиц минут до единиц часов. Такая цикличность действия квазистатических нагрузок приводит к появлению процессов малоцикловой усталости конструкционных материалов.

Динамическая прочность обусловлена действием динамических нагрузок, т.е. таких нагрузок, частота действия которых близка к собственным частотам колебаний деталей двигателя. Динамические нагрузки в авиационных ГТД связаны с колебаниями элементов двигателей, частота которых лежит в диапазоне от десятков до десятков тысяч Герц (колебаний в секунду). Такие колебания обусловливают возникновение процессов многоцикловой усталости материалов.

Усталость – процесс постепенного накопления дефектов в конструкционном материале, обусловленный циклическим действием нагрузок. Именно усталость является основной причиной разрушения элементов инженерных конструкций, в частности – деталей авиационных двигателей.

Для малоцикловой усталости характерно появление пластических деформаций макроскопических объемов материала с характерным размером порядка нескольких миллиметров и более. Такой механизм разрушения реализуется при значительных циклических нагрузках, при этом деталь выдерживает до разрушения 104…105 циклов нагружения.

Поскольку малоцикловая усталость связана с изменениями режима работы двигателя во время эксплуатации, которые приводят к изменению статических напряжений в деталях, при длительной эксплуатации количество циклов изменения напряжений достигает десятков тысяч, а их амплитуда может превышать предел текучести материала.

Накопление повреждений конструкционных материалов, обусловленное малоцикловой усталостью, часто определяет ресурс деталей, работающих при повышенных температурах: дисков, рабочих и сопловых лопаток турбин и элементов камер сгорания.

При многоцикловой усталости, обусловленной колебаниями (вибрациями) деталей. переменные напряжения имеют сравнительно небольшую амплитуду (значительно ниже предела текучести), но количество циклов нагружения за время эксплуатации достигает миллиардов (109). Характерная особенность разрушения деталей при многоцикловой усталости – отсутствие макроскопических пластических деформаций в материале. Многоцикловая усталость – определяющий процесс разрушения для таких деталей авиационных ГТД, как: лопатки, валы и шестерни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.