Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса






По Г.Селье стресс имеет 3 фазы:

  1. стадия тревоги (мобилизация защитных сил организма)
  2. стадия резистентности (адаптация)
  3. стадия истощения (истощение адаптационной энергии организма)

на уровень стресса влияют факторы или характеристики стресса. К ним относят: интенсивность, продолжительность, индивидуальную восприимчивость человека к стрессу.

1.Р.Йеркс и Дж.Додсон установили, что максимальная результативность работы бывает при среднем уровне эмоциональной активности. Слишком высокая и слишком низкая эмоциональность вредят эффективности работ. Вместе с тем на это влияют и сами профессии. Интенсивность стресса важна при выполнении различных работ в различных профессиях. Для бухгалтера и программиста высокая интенсивность стресса при работе вредна, а для политика, спортсмена важна для лучшего результата. Уровень приемлемой интенсивности стресса также зависит от типа темперамента. У человека со слабой НС уровень интенсивности ниже.

2.Наибольшую опасность представляет продолжительности стресса. Сильные и короткие стрессы активизируют человека, «встряхивают» его, но не истощают защитные силы организма. Длительный и менее сильный стресс более пагубно влияет на здоровье.Это связано с генетической программой «борьба или бегство», в которой не заложены длительные, мелкие эмоциональные нагрузки (мелкие конфликты, пробки на дороге и т.п.) Главный вывод из этого – нельзя доводить стрессы до болезни, проблемы нужно решать сразу.

3.Каждый человек имеет свой порог чувствительности к стрессу – уровень напряженности, при котором эффективность деятельности повышается (аустресс), а также критический порог истощения при стрессе – наступает дистресс. Существует мнение, что у каждого организма имеется 2 вида адаптационных резервов: поверхностные и глубокие. При коротком стрессе срабатывает поверхностный резерв, если стресс затягивается или усиливается, подключается глубинный резерв. Главная трудность при определении стрессоустойчивости человека возникает при оценке его реакций на психологические факторы (это связано с личностными ценностями, мотивами, установками). В этом случае лучше использовать субъективные критерии, для этого человек должен прислушиваться к своим ощущениям, максимально доверяя своему организму и своей интуиции. Чтобы понять где проходит граница между эустрессом и дистрессом, нужно экспериментировать с эмоциональными и психическими нагрузками, но только таким путем можно установить индивидуальные пороги стрессочувствительности и стрессоустойчивости человека.

 

30. Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром

Психосоматические заболевания – это болезни, развитие которых зависит от психологических факторов, в т.ч. стресса. Существует несколько гипотез, описывающих возникновение психосоматических заболеваний.

  1. Психотравма – стресс – нарушение нейрогуморальной регуляции органов – психосоматическое заболевание
  2. Психотравма – внутренний конфликт – метафорическая реакция подсознания на конфликтную ситуацию – психосоматическое заболевание
  3. Психотравма – депрессия – ослабление защитных сил организма и срыв работы любого органа по принципу «слабого звена» - психосоматическе заболевание.

Список заболеваний см. в лекциях. Помимо собственно психосоматических заболеваний психофизиологии выделяют пограничные состояния – начальные стадии развития дистресса, возникающие при длительном воздействии стрессора. Особенностью данного состояния является «маскировка» под серьезное заболевание, хотя нужно обращатья не к терапевту и т.п., а к психологу или психиатру.

Посттравматический синдром (ПТСР). Травматические события, вызывающие ПТСР: 1. природный катаклизм, 2. катастрофа (авиа и т.п.), 3. ЧС (война, изнасилование и т.п.).

Для ПТСР характерны клинические симптомы:

  1. Повышенная тревожность – обычный эмоциональный фон (на психологическом и физиологическом уровне)
  2. Повышенная агрессивность – тенденция решать вопросы с помощью грубой силы (периодические приступы ярости)
  3. Немотивированная бдительность, переходящая в подозрительность
  4. Пониженное настроение, депрессия, чувство отчаяния
  5. Нарушения памяти, концентрации внимания, трудности сосредоточения в социально значимых ситуациях (экзамен)
  6. Наличие «непрошенных воспоминаний» (неприятный сцены, связанные с событием)
  7. Притупленность эмоций, агедония (отсутствие радости жизни)
  8. Бессонница
  9. Тенденция к злоупотреблению никотином, алкоголем, наркотиками и т.п.
  10. Чувство вины.

По разным концепциям механизмы ПТСР различаются: физиологическая (И.П.Павлов) – застойный очаг возбуждения в коре головного мозга; биохимическая – снижение уровня гормонов (норадреналина, серотонина, допамина) в мозге, повышение ацетилхолина и эндогенных опоидов; психоанализ – ПТСР – нарушение процесса символизации, элемент нарциссического конфликта, приводит к регрессу на оральную стадию развития, смещению либидо с объекта на «Я», ремобилизации садомазохистских инфантильных импульсов, идентификации с агрессором, регрессу к архаичным формам функционирования; когнитивная – разрушение базовых представлений о мире и о себе.

Информационная модель ПТСР соединяет когнитивные, психоаналитические, психофизиологические модели ПТСР. Согласно этой модели сильный стресс приводит к поступлению в сознание информации, которая не укладывается в когнитивные схемы. В результате часть информации переводится в бессознательное, сохраняясь в активной форме.

Стратегии преодоления ПТСР: восстановление целостности и гармоничности картины мира (согласование негативного опыта и текущей реальности); поиск и актуализация необходимых ресурсов (спокойствия и уверенности в себе); включение старых поведенческих программ в контекст социально-приемлемых действий (работа спортивным тренером для бывшего солдата).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.