Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 3. 1. Все одновременно встают за 4 секунды.






1. Все одновременно встают за 4 секунды.

2. У всех пауза 6 секунд.

3. Все одновременно подходят к педагогу во второй скорости.

4. У всех пауза 4 секунды.

5. У всех одновременно медленно жест.

6. У всех пауза 4 секунды.

7. Пауза (А). Слово быстро (Б). Пауза (В).

При выполнении этих упражнений-этюдов (это касается и упражнений других разделов) должны быть исключены все лишние движения (повороты и кивки головой, переминание с ноги на ногу, непроиз-

вольная мимика и всякие другие), которые могут возникнуть инстинктивно и фактически мешают зрителю точно воспринимать то или иное действие, выполняемое актером.

В нашей учебной и театральной практике немало этого, если можно так выразиться, пластического «мусора». Он обычно возникает у актеров, неспособных отобрать выразительные средства или точно организовать и закрепить уже отобранные (движение, жест, слово). У актеров чувство времени и пространства должно быть хорошо развито. При постановке массовых сцен это качество особенно важно.

Обычно на занятиях по движению темпо-ритм диктуется музыкой. Студент или актер привыкают к этому или к команде педагога, а на поверку оказывается, что без музыки или подаваемой команды чувство времени у актеров развито слабо, в лучшем случае с точностью до двух-четырех секунд, а иногда и того хуже. Лишенный музыкального акцента или команды преподавателя, студент на репетиции или уроке часто теряется и слабо ориентируется во времени. Вот почему определенную часть работы по движению нужно проводить без музыки и команды педагога. Темпо-ритм действия должен чувствовать сам актер в процессе тренировочной и репетиционной работы. Надо помнить, что в условиях драматического спектакля не будет акцентирующего каждое движение начала, что актер на сцене предоставлен самому себе и способность его чувствовать движение, время и форму сыграет большую роль для сохранения рисунка мизансцены и темпо-ритма всего спектакля.

К сожалению, бывает, что хорошо организованный опытным режиссером спектакль, точно решенный по мизансценам и темпо-ритмам, быстро разваливается, если пластическая и ритмическая рыхлость актеров не позволяет сохранить пластический и ритмический строй спектакля.

 

«ШПАГУ МНЕ!»

Это упражнение тренирует способность актера органически сочетать движение и слово в точно организованном, динамически развивающемся рисунке.

Действие на сцене может развиваться так, что движение актера органично продолжается его речью, а словесное действие в свою очередь естественно продолжается движением. Такое гармоническое сочетание речи и движения является условием творчества актера. (Это отнюдь не исключает возможного совпадения речи и движения.)

Студент становится в углу зала, в другом, по диагонали, нахожусь я, а в дальнейшем кто-нибудь из его товарищей. У меня в руках находятся две шпаги. Студент возгласом ШПАГУ МНЕ просит, чтобы я бросил ему шпагу, я тут же отвечаю ЛОВИ и бросаю ее так, чтобы ему было удобно поймать шпагу правой рукой за рукоятку. Поймав, он мгновенно перекладывает ее в левую руку и произносит ДРУГУЮ. Я таким же образом, с возгласом ЛОВИ, бросаю ему другую шпагу. Он ловит правой рукой вторую шпагу, после чего прыгает вверх, хорошо группируясь в воздухе, одновременно ударяя одной шпагой о другую, и,

опустившись на обе ноги, принимает любое положение, выражающее готовность вести бой, и энергично произносит ГОТОВ.

Схематически это упражнение можно изобразить так:

ШПАГУ МНЕ! — ЛОВИ! — ДРУГУЮ!! — ЛОВИ!! — ГОТОВ!!!

Внутренний темпо-ритм и внешнее его проявление в движении и речи непрерывно нарастают эмоционально и ритмически и заканчиваются словом ГОТОВ, произносимым крещендо.

В дальнейшем упражнение усложняется. Я бросаю шпагу так же, как и в первом варианте, чтобы она оказалась справа от партнера, но значительно выше, чем прежде, и партнеру в обоих случаях приходится ловить ее в динамическом прыжке, хорошо сгруппировавшись в воздухе, а перед финалом прыгнуть еще выше, в прыжке щелкнуть шпагой о шпагу и закончить словом ГОТОВ, как и в первом варианте.

У каждого исполнителя может быть свой, только ему присущий внутренний ритмический строй. Один менее, другой более возбудим и эмоционален, один менее, другой более быстр в движении. Однако не в этом суть. Разнообразие и амплитуда этих качеств у студентов может достигать большого диапазона. Тем не менее каждый из них может выполнить это упражнение хорошо или слабо — самый эмоциональный и быстрый не всегда справится с заданием, а более спокойный выполнит его хорошо. Ведь дело заключается не только в ловкости, гибкости и быстроте, но и в точной реакции студента на заданный преподавателем темпо-ритм. По сути дела, ритм и темп упражнения задаю я. Как это происходит?

После фразы ШПАГУ МНЕ я могу мгновенно и энергично ответить ЛОВИ и тут же быстро бросить шпагу; могу ответить менее быстро и не столь энергично и, наконец, могу ответить спустя 2—3 секунды и произнести ЛОВИ несколько вяло. Это соотношение между требованием студента ШПАГУ МНЕ и моим ответом ЛОВИ и является тем ритмическим и эмоциональным строем, который должен быть отправной точкой для дальнейшего нарастания и развития всей «фразы действия», заканчивающейся возгласом ГОТОВ.

Возможны различные варианты этого упражнения, которые схематически могут быть представлены следующим образом:

Первый вариант

ГОТОВ!!!!

 

ШПАГУ МНЕ!

Второй вариант

ГОТОВ!!!

 

ШПАГУ МНЕ!

Третий вариант

ГОТОВ!!

 
 


ШПАГУ МНЕ!

Четвертый вариант

ШПАГУ МНЕ! ГОТОВ!

 

Пятый вариант

ШПАГУ МНЕ!

 

ГОТОВ.

Рассмотрим эти варианты.

В первом, втором и третьем случаях действие нарастает. Правда, во втором случае менее активно, чем в первом, а в третьем менее активно, чем во втором. Однако задание выполнено во всех трех вариантах. Отдельные отклонения, менее крутая линия нарастания есть проявление свойств природы студента: его большей или меньшей возбудимости, быстроты реакции и степени подготовленности.

В четвертом варианте не происходит никакого нарастания, схема свидетельствует о возможной неизменности и монотонности эмоциональных и ритмических качеств ученика.

В пятом варианте не только не происходит никакого нарастания, но активность угасает и вместо крещендо заканчивается диминуэндо. Такое развитие упражнения может свидетельствовать о внутренней и внешней вялости и пассивности студента. Возможно, что для такого студента еще не найден нужный возбудитель, который может раскрыть и дать выход способностям в этой области.

Это упражнение на первый взгляд кажется легким — научился ловко ловить шпагу за рукоятку, и как будто все уже сделано. На самом деле это не совсем так.

Первая трудность заключается в непрерывном действии, выражаемом движением и словом в точно нарастающем ритмическом и эмоциональном рисунке. Часто бывает так, что второй раз я бросаю шпагу, не дождавшись, когда студент скажет ДРУГУЮ. Это происходит, когда ученик запаздывает с возгласом ДРУГУЮ и тем самым нарушает заданный моим первым ответом ЛОВИ точный ритмический строй.

Вторая трудность проистекает от неумения точно распределить свои силы и закончить действие крещендо. Последнее слово ГОТОВ в этом случае произносится медленно и вяло, так как запас энергии, как это ни странно, оказался исчерпанным.

В дальнейшем упражнение еще больше усложняется. В противоположной стороне зала ставится стол, на который с возгласом ШПАГУ МНЕ вскакивает студент. Упражнение продолжается на столе и заканчивается прыжком со стола с возгласом ГОТОВ (рис. 16 а, б). В нем могут участвовать также два человека, находящиеся в разных углах аудитории. Один вскакивает на стол со словами ШПАГУ МНЕ. Я бросаю ему шпагу с возгласом ЛОВИ. Затем другой вскакивает на стол с возгласом ДРУГУЮ. Я ему также бросаю шпагу. И, наконец, оба прыгают одновременно со стола, щелкают в воздухе шпагами и, опустившись на пол, принимают активную позицию, одновременно произнося ГОТОВ. Важно, чтобы в данном варианте все действие выполнялось

без пауз в нарастающем темпо-ритме. Предварительно нужно потренироваться в броске и ловле шпаги. Шпага должна лететь рукояткой вперед, чтобы ее было удобно ловить.

СОЧЕТАНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ГРОМКОСТИ РЕЧИ

Смысл этого упражнения заключается в способности актера органически сочетать скорость движения с звучанием — громкостью — речи. Эта способность особенно важна для создания соответствующей атмосферы при построении массовых сцен.

Наряду с шестью известными нам, постепенно нарастающими скоростями движения, от медленного до быстрого, студентам предлагается найти шесть степеней громкости речи от шепота (он должен быть слышен) до предельно громкой речи (но не кричать). Сначала студен-

ты сидят на своих местах и тренируются в громкости звучания импровизированного ими диалога или разговора, в котором может участвовать неограниченное количество человек. В результате они должны достигнуть одинаковой громкости звучания, при которой слышен шум речи, а не обязательно отдельные фразы. Таким образом, устанавливается шесть градаций громкости звучания. После этого студентам предлагается равномерно распределиться по залу, и преподаватель называет определенный номер скорости движения и громкости звучания. Студенты начинают двигаться и разговаривать в соответствии с заданием преподавателя. Возникают самые разнообразные варианты.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.