Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 6






А 1. Встает 5 секунд и без паузы —► , делает 5 шагов во второй скорости. 2. Пауза 4 секунды. 3. Пауза. 4. Пауза 6 секунд. 5. 6 шагов назад, одновременно поднимает руки вверх. Б Сидит на стуле.   Пауза 4 секунды. Встает мгновенно. Пауза 6 секунд. 6 шагов вперед во второй скорости  

 

Более сложная координация движения заключается в умении двигаться вдвое чаще партнера. Например, А выполняет медленно 2 широких шага, наступая на Б, а Б должен выполнить одновременно 4 шага назад. Естественно, для того чтобы скоординировать свое движение от партнера, сохраняя при этом дистанцию, шаги Б должны быть вдвое мельче и темп вдвое чаще. Наступающий как бы «давит» своего партнера, который отступает. При этих или подобных ритмических построениях движений между партнерами возникает зависимость, некая со-подчиненность действий. Таким образом, скоординированное, органи-

зованное в определенной последовательности, ритмах и скоростях движение получает психологическую окраску и выражает внутреннее взаимоотношение между актерами.

Вот пример упражнения, тренирующего способность выполнять разнообразные мизансцены в едином темпе при разных скоростях.

Ученик в медленном темпе наступает 6 шагов, а его партнеры, их может быть несколько человек, находящиеся на расстоянии 2 метров от него, отступают 6 шагов в том же темпе, но амплитуда их движений больше. В результате к концу упражнения они окажутся от партнера на расстоянии 4—5 метров — увеличивается скорость (рис. 10). Затем, после некоторой паузы, они начинают наступать, окружая партнера, и при этом сохраняют единый темп, но убыстряют скорость движения. Это же упражнение может быть выполнено под музыку.

Актеры должны уметь двигаться: а) в разных скоростях, но в едином темпе; б) в одной скорости, но в разных темпах; в) в одной скорости и в одном темпе. Эти движения, различные по темпо-ритму, помогают режиссеру в построении всевозможных мизансцен.

Упражнения на осмысленную координацию движений могут принимать разные формы. Например, студентам предлагается встать со стула, поднять руки вверх, а потом опустить их вниз по команде педагога, в пределах четырех градаций времени: мгновенно, за 3, 6 или 10 секунд. Студенты выполняют движения, контролируя время. После паузы, во время которой делаются замечания, преподаватель просит опу-

стить руки и сесть — мгновенно, за 3, 6 или 10 секунд. Движение начинается по секундомеру. В дальнейшем могут возникнуть более сложные комплексные задания. Возможны следующие варианты.

1. Встать за 3 секунды, пауза 2 секунды, поднять руки за 6 секунд.

2. Мгновенно опустить руки и сесть.

3. Встать за 6 секунд, пауза 2 секунды, поднять руки за 10 секунд.

4. Опустить руки мгновенно, пауза 3 секунды, сесть за 6 секунд.

5. Встать мгновенно, пауза 2 секунды, поднять руки за 6 секунд.

6. Опустить руки за 3 секунды, пауза 3 секунды, сесть за 3 секунды.

7. Поднять руки мгновенно, пауза 2 секунды, встать за 10 секунд.

8. Одновременно опустить руки и сесть за 6 секунд.

Преподаватель, исходя из этого принципа, может сам составить упражнения.

Более сложная задача стоит перед студентами, когда в предложенных вариантах упражнений движения (встать, поднять руки) начинаются одновременно, а заканчиваются в разное время. Например:

1. Встать за 3 секунды, поднять руки за 6 секунд (начав движения «встать и поднять руки» одновременно, студент, поднявшись со стула за 3 секунды, еще 3 секунды продолжает поднимать руки вверх).

2. Сесть за 6 секунд, опустить руки за 3 секунды.

3. Встать за 6 секунд, поднять руки за 10 секунд.

4. Сесть за 10 секунд, опустить руки за 6 секунд.

5. Встать за 10 секунд, поднять руки за 6 секунд.

6. Сесть за 6 секунд, опустить руки за 10 секунд.

Развивая этот принцип, можно включить в упражнение и другие движения, совершенствуя двигательный аппарат студента. Приведу несколько вариантов.

Первый вариант

Упражнение 1. Встать мгновенно, пауза 3 секунды, подойти к педагогу или партнеру (4—6 шагов) в первой скорости, пауза 6 секунд, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 2. Встать за 6 секунд, пауза 4 секунды, подойти в четвертой скорости, пауза 4 секунды, поднять руки мгновенно.

Упражнение 3. Встать за 3 секунды, подойти во второй скорости, пауза 4 секунды, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 2 секунды, подойти в третьей скорости, пауза 6 секунд, поднять руки мгновенно.

Упражнение 5. Встать мгновенно, пауза 2 секунды, подойти в пятой скорости, пауза 2 секунды, поднять руки мгновенно.

В этом варианте одно движение следует за другим (встать, подойти, поднять руки) и между ними есть пауза.

Второй вариант

Упражнение 1. Встать за 6 секунд, без паузы сделать 4—6 шагов в первой скорости, после остановки без паузы поднять руки за 6 секунд.

Упражнение 2. Встать мгновенно, подойти в третьей скорости, поднять руки за 6 секунд.

Упражнение 3. Встать за 10 секунд, подойти в четвертой скорости, поднять руки за 4 секунды.

Упражнение 4. Встать за 3 секунды, подойти во второй скорости, поднять руки за 10 секунд.

Упражнение 5. Встать мгновенно, подойти в первой скорости, поднять руки мгновенно.

В этом варианте каждое движение (встать, подойти, поднять руки) следует одно за другим без пауз.

Третий вариант

Упражнение 1. Встать и поднять руки одновременно за 6 секунд, пауза 4 секунды, сделать 4—6 шагов в первой скорости.

Упражнение 2. Встать мгновенно, пауза 4 секунды, подойти во второй скорости и одновременно поднять руки.

Упражнение 3. Встать и поднять руки мгновенно, пауза 6 секунд, подойти в первой скорости.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 4 секунды, подойти и одновременно поднять руки в первой скорости.

Упражнение 5. Встать и поднять руки за 4 секунды, пауза 10 секунд, подойти в первой скорости.

В данном примере два движения — встать и поднять руки или подойти и поднять руки — выполняются одновременно.

Четвертый вариант

Упражнение 1. Встать за 3 секунды, поднять руки за 6 секунд (движения начинать одновременно), пауза 4 секунды, подойти в первой скорости.

Упражнение 2. Встать мгновенно, пауза 4 секунды, сделать 6 шагов в первой скорости, одновременно поднимая руки, на первые 3 шага руки подняты вверх.

Упражнение 3. Встать за 6 секунд, поднять руки за 10 секунд (движения начинать одновременно), пауза 6 секунд, подойти в четвертой скорости.

Упражнение 4. Встать за 10 секунд, пауза 4 секунды, сделать 6 шагов во второй скорости, одновременно поднимая руки, на 4-м шаге руки уже подняты вверх.

Пятый вариант

Те же упражнения, что и в четвертом варианте, но без пауз. В четвертом и пятом вариантах студентам предлагаются более сложные задания.

Шестой вариант

В нем участвуют четыре человека — А, Б, В, Г. Они сидят друг против друга. Расстояние между А и остальными партнерами 5—6 метров.

А 1. Сидит на месте. 2. Пауза 3 секунды. 3. Быстро встает (остановить).   4. Пауза 4 секунды. 5. 4 шага вперед медленно. 6. Пауза 4 секунды. 7. 2 шага вперед быстро, —► Б, В, Г Одновременно быстро встают. Пауза 3 секунды. Одновременно подбегают к партнеру А (остановились). Пауза 4 секунды. Синхронно 4 шага назад. Пауза 4 секунды. Убегают из аудитории.

Расстояние между партнерами А и Б, В, Г, начиная с третьего пункта, должно быть не менее 1, 5—2 метров.

В дальнейшем студенты сами сочиняют этюды (чаще они бывают парные или групповые). Выполняется этюд в трех темпо-ритмических вариантах при неизменном пластическом рисунке движения. Вот, например, этюд «Клятва».

Входит первый солдат со знаменем. Навстречу ему идет второй солдат. Остановились. Первый опустил знамя. Второй сделал шаг вперед, встал на колено, поцеловал знамя, поднялся. Оба развернулись и разошлись (рис. 11 а, б).

Первый вариант

I 1. Медленно входит. 2. Пауза 4 секунды. 3. Опустил знамя. 4. Пауза 4 секунды.   5. Пауза. 6. Пауза 2 секунды. 7. Повернулся и медленно ушел. II Медленно входит. Пауза 4 секунды. Одновременно опустился на колено. Медленно взял край знамени и поцеловал. Медленно поднялся. Пауза 2 секунды. Повернулся и медленно ушел в противоположную сторону.

 

Второй вариант

I 1. Вошел в третьей скорости. 2. Пауза 4 секунды. 3. Пауза 4 секунды. 4. Пауза 4 секунды. 5. Пауза 4 секунды. 6. Опустил знамя медленно. 7. Пауза 2 секунды. 8. Пауза.   9. Повернулся быстро. 10. Ушел в четвертой скорости. Пауза. II — — Вошел медленно. Пауза 4 секунды. Подошел, опустился на колено медленно. Пауза. Пауза 2 секунды. Медленно взял и поцеловал край знамени. Встал быстро. Ушел во второй скорости.

 

Третий вариант

I 1. — 2. Вошел быстро. 3. Пауза. 4. Пауза 4 секунды. 5. Медленно опустил знамя. 6. Пауза 2 секунды. 7. Пауза.   8. Пауза. 9. Медленно повернулся и ушел — в среднем темпе. II Вошел медленно. Пауза. Быстро подошел к знамени. Пауза 4 секунды. Опустился на колено. Пауза 2 секунды. Быстро взял край знамени, поцеловал, медленно поднялся. Быстро повернулся и ушел.    

 

Умение выполнять один и тот же рисунок движения в разных темпо-ритмических вариантах дает возможность отбора выразительных средств в зависимости от предлагаемых обстоятельств.

Вот еще одно упражнение на координацию.

Студенты, как и в начале урока, размещаются по обеим сторонам аудитории, друг против друга. У каждого свой партнер. Желательно, чтобы расстояние между ними было не менее 5—6 метров. Возможны четыре варианта упражнения.

1. Сбежаться, разбежаться.

2. Сойтись во второй скорости, разойтись во второй скорости.

3. Сбежаться, разойтись во второй скорости.

4. Сойтись во второй скорости, разбежаться.

Расстояние между партнерами, когда они сходятся или сбегаются, должно быть не менее одного метра. Взаимные контакты партнеров в движении и паузах выполняются:

1) по команде педагога. Подается сигнал к началу, студенты сбегаются или сходятся, затем по второму сигналу расходятся или разбегаются в зависимости от варианта упражнения;

2) когда характер движения, его начало и окончание определяются музыкальной фразой, проигранной концертмейстером. Например: а) по аккорду сбежаться, по аккорду разбежаться; б) сойтись и разойтись по музыкальной фразе (она должна быть элегичной и продолжаться не более 10 секунд); в) по аккорду сбежаться, по

музыкальной фразе разойтись и наоборот — по музыкальной фразе сойтись, по аккорду разбежаться; 3) когда запрограммированное движение выполняется без сигнала педагога и сопровождения концертмейстера. Например: а) сойтись во второй скорости, пауза 4 секунды, разбежаться и сесть на свои места; б) сбежаться, пауза 6 секунд, разойтись во второй или третьей скорости и сесть на места. В этом случае, наиболее трудном для исполнения, необходима особая «чувствительность» партнеров друг к другу, то, что Немирович-Данченко называл «нервно внимательным отношением», так как движение, естественно начатое одним из студентов, должно быть подхвачено «мгновенно», со скоростью не менее 1/4 секунды, всеми остальными, иначе не возникает впечатления одновременности — необходимого условия выполнения этого упражнения во всех трех случаях. Это ансамблевое упражнение предполагает точное ощущение исполнителями времени и пространства в пределах долей секунд и активного контакта партнеров. Наиболее интересными в актерском отношении являются контакты партнеров в паузах, в которых как бы проигрывается немой диалог.

Все эти разнообразные варианты координации движений не являются механическими. В каждом отдельном случае они находят у студента оправдание, заставляют его мыслить. Особенно важен момент координации в массовых сценах, когда группе актеров приходится согласовывать свои движения с одним или двумя партнерами.

В некоторых случаях я сам принимаю активное участие в упражнениях по координации, диктуя студентам их поведение. Возможность активных контактов между мною и студентами, как правило, приносит хорошие результаты. Вот одно из этих упражнений.

Студенты сидят на своих местах, я — на расстоянии 5—10 метров от них. Объясняю им начало упражнения, все последующие задания возникают по ходу действия.

1. Медленно поднимаюсь со стула и делаю шаг вперед. Начав и закончив движение одновременно со мной, ученики должны оказаться на расстоянии 1—1, 5 метров от меня. Так как они находятся на разном расстоянии от меня, скорость их движений будет разной. Тем, кто находится вблизи, достаточно сделать 3—4 шага, а тем, кто далеко, придется подбежать. Затем, находясь в общении со мной, они воспринимают следующее задание.

2. Наступаю, предлагая им отступить и координировать свои движения от моих. Меняю скорость, амплитуду и характер движений. В результате они оказываются прижатыми к стене, находясь от меня на расстоянии 1, 5—2 метров.

3. Убегаю от них и прошу меня догонять. В момент, когда поворачиваюсь к ним лицом и резко поднимаю руки вверх, они должны остановиться.

4. Держу паузу, а они должны застыть в ожидании.

5. Наступаю во второй скорости непрерывно и плавно, а они синхронно или в зависимости от задания (вдвое быстрее) отступают.

На этом упражнение может закончиться, а может продолжаться дальше.

Обычно я строю упражнение следующим образом. Сначала называю первое задание. Студенты его выполняют, координируя свои движения в зависимости от моих. Последующие задания студенты получают в паузах, находясь в общении со мной. Затем выполняют их, согласуя свои движения с моими. Таким образом, студентам заранее никогда не известно, как будет развиваться и чем закончится подобный этюд с моим участием. Необычная форма урока, неожиданность заданий, предлагаемых мною в каждом отдельном случае, и зависимость поведения студентов от моих действий хорошо тренируют внимание, быстроту ориентировки, способность импровизации, чувство партнера, творческую пристройку и ряд других очень ценных психофизических качеств. Главная же причина успеха этого эксперимента кроется в живых контактах, возникающих между мною и учениками, в тех творческих «манках», которые вызывают природу актера к активному действию. Понятно, что одних только «манков» еще недостаточно. Необходимы внутренняя подвижность природы студента, его оснащенность техникой (сосредоточенное внимание, восприимчивость — способность понимать и чувствовать партнера, — скорость, ритмичность).

ДВИЖЕНИЕ В МИЗАНСЦЕНЕ

В результате различных упражнений на координацию — взаимодействие между партнерами, — на чувство времени и пространства студенты могут выполнить со слов педагога или режиссера ту или иную заранее точно запрограммированную мизансцену. Например: группе не более 10 человек предлагается двигаться из одного конца зала в другой по направлению к двери в четвертой скорости. Что-то происходящее за дверью заставляет их остановиться, пауза 4—6 секунд. Затем они отступают 4—6 шагов, не теряя объекта, во второй скорости. Следующий этап — быстро убегают, по сигналу педагога получают удар (камень, пуля), кто в затылок, кто в спину (фиксируют удар), 3—4 секунды пауза — медленное произвольное падение.

Мизансцена состоит из шести групп движений:

1) движение вперед в четвертой скорости;

2) остановка 4—6 секунд;

3) отступление во второй или третьей скорости;

4) убегают (предельная скорость);

5) по сигналу педагога фиксируют удар (4—6 секунд пауза);

6) произвольное падение.

Это упражнение, вернее мизансцена, может выполняться в трех вариантах.

Первый вариант

Выполняется по сигналу педагога. Педагог командует ВПЕРЕД — студенты двигаются по направлению к двери в четвертой скорости.

Следующая команда СТОЙ — студенты останавливаются перед дверью. Выразительность поз зависит от их воображения и пластической оснащенности; пауза может длиться 4—6—10 секунд. Следующая команда НАЗАД — студенты отступают во второй скорости. Затем команда УБЕЖАЛИ, спустя две секунды — УДАР — студенты убегают, фиксируют удар, кто в спину, кто в затылок, пауза 2—4 секунды, падают.

Второй вариант

Студенты двигаются в соответствии с музыкальной фразой (ее проигрывает концертмейстер), диктующей все этапы движения.

Третий вариант

Студенты сами, без всяких сигналов и музыки, начинают упражнение по точно запрограммированному рисунку движения. Лишь один сигнал — УДАР — подается педагогом. Этот вариант наиболее трудный для исполнения, он предполагает хорошую подготовку учеников в области координации, точное чувство времени и пространства, партнера.

Предложенными в этом разделе упражнениями воспитание и тренировка координации движений актера не ограничиваются. Я лишь наметил наиболее целесообразные пути и предложил некоторые варианты. Преподаватели могут сами разработать новые упражнения, непременным условием которых должна быть органическая связь с действием.

В нашей педагогической практике бытуют различные упражнения на координацию. Некоторые из них бывают очень сложными, но они, как правило, не заставляют студента мыслить, не питают его воображение, так как предлагаемые варианты движений лишены жизненной основы, абстрактны. Студенты выполняют их механически, их лица мертвы, а природа молчит. Совершенствуя подобную систему тренировки, ученики все больше и больше превращаются в бездушных роботов. Они овладевают координацией сложнейших и бессмысленных движений, удивляя их слаженностью и точностью, а на практике, работая над ролью, оказываются беспомощными в решении простейших творческих задач. Подобная система тренировки далека от живого творчества, она не приносит никакой пользы, а только тормозит развитие актера-художника.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ

Жонглирование тренирует ритмичность, ловкость, координацию. Сам по себе этот навык может пригодиться в различных пьесах и интермедиях, решенных в комедийной и эксцентрической манере.

Студентам предлагается техника жонглирования — сначала двумя, а по мере овладения навыком тремя мячами. В дальнейшем в упражнение включается мелодия, и студенты, жонглируя, напевают и двигаются под музыку. В качестве музыкального сопровождения могут быть

использованы танцевальные мелодии эксцентрического характера, а также сочетающие медленные и быстрые темпы.

Элементы жонглирования [10]

«Предметом для жонглирования может служить любая небольшая вещь, удобная для броска и ловли.

Для тренировочных занятий используются: мячи или шары размера теннисного мяча.

Самым существенным моментом жонглирования является постановка рук. Руки должны быть свободно согнуты в локтях, почти под прямым углом, ладонями вверх, и слегка разведены в стороны. Такое положение рук устанавливается для всех упражнений, связанных с перебрасыванием предмета из рук в руки.

Кривая полета мяча должна находиться в плоскости, параллельной груди. Верхняя точка кривой должна быть на высоте глаз.

Взгляд направляется в центр, в самую верхнюю точку кривой полета мяча, а не следует за ним по пути движения...

Проводить занятия по жонглированию следует с музыкальным сопровождением, так как музыка значительно облегчает усвоение приемов жонглирования, которые построены на строгом и четком ритме.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.