Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 7






«Освоение табличного процессора»

Цель работы: освоение студентами возможностей табличного процессора " Excel"; приобретение практических навыков по созданию, редактированию, хранению, печати, аннотированию табличных документов; оформление таблицы шрифтом любой доступной гарнитуры, любого начертания и кегля, форматирование таблицы; создание и редактирование диаграмм; работа с пользовательскими списками (рядами данных) табличного процессора " Excel".

 

Основные сведения о табличном процессоре" excel"

1. Основные понятия Excel

Рабочая книга – это основной документ, используемый для хранения и обработки данных. Рабочая книга состоит из отдельных рабочих листов, каждый из которых может содержать данные. По умолчанию каждая созданная книга содержит 3 рабочих листа, но их количество можно изменять. Кроме рабочих листов можно создавать диаграммы, макросы и листы диалога.

Каждый рабочий лист состоит из 256 столбцов и 65536 строк. Столбцы обозначены буквами от A до Z и далее двухбуквенными символами. Строки пронумерованы вниз от 1 до 65536 с левой стороны окна документа.

Ячейка является основной единицей хранения данных. Каждая ячейка имеет свой адрес (ссылку на ячейку). Например, D6 – это адрес ячейки на пересечении столбца D и строки 6.

Ярлычки листов расположены внизу окна рабочей книги, они позволяют выбирать необходимые листы в книге. В процессе работы листы можно переименовывать, добавлять, удалять, копировать, перемещать.

 

2. Ввод данных

Данные, набираемые с клавиатуры, появляются в активной ячейке и отображаются в строке формул. Строка формул включается командой Вид/Строка формул или командой Сервис/Параметры/Вид, флажок Строка формул.

В ячейку можно ввести:

§ текст,

§ число,

§ дату/время

§ формулу.

Текст – последовательность алфавитно-цифровых символов (буквы, цифры, спец. символы). В одну ячейку можно ввести до 32000 символов. Данные могут не полностью отображаться, если ширина ячейки мала и справа от ячейки есть данный. Чтобы число отображалось (воспринималось программой) как текст, ввод надо начать со знака апострофа, например, ’34578. По умолчанию текст выравнивается по левому краю ячейки.

В Excel допустим ввод чисел в одном из следующих форматов:

§ целые (356, -75, 0),

§ с десятичным разделителем (356.00),

§ дробные (число 2 3/5),

§ в экспоненциальном виде (1.25Е+4).

По умолчанию числа выравниваются по правому краю ячейки.

Данные типа Дата можно вводить в одном из следующих форматов:

§ 3/22/97,

§ 22-Mar-97,

§ Mar-22,

§ 22- Mar.

Над датами можно производить различные вычисления.

2.1 Создание ряда текстовых записей

Excel распознает некоторые часто встречающиеся значения, такие как дни недели, числа, даты, время, месяцы, и их сокращения. Можно создавать пользовательские списки. Для создания пользовательских списков необходимо:

1. Выбрать команду Сервис/Параметры/Списки. В появившемся диалоговом окне в поле Списки перечислены имеющиеся встроенные списки. По умолчанию выделен элемент Новый список.

2. В поле Элемент списка ввести элементы создаваемого списка (Астана, Алматы, Караганда, Темиртау), разделяя их нажатием клавиши ENTER.

3. Нажать кнопку Добавить. Новый список будет добавлен в поле Список.

Чтобы заполнить диапазон текстовыми записями необходимо:

1. Ввести первый элемент списка.

2. Перетащить маркер Автозаполнения через диапазон смежных ячеек, которые следует заполнить.

3. Отпустить кнопку мыши. Excel заполнит диапазон выделенных ячеек подходящими записями.

Существует также Автоввод. Включить/отключить этот режим можно командой Сервис/Параметры/Правка флажок Автозаполнение значений ячеек. При вводе данных Excel запоминает каждое значение. Если начать вводить значение, которое ранее вводилось, Excel автоматически завершит ввод. Можно принять предложенное значение или продолжать вводить новые данные. Например, если ранее было введено слово “Алматы”, то при повторном наборе после ввода первой буквы появится все слово.

2.2 Создание ряда чисел

Ряд данных – это регулярные последовательности – ряд дат, чисел, текста. Excel облегчает ввод ряда, предлагая средство Автозаполнение, которое позволяет быстро заполнять диапазоны ячеек последовательными значениями.

Создавать ряды можно двумя способами:

1. Используя мышь, чтобы перетащить маркер автозаполнения (маленький черный квадрат в нижнем правом углу активной клетки):

· Ввести начальное значение в первую ячейку диапазона. Если требуется увеличивать числа на определенную величину, ввести первые два значения в смежные ячейки.

· Выделить диапазон, содержащий введенные числа

· Перетащить маркер Автозаполнения через диапазон смежных ячеек, который требуется заполнить.

2. Используя команду ПРАВКА/Заполнить/Прогрессия:

· Ввести начальное число или дату в первую ячейку диапазона, который требуется заполнить.

· Выделить этот диапазон и выбрать команду ПРАВКА/ Заполнить/ Прогрессия.

· В диалоговом окне Прогрессия указать, нужно ли ряд заполнить ряд “По строкам” или “По столбцам”.

· Определить “Тип” создаваемого ряда.

· Если создается ряд дат, определить “Единицы”.

· Ввести “Шаг”. Это значение представляет собой величину, с которой будет изменяться значения от ячейки к ячейке.

· Ввести “Предельное значение”. Это значение является последним значением в ряду. Нажать ОК.

2.3 Ввод формул

Чтобы ввести формулу введите сначала знак =, а затем саму формулу. При вводе формул в качестве аргументов обычно используются адреса ячеек. Адреса ячеек могут быть относительными (например, А4) и абсолютными (например, $A$4).

При копировании формул относительные адреса ячеек модифицируются, т.е. преобразуются так, чтобы соответствовать новому расположению формулы. Например, в ячейку D1 введена формула: =A1+B1-C1. При копировании формулы из ячейки D1 в ячейки D2 и D3 формула преобразуются соответственно в вид: =A2+B2-C2 и =A3+B3-C3.

При копировании формул абсолютные адреса ячеек не меняются. Например, в ячейку D2 введена формула: =(A2+B2)*$C$1. При копировании формулы из ячейки D2 в ячейки D3 и D4 формула преобразуются соответственно в вид: =(A3+B3)*$C$1 и =(A4+B4)*$C$1.

Для преобразования относительного адреса ячейки в абсолютный используется функциональная клавиша F4.

 

 

3. Редактирование данных

Редактировать содержимое ячейки можно в строке формул или непосредственно в ячейке. Для редактирования в строке формул выделите ячейку, а затем щелкните по строке формул. Для редактирования на месте сделайте двойной щелчок на ячейке или, выделив ее, нажмите клавишу < F2>.

Для удаления данных из ячейки выделите ее и нажмите клавишу < Delete>. При использовании клавиши < Delete> очищается только содержимое ячейки, форматирование ее не изменяется. Команда Правка / Очистить позволяет выбрать, что именно очистить:

§ Все – очистить все в ячейке, включая форматирование и примечания.

§ Форматы – очистить формат выделенных ячеек, т.е. заменить формат на Общий.

§ Содержимое – очистить только содержимое ячеек, без изменения формата и примечаний

§ Примечания – очистить примечания выделенных ячеек.

 

4. Копирование данных

Для копирования с помощью мыши необходимо:

1. Выделить диапазон ячеек, который требуется скопировать.

2. Поместить указатель мыши на рамку выделенного диапазона.

3. Удерживая клавишу Ctrl, нажать левую кнопку мыши и перетащить выделенный диапазон в новую область рабочего листа, при этом отображается контур, указывающий размер и позицию копируемых данных.

Для копирования с помощью команд Копировать/Вставить необходимо:

1. Выделить диапазон ячеек, который требуется скопировать и выбрать команду Правка/Копировать.

2. Поместить указатель мыши в место копирования и выбрать команду Правка/Вставить.

Средство копирования формата позволяет несколько раз применять одно и то же форматирование, не создавая для этого пользовательский стиль. Чтобы скопировать формат из одного диапазона в другой необходимо:

1. Выделить диапазон ячеек, содержащий желаемые форматы. Нажать кнопку Формат по образцу на стандартной панели инструментов, при этом курсор примет форму кисточки.

2. Выделить ячейку или диапазон, который нужно отформатировать. Как только кнопка мыши будет отпущена, Excel применит скопированное форматирование.

3. Чтобы применить форматирование более чем к одному диапазону, дважды щелкните по кнопке Формат по образцу. Для выхода из этого режима снова щелкните по кнопке Формат по образцу или нажмите клавишу Esc.

 

5. Перемещение данных

Для перемещения с помощью мыши необходимо:

1. Выделить диапазон ячеек, который требуется скопировать и поместить указатель мыши на рамку выделенного диапазона.

2. Удерживая клавишу Shift, нажать левую кнопку мыши и перетащить выделенный диапазон в новую область рабочего листа, при этом отображается контур, указывающий размер и позицию копируемых данных.

Для перемещения с помощью команд Вырезать/Вставить необходимо:

1. Выделить диапазон ячеек, который требуется скопировать и выбрать команду Правка/Вырезать.

2. Поместить указатель мыши в место перемещения и выбрать команду Правка/Вставить.

 

6. Работа с элементами рабочего листа

Чтобы вставить столбец (строку/ячейку) необходимо:

1. Щелкнуть по заголовку столбца (строки/ ячейке), слева от которого (ниже которой/ где) нужно вставить новый столбец (строку/ ячейку).

2. Выбрать команду Вставка / Столбцы (Строки/Ячейки) или использовать контекстное меню, выбрав там пункт Д обавить ячейки.

Для удаление столбцов, строк или ячеек после выделения необходимого диапазона использовать команда Правка/Удалить.

 

7. Форматирование рабочих листов

Для форматирования чисел (даты и времени) необходимо:

1. Выделить ячейки, содержащие форматируемые числа и выбрать команду Формат / Ячейки, либо в контекстном меню команду “Формат ячеек”.

2. В диалоговом окне “Формат ячеек” выделить тип числового формата в списке Числовые форматы. Форматы “Числовой”, “Денежный”, Финансовый”, “Процентный” и “Экспоненциальный” содержат параметры для определения количества десятичных знаков, и в некоторых случаях, для настройки внешнего вида отрицательных чисел. Пример отформатированной числовой ячейки отображается в области “Образец”. Затем нажать ОК.

Средство Автоформат позволяет выбрать один из заданных форматов таблиц, которые представляют собой совокупность числовых форматов, образцов выравнивания ячеек, размеров столбцов и строк шрифтов, рамок и других параметров форматирования для оформления внешнего вида таблицы.

Чтобы использовать средство Автоформат необходимо:

1. Выделить диапазон, который нужно отформатировать и выбрать команду Формат/Автоформат.

2. В диалоговом окне А втоформат в ыделить один из элементов в списке Список форматов. В области образец появится образец выбранного формата. Нажать кнопку ОК.

Условное форматирование позволяет применить определенное форматирование к той ячейке, содержимое которой удовлетворяет определенному условию. Если критерий выполняется, то Excel автоматически применяет заданный формат (например, определенный цвет) к ячейке. Используйте эту функцию для выделения тех значений, которые надо контролировать, например, для результатов вычислений по формулам.

Чтобы воспользоваться условным форматированием необходимо:

1. Выбрать команду ФОРМАТ/Условное форматирование.

2. В диалоговом окне Условное форматирование в списке Условие 1 выбрать Значение либо Формула в зависимости от того, что контролируется.

3. Если контролируется значение, то выбрать одно из следующих условий из раскрывающегося списка: между, вне, равно, не равно и т.д.

4. Ввести данные о критерии в соседнее окно редактирования либо нажать на кнопку Ссылка, чтобы вернуться к рабочему листу для выбора конкретной ячейки. Если выбрано условие между и вне, то необходимо ввести данные в два окна редактирования.

5. Нажать кнопку Ссылка, чтобы вернуться в диалоговое окно.

6. Нажать кнопку Формат, чтобы открыть диалоговое окно Формат ячеек.

7. Выбрать нужный формат, ОК..

8. Чтобы добавить еще один столбец, нажать кнопку А также после чего появится Условие 2.

9. Чтобы удалить условие нажать кнопку Удалить, появляется диалоговое окно Удаление условия форматирования.

10. После выбора условия – кнопка ОК, когда закончите добавлять условия, ОК.

 

Задание 1. Создать ведомость начисления заработной платы (таб. 1).

 

Таблица 1.

 

 

1. Выделить диапазон ячеек A1: H1, выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание/Объединение ячеек (либо щелкнуть по кнопке Объединить и поместить в центр на панели форматирования) и ввести заголовок «Ведомость облагаемого дохода».

2. В диапазон ячеек A2: C2 ввести слова «Рабочих дней», в ячейку D2- число 25.

3. В диапазон ячеек A3: C3 ввести аббревиатуру «МРП» (месячный расчетный показатель), в ячейку D3- число 1030.

4. Выделить диапазон ячеек A4: H4 и выполнить команду Формат/Ячейки/Выравнивание/Переносить по словам/По горизонтали по центру/По вертикали по центру, ввести названия колонок документа (см. таб. 1)

5. В ячейки A5 и A6 ввести соответственно числа 1 и 2, выделить эти ячейки и протянуть маркер Автозаполнения через диапазон А7: А14.

6. Выделить диапазоны ячеек С5: С14 и Е5: Н15, выполнить команду Формат/Ячейки/Число/Формат Числовой/Число десятичных знаков 2.

7. Диапазон ячеек B5: D14 заполнить информацией, указанной в таблице 1.

8. В ячейку Е5 ввести формулу =(C5/$D$2)*D5 (см. таб. 2).

 

 

Таблица 2.

 

9. Скопировать эту формулу маркером А втозаполнения в ячейки E6: E14.

10. Заполнить оставшуюся часть документа в соответствии с таблицей 2. Ячейки E15 и H15 заполнить с помощью кнопки Автосумма на стандартной панели инструментов.

Таблица 3.

 

Задание 2. Создать круговую диаграмму и гистограмму по данным таблицы «Ведомость облагаемого дохода».

1. Для построения круговой диаграммы выделить диапазон ячеек H5: H14 и выполнить команду Вставка/Диаграмма (или щелкнуть по кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов).

2. На первом шаге мастера диаграмм «Тип диаграммы» выбрать тип Круговая и вид диаграммы, затем нажать кнопку Далее.

3. На втором шаге мастера диаграмм «Источник данных диаграммы» указать Ряды в столбцах, щелкнуть вкладку Ряд, в поле Подписи категорий ввести диапазон В5: В14, в поле Имя ввести H4, затем нажать кнопку Далее.

4. На третьем шаге мастера диаграмм «Параметры диаграммы» щелкнуть вкладку Подписи данных и указать Подписи значений доля, затем нажать кнопку Далее.

5. На четвертом шаге мастера диаграмм «Размещение диаграммы» указать Поместить диаграмму на листе имеющемся.

6. Затем нажать ОК.

 

 

 

7. Для создания гистограммы выделить диапазон ячеек Е5: Е14 и Н5: Н14 (при выделении держать нажатой клавишу CTRL), затем щелкнуть по кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов.

8. На первом шаге выбрать тип Гистограмма и вид гистограммы, затем нажать кнопку Далее.

9. На втором шаге указать Ряды в столбцах, щелкнуть вкладку Ряд, в поле Подписи категорий ввести диапазон В5: В14, для ряда 1 в поле Имя ввести слово Начислено, для ряда 2 в поле Имя ввести Н4, затем нажать кнопку Далее.

10. На третьем шаге на вкладке Заголовки ввести заголовок диаграммы в поле Название диаграммы, в поле Ось Y ввести слово Тенге, затем нажать кнопку Далее.

11. На четвертом шаге указать Поместить диаграмму на листе отдельном.

12. Затем нажать ОК.

 

Задание 3. Редактирование параметров диаграмм.

1. В гистограмме из задания 2 добавить ряд «Оклад». Для этого щелкнуть правой кнопкой мыши в области диаграммы. В контекстном меню выбрать команду Исходные данные, щелкнуть вкладку Ряд, затем кнопку Добавить, в поле Имя ввести С4, в поле Значения ввести С5: С14.

2. Установить указатель на нужную ось значений, дважды щелкнуть кнопку мыши. В окне Формат оси на вкладке Шрифт выбрать тип шрифта, начертание и размер.

3. Дважды щелкнуть кнопку мыши по области построения диаграмме. В окне Формат области диаграммы на вкладке Вид выбрать вид рамки, тип, цвет и толщину линии. Щелкнуть кнопку Способы заливки, в окне Заливка на вкладке Градиентная в поле Цвета включите опцию Два цвета и в списках Цвет 1 и Цвет 2 задайте вариант цветов. В поле Тип штриховки выбрать опцию Диагональная 2. Выбирая в поле Варианты один из четырех вариантов заливки, просмотреть, как будет выглядеть избранный стиль оформления и щелкнуть ОК.

4. Отредактируйте формат рядов данных, легенды и заголовков.

 

 

Задание 4. Создать таблицу распределения дивидендов (выплаты доходов акционерам по итогам работы за год) в акционерном обществе в соответствии с количеством акций каждого акционера (таб. 4)

 

 
 

Таблица 4

 

1. Рассчитать выплату для каждого акционера по формуле: Сумма доходов / Кол- во всех акций * кол-во акций акционера.

2. Задать финансовый формат для значений графы «Выплата».

3. Создайте примечание «Количество всех акций» к ячейке, содержащей итоговую сумму в графе «Кол- во акций».

4. С помощью мастера функций рассчитать среднюю выплату (использовать статистическую функцию СРЗНАЧ).

5. Примените условное форматирование к данным графы «Выплаты» со следующим условием: изменить цвет шрифта на красный для тех выплат, значения которых больше средней величины.

6. Проверить действия таблицы, изменяя данные суммы доходов и количества акций.

7. построить диаграмму, отображающую долю выплат каждому акционеру от общей суммы доходов.

 

Контрольные вопросы:

1. Назначение пунктов основного меню табличного процессора «Excel»?

2. Сколько листов, столбцов и строк в электронной таблице?

3. Как выделить блок ячеек, строк, столбцов?

4. Как скопировать, переместить, удалить или вставить ячейку, строку, столбец?

5. Как ввести, редактировать, копировать формулы?

6. Что такое абсолютные и относительные адреса ячеек? Как преобразовать относительные адреса ячеек в абсолютные?

7. Какова технология построения и редактирования диаграмм?

8. Возможности команды форматирования ячеек?

9. Назначение условного форматирования ячеек?

10. Что такое автоформат?

11. Как скопировать формат по образцу?

12. Возможности команды ПРАВКА/ЗАПОЛНИТЬ/ПРОГРЕССИЯ?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

«ФУНКЦИИ В EXCEL»

Цель работы: знакомство и освоение различных функций, предлагаемых табличным процессором EXCEL и профессиональное применение этих возможностей при решении различных экономических задач, приобретение практических навыков по работе с Мастером функций, знакомство с основными статистическими функциями, c основными финансовыми функциями, с логическими функциями на примере практических экономических и управленческих задач.

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Табличный процессор Excel представляет пользователю возможность работать со множеством специальных функций. Все функции можно подразделить на следующие основные классы:

1. Статистические

2. Финансовые

3. Математические и тригонометрические

4. Логические

5. Функции даты и времени

6. Функции баз данных и списков

7. Инженерные

8. Информационные

9. Функции ссылок и массивов

10. Текстовые

Как и формула, функция начинается со знака = и имеет имя и список аргументов. Есть три способа вызова функций:

а) после знака = написать имя функции и список аргументов;

в) на панели инструментов " Стандартная" щелкнуть по кнопке fx;

с) в основном меню " Вставка" выбрать параметр " Функция".

Диалоговое окно Мастерa функций, открывающееся при этом, дает возможность задать:

1. Класс (категорию) и имя функции - это первый шаг из двух, представленных Мастером функций. Затем нажимается кнопка " Далее" (" Next").

2. Аргументы (не более 30), которыми могут служить или какое-либо число, или текст, дата и время, или ссылка на ячейку, содержащую это число - это 2-ой шаг, представленный Мастером функций. Затем нажимается кнопка " Готово" (" Finish").

В случае, если неизвестен класс функций, то можно просмотреть все функции, выбрав в поле " Категория" Мастера функций " Полный алфавитный перечень".

При частой работе с определенными функциями их можно быстро найти, выбрав категорию " 10 недавно использовавшихся функций".

Под полем " Категория" представлен способ задания выбранной функции и краткая информация о ней. Для получения более полной информации можно вызвать справку о данной функции, нажав клавишу F1 или кнопку " Справка", расположенную внизу окна Мастера функций. В справочном окне дана подробная информация о каждой функции.

Если в качестве аргумента необходимо указать диапазон ячеек, то окно Мастера функций можно передвинуть или свернуть, щелкнув по кнопке с красной стрелкой, а затем выделить необходимый диапазон в таблице. Тогда адреса первой и последней ячеек автоматически отразятся в поле аргумента.

В данном методическом пособии нет возможности рассмотреть все функции, содержащиеся в табличном процессоре Excel, поэтому остановимся подробно лишь на простейших статистических, финансовых и логических функциях.

Табличный процессор Excel обеспечивает возможность проведения разнообразных статистических расчетов, что позволяет рекомендовать его профессиональным бизнес-аналитикам и научным работникам при обработке результатов экспериментов.

Использование финансовых функций позволяет эффективно планировать и анализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий, автоматизируя многие рутинные расчеты. С помощью финансовых функций осуществляются такие типичные финансовые расчеты, как вычисление суммы платежа по ссуде, объем периодической выплаты по вложению или ссуде, стоимость вложения или ссуды по завершении всех отложенных платежей и т.п.

Логические функции позволяют выбрать определенное решение в зависимости от выполнения того или иного или нескольких условий.

 

Задание 1. Работа со статистическими функциями

Для знакомства со статистическими функциями предлагается составить следующую таблицу:

Таблица 1

  A B C D E F G
      Ведомость начисления заработной платы  
    Рабочих дней =        
  N п/п   Ф.И.О. Оклад (тенге) Отработа но дней Начислено (тенге) Удержано (тенге) К выдаче (тенге)
  1. Амантаев С.Е. 8200, 00   =((C4/$D$2)*D4) =E4*0, 12 =E4-F4
  2. Бартоев Г.А. 10000, 00   =((C5/$D$2)*D5) =E5*0, 12 =E5-F5
  3. Вильсон С.А. 9700, 00   =((C6/$D$2)*D6) =E6*0, 12 =E6-F6
  4. Ильясов А.Ж. 11500, 00   =((C7/$D$2)*D7) =E7*0, 12 =E7-F7
  5. Исмаилов К.К. 8500, 00   =((C8/$D$2)*D8) =E8*0, 12 =E8-F8
  6. Иманов Р.К. 8200, 00   =((C9/$D$2)*D9) =E9*0, 12 =E9-F9
  7. Карцев Б.К. 9700, 00   =((C10/$D$2)*D10) =E10*0, 12 =E10-F10
  8. Локшин Г.А. 9700, 00   =((C11/$D$2)*D11) =E11*0, 12 =E11-F11
  9. Липов Б.Б. 10100, 00   =((C12/$D$2)*D12) =E12*0, 12 =E12-F12
  10. Цой А.Г. 10000, 00   =((C13/$D$2)*D13) =E13*0, 12 =E13-F13
    Итого:     =СУММ(E4: E13) =СУММ(F4: F13) =СУММ(G4: G13)

Примечание:

При копировании формулы из ячейки E4 (расчет начисленной суммы в зависимости от отработанных рабочих дней, оклада работника и количества рабочих дней в месяце) в ячейки Е4: Е13 необходимо, чтобы число рабочих дней в месяце было неизменным, для чего адрес ячейки D2 в формуле необходимо сделать абсолютным. При этом удобнее всего использовать функциональную клавишу F4, предварительно поместив в ячейку табличный курсор, тогда адрес этой ячейки будет иметь вид: $D$2.

Следует также обратить внимание, что необходим единый стандарт установки разделителя между целой и дробной частью числа ", " и разделителя элементов списка "; ". Эти установки производятся через главное меню Windows: Пуск - Настройка, Панель управления, Язык и стандарты, Числа…. Если же разделителем между целой и дробной частью числа выбрана ".", то разделителем элементов списка может быть ", " или "; ".

При выполнении КОНТРОЛЬНОГО ПРИМЕРА 1 необходимо полу-чить две таблицы: таблица 1 – с формулами, таблица 2 - с числовыми зна-чениями (переход в режим формул и обратно: СЕРВИС-ПАРАМЕТРЫ-ФОРМУЛЫ).

Таблица 2

 

  A B C D E F G
      Ведомость начисления заработной платы  
    Рабочих дней =        
  N п/п Ф.И.О. Оклад (тенге) Отработа но дней Начислено (тенге) Удержано (тенге) К выдаче (тенге)
  1. Амантаев С.Е. 8200, 00   8610, 00 1033, 20 7576, 80
  2. Бартоев Г.А. 10000, 00   10000, 00 1200, 00 8800, 00
  3. Вильсон С.А. 9700, 00   9700, 00 1164, 00 8536, 00
  4. Ильясов А.Ж. 11500, 00   12075, 00 1449, 00 10626, 00
  5. Исмаилов К.К. 8500, 00   7650, 00 918, 00 6732, 00
  6. Иманов Р.К. 8200, 00   9020, 00 1082, 40 7937, 60
  7. Карцев Б.К. 9700, 00   10185, 00 1222, 20 8962, 80
  8. Локшин Г.А. 9700, 00   10670, 00 1280, 40 9389, 60
  9. Липов Б.Б. 10100, 00   11110, 00 1333, 20 9776, 80
  10. Цой А.Г. 10000, 00   10500, 00 1260, 00 9240, 00
    Итого:     99520, 00 11942, 40 87577, 60
    СЧЕТ=          
    СЧЕТ3=          
      MAХ=   12075, 00    
      МИН=   7650, 00    
    РАНГуб. =          
    РАНГвозр. =          
      СРЗНАЧ=     1194, 24  
      КВАДРОТКЛ=     212440, 46  
      МЕДИАНА=     1211, 10  
                   

 

Фрагмент Таблицы 2 в режиме отображения формул

    СЧЕТ=   =СЧЁТ (D2: D13)      
    СЧЕТ3=   =СЧЁТЗ (D2: D13)      
      MAХ=   =МАКС(E4: E13)    
      МИН=   =МИН(E4: E13)    
    РАНГуб. =         =РАНГ(7937, 6; G4: G13; 0)
    РАНГвозр. =         =РАНГ(7937, 6; G4: G13; 1)
      СРЗНАЧ=     =СРЗНАЧ (F4: F13)  
      КВАДР ОТКЛ=     =КВАДРОТКЛ (F4: F13)  
      МЕДИАНА=     =МЕДИАНА (F4: F13)  

Рассмотрим следующие статистические функции:

СЧЕТ (значение 1; значение 2; …) – определяет количество чисел в аргументе.

Для определения этой функции табличный курсор поставим в ячейку В15 и впишем пояснительный текст “СЧЕТ=”, а в ячейке D15 с помощью Мастера функций (способы вызова Мастера функций и работа с ним подробно описаны в теоретической части данного методического пособия) выберем категорию функций СТАТИСТИЧЕСКИЕ и функцию СЧЕТ, а во втором окне зададим аргументы D2: D13. В ячейке D15 получим значение функции СЧЕТ = 11.

СЧЕТЗ(значение 1; значение2; …) – определяет количество значений в аргументе.

В ячейке В16 впишем “СЧЕТ3=”, а в ячейке D16 получим значение функции СЧЕТ3 = 12 для тех же аргументов D2: D13.

МАКС(число1; число2; …) – определяет максимальное число среди аргументов.

Определим для аргумента (диапазона) Е4: Е13 и получим значение максимальной начисленной суммы в ячейке Е17;

МИН(число1; число2; …) – определяет минимальное число среди аргументов.

Определим для аргумента (диапазона) Е4: Е13 и получим значение минимальной начисленной суммы в ячейке Е18:

РАНГ(число; ссылка; порядок) – определяет порядковый номер числа среди цепочки чисел. В аргументе число – это конкретное число, порядковый номер которого должен быть определен; ссылка – это диапазон цепочки чисел; порядок – по умолчанию или 0 – убывающая последовательность, 1 – возрастающая последовательность.

Определим ранг для суммы к выдаче = 7937, 60, предварительно отсортировав данные таблицы по этой колонке по возрастанию. Тогда в аргументе функции запишем следующие данные: число= 7937, 60; ссылка – это диапазон G4: G13; порядок – 1 для возрастающей последовательности, 0 или по умолчанию – для убывающей последовательности. В ячейку В19 впишем РАНГуб.=, в ячейке G19 получим 8; в ячейку В20 впишем РАНГвозр.=, в ячейке G20 получим 3.

СРЗНАЧ(число1; число2; …) – определяет среднее арифметическое среди аргументов.

Определим среднее арифметическое число удержанных сумм, то есть аргумент будет равен F4: F13. В ячейке C21 запишем СРЗНАЧ=, в ячейке F21 получим 1194, 24.

КВАДРОТКЛ(число1; число2; …) – определяет сумму квадратов отклонений {S(Х-Хср)2 где Хср – среднее арифметическое}.

Определим сумму квадратов отклонений для аргумента F4: F13, получив в ячейке F22 значение 212440, 0.

МЕДИАНА(число1; число2; …) – определяет медиану для заданных аргументов. Медиана – это некоторое число М, при котором Х принимает значение как больше М, так и меньше М с вероятностью 1/2.

Определим медиану для аргумента F4: F13, получив в ячейке F23 значение медианы равное 1211, 10.

 

Задание 2. Работа с логическим функциями

Для знакомства с логическими функциями создадим следующую таблицу:

Таблица 3

 

  А B C D E
  Ведомость удержаний по кредитам
    Ф.И.О.   Начислено Задолженность по видам кредитов   Удержано
    (тенге) Кредит за товары Кредит на строи-тельство (тенге)
  Ашитов Г.Е. 12800, 00 6400, 00   =ЕСЛИ(C4> 0; B4*10%; " -")
  Бредун Э.Я. 10300, 00     =ЕСЛИ(C5> 0; B5*10%; " -")
  Валиев С.Р. 13100, 00 5000, 00 95000, 00 =ЕСЛИ(C6> 0; B6*10%; " -")
  Ким Н.Н. 12500, 00 26000, 00   =ЕСЛИ(C7> 0; B7*10%; " -")
  Стамбеков Б.С. 9800, 00   100000, 00 =ЕСЛИ(C8> 0; B8*10%; " -")
                 

 

1. Рассмотрим логическую функцию ЕСЛИ(IF). Эта функция имеет сле-дующий формат записи:

 

= ЕСЛИ(условие; выражение В; выражение С)

эта запись означает, что если условие выполняется, то происходит действие, записанное в выражении В, а если не выполняется – в выражении С. В Выражениях В и С смогут быть записаны числа, ссылки на ячейки, функции и т.д.

В приведенной таблице выберем из списка фамилии тех людей, у которых имеется задолженность по кредиту за товары и удержим с них за кредит 10% от начисленной суммы. В нашем случае логическая функция будет иметь следующую запись:

=ЕСЛИ(С4> 0; В4*10%; “ - ”)

эта запись означает, что если имеется задолженность по кредиту за товары (т.е. задолженность > 0), то удерживается с начислений 10%, если задол-женности нет, то ставится прочерк.

Эту функцию запишем в созданную Таблицу 3 в ячейку Е4 и затем ско-пируем в ячейки Е5: Е8.

Затем получим Таблицу 4 с числовыми значениями удержаний.

Таблица 4

 

  А B C D E
  Ведомость удержаний по кредитам
    Ф.И.О.   Начислено Задолженность по видам кредитов   Удержано
    (тенге) Кредит за товары Кредит на строи-тельство (тенге)
  Ашитов Г.Е. 12800, 00 6400, 00   1280, 00
  Бредун Э.Я. 10300, 00     -
  Валиев С.Р. 13100, 00 5000, 00 95000, 00 1310, 00
  Ким Н.Н. 12500, 00 26000, 00   1250, 00
  Стамбеков Б.С. 9800, 00   100000, 00 -
                 

 

2. Рассмотрим логическую функцию И(AND). Эта функция имеет следующий

формат записи:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.