Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника речи. Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения






Техника речи - это часть устной речевой деятельности, включающий комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции интонационно-методического строя языка. Овладение техникой речи позволяет: добиваться максимального контакта с аудиторией; добиваться высококачественной речи.

Техника речи включат в себя: фонационное дыхание; голос; дикцию; интонацию. Фонационное дыхание – это речевое дыхание, дающее энергию для голоса и регулирующее силу звуков. Голос- это послушный инструмент мысли и речевого действия, характеризующийся силой (громкость, выносливость), тембром и выразительностью.

Дикция – это отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Чем яснее произнесены слова, тем легче их понять.

Интонация – ритмико-мелодическое и логическое членение речи, играющая важную роль в образно-эмоциональной выразительности речи. Она оживляет мысль, экономит средства языка, снимает многозначность слов, демонстрирует стилистические оттенки, чувства, отношение.

Говорящий, не уделяющий должного внимания технике речи, разрывая форму и содержание, тем самым лишает эстетического удовольствия слушающего и не может достичь результатов в коммуникативной деятельности.

Монотонность, гнусавость, бормотание, проглатывание отдельных звуков, нечеткая дикция способны испортить впечатление о самой содержательной речи.

Задание9. Выработайте тактику речевого поведения в зависимости от ситуации, возраста, социального статуса адресата.

Обратитесь к: 1) пациенту – пожилому человеку, который пришел к вам на прием и забыл, к какому участку он относится; 2) пациентке – пожилой женщине, которая возмущается тем, что очень большая очередь к врачу, с целью успокоить ее; 3) к маленькому мальчику, который боится врача и не заходит в его кабинет.

Задание10. Прочитайте по ролям диалог-волеизъявление. Определите, какими средствами выражается волеизъявление? Докажите, что этот диалог связан с естественной профессиональной деятельностью. Соответствует ли речь врача требованиям культуры речевого поведения? Если да, то почему?

Пациент: Доктор, вы рекомендовали мне настойку боярышника. Посмотрите, вот эта настойка?

Врач: Да, правильно, эта.

Пациент: Вы не сказали, мне надо 25 мл или 100 мл. Скажите, пожалуйста.

Врач: Можно и эту настойку.

Пациент: Доктор, тут срок годности плохо виден. Вы можете посмотреть?

Врач: Конечно, срок годности не истек.

Пациент: Доктор, тут флакон что-то плохо закрыт. Может быть другой взять?

Врач: Нет, флакон достаточно плотно закрыт.

Пациент: Доктор, можно мне вместо настойки боярышника попить настойку пустырника?

Врач: Пожалуйста!

Задание11. Ознакомьтесь с текстом. Что вы узнали о понятии «речевое поведение»? Каковы его особенности?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.