Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие подлинной любви и бескорыстия






 

В жизни каждому из нас приходится иметь дело с мир­ским гневом. Прочитав эту главу, те из вас, кто считал, что у него нет проблем с гневом, может осознать, что такая про­блема у него существует. Для того, чтобы освободиться от ложного эго, вам, возможно, придется более серьезно пора­ботать над превращением вожделения в любовь. Если в нас будет больше настоящей любви, это поможет нам избавить­ся от гун страсти и невежества, являющихся пособниками врагов ума.

Самое главное — расширить свое видение, пытаясь смот­реть на ситуацию глазами других людей. Садху, желающий жить в вечной, чистой общине, должен развивать в себе умо­настроение Вриндавана, духовного мира. Мы не сможем жить в духовном обществе, пока не разовьем в себе дух бескорыс­тия. Речь идет о подлинном бескорыстии, а не искусственном или притворном. Мы не хотим вечно оставаться рабами на­ших страстей. Если мы слишком крепко держимся за двойст­венность и второстепенные ценности, это будет уводить нас от нашей истинной природы — природы божественных и ис­полненных любви представителей Всевышнего Бога.

 

Вопросы и ответы

 

Вопрос: Бывает, что духовный человек очень строг в своей духовной практике, но при этом очень груб в отношении всего осталь­ного мира. Создается впечатление, что, несмотря на все риту­алы и молитвы, у него в сердце сохраняется гнев. Как же воз­можно, что человек, вставший на духовный путь, сохраняет гнев, если это прямо противоположно цели — обретению любви к Богу? И как избавиться от этих отрицательных эмо­ций?

Ответ: Существует множество людей, вставших на духовный путь и очень тщательно выполняющих все ритуалы и внешние тре­бования религии, но не обладающих достаточным знанием. И самое главное — им зачастую недостает глубокого осознания. Если человек служит механически, это может напоминать ис­тинное служение, но в действительности это не так. Чем доль­ше человек занимается осознанной духовной практикой, тем большее благо он от этого получает. По сути дела, правильная деятельность, осуществляемая в знании, с большей вероятно­стью принесет желаемые результаты. Но тот, кто хочет обрес­ти высочайшее благо, должен подняться даже над уровнем гъя-ны, или знания, и обрести вигьяну, осознание. Для духовной деятельности нужны руки; для интеллектуальной — голова; а для глубокого эмоционального понимания любви — сердце. Многие люди используют в духовной практике свои руки, не­которые — голову, но лишь очень немногие — сердце.

Когда человек совершает аскезу, он обычно обретает оп­ределенное могущество, однако если сердце его закрыто, он будет злоупотреблять этим могуществом. Если духовное по­нимание человека не углубляется, то проблема злоупотребле­ния своим могуществом — всего лишь вопрос времени. Этим и объясняется то, что начинающий может прекрасно следовать духовной практике, но быть при этом очень гру­бым. Механическая деятельность и обладание знанием, несо­мненно, приносят пользу, но они не в силах полностью изме­нить человека.

Аскетизм, жертвоприношения и покаяния могут быть в различных гунах материальной природы, которые в «Бхага-вад-гите» называются гунами невежества, страсти и благости.

Религиозная практика в гуне невежества приводит к деграда­ции как самого человека, так и окружающих. Результатом ре­лигиозной практики в гуне страсти может быть безразличие к нуждам и благополучию других людей. Религиозная прак­тика, совершаемая гуне благости, приносит благо каждому, но не способна установить связь с сердцем, являющимся врата­ми души. Только трансцендентная деятельность служит клю­чом к вратам сердца, подпитывая тем самым душу.

Когда духовный человек, накопивший всевозможные за­слуги благодаря своей прошлой духовной деятельности, при­ходит в сильный гнев, он теряет часть своих духовных заслуг. Одна из величайших опасностей для него — ложное эго, по­этому он должен быть очень бдителен в этом отношении. Тогда он или она сможет успешно прогрессировать, исполь­зуя согласованную деятельность рук, головы и сердца в служе­нии Всевышнему Господу ради блага человечества. Человек, чье поведение является осознанным, который обладает фило­софским пониманием и всегда держит открытым свое сердце, без труда найдет пути избавления от негативных эмоций.

 

Вопрос: Вы говорили о том, что одним из признаков гнева является неспособность прощать. Когда кто-то обижает нас, это может вызвать гнев и неспособность простить. Как не поддаваться гневу и проявлять снисходительность даже тогда, кода чело­век продолжает нападать на вас? Гораздо легче простить, если человек меняет свое поведение или даже осознает, что обидел вас. Но ведь этого может и не произойти. Как не гневаться и прощать, если человек продолжает оскорблять вас, не ис­пытывая ни малейшего чувства раскаяния?

Ответ: Способность прощать не означает, что вы превращаетесь в боксерскую грушу, предоставляя людям возможность колотить вас, или в половичок, чтобы об вас вытирали ноги. Не нужно становиться мишенью для чужих нападок — необхо­димо уйти от такого общения. Способность прощать не озна­чает, что:

• человеку или людям, оскорбляющим нас, нужно позво­лить продолжать это делать;

• сделанное по отношению к нам, в конце концов, не так уж и плохо;

• мы должны думать, что неправы были мы, а не другой че­ловек;

• мы должны забыть о проступке человека;

• мы совершенно не испытываем боли;

• мы готовы действовать так, как будто ничего не случи­лось;

• мы готовы снова общаться с человеком без ограничений.

Способность прощать означает, что:

• мы не намерены позволять человеку, причинившему нам боль, продолжать это делать, постоянно думая о нем или о его поступках;

• если мы держимся за гнев, связанный с определенным со­бытием, то тем самым позволяем человеку снова и снова оскорблять нас;

• мы больше не хотим жить прошлым; мы готовы жить настоящим, делая правильный выбор, который не замутнен негативным опытом прошлого;

• мы готовы всегда действовать на основе любви, а не толь­ко тогда, когда к нам относятся хорошо.

Иными словами, способность прощать необходима, в пер­вую очередь, нам самим. Благодаря ей мы можем избежать за­стоя, поскольку застой негативно влияет на наше физическое, психическое и духовное состояние.

Если кто-то продолжает свои отвратительные выходки, мы не собираемся позволять его глупостям влиять на нас. Мы хотим свободно действовать в духе любви, невзирая на окружение или на действия како­го-то человека. Дух любви подразумевает понимание того, что лучше всего для нас и что лучше всего для духовного бла­га другого человека. Если мы затаиваем гнев, это обычно оз­начает, что мы хотим отомстить или же хотим, чтобы человек пострадал. Поэтому необходимо спросить себя: «Какую боль должен испытать этот человек, чтобы мы могли успокоиться и забыть о нем?» Раскаивается человек или нет — это не долж­но быть определяющим фактором для нас.

 

Вопрос: Писания восхваляют такие качества, как сострадание, всепро­щение, умиротворенность и отречение. Пытаясь развить эти качества, преданный Бога вынужден одновременно иметь де­ло с гневом. Как он борется с ним? Поскольку писания опре­деляют гнев как продукт гуны страсти, преданный может пы­таться подавить его, поскольку гнев не является признаком духовного продвижения. Он или она может испытывать чув­ство вины, если иногда случайно проявляет эту эмоцию. Од­нако до тех пор, пока человек не признает существования гнева, он не сможет решить эту проблему. Принимая во вни­мание все эти факторы, каким образом духовный человек должен воспринимать и выражать гнев, не отвергая при этом идеалы писаний?

Ответ: Как мы уже обсуждали, в некоторых случаях гнев может быть полезен. Например, гнев может помочь нам защититься от физического нападения или от посягательств на нашу честь. Гнев может послужить сигналом к тому, чтобы взглянуть на проблему глубже. Он может быть естественным проявлени­ем разочарованности. Гнев может быть полезен, если оскорб­ляют Бога или если мы должны помочь своим подопечным.

Такого рода гнев необходим, но не следует им злоупотреб­лять. Чрезмерный или негативный гнев всегда найдет свою жертву — ею станем либо мы сами, либо кто-то другой. По­давленный гнев приводит к гипертонии, язве, сердечным приступам и целому ряду других заболеваний. Психологиче­скими последствиями подавленного гнева являются депрес­сии и даже неврозы. Существует также множество социаль­ных и духовных проблем, связанных с нездоровым гневом, проявленным или подавленным. Несомненно, очень важно понять, является наш гнев позитивным или негативным и используется ли он во благо другим.

Ключом к пониманию этого является слово «сострада­ние». Если мы мыслим и действуем на основе сострадания, нас будет не так уж просто разгневать, и если мы и проявим гнев, он будет конструктивным. Кроме того, чувство вины не обязательно является чем-то плохим. Если мы отреагировали слишком резко, мы должны чувствовать себя виноватыми. Это должно помочь нам в следующий раз действовать более осторожно и делать правильные вещи правильным образом. Чувство вины должно побудить нас еще раз вернуться к сво­ему поступку, но лишь для того, чтобы извлечь урок. Однако если чувство вины становится слишком болезненным, оно затуманит наше сознание и лишит способности извлекать уроки, расти и делиться опытом с другими.

 

Вопрос: Почему я прихожу в гнев, когда вижу недостатки в себе или в других людях? Похоже, что, сталкиваясь с такими слабостя­ми, как гнев, гордость, бесчувственность, зависть и т.п., нуж­но проявлять любовь и сострадание, а не гнев?

Ответ: Иногда мы гневаемся, видя недостатки в других, потому что Нам недостает терпения, а также потому, что эти недостатки являются отражением наших собственных. Прежде всего мы должны видеть в этом возможность лучше рассмотреть себя. В первую очередь, нужно разобраться в проблеме определен­ного человека, чтобы понять, как избавиться от нее самому, если у нас тоже есть такой недостаток. Это также поможет нам лучше понять нужды и боль другого человека. Когда мы обнаруживаем недостатки в себе самом, следует выработать план действий, как улучшить свой характер.

Попытайтесь воспользоваться некоторыми из методик, о которых мы говорили ранее. Попробуйте вести дневник; напоминайте себе о физических, психологических и духов­ных последствиях гнева; практикуйте техники снятия стрес­са; проследите, нет ли в вашем уме «спусковых крючков» ти­па «должны» и «виноваты»; анализируйте свой гнев; подумайте, как преобразовать ваши «должны» и «виноваты» в более осмысленные действия; будьте особенно осторожны в ситуациях, способных возбудить в вас гнев; внимательно сле­дите за тем, не используете ли вы гнев в качестве защитного механизма. И самое главное — следите за своими внутренни­ми диалогами. Продолжая работать над собой, действуйте со­страдательно, стремясь помочь тем, кто проявляет гнев, и де­лясь с ними собственным опытом укрощения гнева. Вы должны всегда напоминать себе, любимому, что истинное со­страдание проявляется в позитивных, продуктивных дейст­виях. Поэтому будьте сострадательны к себе и по-настояще­му сострадательны к другим. Когда вы видите в себе или в других подобные недостатки, пусть это побудит вас при­звать на помощь противоядие сострадания. Это — щит ду­ховного воина.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.