Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модификация методики М.Т. Бурке-Бельтран).






 

Цель: выявить особенности представлений о честности и умение детей следовать в реальном поведении правилам честности.

Содержание: 1 часть. Воспитатель беседует с детьми о честности.

- Какого человека можно назвать правдивым, честным?

- Всегда ли нужно говорить правду?

- Как вы думаете, почему нельзя обманывать других людей?

- Был ли случай, когда вас обманули? Расскажите о нем.

- Какие чувства вы переживали в этом случае?

- А случалось ли кому-нибудь из вас говорить неправду? Расскажите об этом.

- Какие чувства вы переживали в этом случае?

- Что мы скажем детям, которые любят говорить неправду и обманывать других?

Обычно старшие дошкольники активно включаются в такой разговор и горячо обсуждают проблему честности, приводят примеры обмана и нечестного поведения по отношению к ним других детей. Все приходят к выводу о том, что нужно всегда говорить правду. После беседы, во второй половине дня проводится 2 часть ситуации.

2 часть. Воспитатель предлагает детям поиграть в лотерею. Показывает детям, как выглядит выигрышный билет. По нему можно получить приз – конфету. Воспитатель объясняет детям, что все билеты лежат в коробке. Каждый ребенок подходит, достает билет (все билеты одного цвета, но с разными рисунками), смотрит на него, затем кладет обратно в коробку, перемешивает с другими и после этого сообщает воспитателю и другим детям результат: какой он достал билет - выигрышный или нет. Если выигрышный, он получает конфету.

Проблема состоит в том, что в коробке нет ни одного выигрышного билета. По поступку ребенка в игре воспитатель делает вывод о сформированности его морального поведения.

Изучаем особенности проявления доброжелательности

во взаимоотношениях дошкольников со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает лучше понимать сверстников, проявлять заботу, внимание, желание помочь.

Положительные взаимоотношения старших дошкольников выражаются в проявлении устойчивой доброжелательности и участия друг к другу, в умении сопереживать со сверстниками радости и огорчения, в готовности проявить сочувствие, заботу и оказать помощь в ситуации затруднения.

Показателями развития взаимоотношений являются:

- постоянство названных выше проявлений в общении детей;

- умение детей самостоятельно проявлять доброжелательность по собственной инициативе на основе правильного понимания состояния и проблем сверстника;

- широкая направленность доброжелательного отношения к другим детям (сверстникам, малышам).

Педагогическая диагностика доброжелательных взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками осуществляется в процессе наблюдений за детскими взаимоотношениями и в условиях практических ситуаций. Особую роль в этом плане играют практические ситуации выбора.

В реальной жизни человек постоянно встает пред необходимостью сделать выбор: поступить так или иначе, придти на помощь или проявить безразличие, выполнить обещание или просто забыть о нем. Именно в ситуации выбора проявляется истинные мотивы и установки личности, ее отношение к окружающим людям.

В старшем дошкольном возрасте развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Дошкольник уже вполне осознанно может сделать выбор линии поведения в тех или иных жизненных обстоятельствах, опираясь при этом не только на непосредственные побуждения, но и учитывая мнение окружающих, прошлый опыт, нравственные представления и оценки.

Способность к соподчинению мотивов свидетельствует о формирующейся социальной направленности поведения старших дошкольников (С.А. Козлова, Л.В.Артемова, Т.И. Бабаева, Е.О. Смирнова).

Для диагностики доброжелательных взаимоотношений детей используются как естественно возникающие в группе ситуации свободного выбора, так и специально созданные ситуации, в которых дети намеренно ставятся перед необходимостью выбрать то или иное действие, поступок, линию поведения по отношению к сверстникам.

Задача воспитателя заранее продумать содержание таких ситуаций и условия их проведения. Эффективность ситуаций выбора определяется борьбой мотивов, которая возникает у детей. Выбирая решение, ребенок размышляет о том, как правильнее поступить, эмоционально переживает свой выбор. Воспитателю необходимо создать эмоционально окрашенную обстановку, чтобы у детей возникли определенные чувства и отношение к происходящему.

Приведем примеры разработанных нами ситуаций выбора, которые можно создать в группе, для того чтобы выявить, как развиваются доброжелательные отношения детей друг к другу.

 

Ситуация «Порадуй друга»

 

Цель: выявить умение детей проявить внимание к сверстнику в условиях выбора линии поведения.

Содержание ситуации: Дети красками рисуют на тему «Моя любимая сказка». Воспитатель создает атмосферу общей заинтересованности: украсить группу новыми рисунками, чтобы «все видели какие яркие и красивые рисунки умеют делать наши дети».

После того, как дети закончили рисование и любуются рисунками, воспитатель вспоминает, что Оля давно не приходит в детский сад, болеет. Подчеркивает, как одиноко заболевшей девочке без друзей, как она мечтает вернуться скорее в свою группу.

Затем, воспитатель предлагает желающим детям послать свой рисунок Оле. Те, кто хочет порадовать Олю, отдает рисунок воспитателю, и он вкладывает его в большой конверт. Дети, которые предпочитают, чтобы их рисунки висели в группе, складывают их на отдельном столе.

В итоге отмечается: сколько детей в группе с готовностью предложили свои рисунки, сколько отказались это сделать, и кто из детей сделал окончательный выбор после колебания. Если ребенок спрашивает совет у воспитателя, как поступить, он не подсказывает ему, а просто отвечает «Подумай и решай сам».

Поведение в данной ситуации показывает воспитателю, насколько отзывчивы дети по отношению к сверстникам.

 

Ситуация «День рождения»

 

Цель: выявить проявление эмоциональной отзывчивости и внимания детей к сверстнику в ситуации выбора.

Содержание ситуации: Воспитатель сообщает детям, что в группе ожидается радостное событие – день рождения Наташи. (По просьбе воспитателя в этот день бабушка уводила Наташу домой сразу после дневного сна, чтобы она не знала о предстоящем разговоре). Дети вспоминают, как празднуется день рождения.

Воспитатель предлагает обрадовать Наташу и сделать для нее сюрприз – подарки своими руками. Все вместе они обсуждают, какие подарки можно сделать. Детям предлагаются бумага, краски, клей, ножницы, разные трафареты. Можно работать парами или индивидуально. Каждый сообщает, какой подарок сделает.

В разгар работы по договоренности входит заведующая и приносит альбом с картинками из мультфильмов. Увидев, что дети работают, она хвалит их за внимание к Наташе и предлагает, после того как они закончат свои подарки, рассмотреть картинки и догадаться из каких они мультфильмов. Заведующая уходит, оставив альбом на свободном столе.

В данной ситуации возникает коллизия между стремлением детей сделать приятное товарищу и непосредственным интересом к содержанию альбома.

Воспитатель отмечает: как дети отнеслись к происходящему, прерывалась их деятельность или нет, кто из детей пошел посмотреть альбом, самостоятельно ли вернулся ребенок к работе после перерыва на просмотр альбома или только после напоминания воспитателя о том, что нужно вернуться к работе и закончить ее. Произошли ли изменения в эмоциональном настрое детей на подготовку подарка ко дню рождения? Каково качество выполнения задуманного? Как оценивают дети свои подарки, отвечая на вопрос воспитателя: «Посмотрите на свои работы и подумайте, понравятся ли ваши подарки Наташе?»

 

Ситуация «Дежурные»

 

Цель: Выявить умение детей проявить внимание к сверстникам, учитывать не только личные желания, но и потребности других детей.

Содержание: Закончилось занятие по изобразительной деятельности. Дежурные только начали убирать со столов, протирать их, мыть кисти, баночки из-под краски и т.п. В это время няня сообщает, что всех детей ждут в зале на спектакль кукольного театра. Все дети устремляются к выходу. Но воспитатель напоминает, что дежурные еще не закончили уборку, и сразу пойти со всеми не могут. Возникает коллизия. Как быть?! Оставить дежурных в группе и самим уйти на спектакль? Но справедливо ли это будет, дежурным тоже хочется посмотреть спектакль. Как поступить? Выбор решения предстоит найти детям.

 

Ситуация «Для себя и для других»

 

Цель: Выявить умение ребенка быть справедливым по отношению к сверстникам, учитывать не только свои интересы, но и интересы других детей. Умение поставить себя на сверстника и понять его желания.

Содержание ситуации: Ребенку предлагается разделить «как он хочет» - 9 картинок по трем коробкам (коробки одинаковые). В одну коробку он кладет картинки для себя, а в две остальные – картинки для других детей группы (их имена не конкретизируются).

При распределении картинок ребенок обнаруживает, что 3 картинки явно по сравнению с другими более красочные. Перед ребенком возникает выбор: взять все 3 лучшие картинки себе, а остальные отдать другим детям; распределить красочные картинки поровну; взять себе 2 лучшие картинки; не оставлять себе ни одной лучшей картинки; или вообще взять себе большую часть картинок и оставить другим детям по одной.

Все картинки пронумерованы (от №1 до № 9). По каждому ребенку фиксируется, как он распределил картинки, т.е. указываются номера картинок, которые распределил ребенок для себя и для других детей. Этот выбор (для себя и для других) записывается в тетрадь, где отражаются результаты по всем детям.

Там же отмечаются особенности поведения ребенка в процессе выбора: делает справедливый выбор без колебаний или после колебания; несколько раз меняет распределение картинок, прежде чем сделать окончательный выбор; эмоциональное состояние ребенка в ситуации. После выполнения задания можно попросить ребенка объяснить свой выбор: «Почему ты так распределил картинки?».

По результатам проведения всех ситуаций выбора составляется сводная таблица, отражающая особенности выбора и его мотивировок каждым ребенком. Анализ (количественный и качественный) показывает уровень доброжелательного отношения детей к сверстникам, умение понять другого и выбрать справедливые и гуманистически оправданные действия.

В зависимости от полученных результатов планируется содержание дальнейшей подгрупповой или индивидуальной работы. Особого внимания воспитателя заслуживают дети, которые проявили безразличие к сверстникам как в ситуациях «Порадуй друга», «День рождения», «Дежурные», так и в ситуации «Для себя и для других».

Следует подчеркнуть, что ситуации выбора нужно использовать в детском саду не только для выявления нравственных побуждений и отношений детей друг к другу, но и для формирования опыта доброжелательного и отзывчивого поведения. Поэтому после проведения таких ситуаций, необходимо обсудить с детьми их действия, одобрить и поддержать тех, кто совершил, положительный выбор и выразить уверенность в том, что другие дети тоже не оставят без внимания сверстников. Задача воспитателя всегда способствовать справедливому, положительному выбору дошкольников.

Опыт внимательного и справедливого отношения к сверстникам дети могут получить в ситуации выбора «Помогаем друзьям».

 

Ситуации выбора «Помогаем друзьям»

 

Цель: побудить детей активно проявлять внимание к сверстникам, искать справедливые способы решения возникающих в группе проблем.

Содержание ситуации: На занятии по лепке дети получают глину и собираются лепить поделки к выставке для родителей. Но обнаруживается, что у Яны и Димы глины нет. Воспитатель делает вид, что пытается найти два куска глины, и затем сообщает, что больше глины не осталось. Возникает проблема, как поступить? Воспитатель рассуждает вслух: «Может Яну и Диму надо отпустить с занятия, пусть идут играть? В другой раз будут лепить. Но все родители увидят поделки своих детей, а их родители будут расстроены! Как же нам быть?»

Дети начинают высказывать свои предложения. Часть детей советуют отпустить Яну и Диму играть, но двое ребят, Оля и Саша, вносят предложение, – они хотят поделиться своей глиной. Воспитатель хвалит их за правильное решение («настоящие друзья, не оставили в трудный момент Яну и Диму, сразу решили помочь»). Остальные дети, услышав эти слова воспитателя, обычно успокаиваются, им кажется, что проблема решена.

Но воспитатель продолжает рассуждать вслух: «Я подумала, если Оля и Саша поделятся с Яной и Димой, у них останутся маленькие кусочки глины. Разве из такого маленького кусочка получится хорошая поделка?». «Нет!»- отвечают дети. Воспитатель: «Тогда, как сделать так, чтобы у Яны и Димы появилась глина, а у Оли и Саши не оставались лишь маленькие кусочки?»

Дети задумываются. Происходит поиск практического решения жизненной проблемы. В результате обсуждения дети приходят к выводу о том, что каждый может отделить маленький кусочек глины от своего куска, и вместе получится два больших (полноценных) куска глины для Яны и Димы.

Воспитатель собирает маленькие кусочки, которые дети оделяют от своей глины, и на глазах всех кусок становится все больше и больше. В результате у Димы и Яны появляются куски глины, вполне пригодные для осуществления замысла поделки.

Так в ситуации выбора дети получают конкретный пример справедливого разрешения проблемы и доброжелательного, чуткого отношения друг к другу.

 

Ситуация «Поможем малышам»

 

Цель: выявить отзывчивость и умение детей объединяться для выполнения социально-значимой задачи: проявить заботу о младших детях в детском саду.

Содержание ситуации. Перед дневным сном в группу приходит воспитатель младших дошкольников. Она обращается к детям и воспитателю с просьбой, помочь подготовить материал к занятию малышей по математике. Для этого нужно из бумаги вырезать по готовому контуру кружки и квадратики и разложить их по цвету и форме в конверты. Выдвигается мотивировка: «Вы самые старшие в детском саду и, конечно, сможете помочь малышам. Каждый вырежет фигуры, нарисованные на 2 листах бумаги, разложит в конверты. У малышей будет много квадратов и кружков для занятия, они с удовольствием будут заниматься. Все мы будем вам очень благодарны».

Воспитатель: «Дети, согласны ли вы помочь малышам? Кто хочет помочь, поднимите руку! (обычно желание высказывают все дети). Но, к сожалению, сейчас у нет времени, нас ждет дневной сон. Давайте после сна займемся этой важной работой. Не забудете?» (Нет!). Воспитатель младшей группы благодарит ребят и оставляет бумагу и конверты на столе.

После сна фиксируется:

- Какие дети по своей инициативе, самостоятельно, без дополнительного напоминания воспитателя вспомнили о поручении, начали и завершили работу в полном объеме (выраженное стремление к участию в социально-значимом деле).

- Кто начал работу после того, как увидел, что часть детей уже приступила к выполнению поручения. Работа завершена в полном объеме (формирующееся стремление к участию вместе со всеми в социально-значимом деле).

- Кто из детей начал работу и завершил только после напоминания воспитателя (недостаточно выраженное желание участвовать вместе со всеми в общем в социально-значимом деле).

- Кто формально включился в работу после неоднократных напоминаний воспитателя, и не закончил ее (не выраженное стремление к участию в общем социально-значимом деле).

В процессе наблюдения за детьми необходимо отметить особенности отношения старших дошкольников к социально-значимому поручению, помочь малышам:

- эмоциональный настрой детей: положительный настрой, во время работы дети рассуждают о том, что малышам будет интересно пользоваться на занятии кружочками и квадратами, показывают друг другу как аккуратно вырезаны фигуры или не выражают положительных эмоций, действуют нейтрально.

- отношение к работе: дети стараются выполнить работу хорошо, проявляют терпение и настойчивость, огорчаются, если случайно вырезали какую-нибудь фигуру неровно или делают без старания, небрежно, лишь бы поскорее освободиться;

- отношение детей друг к другу в процессе работы: дети дружелюбно настроены, интересуются работой друг друга, обмениваются подбадривающими репликами, проверяют, правильно ли разложены все фигуры по конвертам или не взаимодействуют, работают индивидуально, допускают замечания в адрес других детей.

- результат: задание выполнено в полном объеме, до конца, все фигуры правильно разложены по конвертам или задание выполнено частично, фигуры в конвертах перепутаны.

- переживание значимости проделанной работы: обращаются ли дети к воспитателю с просьбой оценить, хорошо ли они вырезали и разложили фигуры; обсуждают - будут ли довольны результатами их усилий малыши и их воспитатели; высказывают ли дети, как самые старшие в детском саду, желание еще чем-нибудь помочь малышам, или не выражают эмоций по поводу выполненного дела.

На основе оценки результатов поведения дошкольников в ситуациях выбора, в ситуации «Помощь малышам» а также данных наблюдений за проявлениями внимательного и заботливого отношения детей к сверстниками в повседневном общении составляются характеристики доброжелательных взаимоотношений детей:

Высокий уровень доброжелательных взаимоотношений выражается в преобладающем проявлении дружелюбия и внимания к сверстникам, в умении учитывать в общении эмоции и чувства других детей, в готовности помочь, поделиться своим опытом, проявить участие к проблемам сверстника, уметь поддерживать в общении эмоционально-положительный тон, следовать культурным требованиям и правилам. Эти проявления во взаимоотношениях со сверстниками отличаются достаточным постоянством, распространяются на широкий круг сверстников. В ситуациях самостоятельно делает справедливый выбор.

Средний уровень: ребенок положительно настроен по отношению к сверстникам. Самостоятельно проявляет доброжелательность избирательно - по отношению к близким друзьям и тем, к кому в настоящее время испытывает интерес и симпатию. По отношению к остальным детям допускает отдельные негативные действия (неуступчивость, конфликтность и т.п.), но понимает неоправданность таких действий, прислушивается к советам воспитателя и стремится к примирению. В ситуациях выбора делает справедливый выбор, следуя примеру других детей.

Низкий уровень: проявляется в неустойчивости доброжелательного отношений ребенка к сверстникам ситуативного характера, с выраженными эгоистическими тенденциями и не желании учитывать интересы других детей. В ситуациях выбора преобладает личный интерес, не умение поставить себя на место сверстника, понять его проблемы. Наблюдается частая конфликтность, отсутствие самостоятельности и инициативы в проявлении участия и помощи сверстникам (только после напоминания и побуждения воспитателя).

Полученные данные дополняются изучением особенностей взаимоотношений детей со сверстниками в разных видах совместной деятельности.

 

Изучаем, как складываются взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками в совместной деятельности

 

Совместная деятельность открывает большие возможности для изучения состояния детских взаимоотношений. В такой деятельности возникают взаимоотношения дошкольников как по поводу ее предметного содержания (например, определения темы и содержания игры, сюжета, игровых действий, ролей, игровых материалов; или изготовления определенной поделки, отбора материалов, инструментов, процесса создания поделки и т.п.), так и эмоционально-нравственных проявлений детей как партнеров.

Умение старших дошкольников согласовывать свои действия, проявлять доброжелательность и достигать взаимопонимания, добиваться общего результата в совместных делах может быть выявлено в следующих практических ситуациях.

Практическая ситуация «Обложка для книги»

Цель: выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместной деятельности.

Содержание ситуации: в свободное времявоспитатель предлагает детям оформить вдвоем с другом обложку для книги о животных. Каждый ребенок выбирает себе партнера. Для осуществления замысла детям предлагаются листы бумаги, краски, силуэты разных животных, кисти, клей, ножницы. Задача детей: согласовать замысел, продумать общий вид оформления обложки, выполнить задуманное, использовать для этого рисование, аппликацию (в зависимости от общего решения).

В ходе наблюдения за взаимоотношениями детей в этой ситуации отмечается:

- Могут ли дети определить общую цель деятельности и договориться о том, что будет изображено на обложке?

- Возникает ли предварительное планирование или же оно осуществляется по ходу выполнения совместной деятельности?

- Какие взаимоотношения преобладают в совместной деятельности (доброжелательные, равнодушные, агрессивные)?

- Внимательны ли дети друг к другу, видят ли затруднения, стараются ли помочь?

- Как дети разрешают споры и находят выход из конфликтных ситуаций?

- Добиваются ли дети совместно поставленной цели?

- Какое эмоциональное состояние испытывают после совместной деятельности?

Высокий уровень – характеризуетсяспособностью учитывать интересы сверстника как партнера по совместной деятельности. Присутствует частичное предварительное планирование, дальнейшее согласование действий осуществляется по ходу деятельности. Дети положительно настроены, внимательны друг к другу, замечают недостатки и вместе их устраняют, проявляют терпение и взаимопонимание. Получают необходимый результат. При этом, на обложке прослеживается единый сюжет: все персонажи взаимосвязаны в композиции. Дети дают общее название книге. Оценивают результат, как общий, и подчеркивают совместные усилия в его достижении: «У нас получилась красивая обложка. Наша книга будет о жизни тигров». Выражают желание в дальнейшем вместе придумать содержание книги.

Средний уровень дети принимают общую цель деятельности, решают о каких животных будет их обложка. Но детальноепредварительное планирование сюжета отсутствует. Попытки согласовывать свои действия и обмениваться мнением с партнером возникает только в процессе деятельности, что приводит к трудностям в осуществлении общей цели (появляются разногласия в построении композиции на листе, в выборе средств воплощения замысла). Дети проявляют внимание к действиям партнера, пытаются помочь в случае затруднения, но в отдельных случаях излишне категоричны и критически настроены по отношению к партнеру, что приводит к нарушению взаимопонимания. Результат оценивают как общий, но при этом больше подчеркивают достоинство своих предложений и изображений на обложке, допускают замечания в адрес партнера.

Низкий уровень характеризуется отсутствием умения согласовывать свои действия с партнером, в работе возникают конфликты интересов, взаимные претензии. В результате обложка не отражает общий замысел, выглядит как случайный набор отдельных изображений, деталей узора и пр. Дети не могут рассказать о том, что они хотели изобразить на обложке книги, у каждого своем мнение, дети негативно настроены и не хотят в дальнейшем работать вместе.

 

Ситуация «Сапожки в подарок»

(модификация методики Г.А. Урунтаевой «Рукавички»)

 

Содержание ситуации. Дети парами сидят за отдельными столами (6-8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Снегурочка».

Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций – новые, красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек (трафареты образуют пару сапожек, отличающихся величиной и формой), бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.

Воспитатель объясняет детям, что надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного из персонажей. Сначала надо решить, кому и какие сапожки в подарок вы будете делать, выбрать трафареты, обвести их, вырезать, придумать узор, каким украсить сапожки и затем раскрасить сапожки. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так чтобы вдвоем у вас получилась пара - двое одинаковых сапожек. Сапожки нужно вырезать и подарить тому, кому вы решили: Ивану царевичу, Снегурочке или Коту в сапогах».

Во время работы отмечается, как складываются детские взаимоотношения: могут ли дети договориться, согласовывают ли действия, обмениваются ли мнениями, помогают ли друг другу, как преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Показателем дружеских взаимоотношений и согласованных действий являются хорошо выполненные сапожки и положительный эмоциональный настрой детей.

Высокий уровень взаимоотношений. Принята общая цель, т.е. дети едины во мнении, кому будут предназначены сапожки: для Ивана-царевича, для кота или для Снегурочки. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Узор на сапожках согласован в деталях: одинаковый, совпадает по цветам и элементам. Дети доброжелательны в общении. Эмоциональное состояние детей во время работы и после ее окончания положительное.

Средний уровень взаимоотношений. Принята общая цель. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета. Но узор на сапожках совпадает частично, наблюдается не совпадение по отдельным цветам и элементам. Дети не смогли согласовать все элементы и проявить взаимный контроль. Эмоциональное состояние детей положительное.

Уровень ниже среднего. Общая цель принимается с задержкой, после спора. Дети едины в окончательном мнении, кому из персонажей будут предназначены сапожки. Сапожки выполнены по единому трафарету, на бумаге одного цвета, но узор отличается по многим элементам. В процессе работы неоднократно возникают взаимные претензии. Сапожки выполнены на одну ногу. Эмоциональное состояние детей неустойчиво, во время работы дети часто спорят, не прислушиваются друг к другу.

Низкий уровень. Дети расходятся во мнении, кому предназначены сапожки. Сапожки выполнены по разным трафаретам, на бумаге одного (или разного) цвета. Узор не совпадает как по элементам, так и технике выполнения (один ребенок работал красками, другой – цветными карандашами, один сапожок украшен полосками, другой - кружочками и т.п.). Сапожки не образуют пару. Действуют дети индивидуально. Эмоциональное состояние детей неустойчиво, дети не выражают желания в дальнейшем работать вместе.

Ситуация «Строители»

Цель: выявить умения поддерживать доброжелательные взаимоотношения и достигать взаимопонимания в условиях совместной строительной игры.

Содержание ситуации: Воспитатель предлагает 2 детям построить гараж для легковой машины и дает для этого коробку с необходимым строительным материалом. На крышке коробки изображены три вида возможных построек гаража. Задача детей договориться между собой, выбрать одну из построек и вместе возвести гараж.

Когда гараж почти достроен, возникает «препятствие»: приезжает ещё одна машина с высоким фургоном, непомещающаяся в данном гараже. Перед детьми возникает задача, найти вместе новый способ преобразования постройки, внести изменения и дополнения в постройку, найти необходимые детали и осуществить задуманное.

Для определения осознания детьми способов достижения взаимопонимания в совместной деятельности проводится индивидуальная беседа по следующим вопросам:

- Тебе понравилось строить вместе гараж? Почему?

- Как вы строили? (дружно, ссорились)

- Расскажи, что делали сначала? Потом?

- С чем вы оба соглашались? О чем думали по-разному?

- Почему получилось не совсем правильно? Что необходимо было сделать?

- Хочешь ли ты снова вдвоем с Х. что-нибудь делать вместе (строить, рисовать, играть)?

Полученные в ситуациях данные дополняются в ходе наблюдений за взаимоотношениями детей в совместных сюжетно-ролевых и театрализованных играх, в играх с правилами, в условиях организации сотрудничества детей на занятиях (см. соответствующие разделы монографии Л.С.Римашевская, О.В.Солнцева, О.В.Акулова, В.А.Деркунская).

В целом, высокий уровень взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в совместной деятельности выражается в следующих показателях:

- Умение устанавливать контакт со сверстником:

- проявляет дружеское, доброжелательное расположение к партнеру с помощью соответствующего содержания обращения, интонации, темпа речи, жестов, мимики (приветливая речь, улыбка, одобрительные жесты,).

- Умение ориентироваться на партнёра с целью согласования позиций в общей деятельности:

- признает равенство прав участников;

- учитывает интересы сверстника, ищет возможность общего решения задачи;

- замечает эмоциональное состояние партера, предлагает помощь.

- Умение вести диалог:

- представляет свое мнение в культурной, не подавляющей партнёра форме (использование советов вместо приказов; исключение из речи слов, оскорбляющих другого, командного тона и т.п.).

- умеет понятно для сверстника высказать свое мнение, повторить, если он не понял.

- проявляет готовность выслушать партнера для согласования мнений, проявляет интерес к высказываниям партнёра.

- использует реплики поддерживающего характера.

- Поведение в конфликтных ситуациях:

- стремится к нахождению справедливого общего решения для предотвращения конфликтных ситуаций;

- пытается контролировать собственные эмоции и негативные реакции:

- договаривается с партером, с целью устранения конфликта апеллирует к общим правилам и общим договоренностям.

- Результат взаимодействия:

- проявляет положительное отношение к результату и общению в совместной деятельности

- выражает готовность продолжить общение.

Наблюдая за взаимоотношениями детей в общении и в совместной деятельности, воспитатель отмечает:

- какие проявления (положительные или отрицательные) преобладают у ребенка по отношению к сверстникам;

- какова повторяемость однотипных проявлений в разных ситуациях, что свидетельствует о формирующейся черте поведения;

- какова общая направленность положительных проявлений: широкая направленность по отношению к другим детям; узко- избирательная направленность - только по отношению к близким друзьями; эгоистическая направленность - проявление безразличия и равнодушия к проблемам других детей;

- как проявляется самостоятельность положительных действий ребенка по отношению к сверстникам: проявляется без напоминания, по собственной инициативе; по указанию взрослого; только при контроле и побуждении взрослого.

- какие трудности в общении со сверстниками испытывает ребенок; в какой педагогической помощи он нуждается.

Результаты исследования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками отражаются в соответствующих индивидуальных картах.

 

Карта взаимоотношений старшего дошкольника со сверстниками в детском саду

 

№ п/п     Проявления дошкольника   Степень выраженности (отметить знаком +)  
постоянно часто эпизодически отсутствует  
1. Отношение к детскому саду          
  Положительное, жизнерадостное настроение ребенка в детском саду          
    Охотное участие в общих делах, в разных видах совместной деятельности детей          
2.   Отношения со сверстниками          
  Пользуется симпатией и популярностью у сверстников          
  Доброжелательно относится к сверстникам          
  Имеет постоянных друзей (друга)          
    Активно вступает в контакт          
    Проявляет инициативу в общении и общей деятельности          
  Принимает участие в совместных делах (играх, худ. деятельности и пр).          
  Вступает в сотрудничество            
  Способен уступить, принять и согласовать общий замысел          
  Проявляет справедливость, учитывает интересы других детей в ситуациях выбора          
  Стремится к равноправию, соблюдает правила распределения и очередности          
  Понимает эмоциональные состояния, настроение других детей          
  Проявляет сочувствие, эмоциональную поддержку          
    Проявляет заботу, оказывает помощь          
  Может сдержать свои реакции, есл если этого требует ситуация общения          
  Проявляет ответственность в выполнении обещаний          
  В трудных ситуациях общения апеллирует к правилам и справедливости          
3.   Коммуникация            
  В общении понятен другим          
  Вступает в общение и поддерживает диалог          
    Словесно выражает желания и чувства          
  Участвует в групповых обсуждениях          
    Умеет выслушать других, действовать согласовано          
    Соблюдает формы культурного общения со сверстниками          
  Рассказывает о себе и своих друзьях          
4. Нравственные представления          
  На конкретных примерах может раскрыть содержание понятий (дружба, доброта, честность, сочувствие, справедливость и т.п.)          
    Обнаруживает знание норм и правил общения и отношений          
    Может оценить поступки с позиции правил и нравственных представлений          
  Стремится в оценках и поступках к социально-одобряемому поведению.          
  Правильно оценивает внешнее выражение эмоциональных состояний          

Использование разнообразных методов педагогической диагностики позволяет выявить существующие проблемы в развитии взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и определить эффективные пути и средства обогащения детского опыта общения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.