Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как создать просветлённое общество?






Путь к созданию просветлённого общества не сложен и не труден для понимания. Люди могут быть порядочными и надежными, если они признают в других изначальное добро. Нам не нужно бороться и состязаться, стараться выгадать как можно больше, одерживать победы над конкурентами, шпионить за ними и убирать их с дороги. Не нужно беспокоиться о себе, что бы с нами ни происходило. Мы можем пробудиться здесь и сейчас, можем работать сообща и заботиться об окружающих. Нам не нужно чрезмерно тревожиться о том, как добыть средства к существованию. В действительности для того, чтобы прожить, нам не нужно больше пищи и имущества, чем у нас есть сейчас, если, конечно, мы не живем в Эфиопии или Сомали или в какой-то другой нищей, обездоленной стране. У нас уже есть все необходимое, и мы можем помогать тем, кто живет в нужде. Если у нас есть намерение помогать другим, то, следуя своим влечениям и стремлениям и относясь со вниманием к мелочам жизни, мы обеспечим себя средствами к существованию. Богачами мы скорее всего не станем — ведь даже Моцарт умер в нищете, — но как-нибудь проживем.

В просветлённом обществе необходимо иметь какие-то разновидности духовной практики, а в современном обществе могут сосуществовать самые разные практики. Однако просветлённое общество — это не просто группа людей, которые случайно встретились, чтобы вместе заниматься практикой воинского искусства. Чтобы взращивать изначальное добро и создавать для людей возможности пробудиться к пониманию присущего им добра, само просветленное общество должно строиться на принципах воинского искусства. Структура общества начинается с отношений между отдельными людьми. Его первичные отношения создаются в семье и небольшой группе людей. Именно в межличностных отношениях — домашних, семейных, дружеских — мы можем учиться создавать просветленное общество. Если мы хотим, чтобы оно было подлинным, начинать нужно с этого. Семья — вот непосредственное поле для применения учений Шамбалы на практике. Самые обыденные действия, вплоть до мытья унитаза, становятся священными, когда мы разделяем их с другими, когда с нежностью и бесстрашием работаем рука об руку. Всегда можно работать так, чтобы расширить свое ощущение семьи, чтобы почувствовать себя членами более многочисленной семьи — всемирного племени воинов, в которую входят наши предки, соседи и грядущие поколения.

Чтобы стать порядочными гражданами Шамбалы, нужно исходить из практики и своего нежного сердца. Я имею в виду порядочность в самом буквальном смысле слова, а это значит, что нужно стараться в срок платить долги и не разочаровывать друзей, которые к нам добры, а кроме того, не слишком усердствовать с дисциплиной, обладать непринужденным чувством юмора и следить за своей речью: говорить мягко и воздерживаться от пустой болтовни. Что толку поносить людей? Мы можем уважать других членов общества, начиная с родителей, которые дали нам жизнь, и старших, которые показали нам, как идти вперед с отвагой и пониманием. Мы можем ценить всех, кто хоть чему-то научил нас, в том числе и безумных лидеров, которые учат нас тому, как это важно — обладать здравым умом.

В хорошем человеческом обществе лидерство — естественная вещь. Люди, совместно выполняющие воинские практики — практики внимательности и осознанности, нежности и бесстрашия и пробуждения коня-ветра, — знают, кто их лидеры. Лидер, обладающий подлинным присутствием, пробуждает людей: он поощряет их следовать по пути воинского искусства, чтобы они смогли превзойти самого лидера. Когда есть истинное лидерство, основанное на здравом смысле и совместной практике, политическое устройство является отражением естественной иерархии. Тогда не работают законы закатного солнца, в условиях которых люди всеми силами стараются усыпить друг друга в общем коконе. Тогда не возникают законы авторитарного общества, основанные на хаосе и алчности и подавляющие людей — ведь люди хотят быть бесстрашными и нежными.

Естественная иерархия просветлённого общества — как цветок, соединяющий прочную опору земли с открытым простором неба, а не крышка, которая давит людей. Мы обращаем внимание на естественную иерархию солнца, луны и моря, цветов и птиц, камней и земли, пылинок и мусора. Если мы замедлим темп, будем любознательны и позволим себе чувствовать, то сможем превратить свою жизнь в произведение искусства. Доверимся же изначальному добру — и мы сможем принести в этот мир радость и смех, любовь и слезы. Сможем перестать отравлять мир своими неврозами. Перестать воевать. Мы сможем сделать все это сами, а не беспокоиться, сделают ли это другие. Вот основа хорошего общества.

Многие из принятых в обществе обычаев возникли как ритуальные действия, призванные засвидетельствовать уважение друг к другу, признать коня-ветра других людей и пригласить драл в наш общий мир. Это обычай приподнимать шляпу, встречая знакомых на улице, правило для мужчин не входить в ресторан без пиджака и галстука, а для женщин — с открытыми плечами, привычка придерживать дверь, пропуская других вперёд и так далее.

В наше время очень немногие понимают, что, к примеру, обычай пожимать друг другу руки возник в средние века, в эпоху рыцарской доблести и благородства, как ритуал. Рыцари протягивали правую руку, чтобы показать, что они безоружны, и в знак мира. Поэтому, когда мы теперь, встречая на улице приятеля, протягиваем ему правую руку, а он в ответ протягивает свою и мы соединяем их в рукопожатии, то мы тем самым выполняем ритуал.

Все это способы выражения приличия и порядочности, признания свойственного людям изначального добра. Такие простые повседневные ритуалы содержат в себе вековую мудрость, помогающую привносить в отношения между людьми мир и покой. Наши предки, не одно тысячелетие укрощавшие в человеке первобытного зверя, благодаря мудрости своей разработали ритуалы для всех сторон человеческих взаимоотношений. Только благодаря им на земле существуют человеческие сообщества. В этом смысле все мы, вступая друг с другом даже в самые простые отношения, ежедневно выполняем ритуалы.

Скрывающиеся за повседневными нормами поведения ритуалы и обряды играют важную роль во всех человеческих обществах. Они связывают людей между собой, друг с другом, с миром природы и с дралами. Обычно мощь драл можно легче ощутить, выполняя коллективный ритуал их призывания на благо всех живущих. Благодаря коллективным ритуалам, приглашающим драл присоединиться к людям, в обществе сохраняются мудрость, сострадание и сила.

На Западе из-за раскола, произошедшего между священным и мирским, чувство святости во всех человеческих взаимоотношениях стало уделом от религии. По мере упадка религии, нормы поведения в обществе и обряды утратили проникновенное свойство магического ритуала и превратились в пустые оболочки. В мире закатного солнца нормы обычной порядочности отрицаются как проявление гнета и недостатка свободы, и люди, пытаясь избавиться от них, становятся совершенно ненадежными. Обряд превратился в равнодушный спектакль. А результатом становится все больший и больший упадок.

Разумеется, когда конь-ветер и связь с дралами утрачены, людям становится безразлично, как себя вести, и вычурные манеры действительно могут быть пустыми и мелочными. Они становятся лишь очередной формой навязанной извне нравственности или авторитарными правилами, которые в итоге лишь заживо хоронят изначальное добро.

И все же, пробудив коня-ветра, мы можем почувствовать сокровенный смысл традиционных укладов. Тогда мы захотим относиться к своему телу и к окружающему миру со скромностью и уважением и вести себя порядочно по отношению к другим. Когда мы заново откроем для себя суть норм поведения и коллективных обрядов, они станут частью праздника жизни и нашей человечности, а не правилами и спектаклями, которые навязывают нам страх и неведение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.