Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика внимательности






В обучении воинскому искусству Шамбалы используется метод, помогающий нам глубоко и полно осознать себя. Это сидячая практика, практика внимательности — разновидность медитации с открытыми глазами. Она дает нам время и пространство, чтобы обнаружить, кто же мы такие, обнаружить свой дикий, необузданный ум и свои страхи и встретиться с ними лицом к лицу, обнаружить изначальное добро в самих себе и в окружающем мире.

Практика всегда предполагает упрощение. Практика игры на гитаре подразумевает исполнение множества гамм, тренировка футболиста подразумевает практику ударов, блоков, захватов. Как нельзя взять в руки гитару и сразу заиграть, так и внимательность не приходит сразу. Практика требует усилий, но при наличии правильного взгляда и намерения усилие может стать радостным, потому что оно приносит хорошее, здоровое ощущение. Практика — всего лишь практика. Цель исполнения гамм — научиться играть на гитаре; цель сидячей практики внимательности — научиться быть внимательным в повседневной жизни.

Внимательность — противоядие для рассеянной деятельности, характерной для жизни в коконе, — является частью американской традиции психологии и терапии, восходящей по крайней мерее к Уильяму Джеймсу, который сказал: «Способность сознательно, снова и снова возвращать назад блуждающее внимание есть самая суть суждения, характера и воли. Обучение, которое могло бы улучшить эту способность, должно быть обучением par excellence*. Но гораздо легче сформулировать этот идеал, чем указать практические направления для его достижения».

В более близкое к нам время психотерапевты, например, Джоан Борисенко и Джон Кабат-Зинн показали, что внимательность — ключевой момент в работе с хроническими телесными недугами и психологическими тоже. Кабат-Зинн, участвовавший в передаче Билла Мойерса ««Лечение и ум», является директором Отдела по облегчению стресса в Медицинском центре Массачусетского университета. В своей книге «Пережить полную катастрофу», где описывается эта программа, он говорит: «Знать, что вы делаете, делая что-то, — вот сущность практики внимательности... Отсюда — прямая дорога к новому образу видения и пребывания в собственной жизни, потому что в мгновении настоящего, если относиться к нему осознанно и уважительно, открывается совершенно особая, поистине магическая сила: это единственное время, которое есть у каждого из нас».

Мы живем по-настоящему только в те мгновения, когда внимательно относимся к своей жизни, когда полностью осознаем свою жизнь. Надя Буланже, французская преподавательница музыкальной композиции, — в числе ее многочисленных учеников были Арон Копланд и Леонард Бернстайн — однажды заметила: «Отсутствие внимания к тому, что мы делаем, — будь то мытье окон или попытка создать шедевр — есть отрицание жизни».

Практики внимательности и интуитивной осознанности также составляют основу буддийского и даосского обучения. В последнее время христианские учителя и ученые снова стали считать медитацию на тему внимательности основой христианской молитвы. По словам отца Лоренса Фримана, духовного главы Всемирного общества христианской медитации, «У всех религий есть одно общее — глубокая традиция медитации, берущая начало от подлинных учений их основателей. В переживаниях, рождаемых медитацией, все мы сталкиваемся с борьбой человека со своим эго и рассеянностью».

Отец Джордж Тимко, приходской священник православной церкви, говорит: «В какой-то момент христианство зашло в тупик, потому что стало считать молитву словесной формулировкой и просьбой. Это неверное понимание молитвы. Греческое слово prosevkomai [которое переводится как «молитва»] — означает просто-напросто пребывание в состоянии внимательной осознанности. Theoria [что обычно переводят как «размышление»] — означает следить, наблюдать, просто смотреть. Это внутренний взгляд ума, внимание без ожиданий».

Способность направлять свое внимание, присутствовать в своих ощущениях — это наше человеческое право, принадлежащее нам от рождения. Дуг Бойд, автор книги «Грохочущий Гром», провел много лет в разных странах среди туземных целителей. Его рассказ о годе, прожитом рядом с индейским целителем и шаманом по имени Грохочущий Гром, при всей своей простоте наводит на мысли. Бойд подчеркивает ключевую роль внимательности во всевозможных шаманских ритуалах. Пятнистая Лань, жена Грохочущего Грома, рассказала Бойду о барабанах, звук которых она непрерывно слышала всю ночь во время ритуалов, связанных с кактусом-мескалом. «Барабаны говорят, — сказала она.— Они разговаривают с тобой и помогают тебе. Они удерживают тебя на месте. Помню, иногда я начинала уплывать, как говорится, " отключаться", и тогда барабаны говорили мне: " Будь здесь, будь здесь, будь здесь"».

 

Истинный, в истинном смысле слова (франц.).

 

«Это напомнило мне ночь очистительного ритуала на горячих источниках в Карлине, когда Грохочущий Гром молча передал мне эти слова, — вспоминает Бойд.— Грохочущий Гром, как... наверное, все целители, придает главное значение способности контролировать внимание, сохранять " однонаправленность ума"». Без этой высшей из дисциплин не может быть ни целительства, ни медитации, ни значительного духовного переживания».

Практика внимательности — это не только психотерапевтическое средство, духовное упражнение или метод обучения. Это — естественная функция. Именно она, больше чем что-либо другое, делает нас людьми. Все мы обладаем способностью относиться со вниманием к своему телу, к чувствам, ощущениям и мыслям по мере их возникновения, если только мы не больны телесно или психически. Но большинство из нас использует эту способность только частично и периодически, едва ли осознавая, что делает это. В нашем воспитании отсутствовало обучение внимательности, поэтому мы не понимаем, что такое полнота жизни и творческое начало, которые может раскрыть эта практика.

В современном обществе общепринятая религиозная доктрина и общепринятая наука в один голос учат нас, что ум и тело — не единое целое, а извечно обособленные вещи. В действительности ум и тело никогда не были разделены — их разделяли разве что страх и стены, возведенные коконом, чтобы отделить ум от сердца и от телесного ощущения. Осознанность и чувство — у нас в теле, которое включает в себя и мозг, но очевидно представляет собой нечто большее, чем только мозг. В нашем обществе очень глубоко укоренилось убеждение, что ум находится в мозгу, или еще более крайняя его разновидность — что мозг и есть ум. Многие даже не представляют себе, что ум пронизывает все тело и выходит за его пределы.

В своей передаче «Лечение и ум» телеведущий Билл Мойерс брал интервью у неврапотолога Кэндис Перт. У них произошел такой диалог.

Мойерс: Так вы говорите, что наши эмоции заключены в теле? Перт: Именно так. Разве вы этого не поняли?

Мойерс: Нет, не понял. Я даже не уверен, что под этим подразумевается. А что же тогда там, внизу?

Перт: Вы все еще думаете, что ваш мозг, но на самом деле это мудрость тела. Каждая клетка тела разумна. Ум не ограничен пространством над вашей шеей. Ум расположен в мозгу и во всем теле.

Мойерс, как и многие современные люди, так привык отождествлять ум с головой, что считает, будто тело находится «там, внизу». Похоже, он и не представляет, что тело может быть вместилищем чего-то имеющего отношение к уму или что оно может быть источником ощущения и радости — при условии, что мы способны их ощущать. На пути воинского искусства мы практикуем внимательность, чтобы воссоединить ум, тело и эмоции, давая им возможность работать вместе как одно гармоническое целое. Мы практикуем внимательность не для того, чтобы достичь какого-то состояния бытия, описываемого любой из конкретных духовных традиций, или измененного состояния сознания, и не для того, чтобы освободиться от боли или тревоги, и даже не для того, чтобы обнаружить изначальное добро. Мы практикуем внимательность, «снова и снова возвращая назад блуждающее внимание», просто для того, чтобы присутствовать в своей жизни, в каждом ее мгновении. Только полностью присутствуя в жизни, мы радуемся ей и живем по-настоящему.

Суть в том, что все мы можем вышколить свою внимательность, если захотим. Восточные традиции духовности сделали вечный вклад в мировую культуру: они напомнили нам о внимательности — даре, которым человек владеет от рождения, и, по словам Уильяма Джеймса, «задали практическое направление для его реализации».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.