Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выйти из кокона






Будучи воинами, мы не пытаемся избавиться от кокона или разрушить его, даже если бы это было возможно. Кокон — необходимый этап врастания в человеческое общество, и в этом смысле его можно считать проявлением изначального добра. Он броня и оружейный арсенал, благодаря которому нам удалось выжить. На каком-то этапе жизни составляющие кокон привычки были нам полезны и защищали нас. Позже те же самые привычки стали мешать нам жить чутко, открываться новым возможностям. Одна молодая женщина выросла в семье, где ощущалась атмосфера глубокой горечи и невысказанных обид. Отец ее обычно молчал, а каждый раз, когда она, движимая искренним чувством, заговаривала с ним, зло и язвительно огрызался. Она научилась оберегать от него свое сердце. Теперь, имея дело с особо молчаливыми людьми, она ощущает подозрительность и угрозу, представляя себе, как они выходят из мрачных раздумий и холодно ставят ее на место. Она понимает, что не все молчаливые мужчины похожи на ее отца, но с большим трудом может увидеть их по-другому.

С самим коконом нет никаких проблем. Это естественное явление, как тот кокон, в котором начинает свою жизнь бабочка. Кокон бабочки — живая часть гусеницы, одушевленная ее постоянной работой. Но перед самым рождением бабочки кокон высыхает и превращается в мертвую оболочку. Мы, как и бабочка, начинаем свою жизнь в коконе, но если мы сумеем увидеть и ощутить его слои в теплом свете изначального добра, он распадется сам, и мы сможем выйти наружу. Это естественный процесс — так шелушится кора на стволе березы, платана или дерева пекан, когда оно растет изнутри.

Кокон распадается, когда мы видим в нем противоположность мгновению изначального добра. Так мы можем понять, что в комнате душно, только если кто-то откроет окно, чтобы впустить свежий ветерок. Или мы можем понять, что темнеет, только если кто-то войдет и зажжет свет. Как говорит Дордже Драдул,

В коконе нет никакого представления о свете, пока мы не ощутим некую тоску по открытости, тоску по чему-то иному, нежели запах собственного пота. Начав исследовать этот уютный мрак — разглядывать его, принюхиваться к нему, ощупывать его, мы обнаруживаем, что он несет в себе клаустрофобию. Так что первый импульс, влекущий нас из темноты кокона к свету Великого Солнца Востока, — это тоска по вентиляции... И с этой тоской по свежему воздуху, по восхитительному ветерку мы открываем глаза и начинаем искать иное, нежели кокон, окружение.

Когда мы соединяемся с более широким миром, наше острое чувство обособленности ослабевает. Внутренняя болтовня стихает, и мы чувствуем, что можно открыться новому миру, лежащему за пределами душного кокона, и осознать свою неотъемлемую связь с ним. Как говорил Альберт Эйнштейн,

Человеческое существо — это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная в пространстве и времени. Человек ощущает себя, свои мысли и чувства как нечто отдельное от всего остального — это своеобразная оптическая иллюзия сознания. Такое заблуждение — нечто вроде тюрьмы, ограничивающей нас до размеров наших личных желаний и до приязни к нескольким самым близким людям. Нашей задачей должно стать освобождение от этой тюрьмы путем расширения круга сострадания, так чтобы он объял всех живых существ и природу во всей ее красоте. Никто не может достичь этого полностью, но само стремление к такому достижению есть часть освобождения и основа внутренней безопасности.

Итак, ваша цель — обнаружить, как установить связи с истинным миром — миром, выходящим за пределы ваших застывших умопостроений. Единственный способ осуществить это по-настоящему заключается в том, чтобы уделять внимание подробностям самых обыденных своих переживаний, ибо именно в них вы найдете изначальное добро. Вы никогда не найдете его, просто поверив в него, потому что кто-то сказал вам, что это так, или стремясь к какой-нибудь иной реальности, к какому-то иному миру. Изначальное добро можно пережить только здесь, самому.

Изначальное добро предстоит найти в привычном ощущении себя как живого существа: в тепле своего тела, в запахах, образах и звуках, во вкусе восхитительной еды. Это так просто, и все же мы редко ощущаем это непосредственно. Большую часть времени мы слишком спешим или слишком заняты, чтобы ощутить эту радость. Мы так многое принимаем как должное и настолько погрязли в скуке и тревоге, пытаясь выжить и победить или пытаясь выяснить, что же с нами в действительности не так, что редко способны ценить жизнь.

Например, какое бы ощущение вы ни испытывали в данный момент, факт в том, что вы ощущаете. Вы можете почувствовать биение своего сердца, вдох и выдох, тяжесть этой книги в руках. Может быть, вы слышите свист ветра в дымовой трубе, урчание холодильника или шум уличного движения. Оглянувшись, вы можете увидеть лица людей или автомобили, или картины на стенах своей комнаты, или цветущее растение, которое нужно полить.

Вы реагируете на все эти вещи. Вы считаете их плохими или хорошими. Вы ощущаете волнение или печаль. Вы можете так погрузиться в оценки или в свое настроение, что сам факт, что вы ощущаете — покажется совершенно не важным. Но припомните время, когда вы только-только оправились от жара — какие свежие, приятные ощущения дарили вам простая еда или прогулка. Те, кто перенес тяжелую болезнь и побывал на грани смерти, почти всегда описывают ту необычайную радость, которую рождает в них простая способность снова ощутить мир. Люди, пережившие временную слепоту или глухоту, выражают огромную благодарность за то, что к ним вернулись зрение и слух. Мы принимаем все эти вещи как должное, однако сами по себе они исполнены истинного волшебства.

Все мы можем научиться осознавать жизнь, которую проживаем. Открытие заново и узнавание своего изначального добра — естественный процесс, доступный каждому. Верования, свойственные конкретной культуре, и то, как воспитываются дети, может способствовать этому процессу или служить ему помехой, но одно ощущение доступно каждому человеческому существу — ощущение, что ты воистину человек. Чтобы обнаружить изначальное добро, нужно перестать суетиться, выясняя, кто же мы такие. Хотя изначальное добро — самая основа всех наших переживаний, его нельзя найти, по крайней мере в начале, ведя поиски где-то помимо себя. Изначальное добро — не какой-то внешний объект. Открытие изначального добра начинается с того, что вы начинаете ценить себя такими, какие вы есть. А для этого нужно на время остановиться и обратить внимание на себя — на свое тело, на свои мысли и на свои эмоции и чувства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.