Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примуса и горелки в туристских походах




Александр Хайтин: С некоторым отставанием от прогресса в этом году я впервые ходил в поход с газовыми горелками (ХХХ Coleman) вместо примусов. Поход был горный, IV категории и проходил на высотах от 2700 до 4500. Три года назад аналогичный поход был пройден с использованием примусов " Огонек". Таким образом, подобрался почти идеальный материал для сравнения свойств примусов и газовых горелок. Сначала напомним свойства примусов: во-первых, они работают на бензине. Бензин, как известно, вонюч и ядовит. Кроме того, даже применение проверенных пластиковых бутылок (лучшей известной мне тары под бензин), не всегда спасает от протечек, которые могут непоправимо испортить некоторые предметы снаряжения, спальник например.
АД: чтобы бензин не просачивался из бутылки при подъеме на большую высоту, что сопровождается резким перепадом давления, надо не только использовать хорошие бутылки, но и наливать их НЕ ДОВЕРХУ. Перед большим набором высоты надо слить из каждой бутылки по 150-200 грамм бензина, бутылку сжать, чтобы оставшийся бензин поднялся почти до горлышка, и плотно закрутить крышку. Теперь при уменьшении внешнего давления бутылка просто восстановит свою форму, но разность давлений внутри и снаружи останется близкой к нулю. Кстати, при открывании такой бутылки на большой высоте нет опасности выплеснуть часть с таким трудом принесенного бензина.
Александр Хайтин: В борьбе с протечками очень важно, какой тип бутылок выбрать. Если в походе I-III к.с еще можно использовать то, что под руку подвернется, то при подготовке более сложных походов необходимо тщательно отобрать бутылки и убедиться в их герметичности. При подборе типа бутылок перед зимним походом VI к.с. применялись самые разнообразные средства, в том числе бросание полных бутылок с 5 этажа и получасовая игра в футбол заполненной бутылкой. В обоих номинациях выиграла бутылка из под водки McCormick, что привело к сильному напряжению организмов участников похода, ведь надо было освободить достаточное количество посуды:).
Следующее всеми любимое свойство примуса это то, что его надо разжигать, преодолевая ожесточенное сопротивление. Некоторые примусы более упорны, другие более покладисты, но все равно разжечь примус - это не слишком быстро и не слишком просто. Особенно ближе к концу похода, когда уплотнения уже не те, что были в начале, и горелку успели пару раз чем-нибудь залить. Даже при идеальном раскладе разжечь примус меньше, чем за 5-10 минут, мало реально. Напоследок стоит сказать о том, что примус весьма небезопасен. Недавно при заправке примуса сожгли " Приют 11", и это лишь самый известный случай. Сколько людей и имущества пострадало от возгораний примусов, вряд ли можно сосчитать.
АД: не могу удержаться от пары дополнений. Во-первых, для опытного человека и не дефектного " Шмеля" его заправка и розжиг за 5 минут - это скорее норма, чем рекорд. Если учесть, что примерно столько же времени уйдет на распаковку примуса (а равно и газа), продуктов и посуды, устройство ветрозащитной стенки, то преимущество горелки в " скорострельности" уже не будет столь абсолютным. Во-вторых, залить горелку не так-то просто (я уже не помню, когда это со мной случалось в последний раз), а будучи залитой, горелка очищается за несколько минут. В-третьих, мне очень странно слышать, что уплотнения могут серьезно повредиться уже " к концу похода". Если не перегревать примус, он без потери качества прослужат несколько лет - а это десятки недельных и более длинных походов. Наконец, справедливости ради надо заметить, что число людей, пострадавших (в быту) от взрыва газа, многократно превосходит количество погибших при пожаре примуса. Когда газ в походе сравняется с примусом по популярности, и главное, достаточное количество горелок попадет в руки истинных раздолбаев, количество ЧП при использовании газа, видимо, приблизится к количеству ЧП при пожарах примуса. Другими словами, хотя потенциально примус действительно более опасен, основную роль с точки зрения ТБ играет все же не кухонный прибор, а обслуживающий его человек.
Александр Никольский: могут ли уплотнения серьезно повредиться уже к концу похода? У современных примусов это хроническая болезнь. Из старых - у " Смерти Туриста"
Антон Щербаков: " Заправка и розжиг " Шмеля" за 5 минут" - это только в первый день похода на свежем и чистом примусе. Уже через неделю похода могут начаться проблемы с загрязнением. Если, конечно, не кормить " Примус" " Калошей" - высокоочищенным бензином (который заметно дороже автомобильного).
АД: А мой опыт говорит обратное. Всегда кормил своего " Шмеля" чем придется (т.е. сливал из первой попавшей машины), давал его пользовать разным людям, но проблемы начались не через неделю похода, а через 10 лет эксплуатации. Не очень, впрочем активной - в среднем, 1-2 двухнедельных похода в год.
Александр Хайтин: Совершенно естественно, что не все свойства примуса относятся к недостаткам. Есть и неоспоримые достоинства. Бензин дешев и доступен везде. Пустой примус вполне можно возить самолетом, а бензин докупать на месте. Бензин штука многоцелевая: можно костер разжечь, можно перед подклейкой подошвы поверхность обезжирить и т.д. Примус вполне ремонтопригоден, устройство чисто бензинового примуса настолько прозрачно, что починка примуса является вполне обычным делом. Примус можно заправлять, не дожидаясь пока выгорит весь бензин в бачке. Это имеет смысл делать тогда, когда израсходована половина или более бачка (естественно имеется в виду заправка холодного примуса до начала использования, а никак не доливка бензина в горячий примус). Дозаправка позволяет все время работать с полной мощностью, имея достаточное давление в бачке. Так как при работе примус по определению разогревается, то температура воздуха важна только в момент розжига, от нее зависит, как сильно и долго придется прогревать примус перед запуском. Но если уж примус зажгли, то дальше уже неважно, сколько сейчас -30 или +30.
Переходя к эксплуатации горелок, необходимо понимать, что это вовсе не " улучшенный примус", а совсем другой предмет. Непонимание этого факта доставило нашей группе немало неприятностей, о которых ниже. Свойства горелок не так известны, как примусов, поскольку горелки начали использоваться в российском туризме всего несколько лет назад. Тем не менее можно отметить следующее. Горелку не надо прогревать: открыл кран, поджег и все (поджигать ее приходится спичкой иди зажигалкой, так как общий опыт показывает, что пьезоподжиг работает только в идеальных условиях). Работающую горелку можно регулировать не хуже домашней газовой плиты. Если надо, можно дать мощный факел, если не надо, то маленький огонек. Так как газ, в отличие от бензина, не разрушает резину, то все уплотнения горелки гораздо более надежны. Еще важнее то, что из-за охлаждения баллона при горении резиновые прокладки нагреваются гораздо меньше, чем у примуса. Горелка весит меньше примуса, так как баллоны можно по большей части выкинуть, оставив на дозаправку (если есть желание этим заниматься) несколько штук, которые были использованы в последней части похода. Топливо для горелок упаковано изначально. Причем в герметичную и удобную тару.
АД: С точки зрения экологии, ненужные газовые баллоны, как впрочем и консервные банки и другие отходы, перед выбрасыванием (закапыванием) лучше все же спустить до лесной зоны и обжечь в костре. Это многократно, с десятков лет до двух-трех сезонов, сокращает время разложения жести, и значит путешествующие после вас группы не будут вынуждены постоянно переходить от одной мусорной кучи к следующей.
Александр Никольский: Об экологии: Горелки на одноразовых баллонах имеют крайне низкую мощность, маловато даже для одного. А многоразовые баллоны можно и в город с собой дотащить.
Александр Хайтин: Горелка куда безопаснее примуса по многим причинам. Что происходит, если сильно перегреть примус? Правильно: срабатывает клапан и из него бьет струя бензина. Что происходит при перегреве баллона? Выворачивает дно, и вся конструкция падает, но утечки горючего не происходит. Конечно, если еще нагреть, то баллон разорвет, но случайно такого добиться практически нереально. Есть у горелок и недостатки: баллоны приходится дожигать до конца, а это приводит к тому, что не всегда удается развить полную мощность, ведь при дожигании остатков газа мощность значительно падает. Значительные проблемы может вызвать транспортировка газа. Перевозить газовые баллоны запрещено везде: в поездах, автобусах и т.п., не говоря уже о самолетах. Причем, если запрет на перевозку баллонов в поезде скорее всего перестраховка, то возить баллоны в самолете действительно опасно. Учитывая то, что купить газ " на месте" практически невозможно, такая ситуация может вызвать серьезные проблемы.
Известен случай, когда группе горных туристов было необходимо провезти газ (более 15 баллонов по 450 г.) самолетом. Надежды на то, что удастся пронести этот газ мимо контроля незамеченным, не было. Поэтому были приняты меры: все баллоны были обклеены этикетками от банок с красками, на днище баллонов были нанесены мазки краски (как это обычно бывает на банках). На контроле, когда банки были обнаружены, было заявлено, что это краска, которую везут тетушке, потому что там она в страшном дефиците. Как ни странно, этот блеф увенчался полным успехом.
К сожалению, я уже приобрел личный опыт ремонта горелок. Высокая надежность горелок привела к тому, что они делаются неремонтопригодными и практически неразборными. То есть если у вас таки что-то сломалось, то легкого ремонта не будет. Чинить в горелке, правда, почти нечего. В этом смысле приведенный ниже случай довольно уникален. В походе мы впервые использовали горелки (Coleman) вместо привычных примусов. При использовании горелок было сделано две ошибки:
1.Мы накрывали котел с горелками стеклотканью до земли
2.Под один котел ставилось две горелки
Два этих вполне естественных при использовании примусов действия дали неожиданный и крайне неприятный эффект: горелка перегревалась, пластиковый клапан баллона плавился и полностью забивал приемную трубку горелки. В итоге получалась наглухо забитая горелка и баллон, который не закрывался клапаном. То есть стоило свинтить горелку, как газ начинал выходить из баллона. Когда эта случилось впервые, нам стало очень грустно. Остаться с одной горелкой на 7 человек не только неудобно, но и весьма рискованно - второй отказ и придется есть сухие супчики и прочие сублиматы. Потому начался ремонт горелки. Для начала тонким сверлом, которое было сделано из швейной иглы путем отламывания края ушка, был высверлен пластик из центрального и бокового каналов. Этого, однако, оказалось мало. Поэтому горелку пришлось полностью разобрать, для чего был выбит ограничитель (заклепанная в корпус трубка). Целью разборки было удаление всех резиновых деталей. После этого корпус горелки прокалили на другой горелке в попытке выжечь пластик, который не удалось высверлить. Как ни странно, это нам удалось - после остывания выяснилось, что теперь горелка продувается, т.е. топливные каналы от баллона к форсунке освободились. После сборки горелка заработала нормально. Но позже был замечен побочный эффект: отказ аварийного клапана. Этот клапан должен срабатывать, если горелка падает набок, и отсекать газ, чтобы избежать опасности пожара. После нашего варварского ремонта этот клапан себя никак не проявляет. Видимо в нем использовались пластиковые детали. За время похода такую процедуру пришлось проделывать трижды. По ходу дела были обдуманы разные гипотезы о причинах поломок: от некачественных баллонов и слишком сильного навинчивания горелки на баллон до влияния фаз Луны и дурного взгляда. Наиболее вероятным представляется все же перегрев. Не совсем ясно, как можно использовать горелки в ветер, не накрывая их стеклотканью. Есть, конечно, мысль накрыть котел с горелками коротким куском стеклоткани (чуть выше ручки регулировки), но это надо еще пробовать.
Еще одна особенность горелок - это сильное влияние температуры воздуха на работу горелки. Так как баллон с газом охлаждается по мере горения, то при низкой температуре окружающего воздуха сжиженный газ в баллоне перестает испаряться и горение прекращается. Для эксплуатации горелок при низких температурах предлагаются специальные химические грелки. Подразумевается, что эту грелку надо прогреть в кипящей воде, после чего в течении 1-2 суток запасенное тепло можно использовать. Увы, при температурах ниже - 8-10 грелка практически бесполезна, т. к. хранит тепло не более 2-3 часов.
Горелки с подключением баллона через шланг лишены описанного недостатка: при их использовании в холод баллон кладется сверху на нагреваемый котел, что позволяет нагревать баллон теплом собственно горелки. Для розжига любого типа горелки в очень холодную погоду можно погреть баллон снаружи спичками или зажигалкой - газ закипает и давление в баллоне поднимается.

Горелки | Примуса
Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
Легко зажигается Дорогое и достаточно редкое топливо Дешевое и распространенное топливо Топливо ядовитое, с сильным запахом, имеются трудности с упаковкой
Удобная и простая регулировка мощности Трудности с перевозкой самолетом Ремонтопригодность Долго и непросто разжигать
Высокая надежность Изрядные проблемы при низкой температуре воздуха (для горелок, навинчивающихся на баллон) Возможность дозаправки Небезопасен при эксплуатации
Малый вес При перегреве баллона или горелки полностью выходит из строя Устойчивая работа при низких температурах Регулярные утечки топлива через прокладки и резьбовые соединения
Хорошая упаковка топлива Трудности с утилизацией пустых баллонов   Ограниченный диапазон регулировки интенсивности горения
Хорошая безопасность использования     Большой вес
В общем, применение в туризме разнообразных газовых горелок - это явный шаг вперед, по сравнению с эрой примусов, но этот шаг требует внимания и аккуратности. К сожалению, простое правило " примусов в походе должно быть не менее двух, а один примус - это вообще не примус" пока что вполне переносится на газовые горелки. Удобство, простота и безопасность эксплуатации горелок, на мой взгляд, вполне окупают немногие имеющиеся проблемы. ГАЗ ПРИМУС
Топливо Дорогое и достаточно редкое, имеются трудности с перевозкой на транспорте. Хорошая упаковка топлива. Трудности с утилизацией пустых баллонов Дешевое и распространенное, ядовитое, с сильным запахом, имеются трудности с упаковкой. Регулярные утечки топлива через прокладки и резьбовые соединения
Безопасность Хорошая безопасность использования Небезопасен при эксплуатации
Обслуживание Легко зажигается. Изрядные проблемы при низкой температуре воздуха. При перегреве баллона или горелки полностью выходит из строя Долго и непросто разжигать... Есть возможность дозаправки. Устойчивая работа при низких температурах
Регулировка мощности Удобная и простая регулировка мощности Ограниченный диапазон регулировки мощности
Ремонт Высокая надежность (для горелок, навинчивающихся на баллон) Высокая ремонтопригодность
Вес горелки Малый Большой

АД: Уже не первый раз пишут о ядовитости бензина. А как же шофера, которые его чуть ли не пьют? Газом, кстати, тоже без проблем можно отравиться. По-моему, тезис о большей ядовитости одного вида топлива по сравнению с другим надуман. Впрочем, по количеству вредных продуктов сгорания примус действительно обычно опаснее газа, что усугубляется его большей мощностью. Хотя на большой высоте, типа 4К и выше, в условиях острого дефицита кислорода я бы не стал жечь в палатке ни то, ни другое.

Константин Мухин: Давление в баллоне понижается, если низкая температура или мало газа. В других случаях пламя очень стабильно.
И еще о безопасности. У мобильных газовых горелок нет клапана сброса давления, и разговоры, что вогнутое дно баллона сначала выгнет наружу, а затем только он рванет, не столь правдивы. В разнесенных горелках при низких температурах баллон часто греют, положив его на котел с верху. Этот процесс нельзя выпускать из под контроля. Горелка у нас осталась, а верхняя часть баллона, с запорным краном, улетела, и мы ее не нашли, хотя вокруг был снег. В пещере Воронья в лагере 500 трое в палатке готовили пищу на горелке с прокалываемым баллоном. Газ заканчивался и решили подогреть открытым огнем, пламенем карбидки. Форсунка у маломощных горелок очень маленькая и может забиваться при переворачивании. Газ в баллоне был. В итоге испанского спелеолога сильно обожгло газом, а потом ошпарило кипятком.
АД: Я бы дополнил о регулировке мощности. У горелок бывают проблемы с достижением максимальной мощности (т.е. регулировка удобна и проста на малом ходу), у примуса, наоборот, есть трудности с регулировкой на малой мощности (сильное и очень сильное пламя, как правило, устанавливается без проблем). Кроме того, будучи предоставлен сам себе, примус часто имеет тенденцию к самопроизвольному росту или наоборот, снижению мощности в связи с разогревом/охлаждением бачка/горелки, а также незадолго до исчерпания бензина. Стационарный режим достигается только в не очень широком диапазоне интенсивности горения, обычно это средняя и большая (но не максимальная) мощность. Поэтому типичный примус нельзя просто включить и уйти, чтобы через полчаса вернуться за готовой кашей: каждые 5-10 минут нужно проверять и регулировать мощность горения. Не знаю, есть ли эта проблема у всех примусов, или только у некоторых, и полностью ли она отсутствует у газовых горелок, или как-то проявляется и там тоже.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.