Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неценовые детерминанты спроса и предложения

При построении кривых спроса и предложения мы исходили из того, что детерминантой величины спроса (предложения) данного товара явля­ется его цена (ценовой фактор) им кривые мы определили при условии равен­ства прочих условий — неизменности неценовых факторов, влияющих на пове­дение покупателей и продавцов. Но что происходит, если эти обстоятельства также изменяются?

Рассмотрим первоначально неценовые факторы спроса. Но прежде вспомним, что спрос — это совокупность комбинаций именно цены данного товара и вели­чины его спроса. Изменение величины спроса под влиянием изменения цены означает переход от одной комбинации «цена — объем товара» к другой. Гра­фически изменение величины спроса выражается в движении от одной точки кривой спроса к другой. Изменение спроса — это изменение объема плановых покупок, обусловленное изменением неценового фактора. Графически оно вы­ражается как перемещение кривой спроса относительно своего первоначаль­ного положения (рис. 4).

Таким образом, изменения величины спроса и собственно спроса — явления, обусловленные влиянием различного типа (ценового и неценовых) факторов.

К числу основных неценовых факторов относятся следующие:

· Изменение вкусов покупателей. Если, например, под влиянием рекламы по­купатели будут отдавать предпочтение товару В, то кривая спроса на данный товар А переместится влево (D " D1), что означает уменьшение спроса на то­вар А.

· Изменение числа потребителей. Вполне очевидно, что при прочих равных ус­ловиях рост числа покупателей приведет к росту спроса, что графически выра­зится в перемещении кривой спроса на данный товар А вправо (D " D2).

· Изменение денежного дохода. Изменение денежного дохода вызывает неод­нозначную (если мы не принимаем во внимание тип товара) реакцию спроса. Предположим, при росте доходов покупатели увеличивают спрос на данный то­вар А, что выражается в сдвиге кривой спроса вправо (D " D2). В этом случае продукт А является товаром высшей категории (нормальным товаром), спрос на который изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода. А если по мере роста денежного дохода спрос на товар А уменьшается, то происходит сдвиг кривой спроса влево (D " D1). В этом случае А — товар низшей катего­рии, то есть товар, спрос на который изменяется в обратной зависимости от из­менения денежного дохода.

· Изменение цены другого товара. Приведет ли изменение цены на некий то­вар В к росту спроса на данный товар А зависит от того, являются ли А и В взаимозаменяемыми (товары-субституты) или взаимодополняемыми (товары-комплементы) при потреблении. Например, если А и В соотносятся как субсти­туты, то рост цены В вызовет рост спроса на А; кривая спроса сдвинется вправо (D " D2). Если же А и В — комплементы, то рост цены В приведет к сокраще­нию спроса на А; кривая спроса переместится влево(D " D1).

· Изменения в ожиданиях покупателей. Ожидание изменения будущих цен и доходов также способно изменить спрос. Например, если ожидается повышение цены товара А, то во избежание будущих относительно избыточных расходов покупатели увеличат текущий спрос (D " D2). Прогноз сокращения будущих до­ходов вынудит покупателей ограничивать текущие расходы, что приведет к па­дению спроса (D " D1).

Теперь обратимся к неценовым детерминантам предложения. Здесь также следует различать изменения величины предложения и собственно предложе­ния. Первое определятся изменением цены данного товара и выражается в пе­редвижении от одной точки кривой предложения к другой.

· Изменение предло­жения — это изменение планового объема продаж, вызванное изменением не­ценового фактора. Графически оно выражается сдвигом (влево или вправо) кривой предложения (рис. 5). Отметим ряд основных неценовых факторов.

· Изменение цен на другие товары. Например, падение цены товара В (пше­ницы), при прочих равных условиях, может вызвать рост предложения данного товара А (кукурузы); кривая предложения сдвинется вправо (S " S2).

· Изменение цен ресурсов. Производство и предложение товаров сопряжено с издержками — расходами на покупку ресурсов. Если, например, цена ресурсов растет, то растут и издержки производства, что снизит предложение данного товара (S" S1). И наоборот, падение цены на ресурсы снизит издержки про­изводства и приведет к росту предложения (S " S2).

· Изменение технологии. Совершенствование технологии приводит к снижению объема потребляемых ресурсов в расчете на единицу продукции и, следова­тельно, издержек производства. Соответственно использование новой техноло­гии при неизменных ценах ресурсов и при прочих равных условиях приводит к росту предложения; кривая предложения сдвигается вправо (S " S2).

· Изменение ожиданий. Влияние ожидания изменения цены данного товара в будущем не является однозначным. Например, при одних условиях прогноз роста в будущем цены данного товара вызовет сокращение его текущего пред­ложения, а при других — увеличение этого предложения.

· Число продавцов. Вполне очевидно, что при прочих равных условиях пред­ложение данной отрасли определяется числом предприятий. Соответственно рост числа предприятий приводит к росту отраслевого предложения (S " S2), и наоборот, уменьшение их числа вызовет сокращение предложения (S" S1).

· Изменение налогов и дотаций. Выплата налогов является частью расходов предприятий. Поэтому рост налогов увеличивает издержки производства и со­кращает предложение; кривая предложения сдвигается влево (S" S1). Если же государство перечисляет предприятию дотации (оказывает безвозмездную фи­нансовую поддержку), издержки данного предприятия сокращаются, что спо­собствует росту предложения (S " S2).

Теперь рассмотрим изменения спроса и предложения не изолированно, а с учетом друг друга (рис. 6).

Предположим, что при данном предложении денежный доход покупателей снизился: кривая спроса смещается влево (D " D1), возникает новое равнове­сие с параметрами Р1 и Q1. А если происходит и сокращение предложения, на­пример, в связи с ростом цены ресурсов? Кривая предложения также сдвинется влево (S " S1). Как следует из графика, кривые спроса и предложения (D1 и S1) пересекутся в точке с параметрами Р2 и Q2. Возникает новое микроэконо­мическое равновесие.

Возможны различные сочетания изменения спроса и предложения. Отметим лишь следующее. Графическая модель отчетливо демонстрирует ряд эффектов:

• при падении спроса происходит снижение цены и сокращение объема това­ров, и наоборот, увеличение спроса сопряжено с ростом цены и ростом объема товаров. Таким образом, между изменением спроса, соответствующими изменениями равновесной цены и объема товаров существует прямая зависи­мость;

• падение предложения связано с ростом цены и снижением объема това­ров. При росте предложения имеет место снижение цены и рост количества то­варов. Соответственно: между изменениями предложения и равновесной цены существует обратная, а между изменениями предложения и объема товаров — прямая зависимость.

 

3.4 Сущность и функции рынка

 

Модель частичного рынка показывает, как осуществляется координация по­ведения покупателей и продавцов, как в условиях избыточного спроса или предложения восстанавливается рыночное равновесие. Восстановление равно­весия означает, что оно нормальное (типичное) состояние рынка.

Эта модель дает нам крайне упрощенное, но основополагающее и отчетливое представление о сущности и функциях рынка. Рынок — это сообщество покупа­телей и продавцов, координирующих свое поведение в форме спроса, предло­жения, конкуренции и ценообразования. Если мы акцентируем внимание на от­ношениях, то возможно следующее определение. Рынок — это спрос, предло­жение, конкуренция и ценообразование, осуществляемые покупателями и про­давцами. Реализуя указанные отношения, данное сообщество выполняет тем самым следующие функции:

• ценообразование (выявление общественной ценности товара);

• информирование о поведении друг друга;

• координацию (согласование производства и потребления, распределение ресурсов и благ).

Взаимодействуя, покупатели и продавцы выявляют общественно необходи­мую пропорцию обмена товаров, информируют друг друга о своих целях и воз­можностях, согласовывают функциональные интересы и, в конечном счете, по­требление и производство. Действуя согласно самостоятельным решениям, уча­стники рыночного сообщества осуществляют децентрализованную (не опреде­ляемую неким центром) координацию, а именно отбор социально приемлемых (эффективных) правил поведения (а также технологии, объема и структуры распределения доходов, производства и потребления).

Как следует из определения спроса и предложения, спрос выражает лишь те потребности, которые обеспечены готовностью заплатить; предложение выра­жает не все (соответствующие наличным ресурсам) возможности производства, а лишь те, которые будут оплачены потребителями. В этом контексте стано­вится очевидным: поведение покупателей ограничено планами продавцов — кривой предложения, а возможности продажи ограничены планами покупате­лей — кривой спроса. Если же акцентировать внимание на масштабах произ­водства (значит, и на масштабах потребления ресурсов), то продавцы (произ­водители) приспосабливаются не к ресурсным ограничениям, а к ограничениям со стороны спроса.

Спрос и предложение (потребление и производство) сопоставляются рыноч­ным сообществом не в натуральных показателях, а в универсальном денежном измерении, по единой шкале. Иначе говоря, косвенным индикатором общест­венно необходимых действий, на который ориентируются рыночные агенты, является цена. Именно она связывает покупателей и продавцов и, тем самым, потребителей и производителей. В данной модели цена является единственным инструментом реализации функций рынка: в отсутствие цены невозможны ни спрос, ни предложение и, следовательно, ни ценообразование, информирова­ние и координация.

Рост цены — признак недостаточности производства данного товара, сигнал необходимости увеличения объема его выпуска и, значит, необходимости во­влечения в производство дополнительного количества ресурсов. Повышенная цена — симптом избыточности производства относительно возможности потреб­ления, избыточности количества используемых ресурсов.

Принимая во внимание влияние на рынок данного товара неценовых детер­минант, мы получаем основание сформулировать представления о том, как ры­ночное сообщество может регулировать распределение ресурсов между произ­водством разных товаров и определять структуру и объем социально необходи­мых потребностей (потребления), о том, как микросубъекты могут адаптиро­ваться к изменению множества обстоятельств.

 

3.5 Условность и значение модели спроса и предложения

 

В этой главе мы рассмотрели модель спроса и предложения, называемую также «крестом Маршалла» (по имени ее автора). В реальности, разумеется, не существует никаких кривых спроса и предложения. Почему?

Всякое экономическое событие находится в непосредственной или косвен­ной, сильной или слабой, причинно-следственной зависимости от множества прочих явлений. Однако функциональная модель спроса и предложения из множества постоянно изменяющихся реальных факторов поведения покупате­лей и продавцов выделяет товарную цену (одну переменную) в качестве наи­более существенной детерминанты объема покупок/продаж (других перемен­ных). Другими словами, в логически строгой, однозначной форме — в форме

непрерывных кривых спроса и предложения, т.е. в виде графических симво­лов — она выражает исследуемую многостороннюю реальность крайне одно­сторонне и искаженно.

Тем не менее она полезна именно потому, что выделенная переменная (цена) имеет существенное (преобладающее) значение, особенно тогда, когда прочие факторы изменяются довольно медленно. (Напомним, что назначение экономи­ческой теории состоит в установлении наиболее важных (главных) факторов, вызывающих возникновение тех или иных событий экономической жизни.) Ут­верждение о том, что спрос (предложение) определяется ценой, отнюдь не оз­начает, что исключительно цена определяет спрос (предложение). Смысл этого положения заключается в том, что именно цена — главная детерминанта спроса (предложения). И график, строго выражающий воздействие изменений цены на спрос (предложение), строится таким образом, что все прочие факторы предполагаются неизменными (или таким образом, что влияние неценовых де­терминант приобретает логически очевидную форму). С помощью метода кри­вых спроса и предложения создается возможность сосредоточить анализ на са­мой важной детерминанте спроса, а именно на цене рассматриваемого товара.

Таким образом, рассмотренная нами модель (как и любая система функцио­нальных зависимостей) — идеальный тип, инструмент анализа. В этом качестве она имеет ограниченное практическое значение, однако, позволяет, хотя и в высшей степени упрощенно, мысленно упорядочить отношения реальных поку­пателей и продавцов. В ходе принятия хозяйственных решений простейшая мо­дель спроса и предложения позволяет выдвигать более строгие предположения о возможных реакциях покупателей и продавцов. (Так и в повседневной жизни люди, решая те или иные проблемы, стараются, как правило, принимать во внимание именно существенные обстоятельства.) Хотя полученные с ее помо­щью представления имеют достаточно общий характер и не исчерпывают пред­мет анализа (поведение покупателей и продавцов), она является важной сту­пенью научного исследования, основой дальнейшего познания рынка (его раз­личных видов) и экономической организации в целом.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизмы возникновения хромосомные болезни в системе половых хромосом | Характеристики РТС




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.