Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порождающая грамматика






Структурализм - взгляд на то, как проводить классификацию наблюдаемого материала. Для структурализма характерна тяга к достижению “научных” стандартов точности. Престижным считалось заниматься естественными науками. Считалось также, что структурная лингвистика в наибольшей степени отвечала этим требованиям.

Структуралисту язык виделся как естественнонаучный объект, вне культуры и в отвлечении от людей, говорящих на нем. Такой тодход был характерен для американского структурализма 40-50 гг ХХ в.

В европейской лингвистической традиции считалось неоправданным огрублением пренебрегать в описании языка экстралингвистическими сведениями из истории народа, говорящего на этом языке.

В 50-60 гг. происходит “генеративная революция”, “хомскианская революция”, по имени ее “вождя” Ноама Хомского (Noam Chomsky), или Чомского. Эта революция носит антиструктуралистский характер. Она принесла с собой рационалистические, неокартезианские теоретические мотивы.. Её можно оценить как предпосылку для возвращения к филологизму. Хомский утверждал, что его теория является антитезой американскому структурализму. В результате этой революции наука о языке получила своеобразный синтез, а именно: сочетание американских «научных стандартов» с европейским филологизмом.

«Хомскианская революция» состояла в изменении направленности работы лингвиста, замене таксономического подхода генеративным. До этого подхода в США акцент делался на дистрибутивном анализе, на изобретении процедур для пошагового индуктивного построения «лингвистических конструктов» на основе высказываний в корпусе (приемы сегментации, идентификации, классификации). Теперь же на передний план вышли абстрактные системы формальных правил, позволяющих определять лингвистические понятия и устанавливать свойства воплощений таких систем. В центре внимания теперь «методологические принципы оценки систем формальных правил как наилучших средств прогнозирования и объяснения грамматических фактов, адекватное грамматическое объяснение фактов (синтаксической неоднозначности, эллипсиса, грамматического согласования и т.д.). Разрабатывался новый метаязык (язык процедур) для формализации грамматических теорий.

 

Генеративная лингвистика (генеративизм, порождающая грамматика, трансформационная порождающая грамматика, далее ТПГ) основывается на следующих принципиальных положениях:

1. Грамматика языка задается как формальная автономная система. Научный «переворот», связываемый с ТПГ, состоит в стремлении не только изучать язык, но и устанавливать свойства грамматики языка как формального объекта, обладающего психологической реальностью в жизни человека. Грамматика – не конструкт, изобретаемый грамматистом по своему произволу, чтобы ad hoc объяснить правильность или неправильность, осмысленность или бессмысленность предложений.

2. В ТПГ возрождены положения “Грамматики Пор-Рояля”, которые можно сформулировать так: предложения обладают внутренней структурой, связанной с мыслью, и внешней структурой, отражающей произношение и написание; все языки обладают одной и той же внутренней структурой, различаясь только по внешнему облику своих предложений. Признавалось, что универсальные свойства заложены в человеке от рождения. Деталями же знание языка обрастает в результате своеобразного лингвистического эксперимента человека над речью. Универсальный каркас “языка вообще” обогащается деталями конкретного языка. Самые общие мехонизмы “универсальной грамматики” обогащается деталями конкретного языка. Самые общие механизмы “универсальной грамматики” проявляют врожденную человеку способность усваивать человеческий язык. Этот унивверсальный каркас предопределяет и диапазон варьирования языков. Потому, усваивая родной язык, ребенок делает не все мыслимые, а только вполне определенные виды ошибок. Поэтому же для овладения родным языком человеку достаточно провести серию экспериментов над очень ограниченным речевым материалом, используемым лишь для вычисления “параметров” данного языка. параметризация состои в установлении того, как конкретизирована та или иная переменная в универсальной грамматической схеме человеческого языка: например, какова позиция подлежащего (фиксирована ли онп или нет), есть ли согласование, допустим ли эллипсис местоименного подлежащего и т.п.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.