Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории порождающих грамматик






 

Контрольные вопросы

 

1. Метод непосредственно составляющих

1. Трансформационный метод

2. Ядерные структуры

3. Строение трансформационной порождающей грамматики

3. Глубинные и поверхностные структуры

4. Стандартная теория.

5. Расширенная стандартная теория

6. Новые версии порождающих грамматик

7. Направления в рамках теории порождающих грамматик (порождающая семантика, интерптеративная лингвистика)

9. Генеративная грамматика и русистика

 

Литература

 

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990

Статьи: генеративная лингвистика, глубинная структура, интерпретирующая лингвистика, математическая лингвистика, непосредственно составляющих метод, падежная грамматика, поверхностная структура, порождающая семантика, трансформационный метод

 

 

Бейлин Дж. Гереративная грамматика // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозвой, И.А.Секериной. М., 1997.

Бэбби Л. Глубинная структура прилагательных и причастий в русском языке //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Бэбби Л. К построению формальной теории «частей речи» //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Демьянков В.З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Порождающая грамматика //Тетради новых терминов. В.23. М., 1979.

Демьянков В.З. Новые тенденции в американской лингвистике 1970-1980-х гг. //Изв. АН СССР Сер. лит. и яз. 1986.Т. 45. №3).

Исакадзе Н.В., Кобозева И.М. Генеративная грамматика и русистика: проблемы падежа и вида // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозвой, И.А.Секериной. М., 1997.

Казенин К.И., Тестелец Я.Г. Исследование синтаксических ограничений в генеративной грамматике // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозвой, И.А.Секериной. М., 1997.

Комри Б. Номинализация в русском языке: словарно-задаваемые именные группы или трансформированнные предложения? //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Кондрашова Н. Генеративная грамматика и проблема свободного порядка слов // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозвой, И.А.Секериной. М., 1997.

Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г. Падежная грамматика //Современные зарубежные грамматические теории. М., 1985.

Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.

Падучева Е.С. О семантике синтаксиса (Материалы к трансформационной грамматике русского языка) М., 1974.

Проблемы порождающей грамматики и семантики. Реферативный сборник. М., 1976.

Ружичка Р. О полусвязлчных (полузнаменательных) глаголах и подъеме подлежащего //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Трансформационно-генеративная грамматика в свете современной научной критики. М., 1980.

Филлмор Ч. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.10. М., 1981.

Фундаментальные направления современной американской лингвистики. Сб. обзоров /Под ред. А.А. Кибрика, И.М.Кобозвой, И.А.Секериной. М., 1997.

Хомский Н. Синтаксические структуры //Новое в лингвистике. Вып.2. М., 1962.

Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

Чвани К. Грамматика слова должен: словарные статьи как функция теории. //Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 15: Современная зарубежная русистика.

Чейф У. Значение и структура языка. М., 1975.

 

Г рамматика (метод) непосредственно составляющих

 

Метод непосредственно составляющих был разработан в рамках американской структурной лингвистики. Основные положения этого метода были сформулированы Л.Блумфилдом в 20-х гг. ХХ века, затем развиты З.Харрисом и Ч. Хоккетом.

Метод НС основывается на допущении, что всякая сложная единица языка или текста складывается из двух более простых, линейно не пересекающихся единиц – ее непосредственно составляющих (НС). Последние, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие НС и т.д., вплоть до элементарных (неделимых).

Метод НС основывается на следующих простых допущениях:

1) Существенную роль в синтаксической структуре предложения играет одно единственное отношение – отношение подчинения.

2) Предложение не собирается непосредственно из словоформ, но строится последовательно иерархически: элементарные его части соединяются в простые “строительные блоки”из этих блоков составляются более крупные блоки, пока все предложение не будет представлено в виде единого болка. Поскольку отношение подчинения бинарно, каждый блок состоит не более чем из двух частей.

Метод НС работает и как анализ, и как синтез, т.е. можно описывать из каких блоков состоит предложение и из каких блоков его можно построить.

Суть метода анализа по НС заключается в последовательном вычленении более мелких частей из более крупных. Когда мы отвечаем на вопрос, из чего состоит, например, минеральная вода, мы выделяем воду и растворенные в ней минеральные соли. Вода, в свою очередь, представляет соединение молекул, а молекулы состоят из атомов. Эту естественную идею последовательной членимости лингвисты перенесли на языковые объекты. Так, при разборе слова по составу сначала выделяют основу и окончание, затем в основе выделяют базовую основу и словообразовательные морфемы, далее членят

базовую основу.

 

Такой же метод лежит в основе построения синтаксических деревьев непосредственно составляющих. Здесь под составляющими понимают синтаксические составные части предложения.

Метод анализа по НС предполагает движение «сверху – вниз», от целой конструкции к ее составляющим. Составляющие также рассматриваются как конструкции, у которых надо установить конструкции. Завершается анализ выделением конечных составляющих.

Единицы, которыми оперирует грамматика НС, могут быть большими или меньшими, чем словоформы. Под НС понимается каждая из двух конструкций максимального объема, которую можно выделить в составе предложения и далее в составе каждой НС. Пределом такого членения в грамматике НС является морфема.

Процедура анализа по НС осуществляется по следующим правилам. Предложение, записанное в виде последовательности морфем, сначала разбивается на две крупные части, затем каждая из полученных частей делится на две новые и т.д., пока не дойдем до отдельных морфем, которые считаются конечными составляющими.

 

На каждом шаге границы проводятся в местах максимальной независимости НС друг от друга. Независимость проверяется вероятностью появления некоторой части после данной части. Независимость тем больше, чем меньше эта вероятность из двух разбиений. Например, из двух разбиений: 1) Она // читала 2) Она читал // а выбираем 1), так как вероятность появления читала после она невелика, а вероятность появления –а после читал больше.

Границы между НС всегда проводятся так, чтобы получающиеся части были максимально независимы друг от друга, т.е. способны к самостоятельному употреблению и вне данной конструкции. Например, правильное членение на НС слова исподнизу будет таким:

исподнизу

испод низу

ис под низ у

Членение - ис-поднизу является неправильным.

 

При членении словосочетания или предложения применяется еще следующий принцип: одна из НС должна быть ядром членимой конструкции (представлять всю конструкцию в ее внешних синтаксических связях), а другая – маргинальным элементом. Так, в именной группе мой брат ядром является существительное, маргинальным элементом – определение; в глагольной группе написать статью ядром является глагол, а маргинальным членом – именная группа.

Синтагма ХУ (где Х – ядро, а У – маргинальный член) может быть заменена без нарушения правильности конструкции, в которую она входит, на У: мой брат – брат. Каждая синтагма по своим внешним синтаксическим связям эквивалентна ядру, взятому в отдельности.

Приведем пример анализа предложения по НС (правила свертывания):

 

Мой друг читает очень интересную книгу

A N V D A N

 

Обозначим классы словоформ символами.

(Грамматика НС оперирует такими понятиями:

NP (noun-phrase) - именная составляющая (группа подлежащего);

VP (verb-phrase) - глагольная составляющая (группа сказуемого);

V (verb) - глагол;

N (noun) - существительное;

Aux (auxiliary) - служебное слово, обычно служебный глагол;

A – (A - adjective) - прилагательное;

D – детерминатив, обстоятельство

Prep (preposition) - предлог и т.д.).

Для того, чтобы произвести анализ по НС данного предложения, надо применить следующие правила свертывания:

1) D + A --- A; 2) A + N --- N; 3) V + N --- V; 4) N + V --- S

Представим свертку приведенного выше предложения:

A N V D A N

N A

N

V

S

 

Результирующий элемент предыдущей синтагмы является НС следующей синтагмы. Более простая синтагма вкладывается в более сложную, выступая в качестве НС последней.

На множестве правил НС устанавливается отношение порядка. Действуют следующие ограничения:

1) Одновременно можно свертывать не более двух символов НС некоторой синтагмы в один новый.

2) Запрещается перестановка символов.

3) Порядок применения правил фиксирован.

 

Процесс анализа может быть изображен тремя способами:

1) виде правил подстановки;

2) в виде скобочной записи;

3) в виде дерева НС

 

Правила подстановки

 

Скобочная запись структуры НС предложения Мой друг читает очень интересную книгу будет иметь следующий вид:

[[[ Мой]A [друг]N ]NP [[читает]V [[[очень]D [[ интересную]A [книгу]N ]NP]NP]]S

Это размеченная скобочная запись. В ней указываются символы классов.

 

Дерево НС может быть представлено так:

 

Мой друг читает очень интересную книгу

 

S

 

NP VP

 

A N V NP

 

A NP

Det A N

 

 

Мой друг читает очень интересную книгу

 

Связи в грамматике НС выступают как ненаправленные, так как синтаксическая структура здесь устанавливается путем последовательного линейного членения, а не путем выяснения синтаксической иерархии. Связи дифференцируются по степени " близости", в соответствии с которой должен определяться порядок объединения элементов. В качестве самой близкой рассматривается связь между сказуемым и прямым дополнением, затем связь между сказуемым и обстоятельством. Самое последнее место занимает связь сказуемого и подлежащего.

Связи между элементами в грамматике НС изображаются дугами (или линиями), а не стрелками, что подчеркивает ненаправленность связи. Дуги отражают порядок объединения элементов. От каждого члена связи может отходить только одна дуга, вне зависимости от того, с каким количеством компонентов реально этот член связан. Например, глагол дал в структуре дал книгу брату вчера связан с 3-мя словоформами (дал книгу; дал вчера; дал брату). В грамматике НС эти связи отражаются опосредованно, всегда бинарно:

 
 

 


дал книгу брату вчера

Графическое представление предложения Иерархия дерева синтаксических связей отражается цифровыми индексами на ветвях дерева в терминах НС будет иметь следующий вид (см. ниже).

Последовательность единиц, которые не могут быть далее расчленены на НС (терминальные составляющие), называется терминальной цепочкой. Терминальная цепочка схематически представляет собой линию, на которую проецируются узлы дерева. Обычно терминальная цепочка соответствует линейной цепочке предложения.

Дерево составляющих можно изобразить более экономным с графической точки зрения способом - с помощью скобочной записи дерева. (((Иерархия) ((синтаксических) (связей))) ((отражается) ((цифровыми) (индексами))))

 

Скобочную запись дерева составляющих можно построить только для такого дерева, у которого составляющие не " разрываются".

 

Графическое представление предложения (приведенного выше) в терминах НС:

S

 

NP VP

 


N NP V NP

       
   
 


Adj NP

 

Adj NP

 
 

 


Иерархия синтак- связей отражается цифровыми индексами.

сических

 

Грамматика НС отличается от других грамматик тем, что она использует в качестве элементов синтаксической структуры последовательности словоформ, обладающих разной сложностью (VP, NP, AdjN/AN, PrepN/PN и др.), которые входят одна в другую. Эта грамматика пытается дать не статическую картину предложения, не его готовую схему, а дать как бы динамический анализ, который строится как последовательность шагов по разложению предложения на его составляющие. Другие грамматики в отличие от грамматики НС оперируют какой-то одной по своему типу и " формату" единицей, например, член предложения.

Важным отличием грамматики НС от других грамматик является то, что в последних синтаксическая структура предложения слабо отражает линейную структуру предложения (т.е. порядок слов). Зная синтаксическую структуру предложения, мы не можем предположить, каков порядок слов в данном предложении. Поэтому, например, если дана информация о синтаксической структуре предложения в терминах членов предложения, то для исчерпывающего синтаксического описания эта информация должна быть дополнена информацией о линейной структуре представляемого предложения.

Грамматика НС исходит из последовательного линейного членения предложения, поэтому она отражает одновременно и его синтаксическую и его линейную структуру. Преобладающим является принцип линейного членения, это приводит к тому, что такая структура не всегда является собственно синтаксической, потому что членами структуры выступают цепочки словоформ, синтаксическая функция которых неясна.

Как уже отмечалось, грамматика НС рассматривает все синтаксические связи как ненаправленные. На синтаксическом дереве узлы связываются не стрелками, а линиями.

В грамматике НС учитываются два принципа объединения - бинарность и непосредственное соседство.

Модель НС используется не только как модель анализа, но и как модель синтеза, модель порождения. Модель порождения оперирует правилами развертывания типа

А --- В + С

S -- N + V; V --- V + N; N --- A + N; A – D + A

Более конкретные правила имеют следующий вид:

NP -- T + N VP --- V + NP; T – the; N – girl и т.д.

Построение высказывания напоминает игру с матрешками, которые вкладываются одна в другую.

 

Исследование сложности дерева привлекло к себе внимание не только лингвистов, но и психологов. Фраза, которая имеет очень сложное дерево подчинения, воспринимается как громоздкая фраза. Она трудна для понимания и запоминания; по ней нелегко следить за мыслью автора.

В психологии давно известен факт, что объем оперативной памяти человека ограничен числом 7±2, т.е. человек одновременно может оперировать не более чем с пятью - девятью символами. Если человек слышит последовательность слов, между которыми он не может установить связь, то он может запомнить максимум девять таких символов.

Американский ученый В.Ингве попытался соотнести ограниченность человеческой памяти с некоторыми характеристиками дерева составляющих В основе гипотезы Ингве лежат следующие допущения:

1) единицами производства речи и ее понимания являются составляющие предложения; процесс построения (и понимания) предложения есть в большой степени процесс построения (анализа) структуры его составляющих; 2) развертывание предложения во времени обусловливает необходимость хранить в непосредственной памяти некоторые символы, соответствующие предложению и его составляющим; 3) объектами запоминания являются непосредственно составляющие.

При развертывании синтаксической единицы во времени до построения (анализа) ее из непосредственно составляющих мы должны хранить в оперативной памяти все предыдущие непосредственно составляющие.

 

Грамматика НС может рассматриваться как относящаяся к моделированию речевой деятельности к восприятию и порождению речи. Любой носитель языка интуитивно выделяет НС в любом предложении. Он руководствуется простыми правилами:

1) объединять вместе две части, связанные в предложении грамматически и по смыслу;

2) объединение проводить многократно;

3) в первую очередь объединять отрезки наиболее тесно связанные друг с другом.

 

Следует отметить не все языковые единицы поддаются анализу по НС.

Существуют слова и конструкции, которые естественнее членить не на две, а на три части: вз –морь-е; дом и сад.

НС не обязательно вкладываются друг в друга, а могут и пересекаться: такой интересный, что все заслушались, где НС такой интересный пересекается с НС такой, что все заслушались

С точки зрения НС оказываются неразличимыми многие конструкции с явно различной синтаксической структурой: развитие событий и изучение событий; Flying planes can be dangerous.

Разработанный в рамках метода НС способ представления синтаксической структуры предложения в виде иерархии НС, благодаря своей относительно легкой формализуемости был использован в формальных моделях языка. В 1960-х гг. этот способ стал применяться в системах автоматического перевода для синтаксического анализа (свертывания) и синтеза (развертывания) предложений, в математической лингвистике

 

 

Понятие НС обобщает свойства любого сегмента выступать в роли компонента более сложного сегмента.

 

Р.О.Якобсон

Вербальное сообщение, например, предложение является временным периодом, т.е. целым, а его части – временными интервалами в пределах этого целого.

Грамматический разбор предложения, как и лингвистический анализ вообще, обязательно должен следовать принципу “непосредственно составляющих”, сформулированному Гуссерлем и тщательно разработанному американскими лингвистами.

 

Учеными отмечено, что математическая модель нашего бытия похожа на матрешку, в которой мелкие миры находятся внутри крупных.

 

Большинство грамматик фиксируют связи между словоформами, входящими в состав предложения. Но существуют синтаксические единицы, более крупные, чем словоформы, и между ними устанавливаются синтаксические связи

 

Трансформационный метод (ТМ)

Трансформационный метод был предложен З.Харрисом в 1950-х гг. В этот период наметился кризис структурной лингвистики. Особенно очевиден это кризис был в США, где господствовал дескриптивизм. Детально разработанные в рамках дистрибутивного анализа процедуры сегментации и идентификации были полезными на определенных шагах фонологического и морфологического анализа, но для решения друших проблем, в частности синтаксиса, эти процедуры мало что давали.

З. Харрис, пытаясь расширить применение дистрибутивного метода на синтаксис, разработал процедуры анализа, которые получили название трансформаций. Первоначально ТМ трактовался как дополнение к дистрибутивному анализу. Он позволял вскрывать сходства и различия между синтаксическими конструкциями. Так, рассматривались формально различные синтаксические конструкции, например, активная и пассивная, имеющие некоторое общее значение. Устанавливались строгие правила отношений между этими конструкциями.

Трансформационный метод исходит из того, что синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной, исходной, а все другие – производными. Трансформационный метод – это метод представления синтаксической структуры предложения, основанный на выведении сложных синтаксических структур из более простых с помощью небольшого набора правил преобразования (трансформаций).

Ядерная подсистема – это набор типов элементарных предложений. Любой сколько-нибудь сложный синтаксический тип представляет собой трансформацию одного или нескольких ядерных типов, т.е. известную комбинацию ядерных типов, подвергнутую ряду преобразований.

Ядерным называется простейший из всех трансформов данного предложения. Ядерное предложение задается “корнем” или “основой”, т.е. основами всех входящих в него словоформ с указанием синтаксических отношений между ними:

профессор- осмотр- пациент-

Ядерное предложение образуется из корня с помощью обязательных трансформаций. Обязательные трансформации являются элементарными синтаксичесими преобразованиями. Ядерное предложение – это предложение в изъявительном наклонении, настоящем времени, активном залоге, утвердительной форме, не содержит модальных и эмфатических слов. Ядерное предложение содержит наименьшее число грамматических морфем. Ядерное предложение описывает элементарную ситуацию.

Трансформации либо вовсе не меняют содержания ядерных предложений, либо меняют его незначительно и строго определенным образом, так как они сохраняют неизменным синтаксический состав ядерного предложения и синтаксические отношения между лексемами.

Число трансформаций невелико, а разнообразие синтаксических типов получается за счет комбинаций трансформаций, применяемых к различным наборам ядерных типов.

К ядерному предложению могут быть применены различные трансформации:

(1) Профессор осматривает пациента. Т

(2) Осматриваетли профессор пациента? Т вопроса

(3) Профессор не осматривает пациента. Т отрицания

(4) Пациент осматривается профессором. Т пассив

(5) Профессор будет осматриватьпациента. Т будущ.

(6) Пациент будет осмотрен профессором. Т пассив., будущ.

(7) Кем будет осматрен пациент. Т вопрос, пасс, буд.

(8) Осмотр пациентапрофессором. Т номинализация

(9) Профессор, осматривающий пациента. Т определения

(10) Пациент, осматриваемый профессором Т опред., пасс.

и т.д.

Трансформы могут быть результатом действия нескольких трансформаций.

Известно около двух десятков основных трансформаций (процессов), в результате действия которых получаются основные типы синтаксических конструкций различных яхыков.

Любое предложение можно свести к одному или нескольким ядерным, указав, какие трансформации и в каком порядке воздействовали на него. Рассмотрим предложение: Врачи считают, что люди, которые не любят физкультуру, часто болеют. Предложение включает три ядерных предложения: 1) Врачи считают

(2) Люди часто болеют; 3) Люди любят физкультуру.

К (3) применяют Т отрицания: Люди не любят физкультуру.

К (3) применяют Т определения: Люди, которые не любят физкультуру.

К (2) применяют Т вставки: Люди, люди, которые не любят физкультуру, часто болеют.

К (2) применяют Т опушения: Люди, которые не любят физкультуру, часто болеют.

К (1) применяют Т вставки: Врачи считают, что люди, которые не любят физкультуру, часто болеют.

 

Благодаря трансформациям могут совершаться четыре типа операций над символами: добавление, опущение (стирание), перестановка и замена символов.

 

В настоящее время трансформационный метод рассматривается как один из экспериментальных приемов демонстрации синтаксических и семантических сходств и различий между сложными языковыми объектами через сходства и различия в их трансформационных потенциалах (наборах допускаемых трансформаций).

Арсенал трансформаций расширен за счет того, что в определении трансформации было снято условие неизменности лексического состава предложения и условие неизменности синтаксических отношений между лексемами.

Мысль, что в основе многообразия синтаксических типов в естественных языках лежит отноительно простая система ядерных типов, преобразуемых с помощью небольшого числа трансформационных правил, послужила отправной точкой для развитой Н.Хомским концепции порождающей грамматики.

 

Генеративная (порождающая) лингвистика (грамматика)

Генеративный подход к языку появился в качестве альтернативы школе американского дескриптивизма 1950-х годов, которая, следуя учению бихейвиористов во главе со Скиннером, предполагала, что язык усваивается ребенком чисто из-за поведенческих нужд, полностью независимо от биологических или инстинктивных знаний и способностей. Генеративная лингвистика ознаменовала начало новой эпохи в науке о языке и была реакцией на бихейвиористски ориентированные, эмпирические, таксономические методы дистрибутивного анализа и анализа по НС. Эти методы ориентировались на изучение уже данных, готовых статичных цепочек языковых элементов и выявление в них инвариантных единиц и их классов.

Создателем генеративной грамматики считается ученик З.Харриса Ноам Хомский. Хомский начал научную деятельность в рамках дескриптивизма, затем стал заниматься трансформационной теорией, разработал несколько версий трансформационной порождающей грамматики (лингвистики). Генеративная лингвистика возникла на основе идей Хомского (Чомского), высказанных им в работе «Синтаксические структуры» (1957, перевод в 1962 г. Новое в лингвистике. Вып. 2.). Эта работа получила всемирную известность. Появление «Синтаксических структур» принято считать временем зарождения генеративной (порождающей) лингвистики (генеративной грамматики - ГГ). Иногда отмечают, что в 1957 г. в лингвистике США начинается «хомскианская революция». Теория много раз модифицировалась Хомским, сильно менялась на протяжении нескольких десятилетий.

Генеративная лингвистика ставила во главу угла принципы динамизма, дедуктивного конструктивизма и рационализма (в духе Г. Лейбница и Р.Декатра). Важным моментом новой теории является обращение к синтаксису, который был второстепенным для дескриптивистов. Главной единицей анализа в ГГ было провозглашено предложение. Оно рассматривалось с точки зрения процессов его порождения из элементарных абстрактных единиц на основе строгих правил вывода (формационных правил) и правил преобразования (трансформационных правил).

Хомский исходил из того, что цель синтаксического исследования – построение грамматики (механизма порождения предложения). Необходимо установить фундаментальные свойства успешно действующих грамматик. Конечный результат этих исследований – теория лингвистической структуры (вообще). Хомский ставил задачу построения общей теории. Дескриптивисты же состредоточивали свое внимание на процедурах описания языка. Для дескриптивизма важен был метод обнаружения системы языка в тексте. Сами языковые системы, согласно дескриптивистам, с трудом поддаются общим правилам.

В «Синтаксических структурах» под языком понималось множество предложений, построенных из конечного множества элементов. Цель лингвистического анализа – установить грамматически правильные предложения языка L, отграничить их от грамматически неправильных предложений, исследовать структуру правильных предложений. Грамматика языка L – это механизм, порождающий правильные предложения. Под грамматически правильными предложениями понимаются предложения, «приемлемые для природного носителя данного языка». Допускается учет интуитивного знания грамматически правильных предложений. Затем ставится задача – установить, какая грамматика способна порождать такие предложения. Задача грамматики – не в процедуре открытия речевых регулярностей, а в моделировании деятельности носителя языка. На первом этапе достаточно грубого выделения «определеного числа явных случаев», несомненных предложений и несомненных непредложений. Промежуточные случаи должна анализировать грамматика. В число грамматически правильных предложений попадают предложения, странные с точки зрения их семантики: Colourless green ideas sleep furiously ‘Бесцветные зеленые идеи спят яростно’.

Порождающая модель – это конечный набор правил, способных задать или породить все правильные и только правильные объекты некоторого множества и приписать каждому объекту определенный анализ.

В “Синтаксических структурах” Хомский исходил из идеи автономности синтаксиса, его независимости от семантики. Позднее он пересмотрел это положение.

Дескриптивисты не могли ответить на вопрос, каким образом дети усваивают только правильные синтаксические структуры, не имея доступа к неправильным. Каким образом языковой аппарат человека может создавать бесконечное количество языковых структур?

Потенциально безграничную порождающую способность языкового аппарата можно проиллюстрировать следующим образом:

(1) А. Комендант пьет.

Б. Новый комендант пьет.

В. Новый комендант общежития пьет.

Г. Новый комендант общежития пьет водку.

Д. Новый комендант общежития пьет водку, которую я ему подарил.

Е. Новый комендант общежития пьет водку, которую я ему подарил на день рождения.

и т.д.

Языковой аппарат человека характеризуется наличием рекурсивных правил, которые позволяют порождать бесконечно длинные предложения, сохраняя при этом существующие грамматические отношения (например, между подлежащим и сказуемым).

Введение понятия рекурсивности позволило Н.Хомскому выдвинуть гипотезу о возможности формального описания языка, что сблизило лингвистику с естественными науками. Хомский впервые предпринял попытку формального описания языка как естественного явления, в виде формальных моделей определенного типа. Главное преимущество такого подхода заключается в возможности его проверки при помощи эмпирических исследований.

Исходным и базовым для генеративной лингвистики типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики (ГГ).

 

Компетенция и употребление

 

Генеративная лингвистика четко разграничивает компетенцию – знание языка и употребление - использование языка в речевой деятельности. Трансформационная порождающая грамматика описывает прежде всего компетенцию говорящего. Хомский пытается построить модель деятельности реального носителя языка. Однако в действительности трансформационная порождающая теория является не теорией употребления («исполнения») естественного языка его реальными носителями, а теорией моделирующей языковую интуицию идеального носителя естественного языка, «исполнение» языка которым не ограничено никакими физическими и психологическими факторами, вроде объема памяти, внимания, мотивации, которые полагаются «грамматически иррелевантными». В теории трансформационной порождающей грамматики учитывается имплицитное знание реального носителя языка, исключается из рассмотрения связь языка и мира, функции языка в процессе познания мира.

Для описания деятельности говорящего Хомский вводит понятия компетенции (competence) и употребление (performance). Согласно Хомскому, языковая компетеция становится у ребенка благодаря тому, что в его мозгу существуют некие врожденные структуры (универсальная грамматика). Эти структуры являются общими для носителей любых языков. Универсальная грамматика – это биологический дар, изначальная данность.

То, что усваивает каждый человек, это не набор предложений, а система правил, которая лежит в основе всех возможных предложений. Эта система правил и есть компетенция носителя языка. На основе этой компетенции носитель языка производит и понимает реальные предложения. Это – употребления. Трансформационная порождающая грамматика – это грамматика компетенции.

Согласно Хомскому, лингвистическая теория имеет дело с идеальным говорящим-слушающим, существующим в совершенно однородной речевой общности. В идеализированном случае употребление является отражением компетенции. Запись естественной речи показывает, что в употреблении многочисленны обмолвки, отклонения от правил и т.п. Задачей лингвиста, как и ребенка, овладевающего языком, является выявление из данных употребления лежащую в их основе систему правил, которой овладел говорящий-слушающий и которую он использует в реальном употреблении. Грамматика языка стремится описать компетенцию идеального говорящего-слушающего. Нужно для каждого предложения установить, как это предложение понимается идеальным говорящим-слушающим. Традиционная описательная лингвистика занималась этими вопросами. Но она не идет далее классификации частных примеров и не доходит до стадии формулирования порождающих правил. Необходимо дополнить эти исследования формальным аппаратом (логико-математическим) и выявить строгие синтаксические правила.

ГГ является менталистской, так как она занимается обнаружением психической реальности, лежащей в основе реального поведения. Психическая реальность – это компетенция, которая представляет собой динамическую систему порождающих процессов.

Для Хомского важны были идеи грамматики Пор-Рояль и Гумбольдта, подчеркивавшие “творческий” характер языка. Язык представляет средства для выражения неограниченного количества мыслей и для реагирования на неограниченное количество новых ситуаций.

Хомский определяет лингвистику как особую ветвь психологии познания. Система правил, соотносящих звук и значение, которой пользуется человек, пока недоступна прямому наблюдению. Лингвист, строящий грамматику языка, предлагает некоторую гипотезу относительно этой заложенной в человеке системы. Грамматика объясняет, почему носитель языка интерпретирует и использует конкретное высказывание некоторым определенным способом, а не другим. Исследование универсальной грамматики – это исследование природы человеческих интеллектуальных способностей.

Хомский возвращается к концепции Декарта о врожденности мыслительных структур, в том числе и языковой компетенции. Врожденность языковых структур не означает полной “запрограммированности” человека. Грамматика языка должна быть открыта ребенком на основании данных, предоставленных в его распоряжение. Язык “изобретается заново” каждый раз, когда им овладевают.

 

Глубинная и поверхностная структуры

 

Хомский уделяет внимание анализу фразы Невидимый бог создал видимый мир в грамматике Пор-Рояль. Он считает, что здесь осуществлено разграничение поверхностной и глубинной структур. Поверхностная структура одна, она соответствует звуковой стороне. В глубинной структуре этого предложения выделяется три суждения: Бог невидим. Мир видим. Бог создал мир. Согласно Хомскому, эти три суждения и есть глубинная мыслительная структура. Грамматика, согласно Хомскому, должна содержать систему правил, характеризующих глубинную и поверхностную структуру и трансформационные отношения между ними.

Главная идея ранних версий генеративной грамматики заключаются в том, что синтаксические представления в языковом аппарате человека имеют два уровня – уровень глубинной структуры (ГС) (Deep Strucure) и уровень поверхностной структуры (ПС) (Surface Structure). Эти уровни связаны между собой посредством трансформаций, которые могут переводить одну ГС в несколько разных ПС. Таким образом, в трансформационную порождающую грамматику вводятся два уровня синтаксического представления предложения: глубинный и поверхностный. Задачей синтаксического описания является исчисление всех глубинных и поверхностных структур, а также установление между ними строго соответствия.

Глубинная структура в трансформационных порождающих грамматиках – это способ представления предложения (абстрактного описания устройства предложения). Глубинная структура позволяет отразить смысловую близость ряда предложений, которые содержат одни и те же лексические единицы и отличаются друг от друга только некоторыми грамматическими значениями. Например, предложения Бобры строят плотины и Плотины строятся бобрами рассматриваются как имеющие единую глубинную структуру. ГС формально изображается в виде так называемого дерева составляющих (дерева НС).

S (пердложение)

 

NP (именная группа) VP (глагольная группа)

 

V(глагол) NP (именная группа)

 

N (существительное) N (существительное)

 

«бобры» «строят» «плотины»

 

Для формального изображения ГС можно использовать более экономную размеченную скобочную запись

 

[[[бобры]N]NP[[строят]v[[плотины]N ]VP]NP ]S

 

Оба графических средства представляют синтаксическое устройство предложения.

Глубинная структура противопоставляется поверхностной структуре (ПС) – конкретному описанию синтаксического устройства каждого отдельного предложения с помощью тех же формальных средств. Для перехода от ГС к ПС используются специальные правила перестройки – трансформации, которые сохраняют лексический состав предложения, но могут изменять грамматические значения, переставлять слова местами, добавлять или снимать некоторые служебные слова. Например, поверхностная структура предложения Плотины строятся бобрами получается изглубинной структуры, общей с предложением Бобры строят плотины с помощью трансформации пассивизации. Для предложения Бобры строят плотины поверхностная структура совпадает с глубинной. Это предложение относится к числу ядерных предложений. В ядерных предложениях ГС=ПС.

Под ГС может пониматься грамматическое отношение, присущее элементам предложения, но непосредственно не выводимое из их линейной последовательности.

Глубинные структуры появляются в результате применения специальных формальных правил подстановки, образующих в совокупности базовый субкомпонент трансформационной порождающей грамматики (см. об этом ниже).

ГС - первый теоретический конструкт, еще достаточно близкий к смыслу на пути к окончательному оформлению предложения в виде последовательности слов в соответствующей графической записи или в соответствующем фонетическом (звуковом) исполнении.

В различных направлениях трансформационной порождающей грамматики понятие глубинной структуры претерпело изменения. В порождающей семантике, например, понятие «ГС» совпало с понятием «семантическая структура», в котором отражалось и синтаксическое и семантическое устройство предложения. Глубинная семантическая структура едина для серии предложений с единым смыслом, хотя возможно и с разной лексикой. трансформации перестраивают семантическую структуру в поверхностную.

Понятие глубинной структуры оказалось полезным для описания местоимений-заменителей, эллипсиса, превращения глагольных сочетаний в именные, сочинительных конструкций и др.

Поверхностная структура – это способ записи синтаксического устройства предложения на уровне поверхностного синтаксиса. Поверхностная структура получается из глубинной структуры в результате применения трансформаций. Формальный способ записи поверхностной структуры аналогичен способу записи глубинной структуры. Это дерево непосредственно составляющих. Глубинная структура приближена к описанию смысла предложения, а поверхностная структура лучше оотражает лексический состав, синтаксические связи и линейный порядок лексем конкретного предложения. Иногда термином «поверхностная структура» обозначают само конкретное предложение, соответствующее данной структуре.

 

Ядерные предложения

 

Для того, чтобы ввести в синтаксис представление о парадигматике, которое отсутсвовало в дескриптивной лингвистике, необходимо было установить некоторые системные отношения между предложениями. Это нашло отражение в концепции ядерных предложений. Все существующие и потенциально возможные предложения разбивались на два неравных класса – ядерных предложений и производных. Ядерные предложения – это такие предложения, которые не могут быть получены путем преобразования и/или комбинирования каких-либо других предложений. Например, предложение Он не спит не является ядерным, так как его можно рассматривать как результат преобразования утвердительного предложения Он спит. Правила, по которым из ядерных предложений получались производные, были названы трансформационными правилами, или трансформациями.

Практически любой реально встретившийся или потенциально возможный тип предложения описывается как результат применения некоторых трансформаций к предложениям ядерного типа.

Строение трансформационной порождающей грамматики

 

Общее строение порождающей грамматики имеет следующий вид. Грамматика состоит из трех компонентов: синтаксического, семантического и фонетического. Два последних компонента являются чисто интерпретирующими.

Синтаксический компонент содержит базовый и трансформационный субкомпоненты. Базовый субкомпонент опрерирует правилами подстановки. В качестве таких правил были использованы правила анализа по НС. Для порождения эти правила применяются в обратном порядке (правила развертывания).

 

Правила свертывания Правила развертывания

 

1a) D + A => A 2a) S => NP + VP

1b) A + N => N 2b) V => V + N

1c) V + N => V 2c) N => A + N

1d) NP + VP => S 2d) A => D + A

 

Мальчик читает очень интересную книгу.

N V D A N

 

Правила свертывания:

очень интересную - интересную

интересную книгу – книгу

читает книгу – читает

мальчик читает – S (предложение)

 

Правила развертывания:

S (предложение) - Мальчик // читает

читает – читает книгу

книгу – интересную книгу

интересную – очень интересную

 

Базовый субкомпонент порождает базовые НС-показатели и соответствующие им базовые цепочки. Эти цепочки и показатели поступают в распоряжение трансформационного субкомпонента, работа которого состоит в применении к базовым НС-показателям трансформационных правил.

Базовый субкомпонент первоначально представлял собой дерево категориальных символов типа частей речи и не содержал указаний на функции частей речи, т.е. на статус их как членов предложения.

Функциональные категории могут быть установлены во фразовом показателе (Ф-показателе) путем интерпретации:

 

NP VP NP

подлеж. сказуем. дополн.

 

Интерпретация, а не порождение является также способом введения лексической семантики.

 

Базовый компонент включает:

- Ограниченный набор синтаксических не-терминальных (незаключительных) категориальных символов: S – предложение, NP – именная группа, VP – глагольная группа, V – глагол, Det – детерминатив, Aux – вспомогательные формативы времени и наклонения.

- Неограниченное множество терминальных символов, т.е. конкретных формативов: слов или грамматических морфем (мальчик, собака, напугать, этот, может, -л).

- Набор правил, оперирующих этими категориальными символами и имеющих вид подстановок категориальных или лексических:

S => NP+VP N - мальчик

NP => Det + N N - собака

NP => N V - напугает

VP => AuX + V Det – этот

VP => V Aux – может

Aux - -л

 

На основе подобных правил из начального символа S выводится бесчисленное множество цепочек. Каждой цепочке приписывается синтаксическая структура (фразовый показатель). Фразовый показатель представляет собой дерево НС с категориальными символами в узлах ветвления:

S

NP VP

A N V NP

A N

A N V A N

 

 

Трансформационные правила делятся на обязательные и факультативные. Предложения, которые порождаются с применением только обязательных трансформаций, называются ядерными. В основе каждого предложения лежит одно или несколько ядерных предложений.

 

 

База - система элементарных правил, предположительно близких для различных языков. Она исчисляет ограниченное множество глубинных структур, прототипов будущих предложений. Первое правило базы S => NP+VP исходный символ предложения S раскладывается на последовательность составляющих: NP именную группу, группу подлежащего и VP – глагольную группу, группу сказуемого. Каждому из разложимых далее (т.е.нетерминальных) символов соответствует некоторое правило базы, содержащее этот символ в своей левой части и показывающее в правой части, каково возможное разложение этого символа. В правой части правил возможны как нетерминальные, так и терминальные (конечные, далее неразложимые) символы. К терминальным относятся, в частности, символы частей речи: N, V, Аdj, Det. Правила базы применяются рекурсивно, пока не будет получена цепочка терминальных символов с их структурной характеристикой, представляемой в виде так называемого размеченного дерева непосредственно составляющих или в виде размеченной скобочной записи. Так, для порождения предложения Хомский создал порожающую грамматику правила базы построят следующую структурную характеристику:

 

 

S

NP VP

Aux MV

N V NP

время NP S2

N

Хомский прош. создал грамматика грамматика

порождает

(MV – главный глагол; дельта – пустой смивол. Символизирует возможность дальнейшего развертвания)

 

Рассмотрим еще один пример.

Ф-показатель предложения Собака могла напугать мальчика

 

S

 

NP VP

 

Aux VP

Aux VP

VP NP

Det NP

N Aux Aux V Det N

претерминальная цепочка

 

собака -л мочь напугать этот мальчик

терминальная цепочка (ГС)

 

Трансформационный компонент содержит различные операции перегруппировки, объединения, управления, согласования, вставки, опущения и т.д.

Т-группировки Aux 1 Aux2 => Aux2 Aux1

л может может л

Т-единства мог

Т-управления напугает мальчика

Т-согласования собака могла

Т-согласования этого мальчика

 

Результат операций трансформационного компонента есть поверхностная структура.

 

Последовательность НС-показателей и трансформационных правил, которые к ним применяются для порождения соответствующего предложения, и представляет собой глубинную структуру данного предложения, или его трансформационный показатель.

Пример порождения предложения в генеративной грамматике.

Допустим, необходимо породить предложение Я боюсь, что рабочий, который покинул работу, будет уволен. Базисом этого предложения является последовательность из НС-показателей трех ядерных предложений – А1, А2, А3, которые порождаются базовым субкомпонентом и некоторыми обязательными трансформациями:

А1 Я боюсь (символ “дельта” – пустой символ, допускающий подстановку на его место необходимых непустых символов, знаков соответствующих категорий, а в терминальной цепочке – слов и конструкций)

А2 уволит рабочего

А3 Рабочий покинул работу

Первая трансформация применяется к ядерному предложению А3. Это одинарная определительная трансформация (Т-опр.). Она состоит в превращении А3 в определительную конструкцию => Рабочий, который покинул работу

Вторая трансформация – трансформация вставления (Т-вст.). Результат первой трансформации она вставляет в А2 => уволит рабочего, который покинул работу. (Эта трансформация возможна благодаря наличию материально тождественных лексем – рабочий).

Трансформация пассивизации (Т-пасс) дает нам Рабочий, который покинул работу, будет уволен.

Трансформация вставления (Т вст.) вставляет результат предыдущих трансформаций на место пустого символа в А1 => Я боюсь, что рабочий, который покинул работу, будет уволен.

Трансформацмонный субкомпонент порождает поверхностные структуры предложений из структур, полученных в результатте базовых правил. Если глубинная структура состоит из системы вставленных друг в друга предложений, то трансформационные правила применяются циклически, начиная с наиболее глубоко вставленных предложений (таких, от которых уже не зависят никакие придаточные) и кончая главным предложением.

После трансформационного субкомпонента «работает» фонологический компонент, который обеспечивает фонетическую интерпретацию предложения. на выходе фонологического компонента предложение преобразуется в цепочку фонетических символов.

В общем виде трансформационные правила порождающей грамматики имеют вид: A => Z / X – Y, т.е. являются правилами одстановки. Символ А преобразуется в цепочку символов Z, кода находится в окружении Х слева и У справа. Например, Он мог это сделать -- Они могли это сделать.

мог => могли / они ____ это сделать

мог => могла / она _____ это сделать

 

 

Схема устройства трансформационной порождающей грамматики

 

Синтакс. Правила Трансформационные

компонент базы правила

 

Глубинная Поверхностная

структура структура

 

 

Семантич. Лексич. Фонологич.

компонент правила Фонолог. правила

компонент

 

Семантич. Фонетич.

представл. представл.

 

Трансформационная порождающая грамматика была первой версией лингвистической концепции Хомского. Она строилась в соответствии с дедуктивно-аксиоматическими принципами развертывания логических исчислений. В качестве исходных элементов постулировались категории типа S (стандартный символ для предложения), NP(именная группа), VP (глагольная группа) и т.д. Грамматика фразовых структур стала – в динамичесом переосмыслении – одним из важнейших уровней грамматической модели. В ее состав входят контекстно независимые правила развертывания, которые могут применяться неоднократно (рекурретно) по отношению к исходным символам, давая в итоге процесса работы НС-компонента терминальную цепочку (ядерное предложение). В грамматику был введен трансформационный уровень, на котором совершаются обязательные и факультативные операции преобразования (на основе ограниченного набора трансформационных правил) над ядерными предложениями.

 

 

Понятие трансформации, заимствованное у Харриса, развивается дальше. Теперь это уже не статическое отношение между двумя конструкциями, а динамическое отношение исходного предложения и предложения-трансформа. Процедуры порождения предложения имеют алгоритмический характер. Выдвигается понятие грамматичности (отмеченности, грамматической правильности). Грамматика определяется (в соответствии с идеями кибернетики) как автомат, порождающий правильные предложения, как система эксплицитных порождающих правил. На данном

этапе Хомский отказывается от учета семантического фактора. Он объявляет лингвистику не описательной (и нормативной), а объяснительной дисциплиной.

 

Следующая версия - Стандартная теория изложена Хомским в «Аспектах теории синтаксиса» (1965).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.