Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика методов психологического исследования.






Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности - путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.

Метод - способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае - способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.

Методами психологических исследований называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос. Письменный опрос. Свободный опрос. Стандартизированный опрос. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы. Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

- Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

- Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании.

- Обработка полученных данных – на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. Обработка материала включает следующие стадии: – первичный анализ – анализ каждого отдельно зафиксированного факта; – первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой; – сравнительный (вторичный) анализ – выделение фактов, которые устойчиво повторяются; – вторичный синтез – объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей. Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

 


7. Что означает понятие «духовная культура?». Дайте определение.

Духовность, духовная культура. В научной литературе духовная культура рассматривается как содержащая в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), показывающая социально-политические процессы, происходящие в обществе, как возникшая из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности, как пронизывающая все сферы социальной жизни. Человек усваивает её через язык воспитания, общения. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

Надо сказать, в научном плане проблеме духовности уделяется пристальное внимание учёными, мыслителями, педагогами. Однако в эпоху глобализации, активной хозяйственной и иной деятельности человека в природе, в эпоху, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, которые угрожают не только цивилизации, но и всей биосфере планеты, в разряд глобальных проблем попадают не только экологические проблемы, но и проблемы экологии личностной духовности.

В современной науке понятие «духовность» рассматривается:

- а) как результат приобщения человека к общечеловеческим ценностям, духовной культуре (В.А. Пономаренко, Н.А. Коваль и др.);

- б) как принцип саморазвития и самореализации человека, как способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность;

- в) как имеющая религиозный характер – понятие «дух» ассоциируется с понятием «Бог». (Л.П. Баева, И.А. Ильин, В.А. Лекторский, И.В. Силуянова, В.А. Салеев и др.).

В.И. Слободчиков указывает на зависимость духовного богатства человека от становления закрепленных в общественных нормах духовных ценностях как неотъемлемой части его духовного мира [ СЛОБ. ]. Низкий уровень духовной культуры учащихся, утверждает украинский учёный А.К. Брыль, чаще всего обусловлен имеющимся несовпадением духовных ценностей, которые декларируются в учебно-воспитательном процессе, с духовными традициями субъективной культуры учащихся: семейными, национальными и межличностными в малых группах. Духовная культура личности, по мнению А.К. Брыль, находит своё отражение на сенсорном уровне, понятийным, оценочном и творческом. В процессе передачи духовного опыта от учителя к ученикам ключевое значение имеют три вида деятельности – восприятие, воспроизведение, творчество (поступок).

Эти суждения учёных подтверждает нашу позицию о необходимости подготовки специалистов, способных помочь молодым поколениям освоить и принять как собственные нормы общечеловеческих духовных ценностей.

В традиционном философском понимании «духовность» включает в себя три начала – познавательное, нравственное и эстетическое. Ядром духовности считается нравственность.

Психологическая наука рассматривает духовность как высшую подструктуру человека, регулирующую его поведение, деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Важнейшими психологическими характеристиками духовности называются ценности и ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, нравственные свойства и мотивы поведения. Однако духовные ценности только тогда становятся неотъемлемой частью духовного мира личности, когда в этот процесс включаются способности человека к саморазвитию и самоопределению. Духовное же саморазвитие и самоопределение человека возможны в том случае, если определена направленность на ту или иную систему ценностей (в нашем исследовании это, прежде всего, природные, художественные и этнические ценности).

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова понятие «духовность» даётся в нескольких значениях: «1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; 2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов; 3) с христианской точки зрения – сопряжённость человека в своих высших стремлениях с Богом».

Общим как для религиозного, так и для светского сознания, утверждает В.А. Лекторский, является понимание духовности, которое связывается с выходом за пределы эгоистических интересов, личной пользы, своекорыстия. Духовное предполагает, что цели и смысложизненные оринтиры личности укоренены в систему надындивидуальных ценностей.

В культурно-антропологическом контексте введение понятия духовность, утверждает Л.П. Буева, “… необходимо при определении не утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение человека и его внутреннюю жизнь, а тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека (разного уровня и типа образованности) в системе “вечных вопросов” человеческого бытия. Кто я, зачем пришёл в этот мир, каково моё место в нём, каков смысл моей жизни, на основании каких ценностей я должен сделать выбор своего жизненного пути, определить цели и смысл своей деятельности …Главное здесь не приобретение разнообразных знаний, а их смысл и цель. Соответственно и духовность – это проблема обретения смысла. … Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком.”


8. Что входит в содержание духовной культуры?

Философско-психологическая наука духовное начало человека связывает с общественным и творческим созидательным характером его жизнедеятельности, с включением человека в мир культуры.

К духовной культуре, говорится в словаре «Эстетика» под редакцией А.А. Беляева, «…обычно относят сферу производства, распространения и потребления результатов духовной деятельности; различные виды духовного творчества, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации – печати, радио, кино, телевидения и культурно-просветительских учреждений …

Духовная культура подразделяется на политическую, эстетическую и художественную, нравственную, научную и т. д.».Под духовной культурой человека понимают комплексное образование, основными компонентами которого выступают мировоззренческие, нравственные и эстетические характеристики, т.е. представления Истины, Добра и Красоты.

Мировоззрение человека, как известно, представляет собой целостную систему взглядов на мир, даёт обобщённое представление об отношении человека кприроде, обществу. Оно оказывает существенное воздействие на ценностные ориентации, поведение и деятельность человека. Научные, философские, социально-политические, морально-правовые, эстетические и религиозные взгляды, принципы, идеалы, из которых складывается мировоззрение человека, формируются у него в практической жизни, через освоение им знаний и накопленного человечеством опыта. Принимая во внимание сказанное, духовную культуру будем рассматривать как комплексное образование мировоззренческих характеристик личности: эстетических, художественных, нравственных, экологических, этнических, патриотических, идеологических, формируемых в процессе эстетического, художественного, нравственного, экологического, этнического, патриотического, идеологического воспитания учащихся. Упомянутые характеристики вытекают из специфики предмета «Изобразительное искусство», таких видов учебной деятельности как восприятие эстетического в действительности, в том числе и природы, восприятие искусства, художественно-творческой деятельности, обеспечивающие, при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса, приобщение подрастающих поколений к эстетическим, художественным, нравственным, экологическим, этническим, патриотическим, идеологическим ценностям.

В отечественной науке эстетическое воспитание рассматривается как формирование определённого отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей. Одновременно эстетическое воспитание формирует и развивает способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус, идеал, способность к творчеству. Эстетическая культура общества понимается как совокупность всех эстетических (природных и созданных творческим человеческим трудом) ценностей, которые участвуют во взаимодействии общества с миром, в стремлении общества к совершенствованию в эстетическом направлении. Эстетическая культура личности представляет собой совокупность её способностей чувствовать, переживать и преобразовывать окружающую действительность и самого человека по законам красоты. С педагогической точки зрения, важно, какие ценности культивируются в процессе формирования эстетической культуры.

В научной литературе подчеркивается, ценность – философская категория для обозначения значимости определённых явлений действительности, возникающей в результате отражения этих явлений субъектом. Ценности различают и потому, насколько они значимы для основ жизнедеятельности человека. Они служат человеку способом ориентации в жизненном пространстве.

Ценности духовные связаны с результатом и процессом интеллектуального и эмоционально-образного отражения действительности. В их основе – разум (разумные речи, разумные поступки), свобода (свобода слова, свобода действий). Духовные ценности отличаются от ценностей материальных тем, что они не носят утилитарного и инструментального характера, не амортизируются в процессе потребления, не имеют пределов потребления, долговечны. Они не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Ценности духовные составляют стержень культуры определённого народа, фундаментальных отношений и потребностей людей.

В эстетические ценности входит собственно эстетическое, прекрасное, гармония, возвышенное, катарсис, трагическое, комическое, изящное и др.

В нашем подходе в ценности эстетические мы включаем выразительность природы, обозначаемую как величественное, грациозное, либо такие определения выразительности, как берёза кудрявая, небо бездонное и т. п.

Считается, перечислить все возможные эстетические ценности невозможно (как невозможно перечислить все ценности вообще), поэтому в условиях учебных занятий мы рассматриваем характерные особенности основных, используемых в учебно-воспитательном процессе, ценностей.

Художественное воспитание имеет целью формирование в человеке художественного мышления, помогающего личности глубоко и всесторонне общаться с искусством, обогащаясь через него жизненным опытом.

Художественная культура представляет собой совокупность художественных ценностей.Принято считать, что художественные ценности включают в себя набор свойств, качеств, уникальных особенностей предмета, указывающий на его универсальную социокультурную значимость в области искусства. Это совокупная сила эмоций, положительных или отрицательных, которые произведение искусства вызывает у зрителя. Свойства художественной ценности – это всё, что в картине, скульптуре, инсталляции и т.п., что нельзя взвесить, пощупать, измерить.

Уточняя разрозненные представления понятия «художественная ценность», заметим, что согласно нашей позиции художественную ценность произведения искусства определяют его форма и содержание, сила эмоционального воздействия на зрителя пластического языка и идей, воплощённых в той или иной художественной форме. С педагогической точки зрения для нас существенно, каково содержание ценностей духовных заложено в сюжете произведения, какие знания оно может дать учащемуся, какой опыт он может освоить для себя, какие личностные качества оно может у него формировать.

Рассматривая взаимосвязь искусства с формированием духовности В.А. Лекторский подчёркивает, что искусство “.. должно быть и является в своих высших проявлениях прежде всего способом приобщения к иному опыту: другого человека, социальной группы, культуры. Способ этот уникальный и ничем не заменимый, ибо во многих случаях понять чужой опыт, вчувствоваться в него, сопереживать его иначе, чем посредством искусства, невозможно. Искусство, таким образом, тоже выступает как своеобразная форма коммуникации, диалога.

Как подлинно моральное в таком случае выступает такое отношение, при котором я отношусь к другому человеку как к себе, а к себе с точки зрения другого. Мораль в этом случае выступает не только как следование какой-то системе жёстких предписаний (и тем более не как “моральная арифметика”), сколько как умение и способность сопереживать чужие проблемы и чужую боль, как способ утверждения бытия другого человека, как способ включения этого бытия в моё бытие, а моего бытия в бытие другого”.

 


9. В чём актуальность воспитания духовной культуры учащихся?

Актуальность воспитания духовной культуры учащихся. Закон Республики Беларусь об образовании определяет цель уровня образованности, как отдельной личности, так и общества в целом, обеспечивающего обучающимся подготовку к решению жизненно важных задач. Современные подходы в системе образования, говорится в Кодексе Республики Беларусь об образовании (глава 3, статья 11, параграф 2) делают приоритетом человеческую личность обучающегося, формирование у неё знаний, умений, навыков, её нравственное, творческое и физическое развитие. На первый план в образовании выдвигается сам человек, его культура.

Актуальность профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников обусловлена рядом причин, выявленных в ходе данного исследования, которые носят как общий, так и частный (узкопрофессиональный) характер:

1) изменение политической ситуации в стране и приобретение Республикой Беларусь независимости, что влечёт за собой пересмотр идеологических подходов в воспитании молодого поколения, реконструкцию учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т. п.;

2) социально-экономические причины – изменения в формах собственности (разгосударствление собственности, приватизация и т. п.), усиление деления общества по материальному достатку, способствующее преобладанию личных и групповых интересов над государственными;

3) духовно-личностные причины – активизация деятельности религиозных групп, имеющих нередко экстремистский, антисоциальный характер, появление в сознании молодёжи равнодушного отношения к социально-значимым и историческим событиям в Отечестве, усиливающееся проявление в молодёжной среде аморальности, грубости, вредных привычек;

4) информационный прессинг на сознание молодых поколений различных зарубежных телевизионных и радиовещательных каналов, других средств массовой информации, пропагандирующих нередко идеи насилия, грубости, искажающие порой исторические факты и события, происходящие в нашем Отечестве, стремящиеся внедрять в молодёжную среду чуждые нашему обществу ценности и идеалы.

Педагогическая обусловленность подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников связана с:

- 5 ) признанием на государственном уровне и педагогической общественностью актуальности вопросов формирования духовной культуры школьников;

- 6 ) тенденциями мирового развития – доступность информации, расширяющей границы познания и информированности личности;

- 7) схожестью для мирового сообщества многих проблем экономического, нравственного, экологического и иного характера, актуализирующих, в целях выживания цивилизации, изменение ценностно-мотивационных установок личности, духовной культуры в целом;

- 8)необходимостью координации учебных планов и программ учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов художественно-педагогических специальностей, и общеобразовательной школы;

- 9) потребностью в анализе существующего и разработке нового учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства к формированию духовной культуры школьников в меняющихся условиях жизни

 


10. Что включает в себя структура духовной культуры?

Структуру духовной культуры составляют следующие компоненты: 1) мотивационно-познавательный (развитие мышления, памяти, речи и т. д., накопление ценностных знаний); 2) эмоционально-чувственный (развитие эмоций и чувств); 3) оценочный (умение оценить ситуацию, руковдствуясь субъективным опытом и духовными ценностями общества); 4) волевой (развитие способности преодолевать свои эгоистические интересы; 5) поведенчески (умение строить взаимоотношения в природе, обществе руководствоясь законами истины, добра и красоты); 6) рефлексионный (умение критически анализировать своё поведение и поступки в природе, в общении, в повседневной деятельности).

Таким образом, анализ философской, психолого-педагогической литературы способствовал рассмотрению понятия «духовная культура» как системы духовных ценностей; способ хранения и передачи из поколения в поколение выработанных человечеством в ходе исторического развития духовных ценностей и прогрессивных достижений. Показано, духовная культура, формируясь в течение тысячелетий, ориентировалась на выполнение, прежде всего таких социальных функций, как выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума.

Однако упомянутые исследования не связаны с художественно-педагогическим образованием. До сих пор отсутствует чётко разработанная система и модель формирования компетентности педагогов-художников в области воспитания духовной культуры учащихся.

Восприятие искусства. Осознание учащимися искусства как способа приобщения к опыту, накопленному человечеством; умение воспринимать художественный образ с целью приобщения к красоте природы Беларуси, героическим событиям прошлого, трудовым свершениям народа. Основные темы на уроках восприятия искусства - тема труда; тема материнства; историческая тема; героико-патриотическая тема; истоорическая тема, тема красоты природы.

Восприятие искусства – активная деятельность, которой надо учить. Развитие художественного восприятия осуществляется с помощью основных учебных задач: 1) развитие отзывчивости; 2) развитие способности выразить своё отношение к произведению; 3) расширение объёма знаний и представлений об искусстве[ Семенова М.Н. Развитие художественного восприятия у младших школьников // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сб. науч. Тр. Под ред. Б.П. Юсова. – М.: изд. АПН СССР, 1981. – С. 29-48.

].

Процесс развития умений учащихся выразить своё отношение к произведению искусства включает:

1) умение рассказать о произведении, отзываясь на его выразительные средства (цвет - в живописи; линия, штрих, пятно, точка – в графике; силуэт, объём, движение – в скульптуре; узор, орнамент, цвет, ритм – в декоративно-прикладном искусстве);

2) умение общаться по поводу искусства, используя его термины: виды искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); жанры искусства (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой, исторический, религиозно-мифологический, батальный жанр и т.д.); композиция, композиционный центр картины, контраст, нюанс, форма, пропорции, конструкция, объём, пространство, насыщенность цвета, тёпло-холодность и т. п.

Подготовка студентов к решению задачи расширения знаний и представлений школьников об искусстве происходит на материале произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В процессе восприятия данного материала ставится задача не только накопления школьниками представлений об отечественном и зарубежном искусстве. Важно, чтобы школьники, воспринимая художественный образ, знакомились с историей страны, её выдающимися людьми, героическим прошлым, культурой народа, его традициями, обычаями, приобщались к духовным ценностям этноса. Доступность художественных произведений определяется уровнем художественной подготовки школьников, уровнем знаний, полученных не только на уроках изобразительного искусства, но и других школьных предметах. В тоже время уроки изобразительного искусства должны быть самостоятельными и в определённой мере являться связующим звеном в обучении, развитии и воспитании школьников.

Руководство восприятием школьниками произведений искусства требует от учителя знания методов работы и знания средств активизации восприятия. В младших классах (особенно в первом и втором классах) наиболее эффективными методами восприятия произведений искусства являются рассказ и беседа. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у них опыта общения с искусством. По мере накопления подобного опыта, эффективным методом, активизирующим внимание и мыслительную деятельность обучаемых, является постановка учителем школьникам вопросов. Следует заметить, постановку вопросов надо так осуществлять, чтобы конечная цель восприятия произведения, его результат казался достигнутым учащимися самостоятельно.

Следует заметить, логика применения заранее подготовленных учителем вопросы для восприятия произведения не всегда приводит к реализации поставленных целей. Здесь важно учитывать два условия: 1) готовность учащихся воспринимать произведение; 2) реакция школьников на произведение, отражающаяся в их глазах и эмоциях. Только в таком случае можно формировать у них чувства сопереживания, сострадания в связи с увиденным в картине. Развивать стремление высказаться по поводу сюжета, композиции, цветового построения произведения.

Более сложным в процессе восприятия представляется метод анализа произведений, включающий и рассказ, и беседу, и постановку вопросов. В ходе анализа произведения активизируется зрительное внимание, ассоциации школьников, сознательное отношение к произведению как источнику новых знаний в области изобразительной грамоты (например, изменение цвета в пространстве и т. п.), так и в области истории страны, героического прошлого народа, его быта и т. п.

Эффективным в процессе восприятия произведений искусства является метод сравнения, в процессе которого у школьников вырабатывается понимание разнообразия творческих подходов художников при изображении одного и того же явления.Эффективным для развития художественного восприятия школьников является анализ произведений искусства с помощью художественных средств. Подобный метод имеет целью перевести учащихся, особенно младших классов, в ситуацию более свойственную их возрасту: от словесных ответов к практической деятельности, к рисованию. Рисование произведений по памяти не должно преследовать копировальные цели. Подобная работа является импровизацией школьников на тему картины и направлена на развитие у учащихся умений высказывать своё эмоциональное отношение к изображаемому явлению живописными, графическими или пластическими средствами.

Активизация художественного восприятия. Практика показывает, эмоциональное восприятие произведений искусства повышается, если оно сопровождается соответствующей, умело подобранной музыкой, чтением стихов, рассказов и т. п. Важно, чтобы школьники видели взаимосвязь выразительных средств изображения и способов художественно образного отражения действительности. Объём литературного и музыкального материала зависит от уровня готовности учащихся воспринять его содержания.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.