Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Любовь не создает тени







Первый вопрос:

Возлюбленный ОШО, вчера, когда вы говорили, о разумности, становящийся медитацией, я почувствовал такое напряжение внутри, что показалось, мое сердце разорвется. Кажется, что вы сказали, то, что я ожидал услышать. Можете ли вы объяснить это?

Вопрос от Кришны Прем.

Разумность присуща жизни. Разумность - ее естественное качество. Так же, как огонь горяч, воздух невидим, а вода течет вниз, так и жизнь разумна.

Разумность - это не достижение; вы рождаетесь разумными. Деревья разумны по-своему, они достаточно разумны для своей собственной жизни. Птицы разумны, животные разумны. На самом деле то, что в религиях понимается под словом Бог, это только то, что вселенная разумна, что разумность скрыта везде. И если у вас есть глаза, чтобы видеть, вы можете увидеть это повсюду.

Жизнь есть разумность. Только человек должен стать разумным. Он разрушил естественное течение жизни. Кроме человека нет ничего неразумного. Вы когда-нибудь видели птицу, которую можно назвать глупой? Вы когда-нибудь встречали животное, которое можно назвать идиотом? Нет, такое случается только с людьми. Что-то произошло, и человеческий разум был поврежден, испорчен, искалечен.

Медитация есть ни что иное, как устранение этого повреждения. Если человек останется в одиночестве, медитация перестанет быть нужной. Если священник и политик не будут вмешиваться в человеческую разумность, медитация не понадобиться. Она целебна. Сначала вы создали болезнь, потом нужна медитация. Если болезни нет, медитация не нужна. Не случайно слово " медицина" и " медитация" имеют один корень. Медитация целебна.

Каждый ребенок рождается разумным, и в момент его рождения мы набрасываемся на него и начинаем разрушать его разумность, потому что разумность представляет опасность для политической, социальной и религиозной систем. Она представляет опасность для Папы Римского, она представляет опасность для шанкарачарьи из Пури, она представляет опасность для священника, для вождя. Она представляет опасность для статуса-кво, для общества.

Разумность по природе своей имеет бунтарский характер. Она не может быть порабощена. Разумность отстаивает свои права, она индивидуалистична. Она не может быть превращена в механическое повторение.

Люди стали точными копиями друг друга; их самобытность была разрушена, иначе вся существующая на земле бессмыслица была бы невозможной. Вам нужен лидер, потому что сначала вас нужно сделать неразумными, иначе вам не нужен был бы никакой лидер. Почему нужно следовать за кем то? Вы будете следовать за собственной разумностью. Если кто-то хочет стать лидером, то нужно сделать следующее: ваша разумность должна быть разрушена. Вас должны оторвать от самых корней, вас должны держать в страхе. Вы должны стать неуверенными в себе - это обязательно, и только тогда может прийти лидер.

Если у вас есть разумность, вы сами решите эту проблему. Разумности достаточно, чтобы решить все проблемы. В действительности, что бы не случилось в жизни, у вас разумности больше, чем этих проблем. Это - провидение, это - дар божий.

Но есть честолюбивые люди, стремящиеся править, господствовать; есть честолюбивые сумасшедшие, они вселяют в вас страх. Страх подобен ржавчине: он разрушает всю разумность. Если вы хотите разрушить чью-нибудь разумность, первое, что необходимо сделать - создать страх: создать ад и сделать так, чтобы люди боялись. Когда люди будут бояться ада, они придут к священнику и упадут перед ним на колени. Они будут слушать его. Если они не будут слушать священника.., тогда они будут гореть в аду - естественно, они боятся. Они должны защититься от ада, а для этого нужен священник. И он становится необходимостью.

Я слышал о двух мужчинах, которые были деловыми партнерами. Их дело было уникальным, и им приходилось ездить по стране. Один из них приезжал в город. Ночью он ходил по городу и бросал людям в окна смолу, а утром исчезал. Через два-три дня появлялся другой. Он счищал смолу, чистил окна людей. И люди платили, конечно, они вынуждены были платить.

Они были партнерами в одном и том же деле. Один вредил, другой устранял это.

Должен быть создан страх, и жадность тоже должна быть создана. Разумность не жадна. Вы удивитесь, узнав, что разумный человек никогда не бывает жадным. Жадность - часть неразумности. Вы делаете запасы на завтра, потому что не уверены, что завтра сможете справиться с жизнью, иначе, почему вы делаете запасы? Вы становитесь скупыми, вы становитесь жадными, потому что вы не знаете, сможет ли ваша разумность справиться с жизнью завтра или нет. Кто знает? Вы не уверены в своей разумности, поэтому вы делаете запасы, становитесь жадными. Разумный человек не боится, он не жаден. Жадность и страх всегда вместе - поэтому рай и ад тоже всегда вместе: ад - это страх, рай - это жадность.

Создайте в людях страх, создайте в людях жадность - сделайте их как можно более жадными. Сделайте их настолько жадными, чтобы жизнь не удовлетворяла их, тогда они пойдут к священнику и вождю. Потом они начнут воображать некую будущую жизнь, где их глупые желания и фантазии будут исполнены. Понаблюдайте за этим. Требовать невозможного, значит быть неразумным.

Разумный человек абсолютно удовлетворен тем, что возможно. Он работает для того, что вероятно, но он никогда не работает для того, что невероятно, что невозможно, нет. Он смотрит на жизнь и ее ограничения. Он не безупречен. Безупречный человек - это невротик. Если вы безупречны, вы станете невротиком.

Например, если вы любите женщину и требуете от нее абсолютной верности, то вы сойдете с ума, и она тоже сойдет с ума. Это невозможно: абсолютная верность подразумевает то, что она даже не будет думать, даже не будет мечтать о другом мужчине. Это невозможно. Кто вы? Почему она полюбила вас? Потому что вы - мужчина. Если она может полюбить вас, почему она не может думать о других? Эта возможность остается. И как ей удастся избежать этого, если она видит прекрасного человека, идущего рядом, и желание появляется в ней? Даже сказать: " Этот человек прекрасен", значит пожелать - возникло желание. Вы говорите, что что-то прекрасно тогда, когда это заслуживает того, чтобы им обладали, чтобы им наслаждались. Вы неравнодушны.

Если вы требуете абсолютной верности, как это делают люди, тогда назревает конфликт, и вы остаетесь подозрительными. И вы будете подозрительными, потому что также вы знаете и свой ум - вы тоже думаете о других женщинах. Поэтому, как вы можете верить в то, что ваша женщина не думает о других мужчинах? Вы знаете, о чем вы думаете, поэтому вы знаете, что она тоже думает. Возникают недоверие, конфликт, агония. Любовь, которая была возможной, стала невозможной из-за невозможного желания.

Люди требуют того, что невозможно сделать. Вам нужна уверенность в будущем, что невозможно. Вам нужно быть абсолютно уверенными в завтрашнем дне - это невозможно гарантировать; это не свойственно природе жизни. Все разумные люди знают, что это не свойственно природе жизни - будущее остается открытым. Банк может обанкротиться, жена может уйти с кем-нибудь другим, муж может умереть, дети могут оказаться недостойными. Кто знает что будет завтра? Вы можете заболеть, стать калекой.., кто знает что произойдет завтра?

Требовать уверенности в завтрашнем дне, значит находиться в постоянном страхе: это невозможно, и страх не может быть разрушен. Страх будет с вами, вы будете дрожать, и тем временем упустите настоящее. Желанием уверенности в будущем вы разрушаете настоящее, но это единственное, что доступно в жизни. И вы будете все больше и больше дрожать, бояться, становиться жадными.

Рождается ребенок. Это очень, очень открытое явление, полностью разумное. Но вы скачете над ним, вы начинаете разрушать его разумность. Вы начнете создавать в нем страх. Вы называете это обучением, вы говорите, что делаете ребенка способным справляться с жизнью. Вы создаете в нем страх. В нем нет страха. А ваши школы, колледжи, университеты - все они делают его все более и более неразумным. Они требуют глупостей. Они требуют, чтобы он забивал голову глупостями, в чем ребенок и его природная разумность не видят никакого смысла. Зачем? Ребенок не видит в этом никакого смысла. Зачем зубрить это? Но в университете, в колледже, дома, в семье, доброжелатели говорят: " Зубри! Сейчас ты не понимаешь, но позже ты поймешь зачем! "

Зубри историю - всю бессмыслицу, которую люди делали с другими людьми, все это безумие - зубри его! А ребенок не видит смысла. Какое это имеет значение, что какой-то король правил Англией? - с какого года по какой? Он должен зубрить эти глупости. Естественно, его разум становится все более загруженным, искалеченным. Все больше и больше пыли скапливается на его разумности. К тому времени, как человек заканчивает университет, он становится неразумным: университет сделал свое дело. Очень редко человек может вернуться из университета разумным, оставаясь разумным. Очень немногим удалось избежать университета, пройти через университет и все еще сохранить свою разумность, такое случается очень редко. Это такой великолепный механизм, существующий для того, чтобы уничтожить вас. Когда вы становитесь образованными, вы становитесь неразумными.

Разве вы не замечаете этого? Образованный человек ведет себя очень неразумно. Пойдите к первобытным людям, не знающим, что такое образование и вы обнаружите чистую разумность.

Я слышал...

Женщина пыталась открыть консервную банку, но не могла найти способа сделать это. Она решила заглянуть в поваренную книгу. Пока она смотрела книгу, повар открыл банку. Вернувшись, она была удивлена. Она спросила повара:
- Как вы сделали это?
Он ответил:
- Леди, когда вы не умеете читать, вы должны использовать свой разум!

Да, это верно. Когда вы не умеете читать, вы должны использовать свой разум. Что еще вы можете сделать? С того момента, когда вы начинаете читать, писать, считать, когда вы становитесь способными делать это - вам больше не нужен разум, обо всем позаботятся книги.

Вы когда-нибудь обращали на это внимание? Когда человек начинает печатать на машинке, его почерк ухудшается, его почерк теряет свою красоту. Но это не важно, ведь он умеет печатать. Если вы носите с собой калькулятор, вы забываете всю математику - в ней нет необходимости. Рано или поздно появятся маленькие компьютеры, и каждый будет носить их с собой. В них будет содержаться вся информация из Британской Энциклопедии и вам совсем не нужно будет быть разумным; компьютер позаботится об этом.

Пойдите к первобытным, необразованным людям, живущим в деревнях, и вы обнаружите утонченную разумность. Да, они не так хорошо осведомлены обо всем, как мы, это правда, они не так много знают, это тоже правда - но они потрясающе разумны. Их разумность как огонь, не окруженный облаком дыма.

Общество сделало с человеком что-то неправильное - по понятным причинам. Оно требует, чтобы вы были рабами, чтобы вы постоянно боялись, были жадными, честолюбивыми, оно хочет, чтобы вы постоянно конкурировали друг с другом. Оно хочет, чтобы вы были нелюбящими, полными злобы и ненависти, чтобы вы оставались слабыми, подражающими - точными копиями друг друга. Общество не хочет, чтобы вы стали подлинными буддами, подлинными кришнами, или христами, нет. Поэтому ваша разумность была разрушена. Медитация нужна только для того, чтобы устранить то, что сделало общество. Медитация негативна: она просто сводит на нет принесенный вред, она разрушает болезнь; а когда болезнь уходит, вы, естественно, начинаете себя хорошо чувствовать.

В этом столетии все зашло слишком далеко: всеобщее образование стало настоящим бедствием. Но помните, я не против образования, я против такого образования. Возможны разные виды образования, которые могут помочь отточить вашу разумность не разрушая ее; они не будут засорять ее ненужными фактами, они не будут засорять ее ненужными знаниями, они вообще не будут засорять ее, скорее они помогут ей стать более сияющей, свежей, юной.

То образование делает вас всего лишь способными к запоминанию. Это образование придает разуму больше ясности. То разрушает вашу изобретательность. Это образование поможет вам стать более изобретательными.

Например, мне бы хотелось, чтобы в мире существовало такое обучение, которое не будет требовать от ребенка старого стереотипного ответа. Оно не будет поощрять повторения, попугайничанья. Оно будет поощрять изобретательность. Даже если найденный ответ будет не таким верным, каким был бы стандартный, все равно ребенок, внесший новый взгляд на старую проблему, будет оценен выше. Конечно, его ответ не будет таким правильным, как ответ Сократа - естественно, он же маленький мальчик.., его ответ не может быть таким же точным, как ответ Альберта Эйнштейна, это естественно. Но требовать, чтобы его ответ был таким же верным, как и ответ Альберта Эйнштейна, это глупо. Если ребенок изобретателен, он движется в верном направлении, и однажды он станет Альбертом Эйнштейном. Если ребенок пытается создать что-то новое, естественно, у него есть какой-то предел, но даже его попытка создания чего-то нового должна быть оценена, одобрена.

Обучение не должно включать в себя соперничество. Люди не должны быть судимы друг перед другом. Соперничество очень насильственно и очень разрушительно. Кто-то не очень хорошо знает математику, а вы называете его посредственностью, а ведь он может быть хорошим плотником. Но никто не обращает на это внимания. Кто-то не очень хорошо воспринимает литературу, и вы называете его глупым, а он может быть хорошим музыкантом, танцором.

Настоящее образование будет помогать людям найти свою жизнь, в которой они могли бы быть полностью живыми. Если человек рожден быть плотником, значит правильным будет обучать его этому. Никто не принуждает его заниматься чем-то другим. Этот мир может стать таким великолепным, разумным миром, если человеку будет позволено быть самим собой, если ему помогут быть самим собой, будут всячески поддерживать его, и никто не придет и не вмешается в его жизнь. Фактически, никто не управляет ребенком. Если он хочет стать танцором, хорошо - танцоры нужны. Миру нужны танцы. Если он хочет стать поэтом, прекрасно. Нужно больше поэзии, ее никогда не хватает. Если он хочет стать плотником или рыбаком - прекрасно. Если он хочет стать дровосеком - прекрасно. Никто не требует, чтобы он стал президентом или премьер-министром. В действительности, чем меньше обращать на это внимания, тем лучше.

Сейчас все - шиворот-навыворот. Тот, кто хотел стать плотником, стал доктором; тот, кто хотел стать доктором, стал плотником. Все занимают не свое место, отсюда - столько невежества, все делают чужую работу. Если вы заметили это, вы почувствуете, почему люди ведут себя невежественно.

Мы, в Индии, давно медитируем и нашли слово: свадхарма, самобытность. Это слово несет величайший смысл для будущего мира. Кришна сказал: Свадхарме надханам шреях: хорошо умереть в самобытности, следуя за своей самобытностью. Пер дхармо баваха баха: чужая природа очень опасна. Не становитесь подражателями. Просто будьте самими собой.

Я слышал...

Билл всегда мечтал поохотиться на лосей, поэтому он скопил достаточно денег и отправился в Северные Леса. Там он обзавелся всем необходимым снаряжением, и лавочник посоветовал ему нанять Пьера, лучшего из тех, кто может вызывать лосей в тех краях.

- Правда, - сказал лавочник, - он дорого стоит, но его голос настолько сексуален, что ни один лось не может устоять.

- Как это делается? - спросил Билл.

- Ну, - сказал лавочник, - он обнаруживает лося за триста ярдов, затем приставляет руки ко рту и издает первый зов. Когда лось слышит его, он начинает возбуждаться и подходит на расстояние двухсот метров. Тогда Пьер повторяет свой зов, вкладывая чуть больше чувства, и лось скачет со страстным ревом, приближаясь на расстояние ста метров. На этот раз Пьер в самом деле издает свой клич, полный сексуального вожделения, слегка удлиняя его звучание, который побуждает лося, возбужденного намерением удовлетворить свою плоть, подойти на расстояние двадцати пяти метров от Вас. И это тот самый момент, мой друг, для того чтобы вы прицелились и выстрелили.

- А если я промахнусь? - поинтересовался Билл.
- О, это будет ужасно! - сказал лавочник.

- Но почему? - спросил Билл.
- Потому что бедному Пьеру придется совокупляться.

Тоже самое произошло с человеком - подражание, подражание.

Человек совершенно упустил видение своей собственной реальности. Люди дзен говорят: " Найди свое подлинное лицо".

То же самое говорит и Тантра. Тантра говорит: Найди, то, что является твоей подлинностью. Кто ты? Если ты не знаешь, кто ты, ты всегда будешь попадать в беду, всегда. Твоя жизнь будет долгой чередой несчастий, и что бы не произошло, этого никогда не будет достаточно. Неудовлетворенность будет единственным вкусом твоей жизни.

Вы можете видеть это вокруг себя. Почему так много людей выглядят унылыми, скучными, просто кое-как проживающими свой день? Тратя очень ценное время, которого они не смогут вернуть - и делая это с такой скукой, как будто они только и делают, что ждут смерти. Что же произошло с таким большим количеством людей? Почему у них нет такой же свежести, как у деревьев? Почему человек не поет так как птицы? Что случилось с человеком?

Вот что случилось: человек начал подражать. Он пытался стать кем-то еще. Никто не находится у себя дома. Все стучатся в чужие двери, отсюда неудовлетворенность, скука, уныние, сильная боль.

Когда Сараха говорит, что разумность и есть то самое качество медитативности, он имеет в виду следующее: Разумный человек будет стараться быть самим собой, чего бы это ему не стоило. Разумный человек никогда не будет подражать и имитировать. Он никогда не будет бездумно подражать. Разумный человек будет прислушиваться к собственному внутреннему голосу. Он будет чувствовать свое собственное существо и двигаться в соответствии с этим, несмотря на риск. А риск есть! Когда вы подражаете другим он не так велик. Если вы никому не подражаете, вы остаетесь в одиночестве. Есть риск!

Но живут только те, кто живет в опасности. Живут только те, кто рискует, кто отважен, совершенные сорвиголовы - только они и живут. Жизнь не случается с теми, кто равнодушен.

Разумный человек доверяет самому себе. Его доверие по отношению к самому себе абсолютно. Как можно доверять кому-то еще, если вы не можете доверять даже себе?

Люди приходят ко мне и говорят: " Ошо, мы хотим доверять тебе". Я спрашиваю их: " Доверяете ли вы себе? Если вы доверяете себе, то есть возможность, что вы будете доверять также и мне, в противном случае такой возможности нет. Как вы можете доверять мне, если вы не доверяете себе? Разве вы не находитесь к себе ближе всего. Если вы доверяете себе, вы можете доверять также и мне. Если вы доверяете себе, то вы будете доверять себе доверять мне, иначе это невозможно."

Разумность есть вера в свое собственное бытие.

Разумность - это приключение, волнение, радость.

Разумность значит жить в этом мгновении, а не страстно желать будущего.

Разумность - это не размышление о прошлом и не беспокойство о будущем: прошлого больше нет, будущего еще нет.

Разумность существует для того, чтобы использовать настоящий момент как можно более полно - будущее произойдет из этого. Если это мгновение было прожито в удовольствии и радости, то следующее мгновение родится из него. Естественно, оно принесет еще больше радости, но не надо будет беспокоиться об этом. Если мое сегодня было сияющим, то завтра будет даже еще более сияющим. Откуда это придет? Это вырастет из сегодня. Если эта жизнь была благословением, моя следующая жизнь будет более высшим благословением. Откуда это придет? Это произрастет из меня, из моего живого опыта. Поэтому разумный человек не беспокоится о рае и аде, о жизни после жизни, он не беспокоится даже о Боге, даже о душе. Разумный человек просто живет разумно, а бог и душа, и небеса, и нирвана - они естественно проистекают из этого.

Вы живете с верой, а вера неразумна. Живите посредством знаний; знание - это разумность. И Сараха совершенно прав: разумность есть медитация. Неразумные люди тоже медитируют, но, обычно, медитируют неразумно. Они думают, что должны посещать церковь каждое воскресенье и проводить там один час - это значит принадлежать вере. Это неразумный способ быть причастным к религии. Церковь не имеет с этим ничего общего? Шесть дней в неделю вы живете своей настоящей жизнью, воскресенье - это не ваш, ненастоящий день. Шесть дней вы живете не-религиозно, а потом идете в церковь, для того чтобы провести там только один или два часа. Кого вы пытаетесь ввести в заблуждение? Пытаетесь убедить Бога, что вы ходите в церковь?

Или, если вы немного усерднее, то каждый день по двадцать минут утром, по двадцать минут вечером, вы делаете Трансцендентальную Медитацию. Вы сидите с закрытыми глазами, глупо повторяя мантру: " 0м, 0м, 0м", что притупляет ваше сознание даже еще больше. Механичное повторение мантры отберет вашу разумность; это не придаст вам разумности, это как колыбельная.

Издревле это было известно матерям. Когда ребенок беспокоен и не хочет засыпать, мать начинает петь колыбельную. Ребенку скучно, но он не может убежать. Что поделать? Мать удерживает его в кровати. Поэтому единственный выход убежать - это сон. И он засыпает, он просто подчиняется. Он говорит: " Теперь глупо быть бодрствующим, ведь то, что она делает навевает такую скуку - она постоянно повторяет один единственный мотив".

Есть сказки, которые матери и бабушки рассказывают детям, когда те не хотят спать. Если вы посмотрите на эти сказки, то обнаружите определенную, постоянно повторяющуюся модель. Только за день перед этим я читал сказку, рассказанную бабушкой маленькому ребенку, который не хотел засыпать, потому что он не чувствовал, что ему хочется спать прямо сейчас. Его разумность говорит, что он совершенно бодр, но бабушка принуждает его. У нее есть другие дела, ребенок не так уж важен.

Дети пребывают в совершенном недоумении: все кажется очень абсурдным. Утром, когда они хотят спать, все хотят, чтобы они проснулись. Когда они не хотят идти спать, все заставляют их идти спать. Они становятся очень озадаченными. Чего хотят эти люди? Когда сон наступает, хорошо - это разумно. Когда сон не наступает, почему бы не быть бодрым.

Итак, эта бабушка рассказывает сказку. Сначала ребенку интересно, но постепенно... Всякому разумному ребенку станет скучно, лишь глупый ребенок не будет чувствовать скуки.

Вот эта сказка...

Человек засыпает и ему снится, что он стоит перед большим дворцом. И во дворце тысяча и одна комната. И он ходит из одной комнаты в другую - тысяча комнат - потом он достигает последней комнаты. А там стоит красивая кровать, он падает на нее, засыпает и ему снится.., что он стоит у двери большого дворца, в котором тысяча и одна комната, он приходит в тысяча первую комнату. И он проходит через тысячу комнат, потом достигает тысяча первой комнаты. И вновь там оказывается большая кровать, и он засыпает.., и ему сниться, что он стоит перед дворцом...

Вот как это происходит!

Как долго ребенок может оставаться бдительным? Просто из-за явной скуки он засыпает. Он говорит: " Пора положить этому конец! "

Мантра делает то же самое. Вы повторяете: " Рам, Рам", " 0м, 0м", " Аллах, Аллах" - все, что угодно. Вы все продолжаете и продолжаете повторять. Вы делаете две работы: и за бабушку и за ребенка. Ваша разумность подобна ребенку, а ваше заучивание мантры подобно бабушке. Ребенок пытается остановить вас, заинтересовать чем-то другим, думает о прекрасном - прекрасной женщине, прекрасных пейзажах, но вы ловите его за руку и вновь возвращаете к " 0м, 0м, 0м". Постепенно ваш внутренний ребенок начинает чувствовать, что бороться бесполезно, и он засыпает.

Да, мантра может дать вам определенный сон - это сон самогипноза. В этом нет ничего неправильного, если вам трудно заснуть - если вы страдаете от бессонницы, это хорошо. Но это не имеет ничего общего с духовностью; это очень неразумный способ медитировать. Каков же тогда разумный способ?

Разумный способ - это привнесение разумности во все, что вы делаете. Гуляя, гуляйте разумно, с осознанностью; когда вы едите, ешьте разумно, с осознанностью. Вы когда-нибудь ели разумно? Вы когда-либо задумывались о том, что вы едите? Питательно ли это? Имеет ли это питательную ценность? Или вы просто набиваете себя тем, в чем отсутствует всякая питательность?

Вы когда-нибудь наблюдали за тем, что вы делаете? Вы продолжаете курить.., тогда нужна разумность. Что вы делаете? Просто вдыхаете и выдыхаете дым, тем временем разрушая свои легкие? А что вы делаете на самом деле? Тратите деньги и здоровье. Привнесите разумность в процесс курения, в процесс принятия пищи. Привнесите разумность в то, что вы идете и занимаетесь любовью со своей женщиной или со своим мужчиной. Что вы делаете? Вы действительно любите? Иногда вы занимаетесь любовью по привычке? И это отвратительно, безнравственно. Тогда это уродливо, тогда это аморально.

Любовь должна быть очень сознательной, только тогда она становится молитвой. Когда вы занимаетесь любовью с женщиной, что вы в точности делаете? Используете ее тело, чтобы выбросить энергию, которая переполнила вас? Или вы платите ей дань уважения, любите ее, чувствуете к ней почтение? Я не вижу этого. Мужья не уважают своих жен, они используют их. Жены используют своих мужей, они не уважают их. Если почтение не возникает из любви, тогда разумности где-то недостает. Иначе вы бы почувствовали огромную благодарность к другому, и ваше занятие любовью стало бы великой медитацией.

Что бы вы не делали, привнесите в это качество разумности. Делайте это разумно: вот что такое медитация. И утверждение Сарахи имеет огромное значение: Разумность есть медитация.

Разумность должна быть распространена по всей вашей жизни. Это не что-то, появляющееся по воскресеньям. И вы не можете делать это в течение двадцати минут, а потом забыть. Разумность должна быть подобна дыханию. Что бы вы не делали - маленькое, большое, всякое, мытье пола - это может быть сделано разумно или неразумно. И вы знаете, что когда делаете что-то неразумно, это не доставляет вам радости - вы выполняете обязанности; переносите это кое-как.

Я слышал пример, объясняющий, как любовь может быть превращена в обязанность и разрушена...

Это произошло в воскресной школе во время занятия у девятиклассниц. Изучали христианскую любовь, и какое она может иметь значение в их жизни. В конце концов они решили, что христианская любовь значит " делать что-то приятное тому, кто тебе не нравится".

Дети очень разумны. Их вывод абсолютно верен. Послушайте это еще раз. В конце концов они решили, что христианская любовь значит " делать что-то приятное тому, кто тебе не нравится".

Учитель предложил им проверить, как работает их представление, в течение недели. Когда, на следующей неделе они вернулись, учитель попросил их отчитаться. Одна девушка подняла руку и сказала:
- Я сделала кое-что!

Учитель ответил:
- Великолепно! И что же ты сделала?

- Ну, - ответила девушка, - в моем математическом классе есть одна уродина...

Учитель сказал:
- Уродина?..

И девушка ответила:
- Да, вы же знаете... уродина. У нее четыре головы, на руках только большие пальцы, и три левых ноги, и когда она входит в школу, все говорят: " Вот опять идет эта уродина". У нее нет друзей, и никто не приглашает ее в гости, вы знаете, она ведь так уродлива.

Учитель сказал:
- Мне кажется, я знаю, что ты имеешь ввиду. И что же ты сделала?

- Ну, эта уродина учится со мной в математическом классе, и ей трудно. Я довольно неплохо разбираюсь в математике, поэтому я предложила ей помочь выполнить домашнее задание.


- Прекрасно, - сказал учитель, - И что же случилось?
- Ну, я помогла ей, и это было довольно забавно, и она никак не могла отблагодарить меня, но теперь, я не могу отделаться от нее!

Если вы просто, выполняете свою обязанность - вы не любите, вы этого не любите, но вы просто выполняете свою обязанность - рано или поздно вы будет пойманы на этом. И вам будет сложно избавиться от этого. Просто посмотрите на то, как вы проводите свой день: как много вы делаете того, отчего не получаете никакого удовольствия, из чего не происходит никакого роста? В действительности, вы хотите избавиться от этого. Если вы делаете в своей жизни слишком много того, от чего действительно хотели бы избавиться, вы живете неразумно.

Разумный человек выстроит свою жизнь таким образом, что это будет поэзия непосредственности, любви, радости. Это ваша жизнь, и если вы недостаточно добры к себе, то кто же будет добр по отношению к вам? Если вы упустили это, никто кроме вас не может отвечать за это. Я учу вас быть ответственными по отношению к самим себе - это ваша ответственность. Все остальное приходит после. Все остальное. Даже Бог приходит после! Потому что он может прийти только тогда, когда есть вы. Вы - самый центр вашего мира, вашего существования.

Итак, будьте разумными. Привнесите качество разумности. И чем более разумными вы становитесь, тем больше возрастает ваша способность к тому, чтобы привнести больше разумности в свою жизнь. Каждый миг может стать настолько освещенным светом разумности... Тогда не нужна будет никакая религия, не нужно будет медитировать, ходить в церковь, какой-либо храм, не нужно будет ничего особенного. Жизнь по сути своей разумна.

Просто живите тотально, гармонично, и все станет прекрасным. За светом разумности следует жизнь, исполненная праздника.

Следующий вопрос связан с предыдущим:
Ошо, разве это нехорошо служить людям, только из чувства долга?

Я уже рассказал об этом. Нет, вовсе нет, это отвратительно. Когда вы делаете что-то только из чувства долга, без любви, вы наносите вред как себе так и другому человеку. Потому что, если вы не делаете это из любви, то будете чувствовать, что другой должен быть благодарен: вы будете чувствовать, что другой чем-то обязан вам. Вы будете ждать ответных действий; на самом деле, вы будете предъявлять требование, скрытое или явное: " Теперь ты сделай что-то для меня, ведь я так много для тебя сделал".

Когда вы делаете что-то, исходя из любви, вы делаете это безо всякой идеи о каких-либо ответных действиях. Это не сделка - вы делаете это, потому что вы счастливы делая это; и другой ничем вам не обязан. Но не думайте, что любовь не возвращается - любовь возвращается в тысячекратном размере, но возвращается только любовь, а долг никогда. На самом деле, если вы выполняете свой долг по отношению к кому-то, он никогда не сможет простить вам этого. Вы можете увидеть это в детях: они никогда не могут простить своих родителей. Их родители, должно быть, выполняли огромный долг. Трудно простить тех людей, которые выполняли свой долг.

Уважение возникает к тем людям, которые любили вас не из чувства долга, а просто потому, что это доставляло им радость. Видите ли вы разницу? Ваша мать любит вас просто потому, что чувствует к вам любовь - вернете вы ей это или нет не имеет значения. Вы не заключаете сделку; это не договор; это не бизнес. Если вы не ответите ей тем же, она никогда не вспомнит об этом, она никогда не подумает об этом. На самом деле она получает так много радости, любя вас, чего же ей еще ожидать?

Мать всегда чувствует, что она не может сделать столько, сколько хотела бы. Но если она делает что-то из чувства долга, ей кажется, что она сделала так много, а вы предали ее - вы не возвращаете ей ее любовь. И она постоянно будет вбивать вам в голову тот факт, что она сделала для вас и то и это и выносила вас девять месяцев в своей утробе. И она постоянно будет рассказывать вам об этом. Этим не создашь любовь, это просто приведет к отчуждению. Дети становятся очень, очень злыми.

Я знаю одного маленького мальчика... Я жил в этой семье, и мать привела его ко мне: семья хотела, чтобы я чему-то научил мальчика, потому что он был очень неблагодарным. Я очень хорошо знал эту семью, я знал отца и мать, поэтому я знал, почему он был неблагодарным. Они делали все, что могли, но всегда только из чувства долга.

Я сказал им: " Вы в ответе за это, вы никогда не любили мальчика. Ему больно. Вы никогда не позволяли ему почувствовать себя значимым. Ваша любовь - это не любовь, она подобно тяжелому камню лежит на его сердце. Теперь он вырастает и способен бунтовать против вас, вот почему он бунтует".

Мальчик посмотрел на меня с такой благодарностью.., он начал плакать. Он сказал: " Кто бы ни пришел в семью, любой гость, любой друг, меня всегда вызывают на ковер - каждый должен учить меня. Вы первый человек... Вы все верно сказали. Эти люди мучили меня, и моя мать продолжает говорить: " Я выносила тебя девять месяцев в своей утробе". А я говорю ей: " Но я же тебя не просил об этом. Это не имеет ко мне никакого отношения, это было твоим делом. Ты так решила. Почему ты не сделала аборт? Я бы не стал вмешиваться. Во-первых, почему ты забеременела? Я же не просил тебя об этом! " И я знал, что он был зол, но он был прав.

Вы спрашиваете: Разве это не хорошо служить людям только из чувства долга? Нет, на самом деле если вы служите людям из чувства долга, вы становитесь их мучителем: тем самым вы станете господствовать над ними. Это способ господствовать. Это своеобразная политика.

Начните массаж с их ног и скоро вы доберетесь до их горла. Вскоре вы убьете их. И, естественно, когда вы начинаете растирать их ноги, они вытягивают их. Они говорят: " Великолепно", и не знают, что должно произойти.

Все слуги народа рано или поздно становятся политиками. Великолепный способ, чтобы начать свою политическую карьеру: стать слугой народа. Служите людям из чувства долга, и, рано или поздно, вы сядете им на шею; тогда вы начнете эксплуатировать их. Потом вы сможете сломать их, и они даже не успеют пикнуть, потому что вы - слуга народа. Для того чтобы стать хозяевами народа сначала нужно стать слугами народа.

Весь мой подход состоит в том, чтобы сделать вас бдительными относительно этих ловушек. Это - уловки, уловки эго. Под видом покорности, смирения, служения, вы продолжаете попадаться на уловки эго. Делайте это, но делайте только исходя из любви, иначе, лучше ничего не делать. Тогда, пожалуйста, вообще ничего не делайте. Будет лучше, если вы не будете ничего делать.

Вы сможете это сделать, потому что никто не может долго оставаться не у дел. Создается энергия, и вы должны отдать ее - но отдавайте ее с любовью. Когда вы отдаете, исходя из любви, вы чувствуете благодарность по отношению к другому, потому что он принял вашу любовь, он принял вашу энергию, другой человек разделил их с вами, сбросил бремя с ваших плеч.

Делайте что-то только тогда, когда вы можете почувствовать благодарность к человеку, для которого делаете, но не иначе.

Третий вопрос:
Возлюбленный Ошо, почему ревность всегда следует за любовью подобно тени?

Ревность не имеет никакого отношения к любви. На самом деле ваша так называемая любовь тоже не имеет никакого отношения к любви. Это всего лишь красивые слова, которые вы используете, не зная того что они означают, не ощущая их смысла. Вы продолжаете использовать слово " любовь". Вы используете его так часто, что забываете о том, что еще не испытали ее. В этом и заключается опасность использования таких красивых слов: " Бог", " любовь", " нирвана", " молитва", прекрасные слова. Вы продолжаете использовать их, вы продолжаете повторять их, и постепенно само повторение создает ощущение того, что вы знаете.

Что вы знаете о любви? Если бы вы знали хоть немного о любви, вы бы не стали задавать этого вопроса, потому что ревности нет места в любви. Там где есть ревность, нет любви. Ревность не часть любви, ревность - часть обладания. Обладание не имеет ничего общего с любовью. Вы хотите обладать. Посредством обладания вы чувствуете себя сильными: ваша территория стала больше. И если кто-то еще пытается посягнуть на ваше территорию, вы сердитесь. Или если чей-то дом больше вашего, вы ревнуете. Или если кто-то пытается посягнуть на вашу собственность, вы ревнуете и злитесь. Если вы любите, ревность не возможна; для нее вообще не существует никакой возможности.

Я слышал...

Два охотника сделали остановку на последней заставе на замерзшем Юконе, чтобы пополнить запасы перед долгой, темной зимой. Погрузив на сани муку, консервы, керосин, спички и боеприпасы они были готовы путешествовать на собаках в течении шести месяцев в безлюдной пустыне.

Подождите минутку, ребята, - сказал им лавочник, - как насчет того, чтобы взять еще кое-что?

И он показал им большую доску, изогнутую как песочные часы.
- Что это? - спросил один из охотников.

Хозяин подмигнул:
- Это называется доской любви. Вы можете обнять ее, когда вам будет одиноко.
- Мы возьмем две! - воскликнули охотники.

Спустя шесть месяцев один из охотников вернулся, обросший и изможденный.
- А где твой приятель? - спросил лавочник.
- Пришлось пристрелить его, - проворчал охотник. - Застал его врасплох с моей возлюбленной доской.

Ревность не имеет ничего общего с любовью. Если вы любите свою женщину, как вы можете ревновать? Если вы любите своего мужчину, как вы можете ревновать? Если ваша женщина смеется с кем-то другим, как вы можете ревновать? Вы должны быть счастливы: это ваша женщина счастлива, а ее счастье - это ваше счастье. Как вы можете быть против ее счастья?

Но посмотрите, пронаблюдайте. Вы смеялись над моим рассказом, а ведь это случается повсюду, в каждой семье. Жена ревнует даже к газете, если ее муж продолжает читать ее слишком долго. Она приходит и вырывает ее: она становится ревнивой. Ведь газета заменяет ее саму. Когда она рядом, как вы смеете читать свою газету? Это оскорбление! Когда она рядом, она должна обладать вами всецело, не допускается даже присутствия газеты... Газета становится соперницей.

Поэтому, что уж говорить о людях? Если жена рядом, а муж начинает говорить с другой женщиной и кажется чуть более счастливым, что вполне естественно: люди устают друг от друга. И как только появляется что-то новое, вы чувствуете легкое волнение - и жена начинает злиться. Вам хорошо известно, что если идет пара, и мужчина выглядит грустным, то он женат на этой женщине. Если же он выглядит счастливым, то он не женат на этой женщине. Она не его жена.

Однажды я ехал в поезде, и со мной в купе была женщина. На каждой станции приходил мужчина. Иногда он приносил бананы, иногда он приносил чай и мороженое, много всякого.

Я спросил ее:
- Кто этот мужчина?

Она ответила:
- Мой муж.

Я сказал:
- Неужели это правда, я не могу поверить в это. Как давно вы поженились?

Она слегка встревожилась. Она сказала:
- Вы настаиваете на том, что мы не женаты? Но как вы догадались?

Я сказал:
- Никогда не видел, чтобы муж приходил к жене на каждой станции. Раз уж муж избавился от жены, он придет на последней станции, надеясь, что она сошла где-то посреди пути. Но приходить каждый раз и что-то приносить... всякую всячину... и прибегать вновь и вновь из своего купе?

Она сказала:
- Вы правы, он не мой муж. Он - друг моего мужа.

Тогда все правильно - тогда нет проблем.

В действительности, вы не любите свою женщину или своего мужчину или своего друга. Если вы любите, то его или ее счастье - ваше счастье. Если вы любите, вы не станете создавать никакого обладания.

Любовь способна на то, чтобы предоставить полную свободу. Только любовь способна на то, чтобы предоставить полную свободу. А если свобода не предоставлена, тогда это не любовь, а что-то другое. Это определенные уловки эго. У вас есть прекрасная женщина. И вы хотите показать всем в городе, что у вас есть прекрасная женщина - просто как обладатель. Так же, как когда у вас есть машина, вы хотите, чтобы все знали, что ни у кого больше нет такой красивой машины. Тоже самое происходит и в случае с вашей женщиной. Вы приносите ей бриллианты, но не потому, что вы ее любите. Она - украшение вашего эго. Вы водите ее из одного клуба в другой, но она должна оставаться рядом с вами и продолжать показывать, что она принадлежит вам. Любое посягательство на ваши права, и вы становитесь сердитыми - вы можете ее убить... ту, которую, как вы думаете, вы любите.

Повсюду срабатывает огромное эго. Мы хотим, чтобы люди были подобны вещам. Мы обладаем ими как вещами, мы низводим людей до уровня вещей. То же самое и в отношении вещей.

Я слышал...

Раввин и священник жили по соседству, и они всегда испытывали по отношению друг к другу какое-то раздражение. Если Кохенз менял мотор в машине, Отец О'Флин менял свой, так это и продолжалось.

Однажды священник приобрел новый " Ягуар", поэтому раввин купил " Бентли". Когда раввин выглянул из окна, было видно, что священник льет воду на капот машины. Он открыл окно и закричал:
- Вы знаете, что так не наполняют радиатор.

- Неужели, - сказал священник, - я окропляю машину святой водой и это больше, чем можете сделать Вы для своей.

Чуть позже священник оглянулся и увидел, что раввин лежит на дороге со слесарной ножовкой в руке, отпиливая последний дюйм выхлопной трубы своей машины.

Это и есть ум - постоянное соперничество. Теперь он делает обрезание; ведь он должен что-то сделать. Вот так мы живем: подчиняясь эго. Эго не знает любви, эго не знает дружбы, эго не знает сострадания. Эго - это агрессия, насилие.

И вы спрашиваете: Почему ревность всегда следует за любовью подобно тени?

Никогда. Любовь вообще не создает тени. Любовь настолько прозрачна, что она не создает тени. Любовь не что-то плотное, она прозрачна. Любовь не может создать никакой тени. Любовь - это единственное явление на земле, которое не создает теней.

Четвертый вопрос:
Возлюбленный ОШО, что такое подавление?

Подавление - это жить жизнью, которой вы не намереваетесь жить. Подавление значит делать то, что вы никогда не хотели делать.

Подавление значит быть тем, кем вы не являетесь. Подавление - это метод саморазрушения. Подавление - это самоубийство, конечно, очень медленное, но очень верное, медленное отравление. Самовыражение - это жизнь, подавление - это самоубийство.

Таково послание Тантры: Не живите жизнью подавления, иначе это вообще нельзя будет назвать жизнью. Живите жизнью самовыражения, созидания, радости. Живите так, как Бог хотел бы, чтобы вы жили. Живите естественно. И не бойтесь священников. Прислушивайтесь к своим инстинктам, к своему телу, к своему сердцу, к своему разуму. Пускай вы будете зависимыми от себя, идите, куда бы ваша спонтанность не направляла вас, и вы никогда не будете в проигрыше. И, спонтанно следуя своей естественной жизни, в один прекрасный день вы будете близки к тому, чтобы подойти к дверям божественного.

Ваша природа - это Бог внутри вас. То, к чему вас тянет ваша природа, это то к чему тянет вас Бог, что внутри вас. Не слушайте тех, кто вас отравляет, слушайтесь зова природы. Да, природы недостаточно - есть еще и высшая природа - но высшее проходит через низшее. Цветок лотоса вырастает из грязи. Душа вырастает из тела. А из секса вырастает самадхи.

Помните, из пищи вырастает сознание. На востоке мы говорим: Аннам Брахм: пища есть Бог. Как это понимать, что пища есть Бог? Бог вырастает из пищи: низшее связано с высшим, самое поверхностное связано с самым глубоким.

Священники учили вас подавлять низшее. И они очень логичны. Только они забыли о том, что Бог нелогичен. Они очень логичны и это привлекает вас. Потому вы веками слушали их и следовали их советам. Они прибегают к тому доводу, что если вы хотите достигнуть высшего, не следует прислушиваться к низшему - это выглядит логичным. Если вы хотите подняться выше, вы не можете идти вниз; поэтому не идите вниз, идите вверх - это очень разумно. Единственная сложность состоит в том, что Бог не рационален.

Только вчера Дхрува сказал мне. Во время проведения медитационного лагеря иногда бывает так, что на всю группу находит молчание - из ниоткуда, из грусти. И эти несколько мгновений тишины полны потрясающей красоты. И он сказал: " Они так таинственны, эти мгновения. Мы не управляем ими, мы не думаем о них, иногда они просто приходят. Но когда они приходят, вся группа немедленно чувствует присутствие чего-то божественного, чего-то высшего, что-то более великого, чем что-либо еще. И все немедленно осознают, что есть нечто, нечто таинственное. И в эти мгновения вся группа погружается в молчание."

Его логический ум думает: " Было бы хорошо, если бы я сделал так, чтобы вся группа все время находилась в молчании. Он, должно быть, начал думать: " Если эти несколько мгновений - такие редкие и так кратковременные - так прекрасны, то почему бы не проводить все время в молчании? " Я сказал: " Это ты мыслишь логически, но ведь Бог не логичен. Если ты останешься в молчании, эти мгновения никогда не вернуться".

Жизнь состоит из противоположностей. Вы тяжело работаете весь день, вы рубите лес, тогда ночью вы спите самым крепким сном. Теперь логичным будет то - ведь вы умеете логично мыслить, это поддается математическим расчетам - что следующим утром вы подумаете: " Я так много работал весь день и очень устал, поэтому я все также крепко буду спать ночью. А если я буду весь день отдыхать, то я буду спать еще крепче". Поэтому наследующий день вы просто располагаетесь в кресле: вы отдыхаете. Вы думаете, что будете крепко спать? Вы не сможете спать даже обыкновенным сном. Именно поэтому богатые люди страдают от бессонницы.

Бог нелогичен. Он дает сон нищим, работавшим весь день, ходящим из одного места в другое под жарким солнцем, прося милостыню. Господь дарует сон чернорабочим, каменотесам, дровосекам. Они очень устают за день... и устав, они засыпают.

В этом заключается противоположность. Чем больше вы истощены, чем больше вы потратили энергии, тем в большей степени вам нужен сон, потому что сон даст вам энергию. Если вы расходуете свою энергию, вы создаете такую ситуацию, когда вы можете погрузиться в крепкий сон. Бог должен дать вам крепкий сон. Если вы совсем не работаете, во сне нет необходимости. Вы даже не использовали данную вам энергию, поэтому какой смысл в том, чтобы давать вам еще? Энергия дается тем, кто ее использует.

Теперь Дхрува логичен. Он думает: " Если вся группа все время будет молчать..." Но даже те несколько мгновений будут потеряны, и все станут очень, очень болтливыми внутри. Конечно, внешне они будут оставаться в молчании, но внутри будут сходить с ума. Сейчас они тяжело работают, они выражают свои эмоции, катарсируют, выносят все наружу, выбрасывают все наружу; они становятся истощенными. Эти мгновения приходят тогда, когда они настолько истощены, что им нечего больше выбросить. В этот момент, внезапно, возникает контакт, воцаряется молчание.

Отдых возникает из работы. Молчание возникает из самовыражения. Вот как действует Бог. Его методы очень нерациональны. И если вы действительно хотите быть в безопасности, вы должны будете жить небезопасной жизнью. Если вы действительно хотите быть живыми, вы должны быть готовыми к смерти в любой момент. Такова нелогичность Бога! Если вы действительно хотите быть истинно правдивыми, вы должны будете рисковать. Подавление - способ избежать риска.

Например, вас учили тому, что никогда нельзя злиться, и вы считаете, что тот, кто никогда не сердится, должен быть очень любящим человеком. Вы ошибаетесь. Тот, кто никогда не злится, никогда не сможет также и любить. Они всегда рядом, они приходят в одной связке. Человек, который действительно любит, иногда бывает действительно злым. Но эта злость прекрасна - она исходит из любви. Его энергия высока, и его злость не причинит вам боли. В действительности, вы почувствуете благодарность за то, что он был зол.

Вы когда-нибудь замечали это? Если вы любите кого-то, и делаете что-то, и человек действительно рассержен, искренне рассержен, вы чувствуете благодарность, ведь он так любит вас так сильно, что может позволить себе рассердиться. В противном случае почему? Когда вы не хотите давать волю гневу, вы остаетесь вежливыми. Вы не хотите давать волю чувствам - вы не хотите ничем рисковать - вы продолжаете улыбаться. Это не имеет значения. Если ваш ребенок будет близок к тому, чтобы сорваться в пропасть, вы так и останетесь спокойными? Вы не закричите? В вас не будет бурлить энергия? Вы будете продолжать улыбаться? Это невозможно.

Есть история...

Однажды это случилось на суде Соломона, куда пришли две женщины, затеявшие спор из-за ребенка. Обе утверждали, что ребенок принадлежит им. Очень трудно было принять решение. Какое же вынести решение? Ребенок был настолько мал, что не мог ничего сказать.

Соломон посмотрел и сказал:
- Я сделаю вот что - я разрублю ребенка на две части и поделю между вами. Только так можно решить эту проблему. Я должен быть справедливым. Все равно нет никаких доказательств того, что ребенок принадлежит той или другой. Поэтому я, как царь, решил: разрубите ребенка надвое, и пусть каждая возьмет себе по половине.

Женщина, державшая ребенка, продолжала улыбаться, она обрадовалась. Но другая женщина просто обезумела так, как будто бы хотела убить царя! Она сказала:
- Что ты говоришь? Ты сошел с ума?

Она пришла в ярость. Она не была больше обыкновенной женщиной, она была воплощением гнева, огня!

И женщина сказала:
- Если это и есть справедливость, я забираю назад свои требования. Пусть ребенок останется с другой. Ребенок принадлежит ей, он не мой ребенок! - Она разозлилась, однако слезы текли по ее лицу.

И царь сказал:
- Ребенок принадлежит тебе. Забери его. Другая женщина не настоящая мать, она лжет. Она ничего не предпринимала - и ребенок мог быть убит! На самом деле она продолжала улыбаться. Это не имело для нее никакого значения.

Когда вы любите кого-то, вы можете разгневаться. Когда вы любите, вы можете позволить себе выразить это. Если вы любите себя - а так должно быть, в противном случае вы упустите жизнь - вы никогда не будете подавлять свои чувства, а будете выражать их, что бы ни случилось в жизни. Вы будете выражать их - радость и грусть, взлеты и падения, дни и ночи.

Но вас воспитали так, что вы стали фальшивыми, вас воспитали так, что вы стали лицемерами. Когда вы разгневаны, вы продолжаете улыбаться натянутой улыбкой. Когда вы в ярости, вы подавляете ее. Когда вы чувствуете сексуальность, вы тоже подавляете ее и продолжаете распевать свою мантру. Вы никогда не показываете то, что у вас внутри.

Однажды случилось...

Джо, со своей маленькой дочерью Миджи пошли в парк аттракционов. По пути они остановились и плотно пообедали. А в парке Миджи увидела палатку с сосисками и объяснила: " Папа, я хочу..." Джо пресек ее желание и купил ей " попкорн".

Когда они подошли к продавцу мороженого, маленькая Миджи опять закричала:
- Папа, я хочу...

Джо опять остановил ее, но в этот раз он сказал:
- Ты хочешь, ты хочешь! Я знаю, чего ты хочешь - мороженого!

- Нет, папа! - призналась она, - меня тошнит!

Вот, что она хотела сказать еще с самого начала. Но кто слушал ее?

Подавление - это значит не прислушиваться к своей природе. Подавление - это трюк, существующий для того, чтобы разрушить вас.

Двенадцать бритоголовых рокеров заходят в паб в своих кожаных куртках и во всем своем обмундировании. Они проходят к бармену и говорят:
- Тринадцать пинт горького пива, пожалуйста.

- Но ведь вас всего двенадцать?
- Послушай, нам нужно тринадцать пинт пива.

Поэтому он дает им пива и все они садятся. В углу бара сидит маленький старый человек, и один из рокеров подходит к нему и говорит:
- Вот ты где, папаша, я принес пиво для тебя.

Маленький человек говорит:
- Спасибо, спасибо, ты очень щедр, сынок.

- Не стоит благодарности, для нас это пустяки помогать инвалидам.

-Но я не инвалид.

-Ты им будешь, если не угостишь нас.

Вот, что такое подавление: это трюк, предпринятый для того, чтобы искалечить вас, разрушить вас, ослабить вас. Это трюк, предпринятый для того, чтобы разрушить вас, ослабить вас. Это трюк, предпринятый для того, чтобы настроить вас против самого себя. Таким образом вы создаете конфликт внутри себя, а когда человек пребывает в конфликте с самим собой, конечно, он становится очень слабым.

Общество затеяло большую игру - оно настроило всех против самих себя. Поэтому вы ведете постоянную борьбу внутри себя. У вас просто не хватает энергии для того, чтобы делать что-то другое. Разве вы не замечали, как это происходит внутри вас? Постоянная борьба. Общество сделало из вас двуличных людей: это сделало вас шизофреничными и запутало вас. Вы стали каким-то плавником, болтающимися на поверхности воды. Вы не знаете, кто вы есть, вы не знаете, куда вы идете, что вы вообще здесь делаете. Во-первых, вы не знаете почему вы здесь. И это действительно запутало вас. И этот беспорядок порождает великих вождей: Адольфа Гитлера, Мао Дзе Дуна, Иосифа Сталина. И этот беспорядок порождает Папу Римского, и из этого беспорядка возникает тысяча и одна вещь. Но именно вы подвергаетесь разрушению.

Тантра говорит: Самовыражайтесь. Но помните, самовыражение не означает безответственность. Тантра говорит: Самовыражайтесь разумно, и вы никому не принесете вреда. Если человек не может причинить вреда самому себе, он не навредит и другим. А тот, кто вредит себе - опасен. Если он не может любить даже себя, он опасен; он может нанести вред кому угодно. Действительно, он будет причинять вред.

Когда вам грустно, когда вы подавлены, вокруг вас будут собираться другие люди, которым будет грустно, которые будут чувствовать себя подавленными. Когда вы счастливы, вы хотите создать счастливое общество, ведь счастье может существовать лишь в счастливом мире. Если вы живете радостно, вы захотите, чтобы все радовались - в этом заключается истинная религия. Будучи радостными, вы благословляете все свое существование.

Но подавление делает вас фальшивыми. Не верно то, что путем подавления вы сможете разрушить гнев, секс, жадность, нет. Они останутся здесь - только ярлыки сменятся. Они уйдут в подсознание, они начнут работать оттуда: они уйдут в подполье. И, конечно, когда они находятся в подполье, они более сильны. Весь психоанализ пытается поднять на поверхность все то, что находится в подполье. Тогда, когда это становится сознанием, вы можете освободиться от этого.

Один француз жил в Англии, и друзья спросили его, как он поживает. Он сказал, что его дела идут очень хорошо, кроме одного.
- Когда я пришел на вечеринку, хозяйка, она не сказала мне, где находится писсуар...

- Ах, Жорж, ты имеешь ввиду то, что она не сказала тебе, где находится туалет? Это всего-навсего наше английское жеманство. На самом деле она должна была сказать: " Не хотите ли вымыть руки? ", и это будет означать то же самое.

Француз взял это на заметку, и в следующий раз, когда он пришел на вечеринку, где хозяйка ждала его, гости, стоящие вокруг услышали:
- Добрый вечер, мистер Дюпон, не хотите ли вы вымыть руки?

- Нет спасибо, мадам, я только что вымыл их у дерева в саду перед домом.

Вот что происходит, просто меняются названия. Вы начинаете путаться, вы не знаете, что есть что. Все осталось здесь, только названия изменились, и это создает некое безумное человечество. Ваши родители, ваше общество разрушили вас, вы разрушаете своих детей. Это становится порочным кругом. Кто-то должен выйти из порочного круга.

Если вы понимаете меня правильно, то моя саньяса - это попытка вывести вас из порочного круга.

Не сердитесь на своих родителей, они не смогли бы ничего сделать лучше, чем они сделали. Но сейчас вы стали более сознательными и не делайте того же самого со своими детьми.

Сделайте их более свободными в выражении своих чувств, научите их быть более свободными в этом. Помогите им стать более подлинными, чтобы они могли выбросить наружу все, что внутри них. И они всегда будут очень благодарны вам, потому что внутри них не будет возникать конфликт. Они будут цельными, они не будут разорванными на куски. И они никогда не будут путаться, они всегда будут знать, чего они хотят.

А когда вы точно знаете, чего хотите, вы можете работать для этого. Но если вы не знаете, чего вы в действительности хотите, как вы можете работать для этого? Тогда появляется кто-то, кто управляет вами, кто-то, кто подает вам какие-то идеи.., и вы начинаете следовать за ним. Какой бы лидер не пришел - кто угодно может убедить вас своими доказательствами, и вы начнете следовать за ним. Вы следовали за многими людьми, но все они разрушали вас.

Следуйте своей природе.

Каждое поколение разрушает последующее. Пока кто-то не станет очень бдительным, осознанным, не осознает все, разрушение будет продолжаться.

Последний вопрос:
Ошо, почему я женился на женшине, которая ненавидит меня? Я тоже ее ненавижу.

Откуда мне знать, почему вы женились на женщине, которую вы ненавидите и которая ненавидит вас? Может быть - это всего лишь предположение - вы поженились, потому что ненавидите друг друга.

Есть два вида браков: браки по любви и браки из-за ненависти. Браки по любви встречаются очень редко, их практически не бывает. Так называемые браки - это браки из-за ненависти. По крайней мере, что касается женщины, то это правда. Если они хотят мучать вас, они женят вас на себе, потому что нет лучшего способа мучать вас - это лучший способ.

Я слышал...

Мулла Насреддин оказался в очень неловком положении. Он поддерживал отношения по меньшей мере с тремя женщинами одновременно, обещая каждой жениться на ней. Спустя время они стали настаивать на том, чтобы он выполнил свое обещание. В конце концов ему пришлось обратиться за помощью к адвокату.

" Я пришел к выводу, - сказал адвокат, - что лучше всего напечатать во всех газетах о вашем самоубийстве. После чего мы устроим фальшивую церемонию похорон. Это поможет вам избавиться от ваших несчастий".

И они сразу же стали действовать. Пока адвокат звонил в газеты. Мулла договорился обо всем необходимом с владельцем похоронного бюро.

Похороны были впечатляющими. В нужный момент все окружили гроб для последнего прощания с покойным. И в это время вошли три его женщины.
- Бедный Насреддин, - заметила первая, смотря на тело, - он был неудачником, но я, конечно, буду скучать по нему.

- Прощай, Насреддин, - всхлипнула другая, - ничего так и не вышло.

Но третья женщина пришла в бешенство.
- Ты - грязная крыса! - закричала она, - Умереть после того как ты обещал жениться!. За это я выстрелю в тебя, хотя ты и мертв! По крайней мере я получу удовлетворение!

Она вытащила из кармана пистолет и навела его на тело.

- Стой! Не волнуйся так сильно! - закричал мертвец, садясь - На тебе я женюсь!

Я не знаю, почему вы женились на той женщине, которая ненавидит вас, и которую ненавидите вы. Но посмотрите. Вы должно быть, находитесь в очень большой растерянности - как и все, так что не беспокойтесь - это естественное, обычное состояние человечества. Все находятся в растерянности. Никто не знает, почему он поступает тем или иным образом. Иногда вы женитесь на женщине, привлекающей вас внешне. Но что общего у брака с ее привлекательностью? Через два или три дня закончится медовый месяц, и вы никогда больше не обратите внимания на ее внешность. И вы никогда не женились на реальной женщине, вы женились только на внешности, на определенной образе, и этот образ не имеет ничего общего с браком. Или, может быть, вам понравился ее голос, ее певучий голос, и вы женились на ней.., люди женятся по глупым причинам. Певучий голос не имеет ничего общего с браком: он не приготовит вам еды, не постелет постели. Через несколько дней вы забудете о нем.

В реальности вам придется жить с тем, что не имеет ничего общего с этими вещами. У каждой женщины своя фигура, свои пропорции - но что эти пропорции имеют общего с жизнью? Определенная женщина обладает определенной походкой и это привлекает вас. Но можете ли вы потратить свою жизнь, свою жизнь в браке на эти внешние вещи? Это невозможно.

Жизнь требует более реального подхода, более реальных обоснований. Но вы продолжаете совершать такие легкомысленные поступки как этот. Причина в том, что вы не осознанны. И это касается не только брака - это касается всей вашей жизни. Это то, что вы продолжаете делать. Вы продолжаете совершать поступки под влиянием момента - не обращая особого внимания на то, что жизнь требует больше осознанности, больше ответственности, больше понимания, больше разумности.

Станьте более разумными, и у вас будет все меньше и меньше проблем.

Будьте более наблюдательными.

Станьте свидетельствующими.

На сегодня достаточно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.