Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы экологической безопасности в материалах СМИ.






Экологические издания в настоящее вре­мя возникают (и исчезают) с непостижимой быстротой. Появляются раз­личные газеты, журналы, информационные агентства - общероссийские и региональные, теле- и радиопрограммы, целиком посвященные экологиче­ской тематике. Зачастую они разобщены, как и журналисты, пишущие на эту тему. Многие органы массовой информации не выдерживают конку­ренции, тяжелого экономического бремени, не находят своего читателя и нужных спонсоров - короче, вспыхнув на небосклоне экологической жур­налистики, вскоре гаснут, уступая место другим смельчакам, благородным борцам за экологическое здоровье планеты. И все же экологическая журналистика в России набирает силы, упрочивает свой авторитет, повышает эффективность своей деятельности.

В большинстве своем экологические публикации можно назвать еще и однополюсными: как правило, сообщаются негативные экологические новости. Но ведь надо не только «клеймить и обличать», надо пропагандировать положительный опыт, в экологической журналистике столь важна организаторская функ­ция СМИ.

Среди важнейших задач экологической журналистики - достоверное экологическое информирование аудитории, экологическое образование людей и организация практического действия, общественного контроля за принятием и исполнением природоохранных мер. Какие бы практические вопросы ни затрагивала экологическая журналистика, она неизменно упи­рается в такие глобальные проблемы, как экологизация сознания, экологи-зация нравственности и экологизация экономики.

В мировой экологической журналистике сегодня выделяют следующие тематические направления.

Политико-правовое направление - представляет собой со­циальный и политический анализ экологических проблем, а также их ме­ждународный аспект. Здесь и вопросы совершенствования природоохран­ного законодательства, и проблемы международного сотрудничества в сфере экологии.

Познавательное направление - ставит перед собой задачу экологического ликбеза. Разумно и грамотно взаимодействовать с приро­дой может лишь тот, кто обладает необходимым запасом знаний о законах функционирования общества и среды его обитания. Знание рождает отно­шение, а отношение формирует линию поведения.

Эти два направления способствуют экологизации сознания людей.

Биоэкономическое направление - освещает и анализирует экологические проблемы через призму взаимодействия и взаимовыгодно­го сотрудничества экологии и экономики. Сюда относятся публикации, пропагандирующие положительный опыт по рациональному использова­нию окружающей среды, ратующие за экологическое обоснование эконо­мических проектов, любой хозяйственной деятельности.

Экологизация нравственности - эту проблему решает нравственно-эстетическое направление экологической жур­налистики. Гармонизация отношений между человеком и природой на­прямую зависит от нравственного, интеллектуального и культурного уров­ня человека. Зависимость здесь весьма непростая. Духовный рост, безус­ловно, связан с дальнейшим социальным и научно-техническим развити­ем; в то же время экологизация сознания, мышления, нравственности вле­чет за собой возврат к тем ценностям, на которых тысячелетиями строи­лись отношения людей ко всему живому на Земле. В сущности, мы ничем не можем заменить общечеловеческие заповеди, известные издревле, - да это и не надо. Подумайте, какими средствами можно создать эстетический образ природы. Над этим вам придется работать всю жизнь.

Универсальный метод журналистского наблюдения в экологиче­ской журналистике получает свое дальнейшее развитие - и здесь он осо­бенно важен. Различают виды наблюдения: открытое и скрытое, прямое и косвенное, включенное и невключенное.

Важное место в журналистской деятельности занимает работа с документами. Журналист-эколог в этом плане должен быть особенно настойчивым, внимательным, дотошным, изобретательным в получении необходимых документов, оперативным в их изучении, профессионально разносторонним в анализе материалов.

Вам придется виртуозно владеть такими жанрами, одновременно слу­жащими распространенным методом получения информации, как: интер­вью. беседа, «круглый стол», пресс-конференция. В этом ряду особо выде­лим дискуссию как способ формирования и отражения плюрализма в ре­шении экологических проблем.

Наконец, назовем метод журналистского расследова­ния. позволяющий журналисту взглянуть на проблему как бы изнутри, лично вмешаться в ее разрешение. Это тем более важно, что к инвестигей-тивной журналистике прибегают обычно в самых критических ситуациях, требующих незамедлительного принятия мер. Как правило, результатив­ность таких публикаций чрезвычайно высока. Вспомните выступления прессы за спасение чистоты Байкала, против поворота течения сибирских рек и другие важные экологические акции отечественной журналистики.

Упомянем еще такие формы работы, как: экологический анализ, эколо­гический мониторинг (системное наблюдение за природными объектами), составление досье по экологической проблематике.

Журналисту'-экологу необходимо постоянно быть в курсе деятельности теперь уже достаточно многочисленных природоохранных ведомств, ор­ганизаций, общественных движений. Он должен знать о принятых реше­ниях, осуществляемых акциях, планируемых мероприятиях Международ­ного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП), некоммерче­ской неправительственной международной организации «Гринпис» и ее отделений в России, Всероссийского общества охраны природы, партии «зеленых» и т.д. Как видим, у журналиста-эколога свое «информационное поле», к которому относятся также Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), «Человек и биосфера» (МАБ), по образованию, нау­ке, культуре (ЮНЕСКО). Здесь же следует назвать многочисленные Фон­ды: Джона и Кэтрин Макартуров (Программа для независимых государств бывшего Советского Союза), Фридриха Науманна, «Евразия», Координа­ционно-информационный центр совместных проектов и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.