Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сатирическая журналистика 60-70 годов XIX века.






Шестидесятые годы XIX века являются годами расцвета русской са­тирической журналистики. Лучшим сатирическим журналом той поры бы­ла революционно-демократическая " Искра". Прогрессивные тенденции проявлялись также в Гудке" (редактор Д. Минаев, 1862 г.) и " Будильнике" (при Н. Степанове). По своим идеям, темам, внутриредакционной органи­зации и внешнему оформлению журналы были близки к " Искре" и исполь­зовали ее опыт. Цели сатирического журнала Гудок" были определены в объявлении о подписке: " Мы верим в смех и сатиру не во имя " искусства для искусства", но во имя жизни, нашего общего развития: одним словом, мы верим в смех, как в гражданскую силу". Эта декларация во многом была схожа с программой " Искры". В " Туже", как и в " Искре", большое значе­ние имели социальные проблемы, крестьянский вопрос.

Мишенями " Гудка" служили - суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского правительства нужно отметить, что были и различия между ними. " Искра" была журналом общероссийским. " Гудок" составлялся на петербургских материалах.

I Судьба " Будильника" сложилась иначе. Этот журнал до 1871 г. находился в лагере демократической журналистики, а потом Е стал одним из многих легковесных юмористических изданий. До 1871 г. " Будильник" помешал немало материалов социально значи­мых, политически злободневных. В журнале немало материалов помешалось о тяжелых условиях на фабриках, строительстве желез­ных дорог; писали о системе штрафов, бесправии женщин и многом другом.

Однако по сравнению с " Искрой" и даже " Гудком" в " Будильнике" было много нейтрального, развлекательного материала. Революционные демократы использовали сатирические журналы как средство борьбы против крепостничества и либерализма.

В 60-е годы были широко распространены либерально-бур­жуазные юмористические журналы и листки, рассчитанные на вкус обывателей и мешан. В сентябрьском выпуске " Современника" за 1858 г. Добролюбов отозвался на эти издания статьей " Уличные лист­ки". Перечислив три десятка листков - " Муха", " Смех и слезы", " Сплетни", " Бесструнная балалайка" и другие, он дал им всесторон­нюю оценку, показав, что в большинстве своем они бессодержательны, наполнены старыми анекдотами и пошлыми рассуждениями. Издатели заигрывали с читателями, желая во что бы то ни стало добиться, чтобы купили листок. Другая черта листков - мелкотемье. Эту характеристи­ку Добролюбова можно отнести и к либерально-буржуазным журналам " Весельчак" (1858-1859, Петербург; Сеньковский, Кукольник) и " Развлечение" (1859-1905, Москва; Миллер), возникшим в конце 50-х годов - для обывателей и купечества.

Из сатирических журналов 60-х годов XIX века особо выделяют­ся два - " Свисток" и " Искра". " Искра" выходила в Петербурге с 1859 по 1873 г. По словам М. Горького, " Колокол" Герцена был журналом, перед которым трепетали верхние слои общества столиц, " Искра" -распространялась в нижних слоях и по провинции. " Искра" сразу же поняла, что дело не в мелочных обличениях взяточничества и т.д., а в общих условиях социального быта в России, и ее сотрудники поставили себе целью " демократизацию прогрессивных идей" '. Мысль об из­дании сатирического журнала с карикатурами возникла у поэта-сатирика Василия Курочкина и художника-карикатуриста Николая Степанова еще в 1857 г.

В. Курочкин и Н. Степанов сумели организовать вокруг " Искры" не только коллектив писателей, художников, но также и сеть провин­циальных корреспондентов. Первый номер вышел 1 января 1859 г. Он был составлен талантливо и остроумно, получил широкое распростра­нение. Известность журнала быстро росла. В 1861 г. тираж журнала составлял 9 тыс. экз. Всего вышло 700 номеров журнала. Успех " Искры" - заслуга, прежде всего, ее редакторов. К этому времени и Ку­рочкин, и Степанов были известны в литературных и художественных кругах Курочкина знали как поэта, талантливого переводчика Беран­же, литератора, народовольца. С 1862 г. он был членом центрального комитета " Земля и воля". Материалы " Искры" отличались разнообразием жанров: фелье­тоны, очерки, корреспонденции, пародии, эпиграммы, сцены, афориз­мы. бытовые рассказы, стихи и т.д. По своему политическому направ­лению журнал " Искра" был близок " Современнику" и " Колоколу" Герце­на. " Искре" защищала трудовой народ or произвола помещиков и пред­ставителей царской власти. Она являлась летописью темных сторон рус­ской жизни, выражением гневного протеста закрепощенного народа.

Искра" имела несколько отделов, которые велись систематически Постоянными отделами в " Искре" были: " Нам пишут", " Хроника прогрес­са", " Заметки со всех концов света", " Журнальные заметки", " Искорки". В 60-х гг. заметным фактом общественно-литературной жизни была полемика вокруг романа Тургенева " Отцы и дети". " Искра" вы­ступала с резким осуждением позиции Тургенева. Журнал упрекал ав­тора в том, что он сознательно исказил образ демократа 60-х годов. Наиболее категоричен в своих суждениях был поэт Д. Минаев, кото­рый в своем стихотворении " Отцы и дети? " обвиняя Тургенева в от­крытых симпатиях к отцам.

" Искра" испытывала на себе постоянные притеснения цензуры Обычно только одна треть материала разрешалась к печати, остальное оставалось v цензора (карикатуры, запрещенные к публикации, соста­вили целую книг' и были изданы лишь в советское время) Особым нападкам подвергался редактор " Искры" Василий Курочкин После выстрела Каракозова Курочкин был арестован и более двух месяцев провел в Петропавловской крепости

В 1864 г цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить редактора Руководство изданием принял на се­бя его брат Николай Курочкин. В это же время из " Искры" ушел и второй редактор Н Степанов, который стал издавать журнал " Будильник" (1864)

Под влиянием таких событий лицо журнала " Искра" меняется Правда, он по-прежнему выступает против произвола и беззакония, поддерживает передовое и прогрессивное В 1870 г " Искре" запретили печатать карикатуры По образному выражению современников, жур­нал стал " мухой без крыльев", но все же сумел сохранить сатириче­скую направленность и политическую остроту Это особенно прояви­лось в материалах, посвященных Парижской Коммуне. Злободнев­ность материалов " Искры", горячий интерес к социальным проблемам и политический характер ее сатиры придавали журналу огромную по­пулярность среди оппозиционных кругов русского общества. В 1873 г после трех предупреждений " Искра" была приостановлена на четыре месяца, издание ее так больше и не возобновилось

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.