Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресса и социальные аспекты образования, науки и культуры.






Реконструкция экономики в 20-х годах и индустриализация в 30-х стимулировали становление и стремительное развитие научно-популярной журналистики в нашей стране. Журналы «Природа», «Радио», «Знание-сила», «Техника - молодежи», «Наука и жизнь» служили зеркалом промышленной, а затем и научно-технической ре­волюции в нашей стране, продолжая эту традицию по сей день, несмотря на трудности новых экономических обстоятельств.

Особого внимания заслуживает газетная научно-популярная и на­учно-проблемная публицистика, особенно в 60-е годы. Без преувели­чения можно сказать, что это был апогей в эволюции жанра. Имена Владимира Орлова, Георгия Остроумова, Вик­тора Болховитинова, Василия Захарченко ярко вписались в общий контекст отечественной культуры второй половины текущего столетия и заслуживают внимания ее историков. Сформировалась целая школа специфической журналистики, аналогов которой в мире немного.

Таким образом, во второй половине XX века сформировался вну­шительный корпус периодических изданий, специализирующихся на популяризации науки и техники. Одновременно в большинстве цен­тральных газет заработали специальные отделы, явившиеся своеоб­разным мостом от мира ученых и инженеров к широкой общественности, мостом просвещения и приобщения масс к сложнейшим пробле­мам науки и техники.

Прежде всего - это разнообразное примене­ние достижений атомной физики, электрофизики, радиоэлектроники, химии, биофизики, генетики, биотехнологии, кибернетики, космонавти­ки и т.д. Не ограничиваясь представлением сути сложнейших явлений и процессов, затрагивающих разнообразные сферы жизни общества, авторы нередко выступали в роли социальных защитников первоот­крывателей, новаторов и изобретателей.

Нравственный климат в творческой среде, социально-правовая защита талантливых представителей научно-технического прогресса, защита авторских прав - эти и другие вопросы служат предметом творческого интереса журналистов.

В условиях перехода страны на рыночные отношения наука оказа­лась в бедственном положении. Эту болезненность еще больше усу­губила «дикая» конверсия, в результате которой мы стали утрачивать научно-технический потенциал и наилучшие кадры. Об этом немало писалось в последние годы в центральной прессе. Особую озабочен­ность вызывает космонавтика, с которой современная цивилизация связывает будущее. Для нашей страны - это вопрос и престижа, и на­циональной безопасности.

Специфика популяризаторского направления журналистского творчества обусловлена, прежде всего, самим ее предметом: авторам нужно не только владеть литературным мастерством, но и профес­сионально разбираться в специальных научных и технических вопро­сах.

Проблемы образования сопрягаются с проблемами науки. Более того, содержание образования включает в себя науку как предмет и должно быть организовано на научной основе.

Системный кризис нашего общества довел до критического со­стояния высшую школу. Печать еще недостаточно активно заявляет о том, что это вопрос национальной безопасности страны. То же самое можно было бы сказать и о школьном образовании.

Не может не вызывать озабоченности и тенденция коммерциали­зации школьного дела

И науку, и образование, как правило, включают в понятие «культура». Сегодняшнее состояние российской культуры столь же тревожно, как науки и образования. Причины те же: смена парадигмы социаль­ного и политического развития, экономический кризис.

В средствах массовой информации культура представлена россы­пью частных и в значительной степени случайных тем, нет должной системности в публикациях, нет сквозных тематических линий, выра­жающих обдуманную положительную тенденцию

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.