Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль бюджетного учета






Организация бюджетного учета дает комплексное представление о системе учетных операций, отражающих процессы поступления и расходования денежных средств.

Роль бюджетного учета заключается в следующем:

-позволяет сформировать полную и достоверную информацию о деятельности бюджетных учреждений и соответствующих органов государственной власти и их имущественном положении.

-обеспечивает информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за соблюдением хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

Бюджетный учет позволяет проводить все виды финансового контроля (предварительный, текущий и последующий) за правильностью планирования и использования денежных средств, соблюдением бюджетной дисциплины, сохранностью материальных ценностей, правильностью ведения учета и составления отчетности, законностью образования и использования средств, полученных за счет внебюджетных источников.

-позволяет выявить резервы для обеспечения финансовой устойчивости органов государственной власти и бюджетных учреждений.

В связи с повышением уровня открытости общества избирателям понадобилась объективная, доступная и прозрачная информация о деятельности избранных ими представителей власти. Все это подоткнуло мировое сообщество к пересмотру учетных и отчетных моделей в области государственных финансов. Бюджетный учет создает экономическую необходимость максимального использования внутренних резервов, правильного и экономного расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов.

Задачи, которые должна решать система бюджетного учета:

1.Постановка на учет и ведение всех объектов бюджетного учета (по статье 240 БК РФ).

2.Реализация принципа начисления доходов бюджета соответствующим администраторам.

3.Облегчение трансформации данных российского бюджетного учета и отчетности в данные, соответствующие международным требованиям к статистике государственных финансов.

4.Упрощение системы налогообложения бюджетных учреждений.

2.Необходимость реформирования системы бюджетного учета и ее направления

В России осуществляется постепенный переход на международные стандарты финансовой отчетности. В этой связи реформируется вся система бухгалтерского учета и, в том числе, системы бюджетного учета.

В бюджетной сфере происходит активный поиск новых методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. При этом главным требованием реформирования должно стать максимальное соответствие реальным процессам движения денежных средств в системе бюджетных учреждений, а также обеспечение прозрачности и контролируемости средств.

Основными задачами реформирования системы бюджетного учета являются:

-формирование полной и достоверной информации о финансовом положении бюджетных учреждений,

-усиление контроля за обоснованностью расходования, сохранностью и наиболее эффективным использованием материальных и денежных ресурсов,

-оптимальное распределение функций между участниками бюджетного процесса, исключение дублирования их функций,

-сокращение объема учетной работы у бюджетных учреждений, исключение дублирования учетных функций.

-обеспечение охвата всех операций, совершаемых сектором государственного управления.

Сутью реформы бюджетного учета является переход от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров. Вследствие этого бюджетный процесс должен быть построен в соответствии с принятой в международной практике моделью «бюджетирования, ориентированного на результат в рамках среднесрочного финансового планирования». ЕЕ сутью является распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Реформирование бюджетного процесса включает следующие направления, среди которых важная роль отводится бюджетному учету:

1.Реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета

2.Выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств

3.Соврешенствование среднесрочного финансового планирования.

4.Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования.

5.Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Вместе с тем, сохраняются отдельные проблемы, требующие решения на правовом уровне:

1.Отстутсвуют стандарты бюджетного учета, которые необходимо разработать

2.Наблюдается децентрализация регулирования и присутствует недостаточная консолидация финансовой отчетности на территории РФ.

3.Нет соотношения бюджетного и коммерческого учета.

4.Не достаточное соответствие правил бухгалтерского учета и требований к предоставлению информации в финансовой отчетности.

5.Сохраняются кадровые и организационно-технические проблемы.

 

 

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета состоит из пяти разделов:

1.Нефинансовеы активы.

2.Финансовые активы.

3.Обязательства.

4.Финансовый результат.

5.Санкционирование расходов бюджета.

План счетов для комплексного отражения операций с государственными активами и обязательствами включил в себя бюджетную классификацию (20 знаков) и, прежде всего, основную ее часть - экономическую классификацию операций сектора государственного управления (3 знака).

План счетов представляет собой стройную, иерархическую систему типов и видов всех без исключения активов и обязательств, которыми осуществляются операции. Для отражения всех видов объектов бюджетного учета по входящим в них элементам используются коды синтетического (3 знака) и аналитического счета (2 знака) – всего 5 знаков. Указанные пять знаков и представляют собственно код бухгалтерского счета Плана счетов бюджетного учета.

В структуру Плана счетов включен код источника финансирования – 1 знак, применяемый для отражения операций, совершаемых за счет бюджетных средств (используется цифра «1»), предпринимательских (используется цифра «2») и целевых и безвозмездных поступлений (используется цифра «3»). При этом допускается использование цифры «0» в том случае, если отсутствует возможность отнесения соответствующего объекта учета к определенному виду деятельности.

Таким образом, номер бюджетного счета состоит из 26 знаков:

1 – 17-й разряды – код ведомственной, функциональной классификации, включающий в себя код главного распорядителя (администратора поступлений),

18 – й разряд – код источника финансирования,

19 – 21 – й разряды – код синтетического учета,

22 – 23 – й разряды – код аналитического учета,

24 – 26 – й разряды – код экономической классификации операций сектора государственного управления.

Первые 17 разрядов подразделяются на 1 – 3 –й разряды – код главного распорядителя средств бюджета, который является также кодом администратора поступлений. (Например, Минфин РФ – 092, Минпромэнерго РФ – 021 и т.д.).

4 – 17 - й разряды - функциональная структура соответствующего бюджетной классификации по доходам, расходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов РФ.

18 – й разряд - отражает код вида деятельности:

1 – бюджетная деятельность

2 – предпринимательская деятельность

3 – деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений.

19 – 21 – й разряды характеризуют код синтетического счета, который соответствует разделу Плана счетов бюджетного учета. Пяти разделам Плана счетов соответствует пять счетов синтетического учета, отражающих все объекты бюджетного учета:

100 – нефинансовые активы

200 – финансовые активы

300 – обязательства

400 – финансовый результат

500 – санкционирование расходов бюджета.

Внутри синтетические счета детализируются на типы и виды объектов учета:

Счет 100 – Финансовые активы включает семь типов:

101 – основные средства

102 – непроизведенные активы

103 – нематериальные активы

104 – амортизация

105 – материальные запасы

106 – вложения в нефинансовые активы

107 – нефинансовые активы в пути.

Финансовые активы состоят из трех типов (денежные средства, финансовые вложения и расчеты с дебиторами) и 13 видов:

201 – денежные средства учреждения

202 – средства на счетах бюджетов

203 – средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов,

204 – финансовые вложения

205 – расчеты с дебиторами по доходам,

206 – расчеты по выданным авансам

207 – расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам

208 – расчеты с подотчетными лицами

209 – расчеты по недостаче

210 – расчеты с прочими дебиторами

211 – внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов

212 – внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов

213 – расчеты с дебиторами по прочим операциям между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Счет 300 – Обязательства включает 10 видов:

301 - расчеты с кредиторами по долговым обязательствам

302 - расчеты с поставщиками и подрядчиками

303 - расчеты по платежам в бюджет

304 – прочие расчеты с кредиторами

305 - расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов

306 - расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов

307 – расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов

308 – внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов

309 - внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов

310 – расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Счет 400 – Финансовый результат состоит из двух видов:

401 – финансовый результат учреждения.

402 – результат по кассовым операциям бюджета.

Счет 500 – Санкционирование расходов состоит из трех типов:

501 – лимиты бюджетных обязательств

502 – принятые бюджетные обязательства текущего года

503 – бюджетные ассигнования.

Разряды с 22-го по 23-й предназначены для дальнейшей детализации счетов синтетического учета и отражают код счета аналитического учета.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.