Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






на чало как на чало






Монтажные приемы кинодокументалистики, открытые и испытан­ные в 20-е годы Д. Вертовым, в 60-е подхватил и развил режиссер Артур Пелешян.

Этот армянский юноша пришел во ВГИК в 1963 году и смотрел на мир бесхитростными глазами, простодушно признаваясь, что о кино он прочел одну-единственную книгу. Но уже три года спустя, на четвертом курсе

он стал не только институтской, но и общекинематографической легендой. Его фильм с символическим названием " Начало", сделанный к 50-летнему юбилею революции 1917 года, без конца показывали своим и гостям. И всегда результатом были восторженные оды и аплодисменты. Это тот редкий случай, когда картина, сделанная " к дате", устраивала сурово политизированные верхи и космополитично ориентированных киноэстетов. В основе успеха этого десятиминутного фильма - монтаж. Если Флобер говорил, что " плохо написанная литературная фраза стесняет грудь ", то точно так же, плохо смонтированная экранная фраза туманит и мутнит глаз. Достаточно банальную формулу поэтической речи, именуемую метафорой, Пелешян начинил невероятной ассоциатив­ной сложностью. Его красноречивый киносинтаксис был мощно усилен гениальной звукописью музыки Г. Свиридова, которая позже стала музы­кальной заставкой программы " Время" и лейтмотивом картины М.Швейцера " Время, вперед! " (1966 г.).

В каком-то смысле эпиграфом к этому киностихотворению могла бы стать строка Маяковского: " Наш бог—бег". В картине своя драматургия, а сюжета, фабулы почти нет - они не существенны. Сюжетом ленты стано­вится взаимодействие масс, отношение к толпе. Комментарием к этой ленте так и просятся многие цитаты из знаменитой книги Лебона " Психология масс". " Начало" - это выразительная документальная художественная иллюстрация к теории французского ученого, писавшего о " коллективных галлюцинаци­ях", " переходе от анархии к рабству". Душа толпы создала Варфоломеев­скую ночь, религиозные войны, террор. Робеспьер, Дантон, Сен-Жюст, Ленин, Сталин, Мао обладали искусством ею управлять.

Движение масс в фильме имеет свою логику, свои перипетии. Именно этот мотив роднит стилистику " Начала" с ранними фильмами Эйзенштейна -" Стачка", " Броненосец " Потемкин", " Октябрь". Именно с формальной, а не с политической стороны эти шедевры остаются классическим арсе­налом кинематографического авангарда. Ведь по сути именно в них со­стоялось открытие и яркая демонстрация всей поэтики современного куль­тового действа - клипа.

Бег - это один из самых устойчивых мотивов в фильмах Пелешяна. Бегущая толпа, группа людей, стадо животных... Среди прочих мотивов: взрывы, горы, облака, катастрофы.

Из этих пластических образов режиссер складывает разные по тема­тике тексты в разных своих картинах " Мы" (1969), " Обитатели" (1970), " Времена года" (1975), " Наш век" (1982). По жанру это исторические, философские киноколлажи. За каждой из этих работ стоит определенная

модель исторической эволюции, некоторые представления о ее сложнос­ти; иными словами, все эти тексты не отрицают, а как бы дополняют друг друга. В их основе некий эпический не формулируемый глобальный смысл. Привычные повествовательные связки режиссер заменил ассоци­ативными, ритмическими.

Что касается конкретных монтажных приемов, то многие из них были хорошо известны задолго до Пелешяна, а некоторые успели завоевать проч­ную репутацию знаков манерного эстетизма и откровенной безвкусицы. Это замедленное и ускоренное изображение, стоп-кадр, повтор. Все эти хорошо известные приемы базируются на дразнящих ритмических свойствах. В их основе - резонансный крючок. Одна из самых стойких сюжетных доминант монтажа у Пелешяна - это противоборство внутрикадрового хаоса и ритми­ческой структуры звука. В высшей степени владея системой модулирования образов и смыслов, он создает бьющее по чувствам зрелище.

Среди западных режиссеров к этому же стилистическому направле­нию можно отнести Годфри Реджио, работающего с композитором Фи­липпом Глассом. Правда, в отличие от А.Пелешяна, клиповые фрагмен­ты лишь отчасти присутствуют в его фильмах. Роднит их фонограмма. Недаром в ней чаще всего звучат ритуальные мелодии или напевы: отби­вают ритм барабаны, отщелкивают свой ритм различные метрономы, хронометры, счетчики.

Клип - это антисериал, это монтажная форма культового искусства со­временности. В этой связи к месту будет процитировать французского иссле­дователя масс-медиа Жана Бодрийара: " Мы живем во Вселенной, где все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.