Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Власть тиража






Изобретение печатного станка породило галактику Гутегберга, а внедрение электронных СМИ вынудило говорить о галактике Маклюэна. (Канадский исследователь Маршалл Маклюэн еще в 60-е годы опубликовал ряд пророческих книг.) Почти всякий вид тиражирования техническим является лишь по статусу. По сути он таит в себе широкие возможности превращения в инструмент политической власти, в том числе и автократической. Предыдущую тему о мотивах тоталитаризма мы закончили в сослагательном наклонении: если бы у Гитлера и Сталина было телевидение. Практически всякая техническая новинка несет в себе как бы два полюса употребления - " добрый" и " злой".

В искусстве тиражирование - очень полезная и хорошая вещь, при сохранении культурной ценности того, что тиражируют. Здесь также воз­никает проблема критерия. К примеру, искусство больших мастеров часто бывает грубее и эпатажней, чем творения " рейтинговых" рыночных деяте­лей. С другой стороны, рейтинговые продукты массовой культуры, с эсте­тической точки зрения, часто не несут в себе должной художественности.

Возникли все эти проблемы почти одновременно с рождением искус­ства, ибо, как писал видный культуролог Вальтер Беньямин, " то, что сдела­но человеком, поддается человеческому же воспроизведению. Копии дела­лись учениками для упражнения в мастерстве, мастерами - для распро­странения своих произведений, наконец, для денег ".

Всякий тиражный инструмент или технология подобны призме, пре­ломляющей реальность. Тот, в чьих руках эта призма, так или иначе способен манипулировать нашими представлениями о действительности.


В тоталитарных государствах первой половины XX века техничес­кий аспект тиражирования сводился к власти микрофона (помимо кино и прессы), которым в совершенстве владел Гитлер. Сталин, не обладав­ший особым даром генерировать токи высокого напряжения через микро­фон, пользовался его возможностями с точностью до наоборот, доведя до высокого совершенства систему подслушивания. О виртуозности этой системы в СССР автору в конце 80-х годов рассказывал 93-летний Лев Термен -легендарный изобретатель первого в мире электромузыкально­го инструмента " терменвокса" и... первого подслушивающего " жучка" для ведомств политического контроля и сыска.

В промышленно развитых странах в эпоху современного демократи­ческого правления телевизионные, компьютерные технологии не имеют себе равных как тиражные инструменты. Именно они создали новую, отличную от прежних модель культуры, в том числе и политологическую. Произошла медиатизация политики.

В СССР периода горбачевской перестройки электронная и печатная прес­са в решающей мере ответственна за тираж иррациональных и утопичных идей. В первую очередь это касалось трансляции всевозможных концепций о стремительном приближении эры рыночного благоденствия и демократии. Расцвет горбачевской гласности конца 80-х годов был связан с резким ростом тиражей газет и книг. Именно тогда в демократических кругах становится популярной концепция " четвертой власти", которая независимо и параллельно с тремя ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) должна выполнять свои функции в управлении обществом. Подобные концепции развития СМИ успешно тиражировали сами СМИ. Попутно шел процесс их приватизации, а следовательно, и разделения интересов. Когда во второй половине 90-х этот процесс в общих чертах завершился, СМИ стали выражать и тиражировать политические позиции и интересы своих владельцев. Возник медийный жанр - информационные войны. Их основная функция -манипулирование общественным мнением.

Впору задуматься, как соотнести вопросы перераспределения власти и собственности с разнообразием воль, интересов и предпочтений, которые всегда демонстрирует вовсе не монолитное общество. Здесь территория действия политических технологов.

АУРА ВЛАСТИ

Для обозначения многоаспектного проявления некой суммы властных факторов, не всегда доступных визуальному обозрению и аудиопрослу-шиванию, воспользуемся термином " аура ".


История утверждения этого понятия любопытна. Произошло оно от греческого слова aura - веяние. Еще в XIX веке немецкий врач Герман Нотнагель ввел его в психиатрию для обозначения особых состояний сознания, которые характеризуются приступами страха, предшествующими экстазу, а также чувством мистического единения. Это состояние сопро­вождается измененным восприятием времени и пространства, цвета и звуков.

Вальтер Беньямин использовал термин " аура" для обозначения акта эстетического переживания и выводил его из культового характера искусства. Как и всякая мифологема, понятие " аура" способно меняться, перекодироваться в иные смыслы. Воспользуемся этим ее родовым свойством и, сохранив базовый смысл термина, ориентируем его на примеры из истории власти. Древняя форма содержит в себе ферменты будущих конструкций.

Известно, что храмы Древней Греции являлись не только культовы­ми сооружениями, но и центрами анализа и прогнозов, а также хранили­щами золота. Храм Аполлона в Дельфах известен не только знаменитым оракулом, но и как крупнейший банк Греции, существовавший в догоме-ровские времена. Жрецы храма занимались как толкованием оракула (т.е. прогнозом), так и выдачей ссуд под проценты. Само собой, что эти две функции теснейшим образом переплетались между собой. Культ культом, а выражаясь современным языком, жрецы оказывали информа­ционные финансовые услуги - прогнозируя обменные курсы, процентные ставки.

Таким образом, сами храмы как архитектурные памятники, так и статуи богов в них являлись культовыми и эстетическими факторами. Но значение кредитных линий и финансовых прогнозов успешно соперничали с чувством эстетической ценности и культовой значимости. Финансы, информация, искусство ритуала повышали уровень властной ауры, исходящей от храма и его служителей.

Аура власти, выражаемая даже и косвенно, способна активно участво­вать в формировании сознания каждого из нас. Любая особь или группа -вербально или невербально - способна генерировать ауру власти.

Причем власть как феномен вовсе не является исключительно полити­ческим атрибутом. Ролан Барт писал, что " власть гнездится в наитончай-ших механизмах социального обмена, ее воплощением является не только государство, классы и группы, но такэ/се и мода, расхожие мнения (стереотипы и доминанты. - Авт.), зрелища, игры, спорт, средства информации, семейные и частные отношения - власть гнездится везде,


 

даже в недрах того самого порыва к свободе, который жаждет ее искоренения [...]. Будучи множественной в сфере социального пространства, власть в то же время оказывается вечной в историческом времени: изгнанная, выставленная за дверь, она является к вам в окно; она никогда не гибнет: совершите революцию, истребите власть, и она возродится, вновь расцветет при новом положении вещей ". Комплекс жизненных ценностей, властных стереотипов, как прави­ло, не передается новым поколениям в неизменном виде, а волею обстоя­тельств должен подвергаться коррекции. В " Борисе Годунове" царь на­ставляет наследника:

Со временем и понемногу снова Затягивай державные бразды. Теперь ослабь, из рук не выпуская...

Так как во все времена властные институты не в силах утвердить свои наработки в качестве неизменной модели, то они временами остаются без надзора. Этим-то и стремится воспользоваться всякая конкурирующая элита, пытаясь захватив над ними контроль и тем самым расширив зону своего влияния. В интерпретации сатирика Михаила Жванецкого эта тема иронически звучит так: " Что охраняешь, то имеешь! Ничего не охраняешь, ничего не имеешь! " И это вовсе не комическая абстракция. Не секрет ведь, что подавляющее большинство фигурантов идут в политику вовсе не исполнять чаяния своих избирателей, а отрабатывать вложения, которые были сделаны в них определенными финансовыми и промышлен­ными структурами.

Отметим лишь одну общую типологическую особенность властной ауры, сформулированную еще Г.Лебоном. Он писал: " Серьезным недостатком демократии является возрастающая посредственность людей, стоящих во главе управления ".

Неужели справедливы строки Б. Пастернака

О личностях не может быть и речи, На них поставим тут же крест?

Отношение к властной ауре в России имеет свои давние тенденции. Одной из наиболее ярких характеристик являются строки А.Гиляровско­го: " В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма влас­ти ". Пространство политики по статусу своему подобно " террариуму единомышленников", как режиссер В.Немирович-Данченко иронично называл театр, который как вид зрелища, безусловно, связан с полити­ческими подмостками.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.