Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочие чертежи






Театральное черчение базируется на общепринятых правилах, принятых в строительстве и машиностроении. Но специфика театрального производства вносит определенные коррективы в эти правила. Дело здесь не только в том, что декорация это категория художественная, а главным образом в том, что это производство не серийное, а единичное. Если в машиностроении практически отсутствует такое понятие, как габаритный чертеж, то в театре этот вид графического изображения наиболее употребим.

Габаритный чертеж — это графическое изображение внешнего вида предмета с указанием его размеров. В таком чертеже

конструкция не показывается совсем, а если и показывается, то в какой-то небольшой его части, не говоря уже о вычерчивании отдельных деталей.

Основная масса декорации строится по утвердившимся театральным канонам, поэтому в большинстве случаев нет смысла тратить время на показ конструкции. Но если какая-то декорация требует особого конструктивного решения, выходящего за рамки традиций, то разрабатывается конструктивный чертеж какого-либо узла или всего изделия целиком. Так, например, обычные плоскостные декорации на раме вычерчиваются без пояснений конструкций угловых и прочих соединений. Для такой декорации достаточно габаритного чертежа. Но если речь идет о сложном станке, лестнице, перильном ограждении, карнизе, то разработка конструкции совершенно необходима. Театральное черчение допускает показ конструкции в аксонометрии. В некоторых случаях такой прием наиболее нагляден и достаточен.

Во всех этих отступлениях есть еще один, чисто театральный момент. Степень подробности чертежа, необходимость в подетальной конструктивной разработке зависит от того, кто будет воплощать эти чертежи в готовые изделия. Если заказ отдается в производство, не связанное с театром, или в театральных мастерских работают люди еще не освоившие театральную специфику, то чертежи делаются как можно подробнее. Для «своих» опытных мастеров таких чертежей не требуется. Более того, для них чертеж должен оставлять поле для собственной изобретательности, собственного творчества. И нередко бывает так, что мастера предлагают более совершенную конструкцию, чем задумал ее художник или специалист, разрабатывающий чертежи.

Все чертежи декораций делаются в масштабе 1: 20. Отдельные узлы и сопряжения могут показываться в более крупных масштабах: от 1: 10 до натурального размера. Для изделий из дерева размеры показываются в сантиметрах. Для слесарно-механического производства — в миллиметрах.

Отдельные детали и сборные комплексы показываются в двух или трех проекциях, в зависимости от сложности изделия,

с разрезами, сечениями, дающими точное представление о форме и размерах проектируемой декорации.

Для декораций, состоящих из многих частей, делается сборочный чертеж, указывающий взаимное расположение, способы примыкания или присоединения. Каждая часть маркируется номером или текстовым наименованием. Маркировка на сборочном чертеже должна соответствовать маркировке деталей или частей, выносимых на другие листы.

Обычно сборочный чертеж делается в виде сверху, то есть в плане. Если этой проекции недостаточно, вычерчивают фасад или разрез по одной-двум осям. Сборочный чертеж-план помещается в левом нижнем углу листа.

В декорации павильонного типа над планом размещается развертка всех стенок. План в данном случае необходим для того, чтобы при изготовлении павильона и его монтировке в мастерской было ясно, под каким углом соединяются отдельные стенки, каким образом на них поставить крепления. В простых павильонах, где нет большого количества дверных и оконных проемов, арок и прочих элементов архитектуры, дается сплошная развертка стен. В данном случае определяющим является возможность проставления ясно читаемых размеров. Места стыков отдельных стен обозначаются сплошной линией, а складов — пунктирной. При показе отдельных стенок между ними оставляются разрывы для нанесения размерных линий и вычерчивания продольных разрезов.

Все декорации, как правило, вычерчиваются с лицевой стороны. В павильонной и другой декорации многие детали изготавливаются по месту, поэтому двери, окна, карнизы и прочие элементы декорации показываются заодно со стенами. На объемные детали делается поперечный разрез, поясняющий конструкцию, объем и способ примыкания детали к стенке. Поперечные разрезы дверей и окон показывают глубину коробок, расположение оконных рам и сторону, в которую открываются створки окон и дверей. В сложных филенчатых дверях, панелях, карнизах необходимы наложенные или выносные сечения. Профили мелких и криволинейных деталей даются в укрупненных масштабах вплоть до натуральной величины. На чертеже стен павильона или отдельных его частей показываются места

и способы крепления навесных предметов: картин, портьер и пр.

Расположение средников и ручников дается только в исключительных случаях, когда по особым конструктивным или иным соображениям они должны быть поставлены в строго определенном месте: для крепления к ним каких-то деталей оформления.

Жесткие потолки вычерчиваются преимущественно в одной проекции — вид сверху. Разрез дается только для показа высоты и конструкции передней рамы и способа ее крепления к потолку. Форма потолка определяется планировкой павильона. Если планировка имеет сложную изломанную конфигурацию, то потолок строится по обобщенной линии. По всем его сторонам, кроме лицевой, делается напуск величиной 20 см для того, чтобы в случае неточной установки павильона на сцене между стенками и потолком не образовался просвет.

Объемно-каркасные и станковые декорации вычерчиваются не менее, чем в двух проекциях. Для простых станков, лестниц и других подобных декораций достаточно габаритного чертежа и пояснительной надписи, указывающей расстояние между несущими рамками станка, толщину настила и в отдельных случаях сечения брусков. Объемно-станковые декорации в виде единых комплексов вычерчиваются в собранном виде. Для пояснения конструкции делаются разрезы и вырывы, наглядно показывающие предлагаемую конструкцию, способы соединений и характер монтажа сборных частей.

Так, например, план, фасад и боковой разрез станка с лестницей и наружными облицовками дают исчерпывающую информацию о конструкции несущих рам, лестниц, ограждения и крепежных приспособлений. Не меньший эффект достигается показом конструкции декорационного комплекса в аксонометрической проекции.

Мягкие декорации вычерчиваются в масштабе от 1: 50 до 1: 200. На чертеже указываются: размер декорации, направление швов, ширина пояса и кармана, способ прикрепления декорации к штанкету.

Чертежи мебели, предметов бутафории и реквизита изображаются в более крупном масштабе, чем декорации, а именно в

1: 10 или 1: 5. На сложную мебель и сложно фигурную бутафорию изготавливают шаблоны, то есть чертеж-рисунок в натуральную величину.

Все чертежи и шаблоны подписываются художником спектакля и визируются заведующим постановочной частью. Таким образом художник выражает согласие с размерами, принятыми технолого-конструкторскими решениями, а заведующий постановочной частью дает разрешение на изготовление, беря на себя ответственность за уровень исполнения декорации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.