Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности






Профессиональная деятельность психолога – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. В КУ психолог несет большую ответственность за детей(кадет), хотя бы потому- что КУ является школой-интернатом, в котором намного тяжелее работать. Основные функции службы психолога КУ является: оказание квалифицированной психологической помощи кадету в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации. Усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды; оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятие депрессивного состояния; организация социально-психологической консультации для кадет, педагогов, родителей; изучение и анализ морально-психологического фона Корпуса с целью выявления его воздействия на личность кадета и разработка мер по его оптимизации.

Основные виды деятельности психолога в КУ

1) общая развивающая работа со всеми школьниками КУ;

2) специальная развивающая или консультативная работа со школьниками КУ с выявленными психологическими проблемами обучения и развития;

3) консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп;

4) консультирование школьной администрации по итогам диагностического минимума и консилиума;

5) социально-диспетчерская деятельность по отношению к детям, родителям и педагогам, нуждающимся в специализированной социально-психологической помощи.

Эти направления работы обретают конкретное содержательное наполнение именно в свете стратегии сопровождения, выработанной на консилиуме, с учетом всей информации, накопленной о школьном статусе конкретного ребенка или данного класса. сопровождения.

К психологам КУ предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
В определении качеств личности психолога, соответствии его выбранной профессии ощутимую помощь может оказать методика составления психологического портрета.
Целью данной работы является составление психологического портрета психолога.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к составлению психологических портретов;
- определить направления профессиональной деятельности психолога;
- определить основные качества, которыми должен обладать психолог;
- провести исследование – составить психологический портрет психолога;
- сделать выводы.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другого человека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н.Абрамова, одним из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.
Следовательно, в первую очередь профессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам, эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстрота мыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности, эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция. Также к профессиональным качествам психолога КУ относиться:

1)Концентрация и устойчивость внимания;

2)Переключение и распределение внимания;

3)Образную и словесно-логическую память;

4)Образное мышление;

5)Кратковременную и долговременную память;

6)Коммуникативные способности-общение и взаимодействие с людьми,

умение устанавливать контакт, умение млушать

?)Вербальные способности-умение говорить четко, ясно, выразительно,

грамотно выражать свои мысли;

8)Ораторские спосбности-умение убеждать и аргументировать

9)способность к самоконтролдю

К этическим качествам психолога относяться

1)Принцип соблюдения тайны. Как и многим другим видам деятельности, психологам присуще наличие профессиональной тайны. Она заключается в том, что некая информация должна быть известна только небольшому количеству специалистов. В этом нуждаются как клиенты, так и сами врачи. Однако эта задача не из лёгких. Первым делом специалист защищает права своего пациента. Конфиденциальность - важная часть психологической консультации, но, тем не менее, у неё есть определённые рамки;

2)Принцип не нанесения ущерба; Это один из важнейших принципов деятельности практического психолога. Он основан на том, что те знания, которые были получены на приёме у специалиста, не могут нанести ему какой - либо вред; 3)Принцип научной обоснованности применяемых психологических методик и объективности выводов;

4)Принцип общей диагностики, который заключается в том, что при совмещении разнообразных методических приёмов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, увеличивается правдоподобность исследования;

5)Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Принцип заключается в том, что врач создает такие условия, чтобы тот человек, который пришёл к нему на консультацию, чувствовал себя спокойно и комфортно во время приёма.

6)Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций заключается в том, что такие рекомендации должны быть продуктивными для того, кому даются; 7)Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений заключается в том, что специалист несёт ответственность за последствия своей профессиональной деятельност

 

Чтобы работать в данной организации психолог должен

понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

знать историю развития и современные проблемы психологической науки;

знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;

знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;

знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;

иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;

знать основные закономерности психологии образования;

знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;

знать основные сферы и виды деятельности психолога;

знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;

владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:

общая психология,

психология личности,

социальная психология,

политическая психология,

психология труда и организационная психология,

психофизиология,

специальная психология,

психология развития и возрастная психология,

педагогическая психология,

психологическое консультирование,

психология социальной работы,

Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога КУ

 

Условия работы психолога в данной организации можно признать хорошими, все

категорий сотрудников и администрации КУ хорошо отнгосятся к психологу и его деятельности. Психолог имеет в своем распоряжении Специализированный кабинет детского психолога который представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он пред­назначен для оказания своевременной квалифициро­ванной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учрежде­ний по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адап­тации. Специализация кабинета состоит в том, что он ори­ентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;

помощь детям и их родителям в экстремальных ус­ловиях;

помощь детям с отклонениями в развитии.

Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критиче­ских ситуациях в зонах экологических катастроф, в рай­онах радиационного загрязнения (в частности, Черно­быльской АЭС), испытывающих потребность в психо­логической поддержке и коррекции проявлений пост­травматических стрессовых нарушений и их послед­ствий.

Таким образом, специализированный кабинет дет­ского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуаци­ях и на так называемых «территориях риска», где воз­можно проявление отдаленных последствий вредонос­ных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики. Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога долж­на базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обес­печении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование

Психолог также располагает

Технические средствами:

Компьютер.

Методические материалами

Кейсом практического психолога. (Набор практи­ческих материалов для профилактики, диагности­ки и коррекции нарушений развития у детей.)

Практическими матери­алы для психологической работы в школе.

Набором игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).

Набором материалов для детского творчества (стро­ительный материал, пластилин, краски, цветные ка­рандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

Библиотекой практического психолога.

Раздаточным материал для детей, родителей, учителей.

Документацией:

1. Нормативные документы РФ, областного (городского, районного) управления образованием по психологической службе, областного центра практической психологии образования.

2. Этический кодекс практического психолога образования Кировской области.

3. Журналы учета работы психолога.

4. Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики данного образовательного учреждения и утвержденные администрацией учреждения.

5. График работы психолога, утвержденный директором образовательного учреждения.

6. Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общешкольной психолого-педагогической проблемы, согласованный с администрацией образовательного учреждения,

7. Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

8. Психологические карты обследованных классов и воспитанников образовательного учреждения.

9. Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.

10. Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.

График работы Психолога КУ обеспечивает возмож­ность, проведения консульта­ций и занятий в любое удоб­ное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уро­ков; возможно использование' больших перемен.

Психолог полностью выполняет свои функции и обычно не имеет перегрузок

Также психолог КУ принимающий на практику студента имеет ряд обязанностей перед студентом и руководителем практики:

Совместно с руководителем практики от кафедры составляет и обеспечивает соблюдение графиков прохождения практики в организации.

Знакомит студентов-практикантов с правилами охраны труда, техникой безопасности, эксплуатацией технических средств и др.

Организовывает и проводит практику в соответствии с программой практики.

Обеспечивает соответствие содержания практики, уровня и объема решаемых задач требованиям кафедры, изложенным в настоящей программе и методических указаниях по практике.

Организовывает встречи студентов со специалистами, а также экскурсии, знакомя с особенностями работы учреждения (организации, производства).

Контролирует трудовую дисциплину студентов и соблюдение ими правил внутреннего трудового распорядка.

Мотивами для улучшения деятельности психолога в данной организации может выступать: увеличение заработной платы(премии), добавление технических средств(видео и аудио записывающая техника), улучшение спец психологического кабинета

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.