Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка антропометрических данных методом индексов физического развития






Индексами называют различные численные соотношения между отдельными антропометрическими признаками (двумя, тремя и более), выраженные в априорных математических формулах. В настоящее время рассматриваемый метод оценки антропометрических показателей — пройденный путь в науке и представляет, в основном, чисто исторический интерес. Основным его недостатком является игнорирование закономерностей связи признаков и их изменчивости. Кроме того, цифровые значения индексов в различные возрастные периоды трудно систематизировать, что, в целом, лишает метод универсальности.

Тем не менее, в практическом здравоохранении, в оценке состояния упитанности, степени развития грудной клетки, определения уровня биологической зрелости ребенка используются целый ряд индексов.

Массо-ростовой индекс (Кетле I) — по предложению А. Ф.Тура стал использоваться в неонатологии, отражая состояние питания новорожденного. Рассчитывается как отношение массы тела (гр) при рождении к его длине (см). При нормотрофии величина индекса составляет 50-60. Снижение этого показателя свидетельствуют о внутриутробной гипотрофии.

Массо-ростовой индекс (Кетле II) — индекс массы тела (ИМТ) — отношение массы тела (кг) к квадрату длины тела (м). Широко используется в терапии и акушерстве, отражая состояние питания. Меньшее значение имеет в педиатрии в связи с относительно высокой возрастной изменчивостью. Дело в том, что в антропометрических стандартах, изданных ВОЗ, вневозрастные центильные оценки питания (массы тела при соответствующей длине тела) используют у мальчиков до 145 см. роста, а у девочек — до 137 см. У более высокорослых подростков правомочность и практическая ценность применения вневозрастных центильных таблиц для оценки состояния питания не получили подтверждения, в первую очередь, из-за влияния особенностей телосложения. На показатели индекса массы тела это влияние существенно меньше.

Аналогично оценке состояния упитанности центильным методом при определении индекса Кетле II в 4 центильном коридоре констатируется «средняя» степень упитанности, в 3 — «ниже среднего», 2 — «низкая», 1 — «очень низкая», 5 — «выше среденого», 6 — «высокая», 7 — «очень высокая» степень упитанности.

Индекс Чулицкой (упитанности) — в настоящее время применяется у детей первого года жизни и отражает питание ребенка в этот период. Вычисляется по формуле: три окружности плеча (см) + окружность бедра (см) + окружность голени (см) – рост (см). При нормотрофии величина индекса составляет 20-25; при гипотрофии — она снижается.

Индекс Эрисмана — применяется во все периоды детства, хотя наиболее информативен у подростков. Отражает особенности телосложения (степень развития грудной клетки). Вычисляется по формуле: окружность груди (см) – полу рост (см). На первом году жизни значение индекса составляет около 10–13 см. Аналогично оценке степени развития грудной клетки центильным методом при определении индекса Эрисмана в 4 центильном коридоре (25%–75% центильная зона) констатируется «средняя» степень развития грудной клетки. При определении индекса Эрисмана в 3 центильном коридоре — степень развития грудной клетки «ниже среднего», 2 — «низкая» степень развития грудной клетки, 1 — «очень низкая» степень развития грудной клетки, 5 — степень развития грудной клетки «выше среденого», 6 — «высокая» степень развития грудной клетки, 7 — «очень высокая» степень развития грудной клетки.

Индексы пропорциональности, отражая меняющиеся с возрастом пропорции тела, являются одним из маркеров биологической зрелости ребенка. Они определяются сооотношением отдельных длинников тела (длина ноги (см)/высота верхнего лица (см)*100; высота верхнего лица (см)/длина тела (см)*100; длина ноги (см)/длина тела (см)*100), а также соотношения — окружность головы (см)/длина тела (см)*100. Методологические подходы к оценке уровня биологической зрелости ребенка по его антропометрическим данным будут изложены на следующем занятии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.