Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды анкетных вопросов.






Бывают альтернативные и безальтернативные. Они содержат явные подсказки («да» или «нет»), а также «меню» для ответов. Поэтому такого рода вопросы называют закрытыми. Существуют также полузакрытые вопросы, позволяющие респонденту дополнить «меню». В таком случае в конце приводимых ответов предусмотрены возможности кодирования дополнительных ответов.

Социологи используют и открытые вопросы, такие, которые не предусматривают подсказок. При открытых вопросах респондент имеет возможность свободно и полно выразить свое мнение, а социолог — собрать богатую информацию. Так, на открытый вопрос «Что вас больше всего не устраивает в работе? (напишите)» респондент свободен в выборе и формулировке ответа, например: «условия оплаты», «условия труда», «взаимоотношения с руководством» и т.д.

Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.

В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными. Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными.

Контрольные вопрос ы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента.

Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской " дедовщиной"?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».

Формулировка вопросов, относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах. Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.

Порядок, в котором устанавливаются анкетные вопросы, тоже может стать источником искажений. Так, на вопрос: «Одобряете ли вы возрастание государственных затрат на высшее образование?» большинство россиян отвечает, как правило, положительно. Но скорее всего распределение ответов будет иным, если этому вопросу будет предшествовать другой, например «Каждому ли человеку нужно высшее образование?».

2.3. Рекомендации по составления и использовании анкет.

Разработчик анкеты должен решить, использовать ли открытые вопросы, на которые участники отвечают сами, или закрытые вопросы, которые требуют определенных ответов или выбора из короткого перечня возможных ответов. Закрытые вопросы имеют то преимущество, что они разъясняют участнику альтернативы, позволяют избежать поспешных ответов и сводят к минимуму долгие рассуждения, которые иногда невозможно интерпретировать.

Окончательное определение размера анкеты требует соблюдения баланса между желанием получить по возможности более подробную информацию для достижения цели исследования, и тем фактом, что, если анкетирование затягивается, то в некоторый момент участник может потерять к нему интерес и либо прекратит отвечать на вопросы, либо станет отвечать торопливо, неточно и не думая, чтобы быстрее закончить с опросом. С другой стороны, очень короткая анкета может дать высокий процент откликов, но не достичь цели исследования.

Язык:

При составлении вопросов необходимо пользоваться языком, понятным всем людям данной популяции. Это может потребовать изучения местного диалекта, различающегося в пределах одной и той же страны. Особенно важно избегать употребления специфических терминов, за исключением случаев, когда можно ожидать, что участники исследования обладают определенными техническими знаниями.

Форма анкеты

Это фактор более важен для самостоятельно заполняемых анкет, чем для тех, которые заполняются интервьюерами. Анкеты, разработанные для самостоятельного заполнения, но оказавшиеся чрезмерно сложными или трудными для чтения, респонденты могут заполнять небрежно или даже выбросить.

Качество полученных сведений можно оценить посредством проведения повторного опроса некоторых участников исследования. При повторных интервью нет необходимости задавать все вопросы, обычно достаточно выбрать только часть из них.

Итак, создание анкеты требует вдумчивого планирования. Каждая анкета должна пройти несколько ступеней проверки, прежде чем станет понятно, что вопросы «работают», то есть, что они понятны и приводят к получению ответов предусмотренного качества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.