Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рациональная Йога и путь к свободе






 

Добро - все то, что помогает развитию человека.

Зло - то, что тормозит его развитие.

 

На каком-то этапе жизни после очередного щелчка по носу я понял, что ничего случайного в жизни не бывает. Высшая сила, Бог или Универсальное Сознание подсказывает и учит, оставляя нам в то же время свободу для принятия учения. Эта учеба и помощь часто идет необычным путем. Великий Ауробиндо Гхош был совершенно нрав, когда говорил, что промысел Божий не только тогда, когда все гибнет, а ты остаешься, но и тогда, когда ты надаешь один в бездну, в то время как вес взлетают. Меня будили около четырех часов утра даже зимой. А если ленился вставать, то буквально выбрасывали с самодельной деревянной кровати или говорили голосом, идущим одновременно изнутри и снаружи:

- Лева, вставай!

Демонстрировали законы кармы, отобрав десять рублей через полчаса после того, как был взят лишний рубль.

Самый жестокий и эффективный урок - это мои бывшие болезни. А подарки Духа - это не только Учителя, которые появлялись, когда я был готов к следующей ступени, но и " мелкие тираны". И я благодарен всем моим учителям. Всем, кто помогал осознанно, через кого шло обучение, помощь и поддержка. Благодарен тем, кто учит меня терпению и смирению, не подозревая этого.

Еще в самом начале практики Йоги я услышал от своего учителя, что болезни, удары судьбы и различные неприятности посылает нам Бог для назидания, помощи и подсказки. Что касается болезней, то мне повезло. В шесть лет я простудился, получил хронический бронхит, за которым последовали гастрит, колит, простатит, ревматизм. А когда был травмирован позвоночник - при рождении, или когда я еще ребенком упал на спину с дерева - я не знаю. Но то, что каждая волна финна была моя и через год - воспаление легких, это я помню.

В двадцать четыре года я был уже на грани смерти. Это было как раз в первом минимуме моей энергетической кривой. Тогда я еще ничего не знал о законах и ритмах жизни, но интуитивно считал, что мне отпущено жить не более 50 лет. И действительно, как я узнал позднее, мой второй энергетический минимум был на сорок восьмом году жизни. Он был ниже первого и почти касался нулевой отметки энергетической кривой. Но его я перенес уже гораздо легче благодаря Йоге, голоданию, холодной воде и хождению босиком по снегу.

Будучи подростком, я видел, что мир вокруг меня не совсем такой, каким представляют его взрослые. За этим видимым, повседневным миром стоит еще один, таинственный и немного путающий. Он проявлял себя, как правило, на границе дня и ночи или сна и дневного сознания.

Состояние здоровья, неудовлетворенность восприятием мира обычным сознанием, жестокость и несправедливость, лживость и показуха, догматизм, ханжество господствующей идеологии, многочисленные запреты и ограничения свободы, видимо, и подтолкнули меня к поиску системы самосовершенствования и оздоровления.

Приходилось искать, пробовать, экспериментировать. А как только впервые прочитал слово йога, то сразу понял, что это как раз то, что мне нужно. Поначалу передо мной стоял простой и актуальный вопрос - как выжить, избавиться от болезней, восстановить здоровье.

Сила привела меня к замечательным людям - учителям в Ноге и жизни. И если я не упоминаю здесь в этой книге всех своих Учителей по имели, то помню их и благодарен всем.

Николай Владимирович Кузип, мой первый наставник, манерой преподавания Йоги и примером своей жизни показал путь сердца и рациональный путь восприятия древних эзотерических знаний и религиозных истин. Он всегда оставлял нам свободу выбора, стимулировал творческий поиск собственных путей развития и постижения истины. И пусть его техника выполнения асан не была блестящей, но он учил пас любить людей, любить своих учеников, отдавать им все, что знаешь, не бояться конкуренции, делиться своим опытом и постоянно учиться у других. Николай Владимирович не употреблял сочетания слов: работа с внутренним телом, управление энергетическими потоками или " Рациональная Йога". В то время у нас в стране подавлялось всякое инакомыслие, и учителям Йоги приходилось быть осторожными и не произносить даже таких слов, как Пранаяма, Асана, Медитация, Измененное состояние сознания. Вместо них употреблялась такая расплывчатая терминология, как Дыхательная гимнастика, Статические упражнения, Эмоциональный настрой, Аутогенная тренировка. А наставники иногда специально подчеркивали, что они преподают только Хатха-йогу и что к Раджа-йоге (под ней мы тогда понимали Aштанга-йогу Патанджали) они отношения не имеют.

Все это было потому, что работать с нашим сознанием имели право только те, кто специально обучался в системе партийной идеологии.

На самом нервом занятии во время первой медитации я вдруг увидел, что сам буду учителем Йоги. Все то, что происходило на наших подпольных занятиях, я воспринимал не только для себя, но сразу мысленно искал форму и технику, как бы все это передать наилучшим образом своим будущим студентам.

В 1975 году, перед уходом из жизни, Николай Владимирович передал мне своих учеников, и я начал самостоятельную преподавательскую работу, в то же время постоянно продолжая искать и учиться Йоге, по крупицам набирая искусство преподавания.

Но только после того, как появилось название собственной школы Рациональная Йога, мне посчастливилось быть учеником Виктора Ван Коотсна и Анжелы Фармер и пройти курсы подготовки учителей Йоги в США, в Крипалу-Йога-центре. Там учат не только тому, как входить в измененное состояние сознания при выполнении асан, но и как вести к этому своих студентов. Основатель Крипалу-йоги, Гуру Дэв Амрит Ассаи называет это Медитация в движении.

За счет длительного пребывания в асанах в теле просыпается Ирана, или дремлющая сила Кундалини, останавливается внутренний диалог, течение времени прекращается, по телу идут волны энергии и оно следует вслед за ними. Тело становится более пластичным, гибким, как бы прозрачным. Внешнее, физическое тело с радостью и удовольствием идет за энергией. Кажется, что нет препятствий на его пути, оно может то, что в обычном состоянии тебе и не снилось. Нет нужды заботиться о технике выполнения асан. Ты можешь стать творцом новых. Это практически осознаваемый спонтанный йоговский танец.

 

Иллюстрация Ван Коагена к позе с прогибом назад.

С Анжелой и Виктором меня свела судьба в 1989 году в Москве при необычных обстоятельствах.

На первой Всесоюзной открытой конкуренции но Йоге в Москве в 1989 году, где вместе с праздником Йоги, блеске звезд мировой величины и всепоглощающим вниманием более 700 участников конференции, шла скрытая, внешне незаметная борьба за сферы влияния, за то, какая Йога будет в России. Мои коллеги по организации конференции предложили мне прервать урок Виктора и Анжелы и отдать аудиторию Айенгару.

Приезд Б. К. С. Айенгара на конференцию обеспечивал Госкомспорт СССР. Тогда я не знал, что Виктор и Анжела были приглашены на конференцию но инициативе Рамы Вернон (Рама Верной - в то время президент американской Ассоциации Единство в Йоге) для того, чтобы показать здесь, в России, другой путь Йоги. Не жесткий, военно-спортивный, а мягкий и сердечный.

Я также не знал, что Виктор и Анжела прилетели в Москву, прерван свои занятия на греческом острове Лесбос. А тут вдруг останавливают их урок!..

Мне удалось исправить свою ошибку, организовать уроки Анжелы и Виктора в разных школах Москвы и даже на центральном телевидении. А зачем они выделяли ежегодно две стипендии для Ассоциации Йоги СССР на свой самый престижный трехнедельный курс Йоги на Лесбосе.

Не только практика Йоги, но и само общение с этими замечательными учителями оставляет ощущение праздника и восторга.

Для тех, у кого есть не только желание, но и возможность поехать к Виктору и Анжеле на занятия в Грецию, я оставляю их телефон (513) 767-77-27 и факс (513) 767-73-66 в США.

В результате занятий и общения с ними ко мне стало понемногу приходить понимание того, как работать с внутренним телом, как и куда направлять энергию в процессе выполнения упражнений, как позволять правильно двигаться максимально расслабленному физическому телу вслед за энергией и, наконец, как работать с партнером. Они же подтолкнули меня к тому, что я стал включать в свои занятия элементы Тантры.

Они не произносят громких слов о развитии Духа, Просветлении, Кундалини, искусстве Тантры. Они также не говорят, что преподают Йогу с партнером. Это происходит как бы само собой, когда они помогают своим студентам и учат их помогать друг другу. Учат глубинному восприятию Йоги, технике работы с внутренним телом, помогают развивать сознание, прислушиваться к своему внутреннему голосу, своей интуиции.

Их уроки не заканчиваются, как обычно, в классе, а могут продолжаться в греческом ресторанчике за ужином или на крыше недостроенного павильона горячего радонового источника на берегу Средиземного моря. Их естественное гармоничное поведение, пребывание вместе со своими учениками на " диком пляже" или радоновом источнике, иногда в той же одежде, что и их ученики, - все это помогло мне прийти к заключению, что один из аспектов Тантры - в полном растворении собственного эго. Это выход за рамки привычек, традиций, условностей нашего конвенционного, иллюзорного мира, выход за пределы границ мира Майи, осознание и раскрытие своей Божественной природы.

В чем заключается главное отличие йога от обычного человека? Не в возможности стоять на голове и закидывать ногу за голову, а в уровне осознания. В способности быть в данный момент и, если нужно, управлять собой.

Йога - это не только единство индивидуального духа с Абсолютом, по и единство Сознания, Духа, Энергии и Тела, единство Шивы и Шакти, мужского и женского начала - Инь и Ян, духовное единство людей независимо от национальности, религии, цвета кожи, политических убеждений и места жительства. Это искусство жизни, практическая система самосовершенствования, Йога учит не только тому, как стоять на голове, но и как прочно стоять на ногах, преодолевать себя, избавляться от болезней, наслаждаться жизнью и дарить любовь людям.

Благодаря так называемой Перестройке в 1989 году я бросил свою работу старшего научного сотрудника и целиком отдал всю свою жизнь Йоге, помощи людям в Йоге. Судьба подтолкнула меня к организационной работе. И сейчас я рад, что мне пришлось заниматься организацией и проведением первого в стране открытого семинара по Йоге в Сочи, первой Всесоюзной конференции, организацией и становлением Ассоциации Йоги бывшего СССР, а затем - России.

Когда все в том же 1989 году появилась, пусть полуофициальная, возможность готовить инструкторов Йоги, стали вырисовываться контуры собственной школы с названием Рациональная Йога. Йога с партнером является ее составной частью, а спонтанное выполнение асан в измененном состоянии сознания и тантрический танец - ее венцом.

Возможно, некоторых шокирует слово рациональная рядом со словом Йога, так как у нас рядом с понятием рациональное идут такие слова, как материализм и догматизм. А в бывшем Советском Союзе, где Йога была запрещена, к ней приклеивали такие ярлыки, как мистика, религия, восточный культ.

Жизнь является причудливым сочетанием противоположностей, их перетеканием, слиянием или мгновенным переходом одного в другое.

Осознавая, что первым и определяющим признаком гармонии является сочетание и взаимопроникновение рационального и иррационального, интуиции и логики, дискретного и непрерывного в языке, восприятии и мышлении, и было принято название Рациональная Йога. Это подчеркивает разумное восприятие иррациональных знаний и осмысление опыта, полученного в бодрствующем и измененном состоянии сознания.

Книга с таким названием вышла в издательстве " Знание" в 1992 году тиражом 200000 экземпляров и разошлась за несколько месяцев.

Рациональная Йога - это Йога любви и сознания, путь преподавания и практики Йоги, адаптированные к современному образу жизни. Это путь духовного, нравственного и физического развития, искусство жизни, практический путь оздоровления и самосовершенствования.

Рациональная Йога следует восьмиступенчатой Йоге Патан-джали с одновременным использованием принципов Карма-, Джнана- и Тантра-йоги, интегрирует все самое лучшее из различных школ и путей самосовершенствования, использует опыт современных учителей Йоги различных школ и направлений.

Рациональная Йога ведет к открытию себя Духу Святому, пробуждению внутренней энергии Кундалини и спонтанному выполнению асан в измененном состоянии сознания.

Тело в Рациональной Йоге рассматривается как инструмент для работы с сознанием.

В духовной и повседневной жизни принято относиться ко всему или принимать все как одинаково важно и одинаково неважно, впереди энергии не идти и отдавать себе отчет в том, что каждый следующий шаг может быть последним.

В практику Рациональной Йоги входит:

• работа с внутренним энергетическим телом, медитация, асаны, пранаяма;

• Йога с партнером, взаимопомощь при выполнении асан, мягкие растяжки, нетрадиционный энергетический массаж;

• использование приспособлений, облегчающих выполнение и разучивание асан;

• постепенное наращивание времени пребывания в статической фазе асан с одновременной интенсивной работой и движением внутреннего энергетического тела;

• поглощение процессом выполнения асан без ожидания результата и стремления выполнить асану в конечном варианте, использование работы с телом для работы с сознанием и энергией;

• отдача себя Духу Святому и выполнение асан в измененном состоянии сознания, спонтанный танец Йоги с партнером;

• здоровый образ жизни, закаливание холодной водой, холодным воздухом, хождение босиком по снегу, разгрузочно-диетическая терапия и голодание.

В Рациональной Йоге принято идти со своим светом, своей дорогой, по с чувством благодарности и глубокого уважения к тем, кто помогает в пути. Представляется, что ученик всегда должен чувствовать священный трепет перед человеком, который дает тебе знания и помогает в развитии. Без глубокого уважения и чувства благодарности к Учителю невозможно получить его знания и силу. Может быть, через какое-то время ты сам будешь помогать кому-то, но чувство благодарности, уважения и любви к Учителю должны остаться на всю жизнь. Только тогда будет постоянная живая связь, постоянный живительный поток и поддержка.

Коммунистическая Россия была оторвана от непосредственного влияния учителей Йоги, представляющих ту или иную традицию. Знания и информацию мы собирали по крупицам, как бы из вторых рук. Поэтому приходилось использовать интуицию, домысливать, сопоставлять с имеющимся опытом, экспериментировать.

В соответствии с концепцией Йоги, все знания и информация содержатся в так называемой Хронике Акаши. На современном языке можно сказать, что мы живем в непрерывном и безграничном информационно-энергетическом поле. Каждый из нас является частью этого поля. Нужно только настроить свои информационно-энергетические структуры в резонанс со всеобщим информационным нолем, и знания придут. Для этого нужно искреннее желание, целенаправленность и постоянное усилие.

На стене дома моего Учителя на Байкале было написано:

- Не беспокойте! Пребывайте больше в самом себе!

Меня загипнотизировала эта запись. Я спросил хозяина, откуда она. И он поведал историю, как, будучи в измененном состоянии сознания, после поднятия Кундалини, увидел Будду в окружении огромного количества слушателей. Будда молчал, а его слушали. После тою как все разойтись, он, пользуясь таким случаем, стал задавать Будде вопросы. И вдруг услышал внутри себя:

- Не беспокойте... Пребывайте больше в самом себе!

Знания разлиты всегда и везде, снаружи и внутри. Высшая сила может проявить себя по-разному. Совершенно не обязательно, чтобы Учитель был всегда в желто-оранжевых одеждах. Друг, отец, мать, сын, жена, муж, муравей или даже " мелкий тиран" может быть учителем.

С точки зрения Рациональной Йоги, плохих учителей нет. Есть разные ученики. Если ученик готов, учитель всегда найдется.

Взгляд со стороны учителя в Рациональной Йоге должен быть несколько иным. Ты просто делаешь то, что должен делать, не ожидая благодарности. Более того, учитель должен быть благодарен ученикам и Высшей Силе, что он может помочь. А помогать нужно так, как требуется этому конкретному человеку в данный момент, и таким образом, чтобы ученик смог понять и воспользоваться помощью. Не обязательно всех вести своей дорогой. Может быть, нужно помочь кому-то идти его собственным путем. Более важно, хотя и гораздо сложнее, вложить в ученика программу саморазвития, чем вести его за собой. И если тебя не понимают, то это не потому, что ученик тупой. Это твое искусство преподавания несовершенно, или ты взялся не за свое дело.

В каких бы заоблачных, потусторонних, ментальных или астральных мирах ни находился искатель, всегда должен оставаться внутренний свидетель, не утрачиваться собственный рассудок, не возникал" фанатизм и потеря реальности. Чтобы все то, что делаешь со своим сознанием и телом, было осознанно, чтобы была возможность, открывшись Духу Святому, развивать Учителя в самом себе. Можно и нужно слушать не только своих учителей, но впитывать в себя опыт других школ и направлений, практиковать различные техники и принимать для себя то, что близко твоей душе, что соответствует твоему жизненном у опыту и помогает развивать твою божественную природу.

В этом случае, как мне представляется, ищущий творит себя по образу и подобию Божию, как это и было задумано Всевышним, а не по образу и подобию " учителя".

К сожалению, некоторые " учителя" и последователи Йоги понимают ритуал преклонения перед Учителем не как символ посвящения себя Богу или Высшей животворящей силе, а совершенно прямо, как преклонение перед конкретным человеком, учителем, заявляющим, что он всеведущ, всезнающ, всемогущ и является непосредственным представителем Бога на земле.

Этому хорошо известному на Руси господину нравится, когда люди молятся не Богу, а ему, когда преклоняют свои колени не перед Богом, а перед ним, возомнившим себя яко Бог.

Вот поэтому Рациональная Лога и предусматривает развитие Учителя в самом себе, работу с сознанием, оздоровление и одухотворение плоти на пути гармоничного и божественного развития и самосовершенствования.

Для учителя - счастье, если он встретил ученика, который может не только воспринять путь учителя, но пойти дальше него.

Не знаю, как это бывает у других, но мне пришлось переступить через себя, чтобы осознать эту мысль.

В самом начале преподавательской практики ко мне прислали студентку и попросили помочь ей. Как только она начала задавать первый вопрос, я понял, что уже завтра, после нашей беседы, она будет выше меня. И на се следующие вопросы я уже не смогу ответить. Было видно, что она это тоже знает. Даже знает то, что мм больше не увидимся. Мне стало не по себе. Так как я в то время занимался наукой, то мгновенно пришло осознание, почему некоторые маститые ученые держат под собой своих учеников. В этом случае собственное чувство эго, видимо, намного больше реальных возможностей, напрочь отсутствует смирение, но зато присутствует комплекс неполноценности.

Мне удалось переломить себя. Я рассказал не только то, что знал и умел, но и то, что слышал от своего учителя и читал в книгах.

После этого появилось чувство легкости и осознание, что ты делаешь - только то, что можешь делать, и этим счастлив.

Бог дал мне сына с гораздо большим внутренним потенциалом и возможностями, чем у отца. Сережа появился вне плана, как дитя любви, когда я был аспирантом МГУ и одновременно мы вместе с его мамой чистили улицы Москвы ради клочка служебной площади в полуподвале.

Через несколько дней после рождения, когда между нами возникла живая связь на уровне ноля, я вдруг понял, что этот ребенок представляет собой нечто большее, чем просто сын. С шести лет он сознательно воспринял программу саморазвития и самосовершенствования В пятнадцать лет он стал перерастать меня, и не только на уровне физического тела. А когда ему исполнился двадцать один год, в состоянии совместной глубокой медитации я увидел перед собой Мастера, работающего в энергетическом теле. Он демонстрировал каскад мудр и движений из Восточных боевых искусств.

Было совершенно очевидно, что Сергей был моим наставником в прошлой жизни. В этой - я ему помогаю только в тополе, т.е. здесь, в видимом, дискретном конвенционном мире, в мире логики. Он сам является гидом для меня в нагвале, в мире измененного состояния сознания, несмотря на то, что я же его туда и проводил в свое время и представил Учителю.

Затем я увидел, как его рука что-то мягко захватила и он стал буквально вталкивать это в мое тело. При этом его рука неестественно удлинилась и увеличилась. На мгновение я испугался и закрылся. Затем сдался и разрешил этому войти в себя.

Сразу после медитации, когда мы сравнивали наши восприятия и действия, Сергей сказал, что в комнате появился светло-желтый энергетический шар, предназначенный для меня. Он поймал его и с удивлением, что я сопротивляюсь такому подарку, буквально втолкнул его в меня через живот, преодолевая мое сопротивление.

В свое время мне приходилось прилагать усилия и просить более опытных друзей, чтобы они помогли открыть сердечный центр Сергею, который был заблокирован после интенсивной практики Кастанеды. А через несколько лет уже Сергей и его учитель в боевых искусствах Виктор Николаевич помогали мне открывать себя Духу Святому перед выполнением асан. Честно признаться, я больше года не мог понять не только, как это сделать, но даже не понимал, о чем они говорят и что имеют в виду. И только после того, как удалось поймать это состояние, для меня началась другая Йога, парадоксально интегрирующая медитацию в движении Амрита Десаи и Тантру. Возможно, это и был тот подарок, который я когда-то боялся принять от своего сына.

Если бы отцы иногда задумывались о возможности такой ситуации, то никогда не было бы проблемы отцов и детей, а Мастера и Учителя Йoги на сатсангах всегда сидели бы со своими ученикам и на одном уровне, как это делают Виктор с Анжелой и Баба Хари Дасс.

Здесь на Земле мы живем только часть жизни, и кто ближе находится к Богу - учитель или ученик - знает только один Бог.

С одной стороны, каждый из пас создан по образу и подобию Божьему, а с другой - мы мизерная песчинка в океане бесконечности.

ОМ! РАМ!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.