Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционная монархия






При конституционной монархии представительным всесословным органом, который во многих странах называют парламентом, была создана конституция, которая защищала законодательную власть от вмешательства в нее со стороны исполнительной власти. Монарх не мог вносить изменения в главный закон страны, которым являлась конституция, без согласия парламента. Помимо этого правитель вынужден был каждый принятый им закон выносить на обсуждение парламента и в случае если закон противоречил конституции или не отражал интересов общества, он отменялся. Существует две главные разновидности конституционной монархии: парламентарная и дуалистическая монархии. Особенностью парламентерской монархии состоит в том, что верховная власть в ней принадлежит главе партии и имеющей большинство депутатских мест в парламенте. Правительство формируется из членов этой партии. Ее глава становится председателем правительства и главой государства, а власть монарха становится чисто символической. Он не принимает участия в фактическом управлении государством. Правительство отчитывается не перед монархом, а перед парламентом. При дуалистической монархии полномочия монарха ограничиваются только исполнительной властью. Он делит власть в стране с парламентом, который, как правило, защищает интересы буржуазии. Вопросы формирования правительства лежат только в компетенции главы исполнительной власти и не зависят от законодательной и судебной власти.

86. Гражданское общество - это совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и отражающих их частные общественные интересы. Специфика гражданского общества состоит в том, что оно основано на самостоятельной инициативе граждан. Властные полномочия гражданское общество передает государственным органам, но оно воздействует на них и приводит в соответствие со своими интересами, опираясь на демократический механизм государственной власти (выборы и т. д.). Вместе с тем решение важнейших жизненных вопросов остается за гражданским обществом, для чего используются референдумы (всенародное голосование) и другие демократические формы. Гражданское общество - это такой способ социальной организации, при котором вмешательство государства в жизнь граждан сведено к минимуму, а функции его ограничены теми--сферами, в которых сами граждане не но своей воле делегируют, перепоручают государству часть своих прав и свобод. Тем не менее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более оно контролирует государство, тем более общество является демократическим, а государство - правовым. Государство должно создавать нормальные условия для развития и функционирования гражданского общества, но не поглощать, заменять его, призвано учитывать и соответствовать интересам гражданского общества, выражать и защищать их, Гражданское общество - это система социальных связей, обеспечивающих жизнедеятельность социокультурных и общественно-политических институтов, независимых от государства. В этой системе экономические, профессиональные, культурные, религиозные, идеологические, частные интересы реализуются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные, культурные союзы, ассоциации, не являющиеся элементами политической системы.

Сам термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не ох­ватываемую государством, его структурами часть общества, т.е. то, до чего «не доходят руки» государства. Оно возни­кает и изменяется в ходе естественно-исторического разви­тия как автономная, непосредственно не зависимая от го­сударства сфера. Гражданское общество в широком значе­нии совместимо не только с демократией, но и с авторитаризмом, и лишь тоталитаризм означает его полное, а чаще частичное поглощение политической властью.

Гражданское общество в узком, собственном значении не­разрывно связано с правовым государством, они не суще­ствуют друг без друга. Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государствен­ности. Это сфера свободной игры частных интересов и ин­дивидуализма. Гражданское общество — продукт буржуаз­ной эпохи и формируется преимущественно снизу, спон­танно, как результат раскрепощения индивидов, их пре­вращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую от­ветственность.

Гражданское общество предстает в виде социального, эко­номического, культурного пространства, в котором взаимодей­ствуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор. Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентирован­ных взаимоотношений политически организованных субъек­тов: государственных структур и примыкающих к ним полити­ческих партий, групп давления и т. д. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга. Без зрелого граждан­ского общества невозможно построить правовое демократиче­ское государство, поскольку именно сознательные свободные граждане способны к рациональной организации человече­ского общежития. Таким образом, если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хао­су, кризису и упадку через создание условий для реализации прав и свобод автономной личности.

 

 

87. Если общественные отношения выступают материальным содержанием правоотношений, то субъективные права и обязанности — юридическим. Именно через права и обязанности осуществляется юридическая связь участников правоотношений.
Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы. Субъективное право есть средство для удовлетворения какого-либо интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности. В этом заключается его предназначение, главная роль.
Структура объективного права:
1) возможность определенного поведения управомоченного лица;
2) возможность требования соответствующего поведения от обязанного лица;
3) возможность обращаться за защитой к компетентным государственным органам (прежде всего в суд);
4) возможность пользоваться определенным социальным благом, ценностью.
Юридическая обязанность — это мера юридически не-обходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица. Обязанность есть гарантия осуществления субъективного права. Без нее последнее превратится в фикцию.
Юридическая обязанность, являясь обратной стороной субъективного права, имеет следующую структуру:
1) необходимость совершать определенные действия или воздерживаться от них;
2) необходимость отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот имеет право.
Различия между субъективным правом и юридической обязанностью:
1) если субъективное право призвано удовлетворять собственные интересы лица, то юридическая обязанность — чужие интересы (управомоченного лица);
2) если субъективное право — мера возможного поведения (реализация его зависит от усмотрения управомоченного лица), то юридическая обязанность — мера необходимого поведения (от ее реализации отказаться нельзя).
Вместе с тем рамки (мера) и возможного поведения (субъективного права), и необходимого поведения (юридической обязанности) должны быть четко очерчены в законодательстве.

 

88. Материальное право. Сам по себе признак " материальности" правовых явлений, можно сказать, не дает ясных представлений о юридических рамках, границах этих явлений. Вместе с тем можно сказать, что материальное право - специфическое юридическое понятие. Оно обозначает те правовые нормы, которые упорядочивают поведение индивидов, организаций в различных социальных сферах путем непосредственного правового регулирования.
В юридической литературе материальное право с учетом предмета правового регулирования подразделяется на соответствующие отрасли и институты права. Имеются в виду такие отрасли, как конституционное, гражданское, трудовое, административное, уголовное и др., и институты права - избирательное, пенсионное, право собственности, освобождения от уголовной ответственности и др. Нормы материального права названных отраслей и институтов закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основание и пределы ответственности за правонарушение.
Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Применительно к таким отношениям нормы материального права определяют взаимные права и обязанности их участников. Особенность в следующем: материальное право - совокупность общеобязательных, исходящих от государства, правил, включающая и материальные регулятивные нормы, и материальные охранительные нормы.
Первые из названных прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляют исходные права и обязанности соответствующих субъектов, обеспечивают регулятивную функцию права.

Вторые - предусматривают различные меры принуждения, юридической ответственности, меры защиты нарушенных прав и др. В целом можно еще раз подчеркнуть, что объектом материального права являются имущественные, трудовые, семейные отношения, отношения, связанные с возложением юридической ответственности, и т.д. Главное здесь в том, что нормы материального права определяют взаимные права и обязанности участников регулятивных и охранительных правоотношений.
Процессуальное право - совокупность правовых норм, определяющих процедуры, процессы применения материального права. Имеются в виду те нормы, которые регламентируют порядок рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.
Нормы процессуального права также регулируют отношения, возникающие в процессе правотворчества (обсуждение законопроектов и др.), регламентируют процедуру правоприменения - порядок назначения пенсии, обмена жилых помещений, выделения земельного участка или предусматривают порядок заключения сделок, наследования и др. Иными словами, в системе права недостаточно иметь лишь нормы материального права. Необходимы и соответствующие, взаимосвязанные с ними нормы, определяющие порядок и процедуры их применения. Соответственно, следует признать, что процессуальное право в основном выполняет служебную роль по отношению к материальному праву. При этом надо исходить из той методологической предпосылки, что все процессуальные явления (нормы и др.) - процедурные. По мнению В.Н. Протасова, " в самом общем плане процедуру в праве можно определить как порядок осуществления той или иной юридической деятельности". Следовательно, процессуальная процедура - это порядок реализации норм материального права - охранительных и др.
В теории права длительное время было принято выделять гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право, определяющие порядок судопроизводства по гражданским и уголовным делам.

В процессе преобразований, осуществляемых с начала 90-х гг., в Российской Федерации были созданы Конституционный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд, деятельность которых также подчинена определенному процессуальному регламенту, предписаниям процессуальных норм.
Конституция РФ называет четыре вида судопроизводства: гражданское и уголовное, а также конституционное и административное. Арбитражное судопроизводство отдельно не упоминается. По-видимому, потому, что оно является частью судопроизводства гражданского.
Итак, если нормы материального права определяют содержание прав и обязанностей субъектов правоотношений, то процессуальные нормы регулируют порядок, процедуру реализации норм материального права. Взаимосвязь материальных и процессуальных начал обеспечивает важнейшее свойство права - его системность. И нужно заметить: только в сочетании материальное и процессуальное право обеспечивают регулятивную роль права.

 

89. Мусульманская правовая система предствлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.

Данная правовая система имеет теологическую основу, основываясь на идее божественного происхождения государства и права. Мусульманское право - шариат - это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Система источников мусульманского права носит четырехзвенный характер:

Коран - речи и проповеди Пророка Мухаммеда, изложенные в стихотворной форме;

Сунна - биографическое описание жизни и деятельности Пророка, собрание преданий о его поступках и высказываниях;

Иджма - общепризнанные толкования и разъяснения Корана и Сунны, даваемые религиозными деятелями - муфтиями, судьями - кади и исламскими учеными-правоведами, а также по вопросам, которые не нашли ответа в этих источниках;

Кийас - суждение по аналогии.

Таким образом, помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами.

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

 

90. Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.