Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий проблемы






Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Можно выделить два типа комментария.

Тип комментария Примеры комментария каждого типа
1) Текстуальный – объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответ на следующие вопросы: · Как автору удаётся привлечь внимание к данной проблеме? · Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? · Какие поступки совершает герой и как его это характеризует? · Какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? · Какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, Л. Андреев приводит развёрнутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее забыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, который, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы текста (рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): · Как автору удаётся привлечь внимание читателей к данной проблеме? · К какой категории относится поднятая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? · Насколько актуальна в наши дни эта проблема? · Почему эта проблема относится к разряду вечных? · Кому и каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? · Традиционна ли данная проблема или нова? · Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу? · Если нова, то что стало причиной её появления; жизнеспособна ли она (прогноз на будущее) и что позволяет сделать такие выводы? Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Приводя нравственные оценки военных действий своими героями, Л. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален, как никогда. В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссии уверены в одном: смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

 

Примечания:

1) Как текстуальный, так и концепционный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор исходного текста рассматривает данную проблему (сформулированную вами).

2) Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Речевые клише для введения текстуального комментария:

· Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, NN рассказывает историю о… /повествует о…/приводит факты…/; на примере из жизни великого учёного NN показывает, что…

· Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, NN повествует о…

· Особенно грустно/страшно, по мнению автора, то, что…

Речевые клише для введения концепционного комментария:

· Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошёл её вниманием…

· Действительно, проблема… очень серьёзна и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Например, мы узнаём из новостей о том, что… Всё это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к…

· Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно/недавно доказано: … Вот почему указанная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены: …

Типичные ошибки при написании комментария:

· Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование, приводящие к снижению баллов при оценивании этого критерия. Комментарий – не пересказ, не цитирование, а постижение авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

· Констатация в одном предложении актуальности проблемы и характеристика её как социальной/нравственной/философской. Помните: при комментарии необходимо показать, как автор раскрывает проблему, остановиться на микротемах исходного текста.

· Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

· Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далёких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности, так как это задание уже 7 лет как вынесено в задание В8. При проверке сочинения экспертам предоставляется среди прочих документов распечатанное задание В8 для того, чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.