Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В экспозиции представлены некоторые фотографии, документы, записи и основные военные награды художника.

Вся жизнь и деятельность М. Е. Прокофьева была связана с родным городом. Развитие и становление Балашихи, её природа и люди, как в зеркале, находили отражение в его творчестве.

Нелегко складывалась судьба художника. Его родной отец, Ефим Павлович Прокофьев, был родом из крестьян Тверской губернии. В Москву он пришёл на заработки. Устроился пекарем у известного московского булочника, И. Филиппова. Работая в одном из разросшихся по всей Москве заведений - кофейне при Стромынской богадельне, он вскоре женился на местной прачке, Анастасии Георгиевне Андреевой. 29 мая 1905 года у них родился Михаил. Это произошло на Стромынке, в карете скорой помощи.

Михаил с малолетства пристрастился рисовать. Начальное образование он получил в Боевском приходском городском училище при Стромынской богадельне.

После смерти мужа, в начале войны 1914 года, Анастасия Георгиевна, вместе с восьмилетним сыном вынуждена была переехать жить в Балашиху, где она устроилась работать на Балашинскую хлопко-прядильную мануфактуру. Здесь, живя в 1-ой казарме, она вскоре вышла замуж за бывшего управляющего из деревни Алмазово - Павла Богомолова.

Павел Богомолов - крестьянин по происхождению, был незаурядный человек. Выросший при дворе, он не только был грамотен, но и впитал в себя духовные традиции культуры и быта подмосковной дворянской семьи. Революционные события, затронувшие Балашиху, когда в 1918 году усадьба Алмазово была национализирована, а сам хозяин усадьбы репрессирован, - поломали и судьбу Павла Богомолова. Он вынужден был устроиться работать на мануфактуру и пристрастился к спиртному. Но, несмотря на это, " второй отец", - как называл его Михаил, сыграл немалую роль в его воспитании и формировании. Как вспоминал позднее художник: " Он не дал мне отчества, но оставил любовь к Отечеству! "

Именно Павел Богомолов приметил талант у Михаила и отдал его заниматься к известному талантливому скульптору и живописцу, выпускнику Московского училища живописи, ваяния и зодчества - Сергею Васильевичу Щербакову, который в те годы руководил ИЗОстудией при старом фабричном клубе, а также вместе со своей женой Ольгой Сергеевной работал преподавателем в Белоусовской школе. Семья Щербаковых с детьми и служанкой Дуняшей, жили в те годы в 8-ой казарме, занимая две каморки с отдельным уличным входом (в настоящее время там располагается аптека). Душевная атмосфера их дома была очагом деловых и культурных встреч и общения разнообразных людей. Здесь бывали священник А. И. Никольский со своей женой, собирались педагоги Белоусовской школы: А.И. Белоусов, О. И. Крючкова, Н. П. Королев, А. Ф. Болдов, Н. П. Болдова, З А. Писарева, И. С. Косминкова, Д. М. Никитский и другие. Нередко заезжал на своей одноколке фельдшер из д.Николаевки Н. С. Богородский. Заходили посоветоваться и решить свои вопросы молодые фабричные рабочие. Среди молодёжи частыми гостями были лидеры: Н. Г. Сердитова, Е. А. Орешина, В. М. Куракина, А. Крупешин. Здесь обсуждались как личные вопросы, так и фабричные, улаживались казарменные скандалы и мордобои, намечались субботники, проводились занятия Ликбеза, решались вопросы культуры и создания молодёжного клуба.

В одну из январских ночей было разработано письмо В. И. Ленину.

В 1922 году, после проведения фабричного митинга, хозяева потчевали чаем народного комиссара республики по внутренним делам - А. И. Рыкова. В течении нескольких военных дней 1924 года, здесь, группой рабочих фабрики во главе с С. В. Щербаковым был разработан план - проект сквера между казармами с установкой в сквере памятника В.И. Ленину. Первый памятник вождю в нашем городе был создан

С. В. Щербаковым в короткие сроки, при поддержке средств и технической помощи рабочих.

В тёплой творческой атмосфере своего учителя, человека большой души и гражданской ответственности, среди делового общения многих окружающих его людей складывались убеждения и мировоззрения Михаила. Он, решив посвятить себя служению искусству, знал, что " художник должен быть честен! "

Часто, со своими друзьями по работе и студии А. Карповым и А. Щегловым он приходил к Щербаковым, когда у них в гостях бывал салтыковский скульптор Г. Д. Алексеев. Завязывались беседы и споры

о жизни, об искусстве. Однажды, у Щербакова, ребята встретили и слушали игру Н. Мясковского. Как-то раз в гости заехали И. Э. Грабарь и К. Ф. Юон. Они организовали выставку молодых пролетарских художников в Румянцевском музее (ныне ГМИИ им. Пушкина).

К. Ф. Юон лестно отозвался о живописных пейзажах Михаила. Были отобраны и представлены на этой выставке среди балашихинцев две живописные композиции Михаила (ныне утеряны) и одна скульптура А.Щеглова.

Молодого художника очень вдохновляла окружающая жизнь, природа и люди. Работая поочередно, то на хлопко-прядильной мануфактуре, которая после революции и национализации называлась фабрикой им. Рыкова, то на фабрике № 25 им. Чичерина, он любое свободное время отдавал творчеству. В 1930 году молодой художник поступает на Изобразительное отделение Московского Рабфака Искусств и вместе с его реорганизацией в Рабфак ИЗО при ИНПИ переезжает в Ленинград. В эти годы формируются вкусы и убеждения молодого художника. Своим искренним взглядам он находит подтверждение у русского религиозного мыслителя Н. Ф. Фёдорова. В мире литературы его навсегда привлекает глубина философии А. Грибоедова,

Ф. Достоевского, Л. Толстого. Среди поэтов он выделяет для себя

М. Лермонтова и Ф. Тютчева. В изобразительном искусстве его привлекают позиции С. К. Зарянко и педагогические взгляды

П. П. Чистякова. Его очаровывает М. В. Нестеров, он учится у П. Корина. Интерес проявляется к П. Гогену, В. Борисову-Мусатову. Но более всего его душе близок С. Боттичелли. Художник изучает технику старых мастеров, посещая лекции преподававшего у них профессора Д. И. Киплика.

Короткие годы обучения и жизни в северной столице навсегда пробудили в художнике любовь к этому городу. Он впоследствии утверждал: «Для меня одинаково родны душевная Пехорка и строгая Нева! Если бы не Балашиха – я жил бы в Питере». Но судьба распорядилась иначе. Тяжёлое бедственное положение родных и близких заставило его оставить обучение и в 1932 году вернуться в Балашиху.

В 1933 году М.Е.Прокофьев женится на Клавдии Александровне Маленковой, дочери фабричного рабочего Александра Маленкова и Юлии Рыжковой, родственницы крупного российского промышленника Саввы Морозова. Молодая семья переселяется жить в 5-ю казарму.

В 1934 году у них рождается дочь Вера. Своё творческое вдохновение художник отдаёт семье и родной природе. В те годы его в сопровождении юной дочери часто можно было встретить рисующего на Пехорке, у Качалинской сторожки, в лесу на Бобошке, в берёзовой роще села Никольско-Трубецкое, на околице села Пехра-Покровское или по дороге на Алмазово…

Но художника вдохновляла не только природа родного города. Его интерес вызывали и события, и окружающие его люди. Он немало рисует портретов. Для бывшей богадельни пишет портрет И.В.Сталина с девочкой на руках (не сохранился). К 70-летию В.И.Ленина на торце клуба Ленина исполняет большой портрет вождя (позже этот портрет был увеличен и, реставрируемый другими художниками, был на долгое время вывешен на фасаде фабрики). Расписывает заказное стенное панно в фойе клуба Ленина (не сохранилось). Занимается искусством наглядной агитации.

Печально, что жена художника с самого начала относилась ревностно и неуважительно к творческому занятию мужа. Очень многие произведения художника на протяжении всей их совместной жизни глупо и варварски уничтожались ею. Так, например, большинство экспонируемых произведений на единственной персональной выставке художника в клубе Ленина в 1937 году были ею испачканы углём и разорваны. Из сохранившихся доныне почти все произведения отреставрированы и оформлены внуком художника Г.Варфом.

В июле 1941 года М.Е. Прокофьев уходит с Балашихинским ополчением добровольцем на фронт. В октябре-ноябре участвует в обороне Москвы. В конце 1941 года в Калужской области получает первое ранение.

На фронте в свободные минуты художник рисует. Его привлекают фронтовые друзья и нетронутая врагом и войной природа. Рисунков, сделанных на фронте, сохранились единицы. Они или подарены, или отосланы в письмах и затеряны. Вдохновляла и поддерживала художника любовь к прекрасному, вечному. Дорогой реликвией, например, была для него в окопах взятая с собой из дома книга о Боттичелли (позже утеряна).

3 августа 1943 года при наступлении на дер. Бутово Курской области 27-го Гвардейского полка, в котором воевал М.Е.Прокофьев, он был ранен в правую ногу и контужен. На поле боя он без сознания пролежал около двух суток. Его волоком вынесла и спасла маленькая хрупкая медсестра по имени Маша. До самой смерти он безуспешно пытался найти её. В деревне Берёзовка в полевом госпитале из-за газовой гангрены ногу отрезали. В начале 1944 года после Тбилисского госпиталя М.Е.Прокофьев инвалидом вернулся в родную Балашиху. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалью «За Отвагу», «За оборону Москвы» и др. наградами.

Годы войны отложили суровый отпечаток в судьбе М. Е. Прокофьева. Он не только вернулся домой с одной ногой и полностью седым, не только стал глуховат, молчалив и замкнут, но и, вообще, стал крайне отрицательно относиться ко всему военному, особенно немецкому, и впоследствии не хотел ничего знать и слышать о войне. И случайно увидев, например, по телевизору, что-либо на эту тему, всегда говорил: " Опять стреляют! Выключите это". Он никогда не участвовал ни в каких мероприятиях и торжествах ветеранов, никогда не надевал наград. Пользоваться своими льготными правами было ему не только стыдно, но и противоестественно. Художника интересовала мирная спокойная жизнь. И, несмотря на тяжелое холодное и голодное время, на нищенское существование семьи, на непонимание и неприязнь окружающих родных, на потерю близких людей, а также на пожар казарменных балаганов в 1944 году, уничтоживших большую часть его произведений, хранившихся там, он остаётся верен себе и продолжает заниматься живописью.

Послевоенный рост сталинской промышленности сильно изменил облик Балашихи и повлиял на судьбы многих коренных жителей. Многие реликвии и очаги исторического пласта культуры города были уничтожены, или забыты, или изменены другими, более современными " социально-цивилизованными" новшествами, которые устанавливала парадно-политическая система в стране. Родной город становился другим, он разрастался и становился многочисленнее. У художника не нашлось сил открыто противостоять многим дорогим сердцу потерям, и он вынужден был углубиться в своём творчестве в себя.

Даже дома, в семье, он не находил понимания и молча тайком работал, пряча от всех, даже от жены, свои сердечные помыслы, свои душевные надежды. Поэтому многие его работы либо не окончены, либо выполнены в манере эскиза. Именно в эти годы его творчество приобретает поэтический характер. Согнутый жизнью, он не ломался. Он находит вдохновенье в сохранившихся уголках родного города. Его привлекают люди, их характеры, их судьбы. Он много читает и посещает разнообразные музеи и выставки Москвы.

Работая в производственной кооперативной артели " Красное знамя ", он учится в московской городской художественной студии инвалидов Отечественной войны.

Многие годы художник занимается оформительским искусством.

С 1947 по 1973 год он работает художником-оформителем на Балашихинском заводе № 279 (впоследствии п/я № 4521, затем - Агрегатный завод " Рубин"), в 1973 - 1975 гг. - художником-оформителем в Балашихинском продторге, в 1975 - 1978 гг. - художником-оформителем в санатории " Красная роза".

За годы оформительской работы им написаны сотни лозунгов и плакатов, выпущены многие стенгазеты, некрологи, изготовлены разнообразные городские и производственные панно, оформлено множество праздничных демонстраций. Город не раз украшался портретами вождей и членов Политбюро ЦК КПСС его работы.

Заводской п/л " Вымпел" в с.Пехра-Покровское долгие годы выставлял на своих аллеях портреты пионеров-героев, сделанных руками художника. А сколько сделанной работы кануло в лета.

Художника-инвалида знали и любили в городе за его обаяние, доброту, чуткость и спокойствие. А он, несмотря на жизненные неудачи, на тяжелое материальное и семейное положение, не изменял себе, продолжал свою творческую песнь о родной Балашихе и балашихинцах.

Последние годы он работал мало. В 1991 году, в возрасте 86-ти лет он умер, так и не окончив свою песнь до конца.

Его дело продолжает в своей деятельности его внук Г. А. Варф. Им, в 1988 году организована в городе ИЗОстудия, которая продолжает традиции М. Е. Прокофьева.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание лабораторной установки. На рис 11 изображена лицевая панель лабораторного стенда , предназначенного для исследования статических и динамических характеристик ДПТ как независимого | Формулировка проблемы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.