Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать рас­ширению добровольной сертификации.






Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с контрафактной продукцией, особенно если органом, зареги­стрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производи­телей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» про­изводителем, гарантирующим качество и безопасность для потреби­теля.

Своеобразной формой добровольной сертификации такой книжной продукции, как учебная литература, является получение грифа Мини­стерства образования России—рекомендации об использовании кни­ги в качестве учебника или учебного пособия для определенной кате­гории студентов (учащихся).

В роли заявителя выступают авторы и вуз, представляющий руко­пись учебника, а в роли третьей стороны — Управление книгоиздания Министерства образования России. Основными нормативными доку­ментами являются Государственный общеобразовательный стандарт по конкретной специальности и программа по учебной дисциплине. «Схема сертификации» (этот термин отсутствует в Положении о по­рядке получения грифа Минобразования России) предусматривает оценку научно-методического уровня книги экспертами. Экспертами последовательно выступают: 1) рецензенты книги; 2) кафедра и вуз, представляющие книгу в Министерство; 3)Учебно-методическое объединение по соответствующей специальности (УМО); 4) специа­листы министерства.

3.3. Участники сертификации

3.3.1. Участники обязательной сертификации

 

Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики — продавцы (первая либо вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, — органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

Основные участники—заявители, органы по сертификации (далее— ОС) и испытательные лаборатории (ИЛ). Именно они участвуют в про­цедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель вправе:

· выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предус­мотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (в перспективе—техническими регламентами);

· обращаться для осуществления обязательной сертификации в лю­бой ОС, область аккредитации которого распространяется на продук­цию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

· обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомер­ные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Заявитель обязан:

· обеспечивать соответствие продукции установленным требова­ниям;

· выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого под­тверждения соответствий;

· указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или дек­ларации о соответствии;

· предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о под­тверждении соответствия;

· приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено либо прекращено;

· извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую докумен­тацию или технологические процессы производства сертифицирован­ной продукции;

· приостанавливать производство продукции, которая прошла под­тверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

· привлекают на договорной основе для проведения испытаний ис­пытательные лаборатории (центры) в порядке, установленном Прави­тельством РФ;

· осуществляют контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной серти­фикации и договором;

· ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

· информируют соответствующие органы государственного конт­роля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не про­шедшей ее;

· приостанавливают или прекращают действие выданного ими сер­тификата соответствия;

· обеспечивают предоставление заявителям информации о поряд­ке проведения обязательной сертификации;

· устанавливают стоимость работ по сертификации на основе ут­вержденной Правительством РФ методики определения стоимости та­ких работ.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность вы­ дачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертифика­ ции.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществля­ют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации.

ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею серти­фикационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.

Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Так, в стране широко известна деятель­ность Российского центра испытаний и сертификации «Ростест— Мос­ква».

ОС не вправе предоставлять аккредитованным испытательным ла­бораториям сведения о заявителе.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) — главный участ­ник работ по сертификации. От его знаний, опыта, личных качеств, т.е. компетентности, зависят объективность и достоверность решения о возможности выдачи сертификата.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (в России — Госстан­дарт) выполняет следующие функции:

формирует и реализует государственную политику в области серти­фикации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовыва­ет официальную информацию о них;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации;

опубликовывает официальную информацию о действующих в Рос­сийской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (регио­нальные) организации по сертификации;

готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также мо­жет в установленном порядке заключать соглашения с международны­ми (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертифика­ции и как национальный орган Российской Федерации по сертифика­ции осуществляет межотраслевую координацию в области сертифи­кации.

В работах по сертификации участвует ряд федеральных органов исполнительной власти. Госстандарт как национальный орган по сер­тификации осуществляет координацию их деятельности в этом направ­лении. Координация, как правило, проводится в форме соглашения, в котором регламентируются выбор системы сертификации, объекты сер­тификации, выбор аккредитующего органа и пр.

В соответствии с соглашением федеральный орган может:

1) проводить сертификацию вне системы ГОСТ Р по своим пра­вилам с выдачей соответствующих сертификатов и знаков соответ­ствия;

2) входить в систему ГОСТ Р и осуществлять деятельность в пол­ ном соответствии с ее правилами.

Кратко рассмотрим деятельность некоторых федеральных органов в области сертификации.

Департамент государственного санитарно-эпидемиологического над зора Минздрава России (Госсанэпиднадзор) проводит сертификацию новых медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфициру­ющих средств, а также выдает санитарно-эпидемиологическое заклю­чение на продовольственное сырье и пищевые продукты, ряд непродо­вольственных товаров (посуда, средства по уходу за полостью рта и пр.). Указанные заключения выдаются на этапе согласования НД до начала серийного производства продукции.

При заключении контракта на импорт товаров, являющихся объек­том контроля и надзора этого органа, необходимо в контракте оговари­вать условия обязательного представления таможенным органам сани­тарно-эпидемиологического заключения до выпуска партии на таможенную территорию.

Правовой основой сертификации на санитарную безопасность яв­лялся Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидеми­ологическом благополучии населения». Нормативной базой государ­ственного надзора и сертификации в этой области являются СанПиН, Санитарные правила (СП).

Департамент ветеринарии Минсельхозпрода РФ выдает ветеринар­ные сертификаты (свидетельства) на продукцию и сырье животного происхождения при импорте, экспорте и транзите через российскую территорию указанных грузов. Ветеринарные сертификаты необходи­мы отечественным предприятиям, перерабатывающим сырье животного происхождения, для подтверждения паразитарной чистоты мяса, рыбы. Правовой основой сертификации, осуществляемой данным органом, являлся Закон РФ от 14.05.93 № 4979-1 «О ветеринарии». Нормативной базой являются ветеринарно-санитарные нормы ветеринарного законо­дательства (т. 1—4).

Госстрой России организует (в Системе сертификации ГОСТ Р) сер­тификацию различных объектов в строительстве (строительных това­ров, инженерного оборудования зданий и сооружений, строительной продукции жилых зданий, проектной документации). Нормативной базой сертификации являются СНиП, ГОСТ, ГОСТ Р и пр.

Минсвязи России осуществляет сертификацию средств связи на право их использования. Сертификация проводится в ИЛ, аккредито­ванных Госстандартом. В компетенцию комитета входит сертификация следующей продукции: информационно-вычислительных систем, авто­матизированных систем и сетей, программных средств для компьюте­ров, баз и банков данных. Правовой основой сертификации средств связи и услуг являлся Федеральный закон от 16.02.95 № 15-ФЗ «О свя­зи» (в ред. от 17.07.99).

Сертификацией отдельных групп продукции занимается ряд упол­номоченных федеральных органов исполнительной власти: Госпожар­надзор МЧС России (средства обеспечения пожарной безопасности), Российский Морской Регистр (морские гражданские суда), Российс­кий Речной Регистр (речные суда), Российский Авиарегистр (самоле­ты) и пр.

3.3.2. Участники и организация добровольной сертификации

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по ини­циативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стан­дартам, стандартам организаций, системам добровольной сертифика­ции, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения являются продукция, процессы ЖЦП, а также иные объекты, в отношении которых стандар­тами, системами добровольной сертификации и договорами устанавли­ваются требования (возможные объекты разобраны в 3.2.) Орган по сертификации:

· осуществляет подтверждение соответствия объектов установлен­ным требованиям;

· выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие доб­ровольную сертификацию;

· предоставляет заявителям право на применение знака соответ­ствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответ­ствующей системой добровольной сертификации;

· приостанавливает иди прекращает действие выданных им серти­фикатов соответствия.

Система добровольной сертификации может быть создана юриди­ческим лицом и (или) индивидуальными предпринимателями.

Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают: а) перечень объектов, подлежащих сертификации; б) номенклатуру характеристик, на соответствие которым осуществ­ляется добровольная сертификация; в) правила выполнения работ по сертификации; г) участников данной системы. Системой доб­ровольной сертификации может предусматриваться знак соответ­ствия.

Система добровольной сертификации может быть зарегистрирова­на федеральным органом исполнительной власти по техническому ре­гулированию.

3.4. Правила и документы по проведению работ в области сертификации

3.4.1. Правила сертификации

1. В качестве ОС или ИЛ допускаются организации независимо от ИХ организационно-правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребите­лями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

2. Аккредитацию ОС и ИЛ организует и осуществляет Госстандарт России, федеральные органы исполнительной власти в пределах сво­ ей компетенции на основе результатов их аттестации, как правило, ко­миссиями. Результаты аккредитации оформляют аттестатом аккреди­тации.

3. Если в системе аккредитации несколько ОС одной и той же про­дукции (услуги), то заявитель вправе провести сертификацию в любом из них.

4. Сертификация отечественной и импортируемой продукции про­водится по одним и тем же правилам.

5. Сертификаты и аттестаты аккредитации в системах обязатель­ ной сертификации вступают в силу с даты их регистрации в едином реестре.

Государственный реестр содержит сведения о ЦОС, ОС, ИЛ, утвер­жденных системах сертификации однородной продукции (группы ус­луг), знаках соответствия, аттестованных экспертах, документах, содер­жащих правила и рекомендации по сертификации.

6. Официальным языком является русский. Все документы (заявки, протоколы, акты, аттестаты, сертификаты и т.п.) оформляются на рус­ ском языке.

7. При возникновении спорных вопросов в деятельности участни­ ков сертификации заинтересованная сторона может подавать апелля­цию в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью участников работ по сертификации, применению зна­ ков соответствия, выдачи и отмены сертификатов и аттестатов аккре­дитации.

8. Сертификация проводится по схемам, установленным системами сертификации однородной продукции или группы услуг.

Характеристика существующих схем дана в подразд. 3.5 и 3.6.

3.4.2. Законодательная и нормативная база сертификации

В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархи­ческая система документов [34, 41], которые (за исключением рекомен­даций) носят обязательный характер.

· Законодательные акты Российской Федерации. В соответствии с этими законами (см. рис. 11) была введена обязательная сертифика­ция конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), оп­ределены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие си­стемы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сер­тификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводить­ся исключительно техническими регламентами.

· Подзаконные акты — постановления Правительства РФ (рис. 11). Они вводят в действие перечни продукции, услуг и другие объекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопро­сы сертификации, а также устанавливают правила выполнения от­дельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

· Основополагающие организационно-методические докумен­ты (рис. 12). Документы этой группы определяют требования к орга­низации работ по сертификации, участников работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

документы, действующие на национальном уровне и распространя­ющиеся на все системы сертификации;

документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретных систем.

· Организационно-методические документы, распространяю­щиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сер­тификации ГОСТ Р действуют следующие документы: «Правила про­ведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сы­рья», «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

· Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сер­тификации используются: «Общероссийский классификатор продук­ции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-разрадного кода; «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг; международный классификатор «Товарная номен­клатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозна­чения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экс­портной продукции и пр.

· Целью применения перечнем является обеспечение участников ра­бот по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услу­гах, подлежащих обязательной сертификации. Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертифика­ции утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разрабо­танный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, — «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на терри­торию РФ».

На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстан­дартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается но­менклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, кото­рая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

С1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Переч­ни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии».

· Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы специалистов.

· Справочные информационные материалы. Содержат расши­ренную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекс­товыми, они представляют фактографические базы данных, содержа­щиеся в Госреестре на серверах Госстандарта России, ВНИИ серти­фикации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах.

Обобщенные сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации, представлены на рис. 13.

 

 

3.5. Порядок сертификации продукции

3.5.1. Схемы сертификации

Схемы сертификации — определенная совокупность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия про­дукции заданным требованиям (табл. 6).

Из таблицы видно, что в качестве способов доказательства использу­ют: 1) испытание, 2) проверку производства, 3) инспекционный контроль, 4) рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами).

Один или совокупность нескольких способов доказательства опре­деляют содержание схемы определенного номера.

 

Перед рассмотрением схем проанализируем каждый из четырех спо­собов доказательства.

В схемах 1—5 производится испытание типа, т. е. одного или не­скольких образцов, являющихся ее типовыми представителями. Испы­тание в схеме 7 — это уже контроль качества партии путем испытания средней пробы (выборки), отбираемой от партии с использованием метода статистического контроля. В схеме 8 испытанию подвергается каждая единица продукции. Таким образом, жесткость испытаний, а значит, надежность и стоимость испытаний возрастают по направлению 1—7—8.

Второй способ доказательства — проверка производства — приме­няется тогда, когда для объективной оценки качества недостаточно ис­пытаний, а необходим анализ технологического процесса для оценки стабильности качества продукции. Для оценки производства скоропор­тящейся продукции этот способ доказательства является главным, так как сроки годности продукции меньше времени, необходимого для организации и проведения испытаний в ИЛ.

Проверка производства проходит также с различным уровнем жест­кости. При проверке в форме «анализ состояния производства» — варианты схем, обозначенные литерой «а» (схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а, 10а), проверяются отдельные требования ГОСТ Р ИСО 9001—2001 к производству. В схеме, предусматривающей сертификацию производства, проверяются все требования указанного стандарта (раздел 7 ГОСТ Р ИСО 9001) к производству. При сертификации систем каче­ства (схемы 5, 6) проверяется соответствие системы всем требовани­ям ГОСТ Р ИСО 9001.

Таким образом, жесткость проверки производства, а значит, надеж­ность проверки стабильности качества будет наиболее высокой при сертификации системы качества.

Инспекционный контроль (ИК) предусмотрен в большинстве схем. Его проводят после выдачи сертификата. Он может проводиться в фор­ме испытания образцов (схемы 2, 2а, 3, За, 4, 4а) либо в форме контро­ля сертифицированной системы качества (производства). В последнем случае порядок ИК регламентирован ГОСТ Р 40.005, касающимся сер­тифицированных систем качества (производства).

Рассмотрение заявки-декларации — это способ доказательства, который представляет первая сторона-изготовитель. Этот способ вве­ден недавно и заимствован из практики сертификации в ЕС. Он заклю­чается в том, что руководитель предприятия представляет в ОС заявку- декларацию, прилагая к последней протоколы испытаний, а также информацию об организации на предприятии контроля качества про­дукции. Этот способ используют при сертификации продукции зару­бежного изготовителя с высокой репутацией на рынке, продукции оте­чественных индивидуальных производителей (например, фермеров), продукции малых предприятий и т.д.

Кратко укажем на применение отдельных схем.

Схемы 1—6 и 9а—10а применяются при сертификации серийно вы­пускаемой продукции, схемы 7, 8, 9 — при сертификации выпущенной партии или единичного изделия. Схему 1 рекомендуется использовать при ограниченном объеме реализации и выпуска продукции. Как видно, вышеуказанные рекомендации даны, исходя из такого критерия, как объем производства продукции. Другой критерий—требования к каче­ству. Так, схемы 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а рекомендуется применять (вместо соответствующих схем 1, 2, 3, 4, 9 и 10), если у ОС нет информации о возможности изготовителя данной продукции обеспечить стабильность ее характеристик, подтвержденных испытаниями. Схема 5 является наи­более жесткой. Ее применяют в случае, если установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции (по­тенциально опасные изделия техники, продукция на экспорт).

Схемы За, 4а и 5 используют также при проведении работ по доб­ровольной сертификации продукции на соответствие требованиям го­сударственных стандартов.

Схемы 9—10а введены недавно. С введением подобных схем рос­сийская система сертификации еще больше приблизилась к европейс­кой системе. Если полученные вне сертификации документы прямо или Косвенно подтверждают соответствие продукции установленным тре­бованиям, то ОС может выдать поставщику сертификат соответствия на основании этих документов и заявки-декларации.

Безусловно, важным критерием выбора схемы является специфика Продукции.

Схемы сертификации устанавливают в системах (правилах) серти­фикации однородной продукции. Конкретную схему определяет ОС или заявитель.

Как отмечалось выше, в схемах сертификации могут быть исполь­зованы документальные доказательства соответствия, полученные заявителем вне рамок данной сертификации. Они могут служить ос­нованием для сокращения объема проверок при сертификации. В за­висимости от видов сертифицируемой продукции могут использовать­ся следующие дополнительные документы:

санитарно-эпидемиологическое заключение;

паспорт поля или сертификат качества земельного участка, выдан­ного агрохимической службой;

ветеринарное свидетельство;

сертификаты (декларации о соответствии) поставщиков комплекту­ющих изделий и материалов, тары, упаковочных материалов.

При наличии у изготовителя сертификата на систему качества ему достаточно представить на конкретную продукцию заявку-декларацию (схема 6).

 

3.5.2. Модульный принцип подтверждения соответствия продукции нормативным требованиям

Гармонизация правил подтверждения с европейской практикой тре­бует использования модульного подхода [25, 35]. В будущих техничес­ких регламентах взамен схем сертификации намечено использовать модули.

Модульный подход (см. приложение 6) имеет следующие особен­ности:

· подтверждение соответствия как процесс подразделяется на про­цедуры-модули;

· модули распространяются либо на этап проектирования, либо на этап производства, либо на оба этапа;

· восемь основных модулей и восемь их модификаций могут быть скомбинированы в разнообразные наборы в зависимости от группы продукции;

· процедуры подтверждения основаны на участии первой стороны (изготовителя) или третьей стороны (уполномоченного органа);

· подтверждение соответствия завершается принятием решения о соответствии (или несоответствии) продукции существенным требова­ниям регламентирующего документа (технического регламента или директивы ЕС) и возможности нанесения маркировки соответствия СЕ.

К решающим факторам, которые должны быть приняты во внима­ние при выборе сочетания и состава модулей, относятся: тип продук­ции и связанный с ней риск; оптимальное сочетание экономических возможностей подтверждения соответствия и достаточной степени до­казательства соответствия существенным требованиям.

Согласно, например, директиве ЕС на игрушки применяются три основных модуля — А, В и С. Директивы ЕС на газовые приборы пре­дусматривают шесть основных модулей — В, С, D, Е, F, G. Рассмотрим для примера процедуры подтверждения соответствия игрушек.

1. В соответствии с модулем А «Внутренний контроль», распрост­раняющемся на стадии проектирования и производства, изготовитель представляет декларацию о соответствии, т.е. в письменном виде заяв­ляет, что производимые им товары удовлетворяют требованиям дирек­тивы, и маркирует изделие знаком СЕ.

2. В соответствии с модулем В «Подтверждение соответствия типа (типового образца)», используемого на стадии проектирования, заяви­тель представляет полномочному органу образец (тип), документацию с описанием образца, протоколы испытаний. При положительных ре­зультатах экспертизы полномочный орган выдает сертификат утверж­дения типа ЕС.

Подтверждение модулем В должно дополняться модулем С.

3. В соответствии с модулем С «Обеспечение соответствия типу», распространяющемся на стадию производства, изготовитель заявляет, что производимые игрушки соответствуют образцу, получившему серти­фикат ЕС. Изготовитель маркирует изделие знаком соответствия СЕ, на­нося его на упаковку, сопроводительную документацию или само изде­лие. Изготовитель несет ответственность за принятие необходимых мер по обеспечению стабильности качества на всех этапах производства и полному соответствию единиц продукции сертифицированному типу.

 

3.5.3. Порядок проведения сертификации продукции

Сертификация продукции проходит по следующим основным эта­пам:

подача заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

отбор, идентификация образцов и их испытания;

проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);

анализ полученных результатов, принятие решения о возможности вьщачи сертификата;

выдача сертификата соответствия;

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в со­ответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

1. Для проведения сертификации заявитель направляет заявку в со­ответствующий ОС. При наличии нескольких ОС по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

Напомним, что заявителем может быть любое юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), представившее продукцию на сертификацию, признающее правила системы сертификации и обязы­вающееся оплатить расходы на ее проведение.

При сертификации по схемам 6, 9 и 10 изготовитель вместе с заяв­кой на проведение сертификации представляет в ОС заявку-деклара­цию.

2. ОС рассматривает заявку и (не позднее 15 дней) сообщает зая­вителю решение. В решении содержатся все основные условия сер­тификации, в частности: схема сертификации (если заявитель сам ее не предложил); перечень необходимых документов*, перечень аккре­дитованных ИЛ; перечень органов, которые могут провести сертифи­кацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной ИЛ, ОС для сертификации системы качества (производства) осуществляет заявитель.

В соответствии с «Положением о системе сертификации ГОСТ Р» к сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению, имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ (по товарам — в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 17.12.99)).

3. Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, ИЛ. Испытания проводят на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, по­ставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора и хранения устанавлива­ются в соответствии с НД или организационно-методическими доку­ментами по сертификации.

Осуществляемая на данном этапе идентификация должна подтвер­дить подлинность продукции, в частности соответствие наименованию, номеру партии, указанному на маркировке.

Испытания проводятся в ИЛ, аккредитованных на право проведения тех испытаний, которые предусмотрены в НД, используемых при сер­тификации данной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в ОС. Копии протоколов испытаний и испытанные образ­цы подлежат хранению в течение срока действия сертификата.

4. В зависимости от схемы сертификации могут производиться ана­лиз состояния производства (схемы 2а, 4а, 9а, 10а), сертификация про­изводства и системы качества (схемы 5 и 6).

5. ОС после анализа протоколов испытаний, проверки производства осуществляет оценку соответствия продукции установленным требовани­ям. В случае положительных результатов ОС оформляет сертификат и ре­гистрирует его. Сертификат действителен только при наличии регистра­ционного номера. При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует всем требованиям всех НД, установленных для данной продукции. Обязательной составной частью сертификата со­ответствия является сертификат пожарной безопасности.

Поскольку проверка подлинности и правильности заполнения сер­тификата является одной из форм входного контроля качества продук­ции, поступающей в организации сферы услуг (магазины, предприятия общепита и пр.), то коммерческие работники должны знать требования к форме сертификата соответствия и правила его заполнения (рис. 14).

 

Правила заполнения бланка сертификата заключаются в указании в графах бланка следующих сведений.

Позиция 1 — регистрационный номер сертификата — в соответ­ствии с правилами ведения Госреестра.

В структуре регистрационного номера можно выделить пять эле­ментов:

РОСС XX ХХХХ X хххххх (1) (2) (3 (4) (5)

1-й элемент ~ — знак регистрации в Государственном реестре Гос­стандарта России (РОСС);

2-й элемент—код страны расположения организации—изготовите­ля данной продукции (оказывающей данную услугу) в виде двухсимволь- ного буквенного кода (по ОК 025—95) латинского алфавита (например, Россия—RU, Индия—IN, Нидерланды—NL);

3-й элемент — код органа по сертификации (используются четыре последних знака регистрационного номера органа);

4-й элемент (одна или две буквы) — код типа объекта сертифика­ции. Например: «У»—услуга (работа), сертифицированная на соответ­ствие обязательным требованиям; «А» — партия (единичное изделие), сертифицированная на соответствие обязательным требованиям; «В» — серийно выпускаемая продукция, сертифицированная на соответствие обязательным требованиям;

5-й элемент — номер объекта регистрации (часто пятиразрядный цифровой код).

Примеры: РОСС RU АЯ78 У00044 означает знак регистрации в Гос­реестре Госстандарта России услуги питания столовой (00044), выдан­ный сертификационным центром «ПРОДЭКС» НИИ физико-химической биологии МГУ им. М.В. Ломоносова (АЯ78). Регистрационный номер РОСС IN АЯ78 А 05070 присвоен тем же ОС сертификату на партию про­дукции — чай (5070), изготовленный в Индии (IN). Номер сертифика­та — РОСС NL МЕ28 В 08389 соответствует серийной продукции, в ча­стности электробритвам (08389) фирмы «Филипс», изготовленным в Нидерландах (NL) и сертифицированных ОС «МЕНТЕСТ» (МЕ28).

Позиция 2 — срок действия сертификата устанавливается в соот­ветствии с правилами и порядком сертификации однородной продук­ции. Даты записываются следующим образом: число и месяц—двумя арабскими цифрами, разделенными точками, год —четырьмя арабски­ми цифрами. При этом первую дату проставляют по дате регистрации сертификата в Государственном реестре. При сертификации партий или единичного изделия вторая дата не проставляется.

Позиция 3 — здесь приводятся регистрационный номер органа по сертификации — по Государственному реестру, его наименование — в соответствии с аттестатом аккредитации (прописными буквами), адрес (строчными буквами), телефон и факс.

В структуре регистрационного номера аккредитованного органа по сертификации имеются также пять элементов:

РОСС XX ХХХХ XX ХХХХ (1) (2) (3). (4) (5)

1-й элемент — аббревиатура РОСС — принадлежность к Российс­кой Федерации;

2-й элемент — местонахождение ОС (в виде двухсимвольного бук­венного кода латинского алфавита);

3-й элемент — код национального органа, принявшего решение о внесении в Госреестр (например, «0001» — код Госстандарта России);

4-й элемент — категория ОС в зависимости от области аккредита­ции (например: «10» — ОС продукции и услуг, сертификационный центр; «11» — ОС продукции; «12» — ОС услуг; «13» — ОС систем качества; «14» — ОС производства);

5-й элемент — буквенно-цифровой код конкретного ОС, определен­ный объектом сертификации и порядковым номером данного ОС сре­ди органов по сертификации конкретных объектов, внесенных в реестр.

Примеры: код ОС «ПРОДЭКС», аккредитованного по продукции (пищевой продукции) и услугам (услуги общепита) — РОСС RU ООО 1 10 АЯ78; код ОС «МЕНТЕСТ», занимающегося сертификацией продук­ции (электротоваров) — РОСС RU 0001 11 МЕ28.

Позиция 4 - здесь указываются наименование, тип, вид, марка про­дукции, обозначение стандарта, технических условий или иного доку­мента, по которому она выпускается (для импортной продукции ссыл­ка на документ необязательна). Далее указывают: «серийный выпуск», или «партия», или «единичное изделие». Для партии и единичного из­делия приводят номер и размер партии или номер изделия, номер и дату выдачи накладной, договора (контракта), документа о качестве и т.п. Здесь же дается ссылка на имеющееся приложение записью «см. при­ложение».

Позиция 5 — код продукции (шесть разрядов с пробелом после пер­вых двух) по Общероссийскому классификатору продукции.

Позиция 6 — обозначение нормативных документов, на соответ­ствие которым проведена сертификация. Если продукция сертифициро­вана не на все требования нормативного(ых) документа(ов), то указы­вают разделы или пункты, содержащие подтверждаемые требования.

Позиция 7 —9-разрядный код продукции по классификатору товар­ной номенклатуры внешней экономической деятельности (заполняется обязательно для импортируемой и экспортируемой продукции).

Позиция 8 — наименование, адрес организации-изготовителя (ин­дивидуального предпринимателя).

Позиция 9 — наименование, адрес, телефон, факс юридического лица, которому выдан сертификат соответствия.

Позиция 10 — документы, на основании которых органом по сер­тификации выдан сертификат, например:

протокол испытаний с указанием номера и даты выдачи, наимено­вания и регистрационного номера аккредитованной лаборатории в Го­сударственном реестре;

документы (санитарно-эпидемиологическое заключение, ветери­нарное свидетельство, сертификат пожарной безопасности и др.), вы­данные органами и службами федеральных органов исполнительной власти, с указанием наименования органа или службы, адреса, наиме­нования вида документа, номера, даты выдачи и срока действия;

документы других органов по сертификации и испытательных ла­бораторий с указанием наименования, адреса, наименования вида до­кумента, номера, даты выдачи и срока действия;

декларация о соответствии с указанием номера и даты ее принятия.

Позиция 11 — дополнительную информацию приводят при необ­ходимости, определяемой органом по сертификации. К такой инфор­мации могут относиться внешние идентифицирующие признаки про­дукции (вид тары, упаковки, нанесенные на них сведения и т.п.), условия действия сертификата (при хранении, реализации), место на­несения знака соответствия, номер схемы сертификации и т.п.

Позиция 12 — подписи, инициалы, фамилии руководителя органа, выдавшего сертификат, и эксперта, проводившего сертификацию, пе­чать органа по сертификации.

Приложение к сертификату оформляют в соответствии с правила­ми заполнения аналогичных реквизитов в сертификате.

Сертификат и приложение к нему выполняют машинописным спо­собом. Исправления, подчистки и поправки не допускаются.

Цвет бланка сертификата соответствия при обязательной сертифи­кации — желтый, при добровольной сертификации — голубой.

Сертификаты соответствия для обязательной и добровольной сер­тификации имеют различные формы. Свою форму имеют сертификаты на системы качества и производства.

При отрицательных результатах обязательной сертификации выпус­каемой продукции ОС должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по мес­ту расположения изготовителя (продавца, исполнителя работ или услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации дан­ной продукции или выполнения работ (оказания услуг).

Срок действия сертификата устанавливает ОС, но не более чем на три года. Действие сертификата на партию продукции, имеющей срок годности, должно распространяться на срок не более срока годности продукции.

Для серийно выпускаемой продукции, реализуемой изготовителем в течение срока действия сертификата, последний действителен при ее поставке, продаже в течение срока службы (установленного в соответ­ствии с действующим законодательством РФ для предъявления требо­ваний по поводу недостатков продукции).

В сопроводительной технической документации, прилагаемой к сертифицированной продукции (Руководство по эксплуатации, паспорт, этикетка и др.), а также в товарно-сопроводительной документации делается запись о проведенной сертификации (номере сертификата, сроке его действия, органе, его выдавшем).

6. Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком Соответствия, принятым в системе. На рис. 15.1 дано изображение зна­ков соответствия в системе ГОСТ Р.

 

 

Сам знак представляет сочетание РСТ и означает аббревиатуру на­звания стандарта — Российский] Стандарт. Он указывает на национальную принадлежность знака соответствия.

Под знаком соответствия при обязательной сертификации (рис. 15.1, а) проставляется буквенно-цифровой код ОС —две буквы и две циф­ры. Часто буквенные индексы кода (полностью или частично) отража­ют начальные буквы наименования сертифицируемого объекта: УО, УИ, УП — услуги общественного питания; JIT — текстиль; БП—по­суда; ПП, ПО, ПР... — пищевые продукты и продовольственное сырье; ЛД—товары детского ассортимента; ЛК—кожевенно-обувные изде­лия. Иногда буквенный индекс не является аббревиатурой наименова­ния объекта: ME—электрооборудование; АЮ, АЯ — расширенная об­ласть аккредитации. Например, под кодом АЯ46 значится Российский центр испытаний и сертификации — «Ростест—Москва».

Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет из­готовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Марки­рование продукции следует осуществлять способами, обеспечиваю­щими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам.

Знак соответствия ставится на изделие и (или) тару, сопроводи­тельную техническую документацию. Знак соответствия наносят на тару при невозможности нанесения его непосредственно на продук­цию (например, для газообразных, жидких и сыпучих материалов и веществ).

Хотя Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 10) предусмат­ривает единственными источниками информации о сертификации маркировку знаком соответствия и указание в технической докумен­тации сведений о проведении сертификации, правительственный до­кумент (Правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998 г.) допускает и такой источник информации, как копии сертифи­катов.

7. Инспекционный контроль (ИК) за сертифицированной продук­цией проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в те­чение всего срока действия сертификата не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испы­тания образцов продукции, анализ состояния производства и пр. Цель инспекционного контроля, как это уже указывалось выше, — подтвер­ждение соответствия реализуемой продукции установленным требо­ваниям.

Внеплановые проверки могут проводиться в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, тор­говых организаций, а также надзорных органов.

Результаты ИК оформляют актом. По результатам контроля ОС мо­жет приостановить или отменить действие сертификата и в случае не­соответствия продукции требованиям НД. ИК осуществляют, как пра­вило, ОС, проводившие сертификацию данной продукции.

 

3.5.4. Условия ввоза импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации

Право потребителя на безопасность обеспечивается обязательной сертификацией не только отечественной, но и импортируемой про­дукции. Актуальность сертификации импортируемой продукции для России связана не только с защитой интересов потребителей и россий­ского рынка в области безопасности, но и со значительным увеличением доли импортных товаров в общих продажах на внутреннем рынке.

В условиях контрактов (договоров) на поставку в РФ продукции, подлежащей сертификации, должно быть предусмотрено наличие сер­тификата (декларации) и знака соответствия, подтверждающих ее со­ответствие установленным требованиям.

Сертификаты (декларации) или свидетельства об их признании» представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции в Россию.

Перечень продукции, требующей подтверждения ее безопасности I при ввозе на территорию РФ, до последнего времени устанавливался Госстандартом по согласованию с Государственным таможенным коми­тетом (ГТК).ГТКРоссии предусмотрена возможность ввоза проб и об­разцов товаров для проведения их испытаний в целях сертификации (например, предконтрактной).

Для некоторых видов импортной продукции (как и отечественной) требуется подтверждение соответствия специфическим требованиям» безопасности—гигиеническим, ветеринарным и пр.

| Скоропортящиеся товары (мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молочные продукты), т.е. товары, транспортировка или % хранение которых требуют соблюдения особых климатических условий " (температура, влажность, давление и т.д.), подлежат таможенному

оформлению и сертификации во внеочередном порядке.

Товары, завозимые на территорию России, подлежат таможенному контролю, подтверждающему их безопасность, путем: проведения сертификационных испытаний; подтверждения иностранных сертификатов.

Право подтверждения иностранного сертификата имеют территори­альные органы Госстандарта. Импортные товары могут иметь иност­ранные сертификаты, которые не требуют подтверждения, так как с за­рубежными органами по сертификации, выдавшими их, достигнуто соглашение о взаимном признании результатов сертификации. К ним. например, относятся:

Дин ГОСТ ТЮФ — общество по сертификации в Европе;

швейцарская фирма SGS (в литературе принята также аббревиату­ра из русских букв СЖС):

венгерская фирма «Мертконтроль».

Сертификация экспортируемой продукции проводится в системе ГОСТР.

Сертификация товаров, подлежащих ввозу в Россию, должна про­водиться, как правило, до их поставки в Россию. Если испытания про­водятся в зарубежных лабораториях, то выдаваемые ими протоколы испытаний будут являться основанием для получения сертификатов в том случае, если лаборатории аккредитованы Госстандартом и занесе­ны в Реестр системы сертификации ГОСТ Р.

Условием аккредитации лаборатории является ее вхождение:

1. в международную систему сертификации, к которой присоедини­лась Россия (например, Система сертификации механических транс­портных средств и прицепов, Система сертификации ручного огне­стрельного оружия, Система сертификации изделий электронной техники МЭК);

2. в зарубежную национальную систему (при наличии двусторонне­го соглашения России с зарубежным национальным органом);

3. в систему сертификации ГОСТ Р (например, компания ГОСТ— Азия, зарегистрированная в Сингапуре; Ростест—Эстония);

4. в систему сертификации страны — члена Межгосударственного соглашения по стандартизации, метрологии и сертификации.

Импортные товары, безопасность которых подлежит подтвержде­нию, при отсутствии сертификатов через таможню не пропускают и направляют на хранение в соответствии с правилами. При отсутствии сертификата системы ГОСТ Р получатель может в течение установленного срока подать заявку на проведение работ или признание иностранного сертификата. Если товар, взятый на хранение, не был направлен на сертификацию, то по истечении определенного срока он передается в собственность РФ.

Импортные товары, безопасность которых не подтверждена при сертификационном испытании, не пропускаются через таможню. При Этом возможны два решения: иностранный товар забирает отправитель; Товар подлежит таможенному режиму уничтожения. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» порядок ввоза на таможенную тер­риторию продукции, подлежащей обязательному подтверждению со­ответствия, утверждается Правительством РФ. В соответствии с За­коном списки продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (см. о ТН ВЭД разд. 7 гл. 2) ут­верждаются Правительством РФ на основании технических регла­ментов.

3.6. Особенности сертификации услуг

Основными общероссийскими организационно-методическими документами по сертификации услуг являются: «Правила сертифика­ции работ и услуг» (утв. Постановлением Госстандарта России от 05. 08.97 № 17) и «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОК 002-93).

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН) при сер­тификации работ и услуг, вошедших в Перечень, используют федераль­ные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных Видов услуг, утвержденных преимущественно постановлениями Прави­тельства РФ, например: «Правила оказания услуг общественного пита­ния», «Основные положения по допуску транспортных средств в эксп­луатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», «Правила продажи отдельных видов товаров».

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последова­тельности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

■ подача заявки на сертификацию;

■ рассмотрение и принятие решения по заявке;

■ оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

■ принятие решения о возможности выдачи сертификата;

■ выдача сертификата;

■ инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертифи­кации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность эта­па 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания ус­луг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой про­цедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах испытаний.

При сертификации работ и услуг используют семь схем (см. табл.7), тогда как по продукции —10 основных и 6 дополнительных схем.

Поясним применение отдельных схем, обратив особое внимание на специфичные схемы 1, 2, 4.

Схему 1 применяют для работ и услуг, качество и безопасность ко­торых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства при­меняют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — тре­бования к обслуживающему персоналу.

По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

 

полноту и актуализацию (своевременное обновление) документа­ции, устанавливающей требования к процессу (нормативные и техни­ческие документы);

метрологическое, методическое, организационное, программное, Информационное, правовое и другое обеспечение процесса выполнения работ, оказания услуг;

безопасность и стабильность процесса; профессионализм обслуживающего и рабочего персонала; безопасность реализуемых товаров.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государ­ственных стандартов. При этом оценивают не только процесс выпол­нения работ и оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность • Присвоения предприятию определенной категории (звездность гости­ницы, разряд ателье, тип предприятия торговли общественного пита­ния, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид Стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме Проводят также аттестацию организации (предприятия) на соответствие Материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД по безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертифи­кации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных работ и услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 (а также по схеме 7) производит­ся по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем Качества.

Схемы 6 и 7 основаны на использовании заявки-декларации с при­лагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ И услуг установленным требованиям. Как и при сертификации продук­ции по схемам 9 и 10, руководитель предприятия (или индивидуальный Предприниматель) заявляет, что объект обязательной сертификации со­ответствует установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг небольших Предприятий, зарекомендовавших себя в нашей стране и за рубежом как f исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы качества. Оценка выполнения работ, оказания услуг будет заключаться в обсле­довании предприятия с целью подтверждения соответствия работ и услуг требованиям стандартов системы качества.

 

При добровольной сертификации применяют схемы 1—5. Схемы 6 и 7, которые предусматривают заявку-декларацию, при добровольном сертификации не применяют.

t Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть ис­пользованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры серти­фикации. Речь идет о результатах социологических обследований, экс­пертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата ус­луги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко использу­ются (в порядке убывания значимости) регистрационные, органолепти- ческие, социологические и экспертные методы. Регистрационные мето­ды применяются для оценки безопасности услуг, в частности при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопас­ности: пожарной безопасности помещений (по заключению органов Гос­пожарнадзора); санитарной безопасности помещений (по заключению служб Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (по са­нитарным паспортам); безопасности обслуживающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обеспечения про­цесса обслуживания (по свидетельствам о поверке или оттискам клейма на СИ-весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам со­ответствия); профессионализма персонала (по документам о професси­ональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и свое­временности оказываемых услуг (по результатам проверки соблюдения режима работы предприятия торговли и общественного питания).

Органолептические методы используют для оценки санитарного со­стояния помещений предприятий торговли и общественного питания и прилегающей к ним территории.

Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии об­щественного питания проводится опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и теле­фоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания. Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и ус­луг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; ка­чество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся хим­чистке, параметров отремонтированного аппарата) широко используют­ся инструментальные методы.

Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных Материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может от­сутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необхо­димых случаях ОС может привлекать аттестованные ИЛ.

 

3.7. Сертификация систем качества (ССК)

Во введении дано понятие систем качества, а в гл. 2 —действующих На них стандартов.

3.7.1. Значение сертификации систем качества

В последние годы в мире стремительно растет число компаний, сертифицировавших свои системы качества (СК) на соответствие Стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время эти стандарты при­меняют более 80 стран. По данным Регистра Ллойда, предприятия с сертифицированной СК работают в 2—3 раза эффективнее по сравне­нию с остальными.

Тенденция стремительного роста ССК связана как с внешними при­чинами (требование заказчика, повышение конкурентоспособности), так и с внутренними.

К важным внешним причинам следует отнести тот факт, что мно­гие зарубежные органы и системы сертификации включают ССК в Процедуры сертификации продукции. Так, в ЕС семь из одиннадцати действующих директив, устанавливающих обязательную сертифика­цию продукции, предусматривают ССК как условие получения знака соответствия — СС. Сертификация систем качества позволяет увели­чить цену на продукцию в среднем в 1, 5—2 раза. Предприятия, име­ющие ССК, могут претендовать на льготные условия кредитования и страхования (при страховании ущерба за некачественную продукцию). Благодаря ССК предприятия побеждают в международных тендерах. При возникновении судебных исков, связанных с браком продукции, сертификат на СК расценивается судом как доказательство невиновнос­ти. Правительства ряда стран при решении вопроса о размещении гос­заказа отдают предпочтение предприятиям с ССК.

Поэтому важной задачей федеральных органов исполнительной вла­сти России является поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедривших СК. В этом плане заслуживает внимания постановление Правительства РФ от 02.02.98 № 103 «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг».

Существует ряд внутренних причин, побуждающих предприятия к ССК: более полное удовлетворение требований потребителей; сокраще­ние издержек производства; сокращение числа проверок со стороны потребителей и надзорных органов; улучшение культуры производства; повышение ответственности за качество.

Ряд предприятий страны имеют одновременно на СК как нацио­нальный сертификат, так и сертификат одной из международных сер­тификационных фирм — «Бюро Веритас», «Регистр Ллойда», «Дет Норске Веритас», «Тюф-Серт» и др.

3.7.2. Правила и порядок сертификации систем качества

Сертификация систем качества в России организуется и проводит­ся для создания уверенности у потребителей продукции (услуги), ру­ководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сто­рон в возможности изготовителя обеспечить потребителя продукцией, соответствующей установленным требованиям.

ССК осуществляется в рамках как обязательной сертификации, так идобровольной.

Сертификат и знак соответствия на СК имеют отличия от сертификата и знака соответствия на продукцию. Знак соответствия СК (см. рис. 15.1, в) состоит из единого знака системы, свидетельствующего об аккредита­ции ОС, и знака ЦОС. Знак соответствия размещается на сертификате на СК. Не допускается нанесение знака соответствия на продукцию.

Главный объект ССК—деятельность по управлению и обеспече­нию качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2001.

ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы — Технический центр Регистра. Последний определяет ОС. После оплаты регистрационного взноса ОС передает заявителю следу­ющие документы:

комплекс исходных форм документов для проведения предваритель­ной оценки СК;

перечень документов, представляемых на ССК.

В частности, в состав исходных данных для предварительной оцен­ки СК входят сведения о предприятии, используемой технической до­кументации, показателях качества изготовления продукции (коэффици­ент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходить по следующим этапам:

I - предварительная оценка СК;

II - проверка и оценка СК в организации;

III - инспекционный контроль за сертифицированной СК.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завер­шается подготовкой письменного заключения о возможности проведе­ния II этапа ССК.

Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управ­лению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе.

Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упуще­ние при реализации отдельных требований стандарта).

Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случа­ ях: проверяемая организация представляет дополнительные доказатель­ства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными; обнаруженное несоответствие устраняется в ходе про­верки. Значительное несоответствие может быть переведено главным экспертом в категорию малозначительного в случае представления про­веряемой организацией объективных доказательств.

СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значи­тельных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначитель­ных несоответствий. СК признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозна­чительных несоответствий.

Результатом проверки и оценки СК может быть один из трех вари­антов:

система полностью соответствует стандарту;

система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы; система содержит значительные несоответствия. Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССК) прини­мает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификата со­ответствия СК. Указанные документы вместе с актом проверки представ­ляют Техническому центру Регистра. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля.

Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра.

Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие коррек­тирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих про­верок на основе замечаний о несоответствиях.

Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК.

4. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

4.1. Действующая практика декларирования в России

Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных условий развития межгосудар­ственной торговли и вступления России в ВТО.

Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее — декларацией), по существу содержит малоопасные виды товаров: аккуму­ляторы, фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия и пр.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соот­ветствия установленным требованиям в форме декларации о соот­ветствии. Поэтому товары, включенные в указанный Перечень, могут подвергаться обязательной сертификации по заявлению изготовите­ля (подаваемому только в добровольном порядке).

Декларация заполняется по устан






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.