Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика межличностных отношений Т. Лири






 

Инструкция: «Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак «+» не ставьте)».

I 1. Другие думают о нем благосклонно.
2. Производит впечатление на окружающих.
З. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.

II 5. Обладает чувством собственного достоинства.
6. Независимый.

7. Способен сам позаботиться о себе.

8. Может проявить безразличие.

III 9. Способен быть суровым.

10. Строгий, но справедливый.

11. Может быть искренним.

12. Критичен к другим.

IV 13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявить недоверие.
16. Часто разочаровывается.

V 17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.

20. Уступчивый.

VI 21. Благородный.

22. Восхищаюшийся и склонный к подражанию.

23. Уважительный.

24. Ищуший одобрения.

VII 25. Способен к сотрудничеству.

26. Стремится ужиться с другими.

27. Дружелюбный, доброжелательный.

28. Внимательный и ласковый.

VIII 29. Деликатный.

30.Одобряющий.

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

32. Вескорыстный.

I 33. Способен вызвать восхищение.

34. Пользуется уважением у других.

35. Обладает талантом руководителя.

36. Любит ответственность.

II 37. Уверен в себе.
З8. Самоуверен и напорист.
39. Деловит и практичен.
40. Любит соревноваться.

III 41. Строгий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый и прямолинейный.

IV 45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.

47. На него трудно произвести впечатление.

48. Обидчивый, щепетильный.

V 49. Легко смущается
50. Неуверен в себе.
51. Уступчивый.

52. Скромный.

VI 53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.

VII 57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный и уживчивый.
60. Добросердечный.

VIII 61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный и мягкосердечный.

63. Любит заботиться о других.

64. Бескорыстный, щедрый.

I 65. Любит давать советы.
66. Производит впечатление значимости.
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.

II 69. Хвастливый.

70. Надменный и самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый и расчетливый.

III 73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Своекорыстный.
75. Откровенный.

76. Часто недружелюбен.

IV 77. Озлобленный.

78. Жалобщик.

79. Ревнивый.

80. Долго помнит обиды.

V 81. Склонный к самобичеванию.
82. 3астенчивый.
83. Безынициативный.

84. Кроткий.

VI 85. 3ависимый, несамостоятельный.
86. Любит подчиняться.

87. Предоставляет другим принимать решения.

88. Легко попадает впросак.

VII 89. Легко попадает под влияние друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбору.
92. Всем симпатизирует.

VIII 93. Прощает все.

94. Переполнен чрезмерным сочувствием.

95. Великодушен и терпим к недостаткам.

96. Стремится покровительствовать.

I 97. Стремится к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100. Деспотичный.

II 101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам).

102.Тщеславный.

103. Эгоистичный.

104. Голодный, черствый.

III 105. Язвительный, насмешливый.
10б. 3лобный, жестокий.
107. Часто гневливый.

108. Бесчувственный, равнодушный.

IV 109. 3лопамятный.
110. Проникнут духом противоречия.
111. Упрямый.
112. Недоверчивый и подозрительный.

V 113. Робкий.

114. Стыдливый.

115. Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.

116. Мягкотелый.

VI 117. Почти никогда и никому не возражает.
118. Ненавязчивый.

119. Любит, чтобы его опекали.

120. Чрезмерно доверчив.

VII 121. Стремится снискать расположение каждого.
122. Со всеми соглашается.

123. Всегда дружелюбен.

124. Всех любит.

VIII 125. Слишком снисходителен к окружающим.
12б. Старается утешить каждого.
127. 3аботится о других в ущерб себе.
128. Портит людей чрезмерной добротой.

 

Назначение и содержание. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржсм, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношении в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.

Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно бо­лее частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструк­ция для ответа.

Методические рекомендации. Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла — низкое адаптивное поведение,

5-8 баллов — умеренное,

9-12 баллов — высокое экстремальное поведение,

13-20 баллов — экстремальное, до патологии.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т.п.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

 

По специальным формулам (11), (12) определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (1-V)+0, 7 X (VIII+ II-IV-VI), (11)

Дружелюбие = (VII- III)+0, 7 x (VIII- II- IV+VI), (12)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности, положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.