Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Карлсплац






 

Значительная часть жизни на площади Карлсплац (Karlsplatz) сосредоточена под ней, в длинном подземном переходе под названием Опернпассаж (Opernpassage), c метро, дешевыми магазинами и закусочными, который простирается вплоть до Оперы. Выйдя из этого подземного мира, вы попадете, скорее всего, на край находящегося посреди площади парка Ресселя (Resselpark), названного так в честь Йозефа Ресселя, несчастного изобретателя пропеллера из Чехии, чье техническое нововведение никому в Австро-Венгрии не понадобилось. Рядом - монумент Йозефу Мадерспергеру, человеку совершенно аналогичной судьбы, придумавшему швейную машинку. Имеется тут также и памятник Иоганну Брамсу, который умер неподалеку отсюда, на Карлсгассе (Karlsgasse) в доме N4, в 1897 году. На выходе из метро к парку днем и ночью происходит странная тусовка бомжей, пьяниц и подростков на роликовых досках.

 

На краю парка, на возвышении (так, что снизу их и не заметишь), лицом друг к другу стоят два павильона работы Отто Вагнера, построенные в 1899 году в очень богатом бело-зелено-золотом стиле необарочного модерна. Один сейчас используется под кафе, а другой - под выставочный зал. Эти павильоны предназначались для наземного метро, построенного в Вене с 1893 по 1902 год по проекту все того же Отто Вагнера (сегодня метро здесь ушло под землю). Вагнер не просто построил метро, но выдвинул совершенно новую концепцию города как мобильной и бесконечно продолжающейся системы транспорта, а не набора парадных зданий (вроде ненавистного ему Ринга). В известном смысле нынешняя Карлсплац, на которой легко попасть под машину, пытаясь сфотографировать какую-нибудь архитектурную достопримечательность, есть неудачное соединение обеих моделей.

 

Напротив павильонов Вагнера, на том берегу транспортного потока Лотрингерштрассе (Lothringer Strasse), стоит массивное здание Дома художника (Kü nstlerhaus), построенное в 1881 году для выставок крупнейшего объединения художников Австро-Венгрии. Оно и ныне принадлежит местному Союзу художников, но как ни странно, там часто проходят вполне авангардные выставки. Кроме того, в левом крыле этого здания с 1949 года находится амбициозный (что называется, " клубный") кинотеатр Kü nstlerhaus Kino, где частично проходит программа венского кинофестиваля Viennale, а в правом - театр авангардного танца Dietheater.

 

Рядом, почему-то вызывающе под прямым углом к Дому художника, стоит Музыкальное общество (Musikverein), венский (а в Вене считают, что и мировой) концертный зал номер один, отличающийся легендарной акустикой (постройка Теофиля фон Ханзена 1860-х годов). Именно здесь проходит новогодний концерт Венского филармонического оркестра, транслирующийся по телевидению. И именно здесь Арнольд Шенберг впервые выступил со своей атональной музыкой перед ничего не подозревающей венской публикой. Это случилось 31 марта 1913 года, когда Шенберг дирижировал оркестром, исполнявшим " Песни Альтенберга" Альбана Берга. Оркестр закидали программками, началась драка, была вызвана карета скорой помощи, и концерт прекратили. Позднее Шенберг сожалел, что " Песни Альтенберга" столь коротки, что " исключают возможность тематического развертывания". Берг же пришел в ужас и впредь не позволял исполнять свои " Песни": они оставались неопубликованными до 1935 года.

 

Павильоны Отто Вагнера (Stadtbahn Pavilions) 1., Karlsplatz; 505 87 47; U1, U2, U4 Karlsplatz; май-октябрь: вт-вс 13.30-16.30. Вход - €1, 82, для студентов €0.73.

 

В конце парка Ресселя стоит главное сооружение площади Карлсплац - гигантская Карлскирхе (Karlskirche), главная барочная церковь Вены, впечатляющее сооружение с высоким куполом и двумя витыми колоннами, имитирующими римскую колонну Траяна. Довольно смешная идея - все хорошее иметь на всякий случай в двух экземплярах - как видно, имеет в Вене глубокие корни. Если присмотреться, то храм представляет собой компиляцию греческих (портик), римских (колонны), христианских (центральный купол в духе римского собора Святого Петра) и восточных элементов (навершия боковых башен), так что амбиции его - объять необъятное, не меньше.

 

Сейчас перед церковью жидкий прудик, а раньше вплоть до самой городской стены тянулся огромный пустырь, а сбоку текла ныне убранная под землю река Вена: здание было построено с размахом. Поводом послужило избавление от очередной чумы (1713 года); конкурс на постройку выиграл Иоганн Бернхардт Фишер фон Эрлах, а закончил церковь его сын в 1737 году. Храм посвящен святому Карлу Борромеи, а строился - как нетрудно догадаться - для императора Карла VI, так что набожности в здании не больше, чем помпезной лести. Впрочем, барокко без этого никогда не обходится. За вход, в отличие от других церквей Вены, берутся деньги, но, если вы не вписываетесь в бюджет, на этой статье расхода можно сэкономить: внутри храм впечатляет меньше, чем снаружи. У него овальный купол, типичный для барочной Вены, и фреска с апофеозом Карла Борромеи.

 

Сбоку от церкви стоит не слишком бросающееся в глаза низкое модернистское здание 1950-х годов - это Исторический музей города Вены (Historisches Museum der Stadt Wien), мало посещаемый туристами, и совершенно напрасно. Хотя здесь, к сожалению, ничего нельзя узнать о самых интригующих страницах венской истории (например, нацистской или советской), в музее прекрасная художественная коллекция, включающая в себя подлинные скульптуры с собора Святого Стефана, интерьер дома, который построил для себя архитектор Лоос, и живопись Шиле и Климта. Вдобавок здесь часто бывают интересные выставки современной фотографии.

 

Такова была восточная часть площади Карлсплац. Если пройти обратно сквозь парк Ресселя, то можно приблизиться к ее западной части, где главный памятник - знаменитый венский Сецессион (Secession). Еще недавно на пути к нему вам пришлось бы преодолеть странного вида металлический контейнер с пешеходной трубой - здание венской Кунстхалле (Kunsthalle), построенное в 1992 году чуть ли не на пару месяцев, но сохранявшееся вплоть до 2001-го. Теперь Кунстхалле переехала в Музейный квартал, а здесь будет построен новый павильон, поменьше, для разных видео- и аналогичных проектов.

 

Карлскирхе 4., Karlsplatz; U1, U2, U4 Karlsplatz; пн-пт 7.30-19.00, сб 8.30-19.00, вс 9.00-19.00. Вход - €3.

 

Перейдя еще пару-тройку улиц с очень сильным движением и перепрыгнув через ограждения в виде цепей (увы, маловероятно, что кто-нибудь станет их обходить), вы все-таки окажетесь перед Сецессионом (Sezession), который по праву может считаться чудом света.

 

Архитектура его действительно ни на что не похожа. Йозеф Мария Ольбрих в 1898 году реализовал заказ нового художественного объединения, к которому принадлежал и сам, в нечто экстраординарное, влекущее и интригующее и построил по-гречески белоснежный " храм искусства" (обратите внимание на крутизну лестницы и суровые пилоны, обрамляющие узкий вход) с гротескно большим золотым куполом из листьев, который горожане немедленно прозвали " золотой капустой". Еще Сецессион называли теплицей и смесью храма со складом - последнее определение, кстати, абсолютно верно.

 

Шарм и интрига здания - в том, как рационалистическая абстракция (плоскости, линии) сочетается в нем с мистическими символами и изображениями. На стене девиз: " Каждой эпохе - ее искусство, искусству - его свободу"; нацисты, не переносившие ни идею актуальности, ни идею свободы, его убрали, но потом девиз был возвращен на место.

 

Внутри Сецессион гораздо проще, но в этом заключается его новаторство: до конца XIX века выставки было принято устраивать не в таких вот белых и пустых помещениях, а во дворцах - среди богатых и пыльных интерьеров. Сецессионисты же защищали идею чистоты.

 

 

В подвале Сецессиона хранится знаменитый " Бетховенский фриз" Климта. На выставке 1902 года он был показан рядом со статуей голого Бетховена работы Макса Клингера и в сопровождении " Девятой симфонии", исполненной на вернисаже Густавом Малером. Огюст Роден назвал этот фриз " трагическим и божественным", но публике он не понравился - показался незаконченным, - и Сецессион чуть не потерпел финансовый крах. Честно говоря, трудно отделаться от ощущения незаконченности и сейчас (впрочем, там, где сегодня пустая стена, были открытые проемы).

 

В запутанной символике фриза Климт опирался на интерпретацию Девятой симфонии, предложенную Рихардом Вагнером. С левой стороны изображено " Стремление к счастью" с тремя анорексическими фигурами, которые об этом счастье умоляют рыцаря в золотых доспехах. На торцевой стене - " Вражьи силы" с абсолютно гениальной гигантской обезьяной, достойной современных японских мультфильмов, и прочими гадкими персонажами, которые уже сами по себе стоят визита. Страдающая ожирением дама в пестрой синей юбке-саронг символизирует неумеренность. На правой стене сначала появляются фигуры с лирами, доказывая, что стремление к счастью удовлетворяется в поэзии; потом наступает " Ода к радости", где обнаженная парочка, опутанная в районе щиколоток какими-то нитками, обнимается в присутствии невозмутимого женского хора.

 

Находящееся неподалеку кафе Museum, в котором сидели все художники, оформил соратник Климта Адольф Лоос. Сейчас это приятное и непретенциозное место, но от архитектуры Лооса осталось совсем немного.

 

Практически под боком у Сецессиона, в огромном здании типично ринговского стиля, находится еще одна, в прошлом консервативная, а ныне вполне адекватная художественная институция - Академия художеств (Akademie der bildenden Kunste). Там есть небольшой музей, главный шедевр которого - " Страшный суд" Иеронимуса Босха.

 

Копия клингеровского Бетховена находится в Историческом музее города Вены.

 

Museum 1., Operngasse 7; U1, U2, U4 Karlsplatz; пн-вс 8.00-0.00

 

Недалеко от Академии, на улице Легаргассе (Lehargasse 6-8), находится ее очень интересный в архитектурном отношении филиал - так называемое Депо Земпера (Semperdepot). Весь интерес находится внутри, но здание, увы, обычно закрыто для публики - здесь располагаются мастерские Академии. Однако если вам удастся проникнуть внутрь (по случаю выставки или просто - употребив свое обаяние), вы увидите весьма необычный пример индустриальной архитектуры XIX века, спроектированный великим дрезденским архитектором и теоретиком Готфридом Земпером в 1875 году для хранилища декораций императорских театров. Полуовальный многоярусный вестибюль с тонкими чугунными колоннами, похожий одновременно на театр и храм, совершенно незабываем.

 

Если после всего увиденного вам захочется где-нибудь приземлиться - неподалеку очень кстати находится кафе Sperl, признанное лучшим традиционным кафе Вены. Однако впереди вас ждет, пожалуй, главное кулинарное впечатление города - рынок Нашмаркт (Naschmarkt).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.