Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вокруг площади Ин-дер-Бур






 

Главный вход в Хофбург (Hofburg) находится на площади Михаэлерплац (Michaelerplatz): огромные ворота, построенные в 1889 году по планам еще XVIII века. Они имеют слегка восточные зеленые купола, четыре скульптурные группы с одним и тем же Геркулесом, побеждающим разных врагов, и по бокам еще два фонтана - " Австрия, покоряющая море" и, соответственно, " Австрия, покоряющая сушу". Правда, к моменту сооружения фонтанов покорение и того и другого было чистой фантазией, поскольку империя потеряла свои венецианские владения и сокрушительно проиграла австро-прусскую войну. Внутри арки - купольный вестибюль, а в нем (справа) - вход в кайзеровские апартаменты, куда устремляется основная масса туристов. Любителям роскошной архитектуры там, правда, делать нечего: в поисках аналога Царскому Селу лучше ехать в Шенбрунн. А здесь перед вами окажется всего лишь жилище Франца Иосифа, вид которого в свое время заставил героя романа Музиля " Человек без свойств" " подумать об адвокате или зубном враче, живущем без достаточной изоляции между кабинетом и частной квартирой". Эти скромные апартаменты дают, впрочем, представление об образе жизни (точнее, образах жизни) Франца Иосифа и его супруги Сисси: можно посмотреть, как она с утра до вечера занималась физкультурой и что в это время делал он.

 

Даже если вы собираетесь сразу в царские покои, все равно зайдите на минуту в Хофбург, на площадь Ин-дер-Бург (In der Burg), чтобы ее запомнить: по выходе из апартаментов вы окажетесь в незнакомом и малоприятном месте; спасение будет в том, чтобы немедленно завернуть под арку налево и оказаться снова на площади Ин-дер-Бург.

 

Название это означает " в крепости", но никакой крепости тут сейчас нет. Остатки ее (в виде подъемного механизма от моста) можно отыскать внутри красно-черных Швейцарских ворот (Schweizer Tor). Первый укрепленный замок был поставлен на этом месте в XIII веке, когда вымершую династию Бабенбергов (чей дворец стоял на площади Ам-Хоф) сменил богемский правитель Отокар Пшемысл. Его австрийский земельный участок, правда, буквально через пару лет (в 1278 году) оттяпал граф Рудольф Габсбург, убив незадачливого Отокара в бою. Поскольку Габсбург хотел доказать законность своей власти, он оставил резиденцию на прежнем месте; горожане, впрочем, не сочли, что убийство их Отокара может быть этим хоть как-то заглажено, и устроили восстание. Но напрасно они старались: терпеть династию Габсбургов им предстояло более шестисот лет.

 

Настоящую осаду эта крепость переживала всего однажды, в 1481 году, когда стремительный мадьярский король Матиаш Корвин налетел на Вену и заставил двор Фридриха III питаться собственными собаками и кошками (до каннибализма не дошло: осада оказалась короткой). После этого прискорбного случая Габсбурги бежали из Хофбурга при первом же приближении опасности: в 1683 году от турок, в 1805 и 1809 году от Наполеона, а в 1848 году - от восставшего народа.

 

Что касается Швейцарских ворот (Schweiser Tor), то они были построены в 1552 году первым Габсбургом, который в Хофбурге всерьез поселился, - Фердинандом I, получившим Австрию в подарок от брата, испанского короля Карла. На воротах золотыми буквами изложен длинный список владений Фердинанда, среди которых упомянуты и братнина Испания, и Рим (где вообще-то правил папа), и Венгрия, которую Фердинанд в самом деле присоединил к своим владениям через наследство (прирожденные бюрократы Габсбурги всегда увеличивали свою жилплощадь путем бумажных дел, включая браки, и лишь крайне редко путем прямого захвата). Заканчивается список буквами " ZC", что означает " и т.д.". Швейцария же здесь вовсе не при чем: просто позднее ворота охраняла швейцарская гвардия.

 

Часть зданий, образующих площадь Ин-дер-Бург, построена в XVI веке, но идея сделать из них парадное каре принадлежала веку XVII, эпохе барокко, когда Хофбург переживал наибольший расцвет. Произошло это при Леопольде I, который, избавив Вену навсегда от турецкой опасности в 1683 году, предался своим артистическим маниям. В Хофбурге он построил огромный театр для исполнения собственных музыкальных произведений, где сам же временами играл главные роли. К сожалению, театр был деревянным и не сохранился.

 

В центре площади Ин-дер-Бург стоит памятник - не рачительному Фердинанду и не талантливому Леопольду, но человеку, при котором престижу страны был нанесен непоправимый урон, - императору Францу I, который успел побывать еще и Францем II, причем Вторым раньше, чем Первым. Исторический парадокс связан с тем, что с XV века Габсбурги были не только правителями Австрии, но и императорами Священной Римской империи - престижной фикции, которая, по справедливой формулировке уже упомянутого Матиаша Корвина, не была ни священной, ни римской, ни империей. Фактически это было условное обозначение единой германской империи. Поскольку Габсбурги добились неофициальной монополии на этот титул, правителями какой-то там Австрии им называться было неcподручно. Но когда в начале XIX века Наполеон стал серьезно претендовать на объединение Европы под своим началом, император Франц II на всякий случай выдумал себе титул кайзера австрийского Франца I, тем самым отбросив римские претензии (поэтому античная тога, в которой он изваян, выглядит несколько издевательски). Дело было в 1804 году, и после этого, конечно, Священную Римскую империю оставалось только упразднить (что и произошло в 1806-м). А связь с новой империей Франц решил обеспечить старинным габсбургским способом - выдав за Наполеона свою дочь. Когда выяснилось, что ставка была сделана не на ту лошадку, Франц взял на себя другую роль - хозяина исторического Венского конгресса (1815), в ходе которого не столько решались судьбы будущей Европы, сколько протанцовывались и проедались деньги новоявленной Австрийской империи (ежевечерне в Хофбурге накрывался ужин на 40 огромных столов). Памятник Францу поставили уже в эпоху бидермайера, в " тишайшие" 1840-е годы, когда хороший аппетит в сочетании с умеренностью амбиций (столь ярко проявленные пораженцем Францем) были возведены в статус наивысших добродетелей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.