Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вокруг Фрари




Под стенами Фрари находятся две крупнейшие венецианские Большие скуолы. Одна из них (скуола Сан-Рокко) представляет собой выдающийся памятник живописи и пользуется мировой известностью; другая (скуола Сан-Джованни) - cлавна архитектурой, но туристам не известна практически совсем.
Скуола Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco, лето: пн-вс 9.00-17.30; зима: пн-вс 10.00-16.00. Вход - €5, 16) cвязана с именем французского святого Роха, которого почитали по всей Европе как избавителя от болезней и, в частности, чумы (самого Роха исцелил его пес, поэтому они всегда изображаются вместе). В 1485 году венецианцы, которые очень боялись чумы, перевезли мощи Роха к себе, и в городе развился истерический его культ, который сразу же озолотил только что созданную скуолу. Уже в 1489 году она получила статус Большой и заказала новое здание Бартоломео Бону. Строительство затянулось (1515-1560), и в итоге фасад вышел неудачный, колонны опоясаны лишаем ненужных цветов; но владельцы с самого начала, затаив дыхание, ждали живописи (век был такой: венецианцы на ней помешались). В 1564 году состоялся конкурс, который хитростью выиграл Тинторетто: вместо маленького эскиза он, театрально откинув занавес, показал готовый плафон прямо на потолке. После этого за 23 года " стахановец кист", как назвал его один итальянский историк искусства, заполнил своими полотнами всю постройку.
Оценки результата существуют самые полярные. Иные утверждают, что видели тут взрослых зрителей мужского пола в слезах; другие заявляют, что здесь дышать невозможно. Во всяком случае, Тинторетто показал, на что он способен. Чтобы вынести свое суждение, честно пройдите весь путь до конца, начав с самых ранних росписей, в зале Альберго (Albergo) на втором этаже (1564-1567). Плафон со святым Рохом был только разминкой. Дальше Тинторетто написал 12-метровую " Голгофу", о которой существует мнение, что это лучшая картина в мире. " Голгофа" и правда целый роман с мастерски построенной интригой, детали которой вы лучше рассмотрите на репродукциях в книжном ларьке. Сам Тинторетто наблюдает за происходящим (в правой части картины он опирается на камень, в профиль). За этим последовали эпизоды Страстей на входной стене (лучшая вещь - " Христос перед Пилатом"). Во вторую очередь (1576-1581) были написаны картины для Большого зала на этом же этаже, причем Тинторетто сделал все бесплатно, только бы работу поручили ему одному. На потолке он написал ветхозаветные сцены чудесного расточения даров (" Извлечение воды из скалы"), подходившие ему по размаху, а администрации скуолы - как символ благотворительности. На стенах с той же бравурой представлены новозаветные сцены: со свистом проносится множество обнаженных тел и эфемерных душ. Алтарный образ " Видение святого Роха" - это Тинторетто & сын. На мольбертах около алтаря выставлено также не лучшее " Благовещение" Тициана (1540). Деревянная резьба нижнего яруса стен относится к XVII веку и включает карикатуру на самого Тинторетто (ниже и левее " Моления о чаше").

В последнюю очередь, в 1580-е годы, уже старый Тинторетто написал полотна нижнего этажа. Постарайтесь сохранить на них силы, поскольку вещи тонкие и даже грустные. Верен себе Тинторетто в умопомрачительном " Благовещении", где голубь камнем падает прямо Марии на лоно, пока она отмахивается от роя ангелов. Тут Тинторетто выполнял прямые указания католической церкви, которая на Тридентском соборе (1545-1563) постановила дать отпор протестантизму, настаивая на буквальном присутствии в мире чуда и на том, что живопись должна быть единственным средством общения католиков с Библией (чтение не поощрялось).
Стоящая к скуоле под углом церковь Сан-Рокко (пн-вс 8.00-12.30, 15.00-17.00) построена в эпоху Раннего Ренессанса, но радикально перекроена в XVIII веке и в результате имеет весьма официозный вид. Почти вся живопись в ней эмоционально фальшивая, а картины Тинторетто (которые он написал еще до скуолы, без участия учеников) практически не видны из-за освещения - то бликуют, то в тени. Если все это вас не пугает, то четыре собственноручных Тинторетто, посвященные истории святого Роха (1549), находятся в алтаре, в нижнем ряду.
Чтобы отдохнуть от вакханалии живописи и увидеть хрупкую, нежную архитектуру скуолы Сан-Джованни-Эванджелиста (Scuola Grande di San Giovanni Evangelista, San Polo 2454, Campiello della Scuola 041 71 82 34, пн 16.00-18.00), нужно обойти монастырь Фрари с любой стороны и выйти на калле Магадзен (Calle del Magazzen). Скуола будет слева. Она основана в 1261 году флагеллантами - монахами, предававшимися самобичеванию (эта практика была популярна в глубоко религиозном XIII веке и потом угасла). Получив в 1369 году в дар кусок креста, на котором был распят Христос, община стала купаться в пожертвованиях и смогла заказать цикл картин, посвященный Святому Кресту (шедевр Карпаччо и Джентиле Беллини, ныне в Академии художеств). А в XV веке построили новое здание.
Оно раскрывается постепенно, как шкатулка, у которой множество потайных отделений. С калле Дзане (Calle Zane) театральная перспектива видна лучше всего: резное основание для флагштока, за ним великолепные врата, похожие на иконостас и увенчанные орлом (Пьетро Ломбардо, 1481); за этим " вестибюлем" открывается кампо с церковью слева и готическим фасадом скуолы справа; замыкает композицию палаццо. В здании скуолы - двухпролетная лестница (Мауро Кодусси, 1498), ведущая в часовню и парадный зал, законченный уже в XVIII веке. Попасть внутрь не очень просто, но возможно, заранее позвонив; живопись в парадном зале малоинтересная, как и церковь Иоанна Евангелиста, так что смотреть надо только лестницу.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.